«Использование детских музыкальных инструментов в оод - как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.»
учебно-методический материал на тему
«Использование детских музыкальных инструментов в оод - как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_detskih_muzykalnyh_instrumentov_v_ood_doklad_na_mo.docx | 39.04 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Использование детских музыкальных инструментов в оод - как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.»
«Несложно заставить звучать инструмент,
Важнее поймать тот заветный момент,
Когда зазвучат струны детских сердец
Тогда педагог – настоящий творец»
В.А.Сухомлинский
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыка отражает отношение человека ко всему миру, ко всему, что происходит вокруг и в самом человеке.
Музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений. Музыкальная деятельность ребёнка в детском саду осуществляется в форме самостоятельной инициативной деятельности – музыкальных игр и творческих импровизаций на музыкальных инструментах, в движении, пении, театрально-исполнительской деятельности.
Круг задач музыкального воспитания и развития ребёнка в дошкольном детстве в условиях ФГОС ДО расширились. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств. Современная дошкольная педагогика нацелена на поиск инновационных подходов воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
В музыкальном воспитании в условиях введения ФГОС используются следующие методы , формы, техники и технологии :
Наглядные методы, словесные методы , информационно-рецептивный метод, репродуктивный метод, метод проблемного обучения ,практический метод , частично поисковый (эвристический) метод , исследовательская деятельность в музыкальном воспитании.
Главными принципами, которыми руководствуется педагог в своей работе : внимание к каждому ребёнку, учёт его возрастных, речевых, индивидуальных музыкальных особенностей и потребностей, мотивация для развития каждого ребенка.
Есть ещё ряд принципов:
- Музыкальный руководитель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
- Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков.
- Свобода не означает вседозволенность, это подчинение своих действий общим правилам.
- Ориентация на индивидуальные открытия. Детей надо делать соучастниками игры или задумки.
Новые подходы к музыкальному образованию потребовали использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей.
Цель музыкального образования реализуется в задачах, которые отвечают насущным запросам ребенка:
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных творческих проявлений;
- помощь в формировании внутреннего мира и самопознании (эмоционально-психическое развитие и психокоррекция).
В связи с этим музыкальный руководитель выбирает формы и методы направленные на развитие детских способностей:
-способность к чувственному восприятию мира, его наблюдению;
-ассоциативность художественного мышления;
-выразительность интонации: речевой, вокальной, пластической инструментальной.
Одной из методик является обучение детей игре на музыкальных инструментах. Она предполагает отсутствие пассивных и праздных – всегда для каждого ребенка есть свое посильное задание, каждый ощущает себя музыкантом большого коллектива и ответственно выполняет порученное ему дело. Результат – это желание, с которым дети каждый раз приходят в музыкальный зал.
Для развития творческой личности в музыкальной деятельности с детьми необходимо использование игры на детских музыкальных инструментов, как одного из видов детского исполнительства прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям данного возраста.
Игра на детских музыкальных инструментах не требует от детей особых музыкальных способностей, этот вид деятельности дает положительные результаты для всех детей без исключения, а так же для развития творческих способностей и индивидуализации.
Оборудование музыкальных центров — одно из необходимых условий. В детском саду в каждой группе должны быть музыкальные центры, где дети могут послушать любимые произведения в записи, спеть понравившиеся песни, подобрать мелодию на металлофоне, аккордеоне, поиграть в музыкально-дидактические игры. Музыкально – дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Такие игры используются и во время занятий и в свободное от занятий время во всех возрастных группах с учетом индивидуальных особенностей детей. Организуются эти игры под руководством музыкального руководителя или воспитателя. Музыкальный центр - это альбомы с картинками на сюжеты программных песен, побуждающие детей к игре на инструменте; диски с программными произведениями, народной музыкой, детскими песенками и сказками. Музыкальный центр стимулирует самостоятельную деятельность детей, помощник в развитии их творчества.
Наиболее ярко самостоятельная музыкальная деятельность проявляется в группах старшего дошкольного возраста. В группе всегда есть дети с музыкальными способностями, быстро запоминающие музыкальные произведения, играющие на нескольких детских инструментах. Они отличаются активностью, способны заинтересовать остальных. Поэтому можно поручать им организовывать в группе музыкально-дидактические игры, с которыми дети познакомились на музыкальном занятии. Такие ребята являются как бы примером для остальных, вызывают у них стремление тоже быть активными.
Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается уже в 1 младшей группе (высокое и низкое звучание колокольчика, металлофона, фортепиано), узнавание и различие звука бубна, погремушки, барабана, дудочки.
Каждая музыкальная игрушка, которая вноситься педагогом создает игровую ситуацию. Например, собачка принесла в корзине интересные вещи, ими оказались погремушки. Дети с увлечением рассматривают их, щупают, учатся общаться с ними, извлекать звук. Затем собачка проводит с детьми игру “Погремушки” муз. М. Раухвергера. Играется музыкальная пьеса, а дети вместе с воспитателем выполняют движения; под тихую музыку играют погремушкой перед собой, а под громкую поднимают её вверх и встряхивают с большой силой. Эта игра доставляет малышам радость, учит различать тихое и громкое звучание.
На следующем занятии дети встречаются с мишкой. Он приносит бубен, он хочет танцевать. Но танцует он медленно, вперевалочку, а воспитатель ударяет в бубен. Педагог предлагает детям потанцевать с мишкой. Кто хочет с Мишей потанцевать? (мишка пляшет на столе, чтобы все хорошо видели). При этом обращается внимание на разное звучание бубна. Таким образом, дети учатся чувствовать ритм (различать ритм шага и бега), реагировать на смену музыки.
Для развития тембрового слуха уже в 1 младшей группе проводится музыкально-дидактическая игра “Угадай, на чём играю?” Дети узнают барабан, дудочку, бубен, колокольчик. Сначала даётся только два контрастных по звучанию инструмента, а затем количество увеличивается до четырёх. Детей не просят давать названия этим инструментам, они показывают на те, которые лежат перед ширмой (те на которых воспитатель играет, лежат за ширмой). Сначала не все дети правильно определяют звучащие инструменты, но через несколько занятий дети успешно справляются с заданием. Педагог использует словесный метод и наглядный метод, слушание.
Во 2-й младшей группе закрепляются знания детей о музыкальных инструментах и игрушках, о которых они узнали в первой младшей группе, продолжается знакомство с новыми – музыкальный молоточек и металлофон. Детям этого возраста доставляет удовольствие выполнять различные движения с инструментами. Для развития чувства ритма детям предлагается такое упражнение. Всем детям педагог раздает по 2 кубика и предлагает занять место в вагончиках-стульчиках. Поезд набирает ход – дети медленно ударяют в кубики. Темп ускоряется, дети вместе с воспитателем стараются передать ритм быстрее. Поезд останавливается, и вместе с мелодией замолкают и кубики. Таким образом у детей развивается игровая деятельность, умение в игре получать те знания , которые им даются. По федеральным стандартам образования именно в этом возрасте игра является ведущим видом деятельности.
Всегда с большой охотой дети выполняют упражнения на развитие ритмического восприятия. К детям в гости приходит Катя и приносит с собой кубики и погремушки. Она хочет поплясать, а музыки нет. Тогда воспитатель просит детей сыграть матрёшке, а она будет плясать. Дети давайте поможем Кате правильно выполнить движения. Дети с удовольствием под плясовую музыку ударяют погремушками и кубиками.
В игре “Кто по лесу ходит?” задание усложняется. Дети учатся сравнивать и передавать на одном инструменте медленные удары – ходит мишка, слон, и быстрые – прыгает зайчик, бежит ёжик.
Дети этого возраста без особых трудностей различают по звучанию два разных колокольчика (высокое и низкое звучание), в играх “Капельки большие и маленькие”, “Какая птичка поёт?”, дети различают от 1 и до 2 октавы.
Продолжая развивать динамическое восприятие, используются такие игры как: “Тихие и громкие ладошки”, “Тихие и громкие звоночки”, где дети сначала звонят колокольчиками то тихо, то громко, в соответствии с изменением силы звука в музыке, а потом, усложняя задания: дети делятся на 2 подгруппы ( тихие звоночки, громкие звоночки), и звенеть они должны только свою музыку, развивается выдержка и внимание. Педагог задает вопрос , кто хочет быть громким звоночком, а кто тихим? Дает возможность самостоятельно выбрать колокольчик для игры (это дает положительный эмоциональный настрой на выполнение задания). Таким образом проявляется инициатива ребенка, она выражается, в самостоятельном выборе роли.
Далее педагог начинает знакомить детей с новым музыкальным инструментом – металлофоном. Нужно стараться, чтобы знакомство с инструментом проходило в атмосфере большой заинтересованности, с использованием разнообразного материала, в игровой форме.
“Сказка про лягушонка КВАК”
“Лягушонок КВАК пошёл гулять. Вдруг на него упала капелька дождя (ударяю по пластинке металлофона 1 раз). Тучка закрыла солнышко, стало темно, и на лягушонка капнуло ещё несколько капель (ударяю несколько раз).В начале капельки капали редко (редкие удары), а затем дождик разошёлся не на шутку и капельки полились одна за другой всё чаще и чаще. Дождь усилился (частые удары). Лягушонок прыгнул в озеро и стал ждать, когда кончится дождь. Вскоре дождь кончился, и опять выглянуло солнышко”.
Вопрос к детям: какой был дождь? Сильный, слабый, редкий, частый. А вот и инструмент, который помогал мне изобразить настоящий дождик. Таким образом, закрепляется название инструмента. Далее педагог предлагает посмотреть и потрогать, ещё раз послушать звучание. Затруднения у детей может вызвать динамика звучания инструмента. Они не всегда с первого раза передают правильно ритмический рисунок. На следующем занятии игра “Весёлый дождик” закрепляет умение различать ритмический рисунок, а малыши определяют какой идёт дождь. Если в 1 младшей группе дети, узнав инструмент по звучанию, только показывали на него, то во 2-ой младшей группе можно попросить дать название инструменту, а в дальнейшем, узнав, назвать и поиграть на нём. Здесь используются следующие приемы: игровой, наглядный, информационно-рецептивный метод.
В средней группе предусматривается новый вид детской музыкальной деятельности – игра на металлофоне. Игра на этом инструменте способствует развитию у детей мелодического слуха, ритма и музыкальной памяти. Первоначальное обучение проводится на занятии, а затем во время индивидуальной работы с детьми. Большое значение уделяется правильной посадке детей во время игры. Обеспечивается свобода корпуса и рук.
Показ сопровождается объяснением. В ходе игры на инструменте дети самостоятельно изображают большой и маленький колокольчик, прыжки воробушка, удары дятла. После того, как дети почувствовали, что звуки металлофона могут быть низкими и высокими, громкими и тихими, долгими и короткими и выражать различные образы, мы начинаем игру несложных песенок на одном звуке. Сначала дети знакомятся с попевкой, педагог показывает иллюстрацию, затем поёт вся группа и индивидуально. С самого начала педагог учит детей точно воспроизводить ритм. Для этого предлагается прохлопать ритмический рисунок попевки, используя различные ударные инструменты. Дети передают ритм на бубне, кубиках, музыкальных молоточках. При этом дети учатся согласовывать свои движения с движениями товарищей, чтобы не обгонять и не опережать, и не отставать. Детям предлагаются музыкальные инструменты на выбор заранее подготовленные воспитателем.
Упражнение “Уточки”
Наши уточки с утра: кря-кря-кря кря-кря-кря Наши гуси у пруда: га-га-га га-га-га Наши курочки в окно: ко-ко-ко ко-ко-ко | Поют дети Звуки инструмента Поют дети Звуки инструмента Поют дети Звуки инструмента |
После таких упражнений дети играют дружнее, слаженнее.
На примере этой игры мы видим, что дети проявляют инициативу при выборе музыкальных инструментов, а также у них раскрываются творческие способности , потому что они получают эмоциональное удовлетворение от игры на выбранном самостоятельно музыкальном инструменте.
В старшей группе, при обучении игре на детских музыкальных инструментах важное место отводится музыкально-дидактическим играм. Музыкально-дидактические игры помогают развивать в детях определённые умения и навыки, так необходимые при овладении тем или иным инструментом, прививают интерес и желание играть на них самостоятельно, развивают музыкальные способности. Поэтому обязательно применяются в своей работе различные игры, способствующие более эффективному обучению детей игре на музыкальных инструментах. Например:
Игра для развития тембрового слуха “Лесная школа”
“Дети, сейчас мы с вами будем играть в школу, но в школу необычную – лесную. Педагог предлагает детям самостоятельно распределить роли используя для этого шапочки - эмблемы с изображением соответствующих животных, которых дети и выбирают. Далее предлагается прослушивание различных инструментов и детей учатся различать звучание разных инструментов, реагируя на них определенными движениями соответствующими их роли.
Игра с раздаточным материалом “Определи по ритму”.
Каждый ребёнок загадывает свой образ: капель, часы, гром, самолёт, машина, поезд и т.д. и передаёт его звучание в определённом ритме на выбранном им самим инструменте. Другие дети отгадывают эту загадку, находя сам предмет или карточку с его изображением. Выигрывает тот, чьи загадки будут разгаданы.
Обучению игре на музыкальных инструментах в подготовительной к школе группе уделяется особое внимание. К этому времени дети хорошо владеют такими инструментами, как металлофон, погремушки, трещотки, колокольчики, колотушки, треугольники, бубны, барабаны, коробочки и др.
В подготовительной группе ставятся новые задачи: научить детей играть по одному и в оркестре, своевременно вступать и заканчивать свою партию, играть с динамическими оттенками. Обучение детей игре на музыкальных инструментах вначале проводиться в комплексе с распевкой, чему уделяется 5-6 мин. на каждом занятии. Используя музыкальные инструменты, дети как бы дополняют простейшие мелодии, которые исполняются как распевки. В своей работе педагог применяет различные пособия, способствующие более эффективному обучению детей игре на музыкальных инструментах. Например, музыкальные лесенки и фланелеграф, которые помогают закреплять знания детей о движении мелодии. Педагог развивает у детей желание играть на музыкальных инструментах вначале индивидуально, а затем подгруппой. Освоение нового инструмента начинается с уже знакомых попевок (на одном, двух, трех звуках), которые дети подбирают по слуху после знакомства с приемами игры, способами звукоизвлечения. Важно, чтобы ребята почувствовали выразительные возможности новых инструментов, научились использовать разнообразие тембровых красок. В старшем дошкольном возрасте дети уже осознают, что с помощью каждого инструмента, даже не имеющего звукоряда, можно передать определенное настроение.
Таким образом, обучение игре на музыкальных инструментах включает в себя три этапа:
на первом – дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их, знакомятся с приемами игры,
на втором - подбирают попевки, на третьем - исполняют их по своему желанию.
В этом возрасте происходит частичное обучение детей нотной грамоте , которое идёт через игру, через сказку, через развитие детской фантазии, но не навящиво.
Игра на музыкальных инструментах может быть включена во все виды музыкальной деятельности, а также в режимные моменты. Вариативность организации различных видов детской деятельности в каждый из режимных моментов достаточно высокая. Выбор деятельности зависит от возраста детей, их интересов, сезонности, событийности и др. Одна из форм музыкальной работы – самостоятельная музыкальная деятельность детей.
Она выражается в нескольких формах:
- сюжетно – ролевая игра, сюжет и тему которой выбирают дети.
- музицирование, которое может включать и пение, и ритмические движения, и игру на музыкальных инструментах.
В соответствии с ФГОС в образовательной программе каждого дошкольного учреждения есть такой раздел как «Поддержка детской инициативы».
Чем же по требованиям ФГОС «поддержка детской инициативы» отличается от привычной педагогам «самостоятельной деятельности детей»? Главное отличие: детскую инициативу в самостоятельной деятельности необходимо развивать, поддерживать, создавать дополнительно проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт музыкальной деятельности, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи.
Организуя самостоятельные игры детей, необходимо избегать стихийности. Педагог руководит игрой и в случае необходимости приходить детям на помощь. Например, перед старшими дошкольниками ставится проблемная ситуация: диск с записью марша, под который дети должны были учиться маршировать «как солдаты» при подготовке ко Дню защитника Отечества, испорчен. У педагога есть диск, на котором перемешаны музыкальные произведения различных жанров. «Хотите помочь? Что будем делать?» Дети приходят к выводу, что надо прослушать и выбрать марш. В ходе слушания отрывков музыкальных произведений дети проявляют активность, применяют свой музыкальный опыт.
Для младших дошкольников можно создать игровую ситуацию: в кроватке лежит кукла с градусником – болеет. Как развеселить куклу, чтобы ей стало лучше? Вспоминаем стихотворение В.Берестова «Кукла болеет»:
Тише, тише, тишина!
Кукла бедная больна.
Кукла бедная больна,
Просит музыки она.
Спойте, что ей нравится,
И она поправится.
Дети проявляют инициативу в разыгрывании продолжения ситуации, исполнении знакомого музыкального репертуара. Детский микрофон и элементы костюмов также инициируют возникновение игры в «Концерт» и использование своего музыкального опыта для танцевальных и певческих импровизаций. Играя в «концерт» дети организуют чередование различных номеров, исполняемых группой детей — «артистов», для своих товарищей — «зрителей», с непременным участием «ведущего». Одним из вариантов музыкальной игры можно назвать «оркестр»: выбирается дирижер и музыканты, которые исполняют несложную песню, отстукивая ритм на музыкальных инструментах. Играя в «музыкальное занятие», ребята распределяют роли музыкального руководителя и воспитателя. В процессе игры копируют структуру занятия, поведение и интонации взрослых. Например, две девочки, изображая «музыкального работника» и воспитателя, сажают перед собой кукол и разучивают песню «Осенние листья». Одна из девочек строго говорит: «А это пойте тише, тоненьким голосочком». Музыкальное занятие в детской игре может иметь более сложную, развернутую форму: объединяются несколько видов деятельности (исполнение на бубне, металлофоне и танец, отгадывание песни по ее мелодии). Дети с удовольствием включаются в сюжетно – ролевую игру, она вполне может стать музыкальной. В самостоятельную деятельность вносятся различные атрибуты (ленточки, платочки, султанчики), игрушки (би-ба-бо, мягкие игрушки), костюмы (русский сарафан, платочки, юбки), которые использовались на праздниках, развлечениях. Дети вновь обыгрывают их, видоизменяя способы и условия их применения, комбинируют в новых сочетаниях. В самостоятельной деятельности дети часто используют музыкально-дидактические игры, которые развивают у них способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука: «Музыкальное лото», «Догадайся, кто поет», «Два барабана», «Тише - громче в бубен бей», «Назови песню по картинке» и др.
Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах не ограничивается использованием только традиционных шумовых инструментов. В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие. Именно они являются участниками изумительного оркестра!
К старшему возрасту у всех детей есть достаточно опыта в наблюдениях за повадками животных, птиц, насекомых и поведением людей. Поэтому импровизировать здесь и сейчас уже представляется вполне возможным. Ребята уже приобрели навыки подражания, звуковоспроизведения, элементарные навыки игры на инструментах, им есть из чего создавать роли, передавать настроение, рассказывать о чувствах. Они сами могут придумать мизансцены, простые музыкальные мелодии, ритмические рисунки. Правильное чувствование роли рождает точные интонации.
Варианты звуковых моделей на основе игр с примерными шумовыми инструментами:
Впечатление дуновения ветра возникнет от легких взмахов газетного листа.
Состояние глубокой тишины помогут передать редкие удары по чугунной крышке.
Шаги птицы «услышатся» в осторожном, неактивном прикосновении к целлофану и фольге;
Звуковая картина движения различных животных представится от ударов (ладонью, кулачком, подушечками пальцев, ногтями) по бумажным коробкам разного объема, коробкам от чипсов, конфет, пластиковым стаканчикам от йогурта и т.д.
Звуки дождевых капель — не сильные удары пальцами в вертикально удерживаемый лист бумаги.
Шум дождя — потирание свернутой в трубку бумаги о кожу бубна.
Звуки грома — энергичное потряхивание картонной коробки, наполненной деревянными кубиками или камешками.
Стрекотание кузнечиков возникнет от звука заполненных коробочек от киндер-сюрприза какими-либо маленькими предметами (скрепками для бумаги, маленькими гвоздиками, разломанными спичками, крупой, песком, семенами подсолнуха). Педагог применяет информационно-рецептивный метод , репродуктивный метод, исследовательский метод, практический метод.
Вывод: ФГОС ДОУ предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Поэтому выбор методов педагогом определяет задачи музыкального воспитания, проявление интереса детей к музыкальной деятельности, степень их активности, необходимость индивидуально – дифференцированного подхода, учёт возрастных особенностей, этапы работы над произведением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
"От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей к красивой жизни и от красивой жизни к абсолютной красоте" Платон Основная цель на занятиях ритмики с дошкольниками -...
Опыт работы по теме «Музыкально- ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Материалы опыта могут быть использованы в различных дошкольных учреждениях, с детьми разных возрастных групп, при организации образовательной, самостоятельно...
МУЗЫКАЛЬНО - ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Статья Шапкина И.И. (ноябрь 2018)
в статье рассматриваются методы и приемы использования музыкально-театрализованной деятельности для развития творческих способностей детей дошкольного возраста....
Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год
Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год...
«Музыкальный фольклор, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребенка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного народного творчества....
Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
В жизни каждой семьи наступает момент, когда родители задумываются над тем, в какой творческий коллектив отправить ребёнка заниматься и как его развивать. Очень многие выбирают для своего ребёнка заня...