Самообразование. Мнемотехника.
материал (старшая группа)
Материалы по самообразованию на тему «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи старших дошкольников»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение — детский сад №14
Абрамовских Алена Сергеевна
(Ф.И.О. педагога)
7 лет без категории
(стаж работы) (кв. категория)
Тема: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи старших дошкольников»
2019-2020 старшая группа
Тема: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи старших дошкольников»
Цель: «Повышение педагогической компетентности»
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, опыта других педагогов.
2. Разработать перспективный план работы с детьми.
3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
4. Разработать проект «Мнемотаблицы. Весна».
5. Подобрать мнемосхемы для центров развития в группе.
6. Принять участие в МО по теме «Использование приёмов мнемотехники для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста »
Изученный материал. Краткое содержание.
Впервые использование моделей началось в 1990 году. Оно было предложено логопедами для развития речи детей с общим недоразвитием речи и является актуальным и действенным методом в настоящее время, как для групп детей с ОНР, так и для групп массовых дошкольных учреждений. Использовать метод моделирования можно в различных видах деятельности. Действую с моделями, дети придумывают необыкновенные, волшебные предметы или истории про них, сочиняют сказки, рисуют их, можно отправить в путешествие и т. п.. Дети учатся нестандартно мыслить (один и тот же предмет или явление выглядит по -- разному у каждого ребёнка), дети создают собственные творения, развивают свою фантазию и речь. В старшем дошкольном возрасте полезно составлять модели прямо во время занятий. Использование схем, таблиц, моделей помогают детям преодолеть различные затруднения: самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки; установить последовательность изложения выявленных признаков; удержать в памяти эту последовательность, которая является планом -- рассказом описания.
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемотехника -- это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотаблицы и схемы-модели в дошкольной педагогике называют по-разному: В.К. Воробьева - сенсорно-графическими схемами, Т.А. Ткаченко - предметно-схематическими моделями, В.П. Глухов - блоками-квадратами, Т.В. Большева - коллажем, Л.Н. Ефименкова - схемой составления рассказа.
Мнемотаблица -- это схема, в которую заложена определенная информация. Особенность методики состоит в применении не изображений предметов, a символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких (лесных) животных используется елка, а для обозначения домашних - дом.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами решает задачи, направленные на:
· развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;
· перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;
· знакомство детей с характерными особенностями времен года с помощью условных обозначений на мнемо-дорожке и мнемо-таблице;
· развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;
· развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Т. В. Большова подчеркивает, что работа с мнемотаблицами и схемами-моделями состоит из нескольких этапов:
I этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
II этап. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы, например: круг - медведь; овал - зайчик.
III этап. После перекодирования происходит отработка метода запоминания (например, пересказ сказки с опорой на символы).
В работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста необходимо использовать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка - красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изображением предметов, действий в графическом виде. Например: лиса - изображена из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь - большой коричневый круг и т. д. Т. В. Большова подчеркивает, что размер мнемотаблиц может быть различным - в зависимости от возраста детей, от уровня их развития.
Рекомендуются следующие размеры таблиц:
· для младших дошкольников - таблицы на 4 клетки (2х2), на 9 клеток (3х3);
· для дошкольников среднего возраста - таблицы на 9 клеток (3х3), на 16 клеток (4х4);
· для дошкольников старшего возраста - таблицы на 16 клеток (4х4), на 25 клеток (5х5).
Мнемотехника многофункциональна. На её основе также создаются разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели необходимо придерживаться следующих требований:
· модель должна отображать обобщённый образ предмета;
· раскрывать существенное в объекте;
· замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
Таким образом, использование мнемотаблицы на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами.
Перспективный план работы в старшей группе
Месяц | Неделя | Лексическая тема | Работа с детьми | Работа с родителями | |||
Стихотворение или составление рассказов по мнемотаблицам | Д/И | НОД | |||||
Сентябрь | 1 | Диагностика | Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие» и приоритетным направлениям. Цель: Выявление у детей уровней развития речи. Развивать артикуляционный и голосовой аппарат, двигательную активность детей, мелкую моторику пальцев рук. | Составление папок-передвижек и консультаций: «Возрастные психологические особенности дошкольников 5-6 лет», «Уровень развития речи 5-6 лет» Пропаганда знаний по развитию речи | |||
2 | Диагностика | ||||||
3 | Детский сад | Составление рассказа «Осень». Цель: Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (Осень) с использованием наглядного пособия, связно, в логической последовательности. Развивать словарный запас. | Проведение гимнастики для мимических мышц лица, игр по развитию слухового внимания и слуха «Звуковые часы», «Слышишь ли ты звук». Развитие мимических мышц и подготовка артикуляционного аппарата. Развитие фонематического слуха и внимания. Развитие зрительной памяти, воображения: - найди одинаковые предметы; - найти игрушку; - что это? - что появилось? - что потерялось? - найди отличия - добавь слово; - какого предмета в ряду не хватает? - какой предмет лишний? | Игра «Волшебники» Цель: обогащение словарного запаса, развитие долговременной памяти и логического мышления. | |||
4 | Признаки осени | ||||||
Октябрь | 1 | Овощи | «Ходит осень» И.Винокуров | Консультация «Что такое мнемотехника?» Подобрать материал и разработать консультацию для родителей на | |||
2 | Фрукты | «Компот» Автор неизвестен | |||||
3 | Семья | «Доброта» Л.Николаенко | |||||
4 | Части тела | «Нос умойся» Э. Мошковская | |||||
Ноябрь | 1 | Дом и его части | «Новый дом» | Проведение игр для развития речи: - что в свертке? - отгадай на ощупь; - найди такой же; - взвесь в руках; - развиваем глазомер; - измеряем на глазок; - делим на части; - определи части; - определи размер на ощупь; - развиваем наблюдательность. Цель: Развивать у детей восприятие и наблюдательность. Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. | Игра «Цветик-семицветик» Цель: обогащение глагольного словаря | Составление комплекса артикуляционной гимнастики «Весёлый язычок» Обучение родителей артикуляционным упражнениям, для проведения занятий в домашних условиях. | |
2 | Мебель | «Много мебели в квартире» Н. Нищева | |||||
3 | Посуда | «Посуда» Е. Николаева | |||||
4 | Продукты питания | «Хлеб» Я.Аким | |||||
Декабрь | 1 | Одежда | «Снежок» Н.Некрасов. | Проведение игр для развития речи: - кто позвал? - отгадай на слух? - какой звук лишний? - что гремело? - измени голос - прятки - продолжи ряд - кто как говорит? - смысловые цепочки слов. Цель: Продолжать развивать у детей слуховую память используя методику 10 слов. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. | Игра «Теремок» Цель: обогащение словарного запаса, развитие навыков классификации. Учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. | Изготовление папки-передвижки «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста» Привлечение родителей к работе по развитию речи у детей. | |
2 | Обувь | Составление повествовательного рассказа «Новые сапоги» | |||||
3 | Зима | Составление рассказа «Зима» Цель: Упражнять детей в умении соотносить знаковые символы с образами. Учить детей составлять рассказ о зиме с использованием наглядных пособий. | |||||
4 | Зимние забавы | «Снеговик» В.Егоров. | |||||
5 | Новый год | «Елка новогодняя» Автор неизвестен. | |||||
Январь | 1 | Диагностика | «Лиса» Т.Патракеева | Проведение игр для развития речи: - кто быстрее, кто больше? - обезьянки; - мы веселые ребята, по дорожке топали; - чей домик лишней; - скульпторы; - веселые человечки (пальчики). Цель: Работа над двигательной памятью | Игра «Копилка слов» Цель: обогащение словаря, развитие долговременной памяти. | Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико-грамматическими), влияющими на развитие речи детей. | |
2 | Дикие животные | ||||||
3 | Домашние животные | «Киска» Автор неизвестен. | |||||
4 | Домашние птицы | Пересказ сказки «Петушок и бобовое зернышко» | |||||
Февраль | 1 | Зимующие птицы | «Дятел» Г.Сапгир | Проведение игр для развития речи: - веселые платочки; - что спряталось внутри; - найди в мешочке то, что я скажу; - чудесный мешочек; - чудо сундучок; - смелые дощечки; - веселая азбука; - заколдованные палочки. Цель: Развивать тактильные ощущения | Игра «Зашифруем слова» Цель: обогащение словарного запаса, развитие логического мышления и долговременной памяти. | Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи». | |
2 | Транспорт | Составление описательного рассказа «Транспорт» | |||||
3 | Российская армия | «В нашей армии» А.М. Ошнуров | |||||
4 | Профессии | «Заяц - портной» С.Михалков | |||||
Март | 1 | Мамин день 8 марта | «Моя мама» В.С.Крючков | Д/И приведенные выше. Цель: Закрепление всех видов памяти (зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, осязательная) | Консультация для родителей «Разучивание стихотворений с помощью мнемотехники» | ||
2 | Весна | Составление рассказа «Весна идёт» Цель: Закреплять умение пользоваться мнемотаблицами. Расширять словарь по теме «Весна» Совершенствовать грамматический строй речи. | |||||
3 | Что за чудо, эти сказки | Игра-фантазирование по русской народной сказке «Лиса и козёл» | |||||
4 | Декоративное творчество | Деревянные матрешки Г. Лагздынь | |||||
Апрель | 1 | Игра «Кто в домике живет?» (по И.А.Чистяковой) Цель: обогащение глагольного словаря, развитие зрительного внимания, памяти, логического мышления. | Проект «Весна в мнемотаблицах» | ||||
2 | Космос | «Космонавт» В.Степанов | |||||
3 | Рыбы | «Где спит рыбка?» И. Токмакова | |||||
4 | Моя улица. ПДД | Составление рассказа «Что мы знаем о дороге». Цель: Закреплять умение пользоваться мнемотаблицами. Расширять словарь по теме «ПДД» Совершенствовать грамматический строй речи. | |||||
Май | 1 | Тема по интересам детей | «Составление творческих рассказов с использованием приемов мнемотехники» | Анкетирование родителей. Цель: сбор информации о семейном воспитании детей. | |||
2 | День победы | «Мой дедушка» И.А.Гурина | |||||
3 | Здравствуй лето! | «Летнее стихотворение» В.Орлов | |||||
4 | Диагностика |
Диагностика уровня овладения детьми старшей группы связной речью.
Инструментарий к диагностике по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Раздел «РАЗВИТИЕ РЕЧИ».
Что изучается? | Дидактические игры, упражнения, вопросы | Содержание диагностического задания | Критерии оценки |
Формирование словаря, связная речь 1 . Умение самостоятельно составлять по образцу рассказы из личного опыта, по сюжетной кар- тине, по набору картинок. 2. Умение сочинять концовки к сказкам. 3. Умение последовательно, без существенных пропусков пересказывать не- большие литературные произведения |
2. Сказки Дж. Родари «Собака, которая не умела лаять» и «Волшебный барабан». 3. Сказка К. Д. Ушинского «Бишка» или любое литературное произведение, неизвестное ребенку | 1. Вопросы по содержанию картинки: -Кто нарисован на картинке, чужие люди или родственники? - Как можно назвать их вместе, одним словом? - Назови членов семьи, изображенных на картинке. - Что делает семья на этой картинке, трудится или отдыхает? Задание: расскажи о своей семье, назови имена членов семьи, профессию (взрослых) и занятия детей, какие обязанности и какую работу выполняют дома члены семьи. 2. Ребенка знакомят с основной частью сказки, а он придумывает разные концовки. 3. Ребенок слушает и пересказывает сказку | 3 балла — ребенок составляет рассказ о семье из личного опыта, употребляя сложные предложения разных видов. Придумывает концовки к незнакомым литературным произведениям. Последовательно пересказывает литературное произведение без помощи взрослого, выразительно передавая диалоги действующих лиц, характеристику персонажей. Пользуется прямой и косвенной речью. 2 балла - рассказывает по сюжетной картинке, редко употребляя сложные предложения. С помощью дополнительных примеров воспитателя ребенок подбирает концовку. Пересказывает литературный текст с опорой на иллюстрации. Не пользуется прямой и косвенной речью. 1 балл - ребенок затрудняется рассказать по картинке и из личного опыта. Затрудняется в придумывании концовок к сказкам, даже при помощи воспитателя. Делает существенные пропуски при пересказе, демонстрирует отдельные эпизоды |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию "Мнемотехника - эффективное средство развития речи дошкольников"
План по самообразованию составлен на учебный год. В план включена работа с детьми и работа с родителями. В плане запланировано составление описательных рассказов с помощью мнемотаблиц на заданную тему...
План по самообразованию "Мнемотехника – эффективное средство развитие связной речи дошкольников"
Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры....
План самообразования "Мнемотехника, как средство развития речи детей"
Цель:Выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста.Задачи:Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы...
Отчет по плану самообразования "Мнемотехника - как средство развития связной речи".
Презентация с отчетом по плану самообразования "Мнемотехника - как средство развития связной речи"....
План по самообразованию "Мнемотехника как средство развития речи дошкольников"
Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного...
План работы по самообразованию «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста». 2021-2022 год
Цель: выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей. Задачи: 1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразование...
План по самообразованию "Мнемотехника в развитии речи детей дошкольного возраста"
Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным емупяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,но если свяжите двадцать таких слов с картинками,их он усвоит на лету.К. Д. Ушинский. А...