ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья (младшая группа)
Развитие эмоциональной сферы ребенка – главная задача, решение которой возможно только общими усилиями психологов, педагогов, родителей. Ознакомление детей с эмоциональным миром человека должно проходить через всю жизнь ребенка, осуществляться как в ходе учебно-воспитательного процесса, так и на специальных занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, рассказывают о них, знакомятся с опытом сверстников, находят отражение эмоционального переживания в литературе, живописи, музыке и в непосредственном общении.
В данном методичесокм материале рассмотрены основные педагогические условия, влияющие на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников, рекомендуется использовать следующие методы психологической коррекции и развития эмоциональной сферы личности ребенка, а так же различные приемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psih.-ped._rekomendatsii.docx | 18.44 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Развитие эмоциональной сферы ребенка – главная задача, решение которой возможно только общими усилиями психологов, педагогов, родителей. Ознакомление детей с эмоциональным миром человека должно проходить через всю жизнь ребенка, осуществляться как в ходе учебно-воспитательного процесса, так и на специальных занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, рассказывают о них, знакомятся с опытом сверстников, находят отражение эмоционального переживания в литературе, живописи, музыке и в непосредственном общении.
К основным педагогическим условиям, влияющим на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников, относятся:
- Личностно-ориентированное взаимодействие педагога и детей. В
процессе общения со взрослыми у детей формируются эмоциональная отзывчивость и положительная взаимосвязь со сверстниками, которые успешно влияют на социальное развитие. Установив позитивные взаимоотношения со взрослым, что является залогом уверенности в себе и ощущения психологической защищенности, ребенок начинает проявлять эмоции и чувства к другим детям, вступая в эмоциональный контакт с ними, развивая интерес и внимание к окружающему миру.
- Обогащение эмоционального опыта ребенка в игровой деятельности.
Задачи по развитию эмоциональной отзывчивости дошкольников целесообразно решать в процессе ведущего вида деятельности – игры. Поскольку игра способствует раскрепощению и преодолению трудностей, развитию и регуляции эмоций, обогащению эмоционального и социального опыта. У ребенка появляется возможность смоделировать межличностные отношения, значимые для него, прочувствовав эмоциональные переживания и чувства.
- Специально организованное эмоционально насыщенное общение
ребенка со сверстниками в процессе совместной деятельности. Ребенок в старшем дошкольном возрасте начинает делиться своими внутренними переживаниями и эмоциональными состояниями не только со взрослыми, но и со своими товарищами, сверстниками.
- Сотрудничество с родителями на основе их готовности к развитию
эмоциональной отзывчивости в семье. Основы развития эмоциональной отзывчивости у ребенка начинают закладываться в условиях семейного воспитания. Модель семейных взаимоотношений ребенок принимает за первоначальную систему построения социальных отношений, таким образом начиная определять отношения субъектов и объектов в окружающей среде.
В воспитательно-образовательной работе педагогам рекомендуется использовать следующие методы психологической коррекции и развития эмоциональной сферы личности ребенка:
- Ролевые игры (оказывают влияние на понимании социальных ролей
человека в обществе).
- Психогимнастические игры.
- Коммуникативные игры (направленные на формирование у детей
умения видеть в другом человеке его достоинства и обеспечивать его вербальными невербальными «поглаживаниями»; способствующие углублению осознания сферы общения; обучающие умению сотрудничать).
- Игры и задания, направленные на развитие произвольности, осознание
таких понятий, как «хозяин своих чувств» и «сила воли».
- Задания с использованием «терапевтических» метафор (основная ее
идея: «каждый человек способен изменить ситуацию», «безвыходных ситуаций не бывает», тем самым у ребенка формируется «механизм самопомощи»).
- Игры, направленные на развитие воображения.
- Релаксационные методы (специальные упражнения, дыхательные
техники).
- Эмоционально-символические методы (групповое обсуждение
различных чувств: радости, обиды, гнева, страха, печали, интереса (как необходимый этап для обсуждения используются детские рисунки, выполненные на темы чувств).
- Направленное рисование (рисование на определенные темы).
В работе с детьми важно использовать художественные произведения детских писателей и поэтов, фольклор. Они являются особой формой осмысления окружающей действительности, формирования эмоционального отношения к миру. Сказки, рассказы, потешки и др. обогащают словарь эмоциональной лексики, развивают образное мировидение, отзывчивость. В работе с часто болеющими детьми и детьми-аллергиками рекомендуется использовать материал, предназначенный для коррекции и развития поведенческой и эмоциональной сфер личности ребенка с отклонениями в здоровье, в большей мере использовать элементы игротерапии и арттерапии, а также психогимнастику.
Наиболее эффективными приемами являются: словесные и подвижные игры; психогимнастические этюды; рисование (тематическое и свободное); беседы и проблемные ситуации; релаксационные игры;
Полноценное развитие эмоциональной сферы дошкольников характеризуется овладением следующими умениями:
- произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения,
которые он испытывает;
- различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их
характер (приятно, неприятно, беспокойно, страшно и т. д.);
- одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на
экспрессивные движения, сопровождающие собственные эмоции;
- произвольно и подражательно «воспроизводить» или демонстрировать
эмоции по заданному образцу.
Для достижения успешного результата развития эмоциональной отзывчивости дошкольников можно использовать педагогические средства и приемы, к которым можно отнести общеобразовательные занятия по изобразительной деятельности, творческие мастерские, различные развлекательные досуги, использование фотокарточек, пиктограмм, отображающих различные эмоциональные состояния людей (упражнения, где дети должны подобрать соответствующая эмоцию конкретной ситуации, определить эмоциональное состояние, сопоставить, попробовать изобразить и т.д.), чтение, обсуждение и инсценировки литературных произведений, а также рассматривание изображений и рисование по сюжету какого-либо литературного произведения по памяти, по представлению, по воображению, знакомство с художественными произведениями известных художников, использование психогимнастических этюдов («Улыбнись как…», «Нахмурься как…» и т.д.), мимики, пантомимики и упражнений на релаксацию.
Применение перечисленных средств и приемов позволяет решать ряд педагогических задач, связанных с знакомством основных эмоций, разделением эмоций на положительные и отрицательные, обогащением словарного запаса, соотнесением эмоций с цветом, явлением, предметом для выражения художественных средств, определением и описанием эмоциональных состояний. А также дети учатся понимать и контролировать эмоциональные реакции, развивая в себе замечать и оказывать помощь, чувствовать, переживать и сопереживать различные эмоциональные состояния.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему "Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников".
Музыка является самым психологическим воздействием на человека. И поэтому необходимо обратить внимание на то, какую музыку слушают ваши дети....
"Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников, в процессе восприятия классической музыки.
Понятие «восприятия музыки» нельзя отождествлять с термином «слушание музыки». Восприятие музыки не сводится к одному виду деятельности. Активное восприятие – основа музыкального воспитания. Только то...
Методическая разработка конспекта занятия “Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольника на основе представлений с элементами релаксации".
Данная методическая разработка конспекта занятия " Развитие эмоциоанльной отзывчивости дошкольника на основе представлений с элементами релаксации" предназанчена для педагогоа-психолога....
«Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников» Консультация для воспитателей
Эмоциональная отзывчивость на музыку способствует развитию отзывчивости и в жизни, воспитанию таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку, способствует общему инте...
Консультация для воспитателей "Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников"
Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников....
Консультация для воспитателей "Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольника"
консультация для воспитателей...
Методическая разработка" Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольника с элементами релаксации"
Данная методическая разработка позволяет привести детей в эмоциональное равновесие, настроить на позитивное отношение к себе и к сверстникам, повысить способность запоминания и усвоение материала, пов...