Самообразование. Мнемотехника.
материал (старшая группа)

Абрамовских Алена Сергеевна

Материалы по самообразованию на тему «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи старших дошкольников»

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение — детский сад №14

Абрамовских Алена Сергеевна

(Ф.И.О. педагога)

7 лет               без категории

(стаж работы) (кв. категория)

Тема: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи старших дошкольников»

2019-2020 старшая группа

Тема: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи старших дошкольников»

Цель: «Повышение педагогической компетентности»

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, опыта других педагогов.

2. Разработать перспективный план работы с детьми.

3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.

4. Разработать проект «Мнемотаблицы. Весна».

5. Подобрать мнемосхемы для центров развития в группе.

6. Принять участие в МО по теме «Использование приёмов мнемотехники для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста »

Изученный материал. Краткое содержание.

Впервые использование моделей началось в 1990 году. Оно было предложено логопедами для развития речи детей с общим недоразвитием речи и является актуальным и действенным методом в настоящее время, как для групп детей с ОНР, так и для групп массовых дошкольных учреждений. Использовать метод моделирования можно в различных видах деятельности. Действую с моделями, дети придумывают необыкновенные, волшебные предметы или истории про них, сочиняют сказки, рисуют их, можно отправить в путешествие и т. п.. Дети учатся нестандартно мыслить (один и тот же предмет или явление выглядит по -- разному у каждого ребёнка), дети создают собственные творения, развивают свою фантазию и речь. В старшем дошкольном возрасте полезно составлять модели прямо во время занятий. Использование схем, таблиц, моделей помогают детям преодолеть различные затруднения: самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки; установить последовательность изложения выявленных признаков; удержать в памяти эту последовательность, которая является планом -- рассказом описания.

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемотехника -- это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотаблицы и схемы-модели в дошкольной педагогике называют по-разному: В.К. Воробьева - сенсорно-графическими схемами, Т.А. Ткаченко - предметно-схематическими моделями, В.П. Глухов - блоками-квадратами, Т.В. Большева - коллажем, Л.Н. Ефименкова - схемой составления рассказа.

Мнемотаблица -- это схема, в которую заложена определенная информация. Особенность методики состоит в применении не изображений предметов, a символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких (лесных) животных используется елка, а для обозначения домашних - дом.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами решает задачи, направленные на:

· развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;

· перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;

· знакомство детей с характерными особенностями времен года с помощью условных обозначений на мнемо-дорожке и мнемо-таблице;

· развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;

· развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Т. В. Большова подчеркивает, что работа с мнемотаблицами и схемами-моделями состоит из нескольких этапов:

I этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

II этап. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы, например: круг - медведь; овал - зайчик.

III этап. После перекодирования происходит отработка метода запоминания (например, пересказ сказки с опорой на символы).

В работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста необходимо использовать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка - красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изображением предметов, действий в графическом виде. Например: лиса - изображена из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь - большой коричневый круг и т. д. Т. В. Большова подчеркивает, что размер мнемотаблиц может быть различным - в зависимости от возраста детей, от уровня их развития.

Рекомендуются следующие размеры таблиц:

· для младших дошкольников - таблицы на 4 клетки (2х2), на 9 клеток (3х3);

· для дошкольников среднего возраста - таблицы на 9 клеток (3х3), на 16 клеток (4х4);

· для дошкольников старшего возраста - таблицы на 16 клеток (4х4), на 25 клеток (5х5).

Мнемотехника многофункциональна. На её основе также создаются разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели необходимо придерживаться следующих требований:

· модель должна отображать обобщённый образ предмета;

· раскрывать существенное в объекте;

· замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

Таким образом, использование мнемотаблицы на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами.

Перспективный план работы в старшей группе

Месяц

Неделя

Лексическая

тема

Работа с детьми

Работа с родителями

Стихотворение или составление рассказов по мнемотаблицам

Д/И

НОД

Сентябрь

1

Диагностика

Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие» и приоритетным направлениям.

Цель: Выявление у детей уровней развития речи.

Развивать артикуляционный и голосовой аппарат, двигательную активность детей, мелкую моторику пальцев рук.

Составление папок-передвижек и консультаций: «Возрастные психологические особенности дошкольников 5-6 лет», «Уровень развития речи 5-6 лет» Пропаганда знаний по развитию речи

2

Диагностика

3

Детский сад

Составление рассказа «Осень».

Цель: Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (Осень) с использованием наглядного пособия, связно, в логической последовательности. Развивать словарный запас.

Проведение гимнастики для мимических мышц лица, игр по развитию слухового внимания и слуха «Звуковые часы», «Слышишь ли ты звук». Развитие мимических мышц и подготовка артикуляционного аппарата.

Развитие фонематического слуха и внимания.

Развитие зрительной памяти, воображения:

- найди одинаковые предметы;

- найти игрушку;

- что это?

 - что появилось?

- что потерялось?

- найди отличия

- добавь слово;

- какого предмета в ряду не хватает?

- какой предмет лишний?

Игра «Волшебники»

Цель: обогащение словарного запаса, развитие долговременной памяти и логического мышления.

4

Признаки осени

Октябрь

1

Овощи

«Ходит осень»

И.Винокуров

Консультация «Что такое мнемотехника?»

Подобрать материал и разработать консультацию для родителей на
тему: «Использование мнемотехники
в развитии речи детей»

2

Фрукты

«Компот»

Автор неизвестен

3

Семья

«Доброта»

Л.Николаенко

4

Части тела

«Нос умойся»

Э. Мошковская

Ноябрь

1

Дом и его части

«Новый дом»
Л. Рашковский

Проведение игр для развития речи:

- что в свертке?

- отгадай на ощупь;

- найди такой же;

- взвесь в руках;

- развиваем глазомер;

- измеряем на глазок;

- делим на части;

- определи части;

- определи размер на ощупь;

- развиваем наблюдательность.

Цель: Развивать у детей восприятие и наблюдательность.

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи.

Игра «Цветик-семицветик»

Цель: обогащение глагольного словаря

Составление комплекса артикуляционной гимнастики «Весёлый язычок»

Обучение родителей артикуляционным упражнениям, для проведения занятий в домашних условиях.

2

Мебель

«Много мебели в квартире»

Н. Нищева

3

Посуда

«Посуда»

Е. Николаева

4

Продукты питания

«Хлеб»

Я.Аким

Декабрь

1

Одежда

«Снежок» Н.Некрасов.

Проведение игр для развития речи:

- кто позвал?

- отгадай на слух?

- какой звук лишний?

- что гремело?

- измени голос

- прятки

- продолжи ряд

- кто как говорит?

- смысловые цепочки слов.

Цель: Продолжать развивать у детей слуховую память

используя методику 10 слов. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.

Игра «Теремок»

Цель: обогащение словарного запаса, развитие навыков классификации.

Учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя.

Изготовление папки-передвижки «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста» Привлечение родителей к работе по развитию речи у детей.

2

Обувь

Составление повествовательного рассказа «Новые сапоги»

3

Зима

Составление рассказа «Зима» Цель: Упражнять детей в умении соотносить знаковые символы с образами. Учить детей составлять рассказ о зиме с использованием наглядных пособий.

4

Зимние забавы

«Снеговик»

В.Егоров.

5

Новый год

«Елка новогодняя»

Автор неизвестен.

Январь

1

Диагностика

«Лиса»

Т.Патракеева

Проведение игр для развития речи:

- кто быстрее, кто больше?

- обезьянки;

- мы веселые ребята, по дорожке топали;

- чей домик лишней;

- скульпторы;

- веселые человечки (пальчики).

Цель: Работа над двигательной памятью

Игра «Копилка слов»

Цельобогащение словаря, развитие долговременной памяти.

Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико-грамматическими), влияющими  на развитие речи детей.

2

Дикие животные

3

Домашние животные

«Киска»

Автор неизвестен.

4

Домашние птицы

Пересказ сказки «Петушок и бобовое зернышко»

Февраль

1

Зимующие птицы

«Дятел»

Г.Сапгир

Проведение игр для развития речи:

- веселые платочки;

- что спряталось внутри;

- найди в мешочке то, что я скажу;

- чудесный мешочек;

- чудо сундучок;

- смелые дощечки;

- веселая азбука;

- заколдованные палочки.

Цель: Развивать тактильные ощущения

Игра «Зашифруем слова»

Цель: обогащение словарного запаса, развитие логического мышления и долговременной памяти.

Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».

2

Транспорт

Составление описательного рассказа «Транспорт»

3

Российская армия

«В нашей армии»

А.М. Ошнуров

4

Профессии

«Заяц - портной»

С.Михалков

Март

1

Мамин день 8 марта

 «Моя мама»

В.С.Крючков

Д/И приведенные выше.

Цель:  Закрепление всех видов памяти (зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, осязательная)

Консультация для родителей «Разучивание стихотворений с помощью мнемотехники»

2

Весна

Составление рассказа «Весна идёт»

Цель: Закреплять умение пользоваться мнемотаблицами. Расширять словарь по теме «Весна» Совершенствовать грамматический строй речи.

3

Что за чудо, эти сказки

Игра-фантазирование по русской народной сказке «Лиса и козёл»

4

Декоративное творчество

Деревянные матрешки

Г. Лагздынь

Апрель

1

Игра «Кто в домике живет?» (по И.А.Чистяковой)

Цель: обогащение глагольного словаря, развитие зрительного внимания, памяти, логического мышления.

Проект «Весна в мнемотаблицах»

2

Космос

«Космонавт»

В.Степанов

3

Рыбы

«Где спит рыбка?»

И. Токмакова

4

Моя улица. ПДД

Составление рассказа «Что мы знаем о дороге».

Цель: Закреплять умение пользоваться мнемотаблицами. Расширять словарь по теме «ПДД» Совершенствовать грамматический строй речи.

Май

1

Тема по интересам детей

«Составление творческих рассказов с использованием приемов мнемотехники»

Анкетирование родителей.

Цель: сбор информации о семейном воспитании детей.

2

День победы

«Мой дедушка»

И.А.Гурина

3

Здравствуй лето!

«Летнее стихотворение» В.Орлов

4

Диагностика

Диагностика уровня овладения детьми старшей группы связной речью.

Инструментарий к диагностике по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса,  Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.  Раздел «РАЗВИТИЕ  РЕЧИ».

Что изучается?

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

Формирование

словаря, связная

речь

1 . Умение самостоятельно составлять по образцу рассказы

из личного опыта,

по сюжетной кар-

тине, по набору

картинок.

2. Умение сочинять концовки

к сказкам.

3. Умение последовательно, без существенных

пропусков пересказывать не-

большие

литературные произведения

  1. 1. Предложить ребенку сюжетные картинки из серии «Семья».

2. Сказки Дж. Родари «Собака,

которая не умела лаять» и

«Волшебный барабан».

3. Сказка К. Д. Ушинского «Бишка» или любое литературное

произведение, неизвестное ребенку

1. Вопросы по содержанию картинки:

-Кто нарисован на картинке, чужие люди или родственники?

- Как можно назвать их вместе, одним словом?

 - Назови членов семьи, изображенных на картинке.

- Что делает семья на этой картинке, трудится или отдыхает?

Задание: расскажи о своей семье, назови имена членов семьи, профессию (взрослых) и занятия детей, какие обязанности и какую работу выполняют дома члены семьи.

2. Ребенка знакомят с основной частью сказки, а он придумывает разные концовки.

3. Ребенок слушает и пересказывает сказку

3 балла — ребенок составляет рассказ о

семье из личного опыта, употребляя сложные предложения разных видов. Придумывает концовки к незнакомым литературным произведениям. Последовательно пересказывает литературное произведение без помощи

взрослого, выразительно передавая диалоги действующих лиц, характеристику персонажей. Пользуется прямой и косвенной речью.

2 балла - рассказывает по сюжетной картинке, редко употребляя

сложные предложения. С помощью дополнительных примеров воспитателя ребенок подбирает концовку. Пересказывает литературный текст

с опорой на иллюстрации. Не пользуется

прямой и косвенной речью.

1 балл - ребенок затрудняется рассказать

по картинке и из личного опыта. Затрудняется в придумывании концовок к сказкам, даже при помощи воспитателя. Делает существенные пропуски при пересказе, демонстрирует отдельные эпизоды


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию "Мнемотехника - эффективное средство развития речи дошкольников"

План по самообразованию составлен на учебный год. В план включена работа с детьми и работа с родителями. В плане запланировано составление описательных рассказов с помощью мнемотаблиц на заданную тему...

План по самообразованию "Мнемотехника – эффективное средство развитие связной речи дошкольников"

Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры....

План самообразования "Мнемотехника, как средство развития речи детей"

Цель:Выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста.Задачи:Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы...

Отчет по плану самообразования "Мнемотехника - как средство развития связной речи".

Презентация с отчетом по плану самообразования "Мнемотехника - как средство развития связной речи"....

План по самообразованию "Мнемотехника как средство развития речи дошкольников"

Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного...

План работы по самообразованию «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста». 2021-2022 год

Цель: выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей. Задачи: 1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразование...

План по самообразованию "Мнемотехника в развитии речи детей дошкольного возраста"

Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным емупяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,но если свяжите двадцать таких слов с картинками,их он усвоит на лету.К. Д. Ушинский.  А...