МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ АЛГОРИТМИЧЕСКИХУМЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
материал (старшая группа)

Абдуразакова Джамиля Ирбайхановна

повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу развития алгоритмическихумений у детей  среднего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное  дошкольное  образовательное учреждение

 города Когалыма  «Золушка»

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС «ПЕДАГОГ ГОДА – 2021»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ: «МАСТЕР-КЛАСС»

Воспитатель: Абдуразакова Д.И.

2021 год

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ АЛГОРИТМИЧЕСКИХУМЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

Абдуразакова Джамиля Ирбайхановна,

воспитатель МАДОУ «Золушка»

Цель:повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу развития алгоритмическихумений у детей  среднего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по развитию алгоритмических умений у детей среднего дошкольного возраста.

2. Расширить представления педагогов по вопросам использования дидактических игр, способствующих освоению основ алгоритмики дошкольниками; приобрести начальные умения для использования элементов алгоритмики в практике группы.

3. Мотивировать педагогов на использование в своей практической деятельности дидактических игр по алгоритмике, как эффективного средства формирования алгоритмического мышления.

План  мастер-класса

1. Краткое изложение концептуальных основ системы работы по теме «Использование дидактических игр и упражнений в процессе формирования алгоритмических умений у дошкольников».

2. Демонстрацияметодов и приемов по развитию алгоритмических умений детей среднего дошкольного возраста посредством использования дидактических пособий.

3. Подведение итогов мастер-класса, рефлексия.

1 слайд

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса«Использование дидактических игр и упражнений в процессе формирования алгоритмических навыков у дошкольников».

2 слайд

Я  согласна с высказыванием великого изобретателяСтива Джобса, который сказал «Каждый человек должен учиться программировать, потому что это учит нас думать».

3 слайд

Сегодня на мастер-классе мы с вами постараемся разобраться в основах алгоритмики, выясним, как выстроить поэтапное вхождение в алгоритмику, в зависимости от возрастных особенностей детей, определим эффективность использования различных дидактических игр и упражнений, способствующих развитию алгоритмических умений.

4 слайд

Одним из приоритетных направлений современного  дошкольного образования является развитие познавательной активности, любознательности и стремления к самостоятельному поиску решений познавательных и практических задач.

Для становления ребенка как субъекта деятельности важно предоставить ему возможность самостоятельно находить информацию в соответствии с целью, использовать освоенные способы действий.

Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания у детей дошкольного возраста, является использование в работе с детьми алгоритмов.

5 слайд         

Вбольшом толковом психологическом словаре под алгоритмом понимается метод, необходимый для решения конкретной проблемы, который обязательно приведет к решению. 

По мнению А.А. Столяра,  алгоритм - это точное указание о том, какие действия и в каком порядке необходимо выполнить для решения любой задачи.

Т.е., можно сказать, что «алгоритм» – этонабор последовательных действий, которые направлены на достижение определенной цели.Каждый из нас в повседневной жизни усваивает и исполняет большое число алгоритмов, даже не подозревая об этом. Например:полить цветы, выбросить мусор, помыть посуду, все это происходит у нас на подсознании, потому что когда-то в детственас этому научили.

6 слайд

Использование в педагогическом процессе алгоритмов решает следующие задачи:

развивает основные психические процессы: память, внимание,   образное мышление, логическое мышление, пространственное воображение;

развивает умение планировать этапы и время своей деятельности, разбивать одну большую задачу на подзадачи;

позволяет оценивать эффективность своей деятельности;

дает ребенку возможность буквально понять, что такое последовательные действия;

повышает мотивацию к познанию окружающего мира;

развивает диалогическую речь детей (умение слушать собеседника, понимать вопросы,уметь задавать вопросы, отвечать на них), тем самым обогащая активный словарь детей;

воспитывает потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умение подчинять свои интересы определенным правилам.

7 слайд

Я считаю, что Алгоритмика - это не просто наука, которая способствует развитию у детей алгоритмического мышления, но я бы сказала, это искусство размышлять, умение планировать свои действия, предусматривать различные обстоятельства и поступать соответственно с ними.

8 слайд

Для того чтобы используемые алгоритмы были эффективны и полезны для детей, необходимо соблюдать ряд требований к организации данного вида деятельности:

  • Алгоритмы должны содержать понятную для детей информацию, нельзя использовать алгоритмы, которые отражают не специфические виды деятельности дошкольников, ярко и отчетливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с его помощью;
  • Алгоритм как наглядно – практическое средство познания должен чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;
  • Все используемые алгоритмы должны быть яркими, содержать знакомые предметы или символы, быть простым для восприятия  и доступным для действий с ним;
  • Нельзя вводить алгоритмы без предварительной работы с ними. В таком случае они не будут нести необходимого развивающего и обучающего эффекта;
  • Используете в организации развивающей предметно-пространственной среде алгоритмы, разработанные детьми, это повысить уровеньсамостоятельности дошкольников и будет способствовать формированию новых значимых навыков.
  • Педагогу необходимо создавать такие ситуации, в которых дети почувствовали бы необходимость создания алгоритма, поняли, что без алгоритма им будет трудно самостоятельно достичь поставленной цели.

9слайд

Начинать работу по развитию алгоритмических навыков у детей дошкольного возраста необходимо поэтапнос учетом возрастных особенностей.

     В группе младшего дошкольного возраста проводится подготовительная работа по формированию данных навыков, потому что дети в возрасте 3-4 лет еще не способны к усвоению алгоритмов, они не могут продолжительное время удерживать цель и план деятельности, точно следовать инструкции, основы алгоритмической деятельности для них еще трудны.

     Поэтому в младшем возрасте под моим руководством в процессе игровой деятельности дошкольники осваивали нормы и правила поведения за столом во время еды, правила умывания, культурно-гигиенических навыков по использованию предметов личной гигиены, то есть действия, носящие алгоритмический характер. В основном я использовала  специальные подсказки – схемы-алгоритмы.

10 слайд

Целенаправленную работу по формированию алгоритмических умений я начала в средней группе. Возраст от 4 до 5 лет – считается первым этапом в работе по формированию алгоритмических навыков. Именно в этом возрасте ребенок уже способен воспринимать, осмысливать и выполнять алгоритмические действия. Использовать технологию алгоритмики можно при организации режимных моментов, в игровой, трудовой, образовательной деятельности. (фото)

В среднем дошкольном  возрасте  знакомим детей с линейными алгоритмами, проводим работу по формированию у детей умений выполнять линейные алгоритмы, осмысливать значимость их выполнения в повседневной жизни и в процессе образовательной деятельности.

11слайд

Линейные алгоритмы - это алгоритмы, в которых все действия выполняются однократно, последовательно, в заданном порядке. Предлагаю рассмотреть на примере дидактической игры «Научи робота кушать».

12-13 слайд

Робот – это персонаж, которому сообщают команды. Чтобы робот выполнил команду, она должна быть очень четкой, а чтобы достичь результата, нужен правильный порядок действий.

Уважаемые коллеги,  поиграем с вами в словесную алгоритмическую игру «Научи Робота кушать». Вам, необходимо составить алгоритм действий (команд) для робота, чтоб помочь ему съесть банан. Слушайте внимательно, я вам приговорю последовательность действий, которые должен совершить робот чтобы съесть банан. Но я могу допустить ошибку, вам надо меня исправить и составить алгоритм действий робота-1.Выброси кожуру в мусорное ведро; 2.Очисть банан; 3.Вытри руки; 4.Помой его; 5.Конец; 6.Возьми банан из мешка;7.Съешь. После проведения дошкольниками любой игры или задания на выполнение алгоритма воспитатель анализирует с ними реализацию всех этапов и достижение поставленной цели. Воспитатель корректирует, если необходимо, алгоритм, внося изменения.

14 сайд

Чтобы дети  грамотно выстраивали  причинно-следственные связи, логически мыслили и рассуждали, для этого я использую дидактические игры. Более подробно остановимся на играх «Расколдуй картинку», «Путь домой».

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «РАСКОЛДУЙ КАРТИНКУ»

Эта игра представляет собой планшет в виде таблицы и карточку с кодом.

Карточка с заданиями, на первый взгляд, представляет собой беспорядочный набор цифр и клетки. Но если присмотреться, становится понятно, что в них зашифрована красочная картинка. Ребенку необходимо расшифровать код и выложить на игровом поле из цветных квадратиков получившееся изображение. (Пример – цветок)

15 сайд

Сейчас, представьте, что вы находитесь на заколдованном острове, и чтобы  выбраться, Вам нужно расколдовать картинки-отгадки, которые являются ключом к разблокировке портала острова. Предлагаю Вам сейчас взять  конверт, в котором вы найдете карточку с зашифрованным кодом, с помощью которой, вы узнаете, какая картинка зашифрована.

Задание:        

 - Необходимо раскрасить цветными карандашами квадратики на игровом поле, согласно расположению, зашифрованному в карточке  коду, так чтобы у вас получилась картинка.

Когда  задание будут выполнено правильно, вы разблокируете портал и вернетесь с острова мудрецами! Выполняют задание.

 

Заключительная часть:

- Покажите, что у вас получилось? (сверить с образцом)

- Молодцы, вы вернулись с острова.

16 сайд

Следующая игра «Путь домой».

Игра начинается с постановки проблемы. В нашем случае это зайка, ему необходимо добраться домой. Определяем исходную позицию, где находится зайчик, где находится дом. Дальше нам надо установить последовательность действий и шагов по ее выполнению. Задание: зайчику нужно дойти до дома, не упасть в реку, чтоб его не съела лиса, и не попал в лапы волку. Вот мы с вами установили последовательность действий. Каким образом он будет совершать путь домой. Дети должны по заданному алгоритму провести зайчика домой.

- Как считаете, будут ли интересны эти игры детям? На самом ли деле игры развивают пространственное мышление, логику, воображение? Хотелось бы вам использовать эти игры в своей деятельности?

Считаю, что это универсальные навыки, которые помогут и физикам, и лирикам достичь успеха в будущих профессиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей ДОО "Использование дидактического пособия "Бусы" как средство всестороннего развития дошкольников

Мастер-класс показывает возможности использования дидактического пособия «Бусы» в образовательной деятельности...

Мастер класс по изготовлению и использованию дидактического пособия «Ловкий математик»

Уважаемые коллеги, многие из вас иногда с интересом и сожалением обращают внимание на физкультурный инвентарь в магазинах. Почему с интересом, это понятно — он яркий, красочный, но не всегда про...

Мастер-класс для педагогов «Использование дидактических игр и упражнений в процессе формирования алгоритмических умений у дошкольников"

Данный мастер-класс направлен  на использование дидактических игр и упражнений в процессе формирования алгоритмических умений у дошкольников....

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ АЛГОРИТМИЧЕСКИХУМЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу развития алгоритмических умений у детей  среднего дошкольного возраста.Задачи:1. Познакомить участников педагогической ма...

Использование дидактических игр и упражнений в процессе формирования алгоритмических умений у дошкольников

Актуальность. Жизнь в современном мире наполнена различными знаками, символами, схемами. Даже режим дня дошкольника представляет собой систему предписаний о выполнении детьми и воспитателем действий в...

Мастер-класс для родителей по использованию дидактической технологии "Дары Фребеля" в развитии позновательных процессов старших дошкольников.

В мастер-классе для родителей представлена система дидактических игр и упражнений для развития позновательных процессов старших дошкольников....