Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»
проект (подготовительная группа)

Кузнецова Кристина Андреевна

 

 

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию

«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»

 

 

 

 

 

 

 

 

«С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

 

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать.

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять…»

М. Матусовский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Сверчкова Кристина Андреевна

 

 

Актуальность разработки и реализации проекта

 

Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, — именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является привитие любви к родному краю. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. Воспитать любовь к родному краю – это значит так показать детям их родной край, чтобы вызвать чувство восхищения своей родиной, чувство гордости за своих земляков.

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Д.С. Лихачев

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.             

Поэт Симонов в стихотворении «Родина» пишет:

«Ты вспоминаешь не страну большую,

Которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,

Какой её ты в детстве увидал.»

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ «Об образовании» произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

 

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:

  1. обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
  2. воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
  3. формирование мира и межличностных отношений и т.д.

 

 

 

 

Проблема:

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми.

Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном посёлке. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Отсутствие у детей познавательного интереса к истории своих предков и культурному наследию города, области, страны .

Недостаточная компетентность родителей в воспитании у детей нравственно-патриотических чувств.

Изменение качества взаимодействия детского сада и семьи с целью повышения эффективности воспитания нравственно-патриотических чувств у детей.

Отсутствие эффективной системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ.

 

Цель проекта:

 Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к Родине.

Задачи:

1. Создать оптимальные условия для приобщения взрослых и детей к истокам культуры родного края;

2. Воспитать чувства любви к своей семье, к своему роду, развитие интереса к истории семьи, семейным традициям;

3. Вовлечь взрослых и детей в активно-познавательную, исследовательскую деятельность по изучению и сохранению истории, природы и культуры своего края, села;

4. Сформировать у детей и взрослых систему знаний о родном селе, крае на основе историко-художественно-краеведческого материала.

5. Привлечь родителей к активному участию в реализации проекта.

6. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

7. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к родному краю.

 

В рамках реализации проекта используются следующие технологии:

Личностно- ориентированного обучения и воспитания. Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.

 Развивающего обучения. Позволяет выращивать  в ребенке творческие способности и потребность в творчестве, ориентирует ребенка на самоопределение и поддерживает личностное развитие ребенка.

 Индивидуального обучения. Воспитание и обучение с учётом  индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для занятий. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников.

 Информационно-коммуникационные. В современном мире при все нарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. На занятиях в совместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видеопросмотры.  

 Развития творчества. Творческий процесс делится на четыре фазы: подготовка, созревание идеи, озарение и воплощение. Помогает формировать и развивать  у воспитанников способности к импровизации, применять полученные навыки в новых условиях, искать нестандартные решения.

 Игровая.  В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья. Дети познают жизненные и семейные ценности - играя.

 Проектная. Одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее.

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным краем положены следующие принципы:

Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан пополнить «Русскую избу новыми экспонатами,. Изготовить фотовыставку.

Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном посёлке с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной библиотекой, средней школой и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями края.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию ведётся по следующим направлениям:

формирование представлений: знакомство детей с народными традициями и промыслами; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с доступными пониманию детей историческими событиями; расширение представлений о природе, городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ; формирование элементарных знаний о правах человека и т. д.

- воспитание патриотических чувств: воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, селу; формирование бережного отношения к природе; воспитание уважения к труду; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; формирование толерантного отношения к представителям других национальностей.

- развитие поискового поведения у дошкольников: развитие внутренней активности ребёнка, способности ставить цели, добывать знания, используя разные способы приходить к результатам.

Средства реализации поставленных задач:

- развивающая предметно – пространственная среда;

- развивающие виды деятельности (игра, развивающее общение);

- метод детских проектов.

Формы работы с детьми:

• непосредственно образовательная деятельность;

• тематические беседы;

• презентации;

• календарные праздники;

• развлечения, досуги;

• экскурсии;

• пополнение развивающей среды,

* выставки детских работ, семейных коллекций

Ожидаемые результаты:

Прогнозируемый результат на уровне ребенка:

- освоение детьми доступных знаний об истории родного края;

- умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь нуждающимся;

- расширение знаний детей об известных людях родного села, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях;
- расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений;

- сформированность системы понятий духовных семейных ценностей,

самовыражение творческих способностей детей;
-обогащение знаний детей о музейной культуре;
-сформированность элементарных проектно-исследовательских умений и навыков;

Прогнозируемый результат на уровне родителей:

- повышена педагогическая грамотность и компетентность в вопросах нравственно- патриотического воспитания.

- активизирован интерес родителей к себе как к педагогам-воспитателям.

- обогащен опыт психологическими, педагогическими и валеологическими знаниями.

- развиты исследовательские, проектировочные, коммуникативные, организаторские, рефлексивные способности;

- сформировано желание сотрудничества с детским садом;
- укрепление значимости семьи в воспитании гражданско-патриотических чувств ребенка; сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций.
Прогнозируемый результат на уровне педагогов:
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах гражданско-патриотического воспитания дошкольников;
- творческая самореализация в профессиональной деятельности.
Прогнозируемый результат на уровне ДОУ:
- внедрение в воспитательно-образовательный процесс проектной деятельности;
- создание мини-музея «Мой город в истории Великой Отечественной войны» для обогащения развивающей среды по гражданско-нравственному воспитанию дошкольников;
-создание единого социума: педагоги-дети-родители-общественность в сфере гражданско-патриотического развития личности дошкольника.

Целевые участники проекта:

  • Дети логопедической группы (6 -7 лет).
  • Педагоги ДОУ.
  • Родители воспитанников.

Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный

Условия реализации проекта: заинтересованность педагогов, детей и родителей, регулярность и систематичность работы.

Сроки реализации: 1 год.

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.

I этап - подготовительный, включает в себя:

1. анкетирование родителей знаний и представлений о родном крае, его истории, достопримечательностей,

2. диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного края,

II этап - основной, включает в себя формы работы с детьми

III этап - итоговый, включает в себя:

1. итоговое диагностирование детей,

2. повторное анкетирование родителей.

 

 

Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективный план работы по реализации проекта

« С чего начинается родина»

 

Сентябрь

Тема: «Летопись моей семьи»

Тема: «Моя родословная»

Задачи:

  • Сформировать у детей интерес к своей семье,  сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи;
  • Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.
  • Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов;

Формы проведения:

Беседа «Что я знаю о своей семье»,

Выставка детских рисунков «Моя семья»;

Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;

Сочинение рассказов «Я расскажу вам о своей семье» (рассказ о предках на генеалогическом древе» о семье)

Семейный мини – проект: составление генеалогического древа «Моя родословная»

 

Октябрь

Тема: «Герб нашей семьи»

Тема: «Родительский дом - начало начал» (семейные праздники и традиции)

Тема: «Профессии моих родителей»

Задачи:

  • Продолжать формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов;
  • Продолжать работу по изучению своей семьи, придумать совместно с родителями герб своей семьи;
  • Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада;
  • Закрепить знания детей о профессиях родителях, их названии и роде деятельности;

Формы проведения:

Семейные мини – проекты: «Герб семьи»

Выставка детских рисунков «Как мы отдыхаем»

Физкультурный досуг «Мама, папа, я – вместе дружная семья»

Изготовление поделок на день Матери.

Участие в субботнике по уборке территории детского сада.

Семейный праздник «Все вместе, так и душа на месте». 

Консультация «Расскажем детям о ВОВ»

 

Ноябрь

Тема: «История и достопримечательности села».

Тема: «Природа района»

Задачи:

  • Вызвать интерес к истории возникновения села
  • Закрепить знания детей о достопримечательностях родного села;
  • Дать детям знание о том, что такое архитектура, познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками села.
  • Воспитывать чувство восхищения красотой, любовь к родному селу, желание сделать его еще красивее.
  • Формировать представления детей об улице, на которой они живут (почему так называется, что было раньше на этой улице, чем она знаменита)
  • Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды;
  • Расширять знания детей о природе родного села;

Формы проведения:

Презентации: «История и достопримечательности с. Октябрьское»

Фотовыставка «Осень в нашем районе»

 Привлечение родителей к обустройству участка детского сада, облагораживанию дворовых территорий. 

Конструирование: «Улицы поселка».

Выставка рисунков: «Осенняя природа».

Семейный мини-проект: «Любимые места в селе»

«О чем говорят названия улиц?» (поисковое задание совместно с родителями).

Конкурс рассказов «Биография моей улицы»

Беседа «Что такое парки», «На какой улице ты живешь?»,

 

Декабрь

Тема: «Промышленность села».

Тема: «Спорт, культура и отдых в п. Октябрьское».

Задачи:

  • Дать знания детям о промышленных объектах, их вред и польза, экологическая ситуация в селе.
  • Познакомить со спортивными учреждениями села
  • Повышать интерес родителей, путем привлечения к участию в оздоровительных мероприятиях вместе с детьми, обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач семьи и детского сада.

Формы проведения:

 

  • Самые главные профессии людей, занятых на производстве (устный рассказ)
  • Чтение художественной литературы: «Кем быть? » И. Карпова (серия книг о профессиях).
  • «Чем пахнут ремесла? » Д. Родари, «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов.
  • Экскурсия в библиотеку «История нашего села»
  • Презентация: «Спорт в родном селе».

 

Январь

Тема: «Мое родное село»

Тема: «Архитектура моего села»

Задачи:

• Воспитывать любовь к родному селу, умение видеть прекрасное, гордиться им.

• Познакомить детей с символикой нашего села (флаг, герб, гимн);

• Поддерживать интерес детей и взрослых к истории села;

• Закрепить знания детей об архитектуре родного села; познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками родного села. Воспитывать чувство восхищения красотой родного села, любовь к родному селу, желание сделать его еще красивее.

• Познакомить детей с реками с. Октябрьского на карте

Формы проведения:

Демонстрация видеофильма «Мое родное село»,

Выставка фотографий исторических зданий поселка Октябрьский район село Октябрьское

Фото-викторина «Отгадай, где я нахожусь?»

«Знай и люби свой город» (конкурс рисунков, сочинения, мини-доклады)

Конкурс чтецов «Мое родное село»

 

Февраль

Тема: «Памятные места родного села»

Тема: «Люди, прославившие наше село»

Познакомить детей с самыми известными памятниками Октябрьский район с.Октябрьское;

Задачи:

  • Воспитывать чувство уважения профессиям и труду взрослых;
  • Познакомить с именами тех, кто основал и прославил село Октябрьское;
  • Познакомить с творчеством художников, писателей, поэтов нашего села;
  • Формировать чувство уважения к Российской армии, воспитывать в детях желание быть похожими на наших солдат и офицеров, желание служить в Российской армии;
  • Способствовать формированию чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее своего села.

Формы проведения:

Презентация «Экскурсия к памятным местам села»;

«Если бы я был мэром города, что бы я сделал для села?» - беседа-рассуждение

«Моя малая Родина». Сценарий тематического вечера-досуга (для детей логопедической группы)

Беседы « Что значит быть настоящим мужчиной?»

Календарные праздники: «День Защитника Отечества»,

Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;

Фотоконкурс «Они защищали нашу Родину»

Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота»

 

Март

Тема: «Мой край родной – частица нашей Родины».

Тема: «История нашего края»

Задачи:

  • Расширять и уточнять знания детей о родном крае;
  • Прививать бережное отношение к культурному и духовному наследию своей малой Родины;
  • Формировать представления детей о разных населенных пунктах. Познакомить с особенностями труда жителей села.
  • Познакомить с народными прикладными промыслами области;
  • Познакомить детей с картой Октябрьского района.
  • Дать понятия «физическая карта», «земная поверхность» (показать, что вся территория области на карте имеет разную окраску);
  • Расширять знания детей об истории родного края

Формы проведения:

  • Рассматривание иллюстраций о селе.
  • Работа с картой Октябрьский район
  • Календарные праздники: «8 марта- женский праздник»
  • Просмотр видеофильмов о селе.
  • Консультация для родителей: «Расскажем детям о ВОВ»
  • Календарные праздники: «8 марта- женский праздник»
  • Просмотр видеофильмов о селе

 

Апрель

Тема: «Люди земли Октябрьской»

Тема: «Природные богатства земли Октябрьской »

Задачи:

  • Расширить представления о труде людей родного края: познакомиться с профессиями и деятельностью тружеников села;
  • Познакомить детей с известными людьми, прославившими родной край
  • Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края,
  • Развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.
  • Расширять и систематизировать знания детей о водоемах Октябрьского района;
  • Уточнить знания детей о правилах поведения на воде;
  • Учить детей беречь и заботиться о реках и озерах района;
  • Углубить знания о растительном и животном мире края, среде обитания, обычаях и приспособлении к жизни; охране окружающей среды;

Формы проведения:

  • Презентация: «Известные люди края Октябрьского»
  • Сюжетно-ролевые, дидактические игры:
  • «Кому что нужно для работы», «Угадай профессию», «Кем быть?»
  • Подготовка сообщений о растениях и животных лесов, полей, лугов родного края;
  • Огород на окне «Любим и заботимся о растениях и овощах»
  • Отгадывание загадок и ребусов о животных области;
  • Дид. игра «Кто где живет?»
  • Аппликация, рисунок «Мой родной место, дом»

Май

Тема: «Знаю. Помню. Горжусь.»

Задачи:

  • Выяснить знают ли дети о своих близких, воевавших в годы войны;
  • Расширять знания детей о ВОВ, воспитывать чувство гордости за своих земляков, защищавших нашу страну;
  • Выявить уровень знаний детей об известных героях-земляках Великой Отечественной войны, чьи имена связаны с родным селом и районом, об улицах, названных в честь героев, о музеях, памятниках.
  • Формировать представления детей о проблемах загрязнения окружающей среды;
  • Расширять знания детей о природе родного края, экологическом состоянии природы;
  • Совершенствовать знания о нормах и правилах поведения в природе;
  • Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды;
  • Систематизировать знания детей о деревьях и кустарниках, их роль в экологии города;

 

Формы проведения:

Рассказ о детях-героях войны;

Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;

Календарные праздники: «9 мая –День Победы»;

Рассказ о детях-героях войны;

Рассказ о тех, кто защищал родное село в годы войны «Газета Наши защитники»

Литературно-музыкальная гостиная «Знаю. Помню. Горжусь.»

Конкурс рисунков: « Деревья в нашем селе»

Оригами « Папа на корабле»

Видео-презентация «Интересные факты о деревьях»

Музыкально-тематический праздник «Люблю тебя, мой край родной!».

Список художественной литературы для чтения детям: Гержидович Л. «Приглашаю в лес гулять», А. Береснев « Как дела, лесной народ?»

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Анкета для родителей

В каких годах прошлого столетия был основан поселок ,  и с чем это было связано?

 Разъясните название села.  

Как называлась первая улица села?  

В какие районы относилось село, начиная со дня основания?  

Какую значимую роль для победы сыграла наше село?

Какие промышленные и социально значимые объекты работали к концу Великой Отечественной войны в селе ?  

     Каких знаменитых людей, знаете в селе?

Анкета для родителей.

 

1. Считаете ли вы необходимым приобщать ребенка дошкольного возраста к культуре родного края?

2. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного края?

3. Знает ли ваш ребёнок названия улиц села и в честь кого они названы?

4. Обращаете ли внимание на растительный и животный мир села?

4. Посещаете ли Вы с ребенком музеи, выставки, культурные мероприятия в районе?

5. Рассказываете ли Вы ребёнку о знаменитостях и о героях республики?

6. Какие места нашей республики вы можете предложить как маршрут семейного похода выходного дня?

7. На ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о культуре, истории и природе родного края, чтобы ответить на возникшие у ребенка вопросы?

8. Как вы считаете, ребёнок узнал в детском саду что-то новое, интересное об истории, культуре, природе родного края?

9. Нужна ли вам помощь специалистов в получении информации о природе, истории, культуре района, города, области, в чем – то ещё?

10. Как вы думаете, что могут и должны сделать родители по краеведческому воспитанию ребенка?

 

 

Приложение 2. 

Рекомендации для родителей.

«Как воспитать маленького патриота»
        Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.
         Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
         Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

  • Обращайте внимание ребенка на красоту родного села
  • Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
  • Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
  • Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
  • Расширяйте собственный кругозор.
  • Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
  • Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
  • Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

 

 

 

 

 

Литература:


1. Абсалямова А.Г. Концепция регионального содержания дошкольного образования.Уфа:БГПУ,2006
2. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет.сада.-М.:Просвещение.1987

3. Гасанова Р.Х. Земля отцов. Программа – руководство. Уфа: БИРО, 2004. 
4. Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе “Школа 2100” // Журнал “Начальная школа. Плюс: до и после”, 2004, № 5. 
5. Гузеев В.В. “Метод проектов” как частный случай интегральной технологии обучения // Журнал “Директор школы”, 1995, № 6.

6. Дмитриева, В.Г. Патриотическое воспитание дошкольников // Детский сад от А до Я. – 2003. – No 3.

 7. Евдокимова Е.С. «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.

8. Жирякова И.В. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.

9. Комратова Н.Г., .Грибова Л.Ф. «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.

10. Логинова, Л. В., Глаголева, С. А., Холина, Н. И. Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – No 1. 

11. Маханева М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.

12. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Редактор-составитель Н.А. Арапова-Пискурева -М.,2005.

13. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Лика-Пресс, 2003 
14. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей Автор: Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова.Год выпуска: 2008. Издательство: АЙРИС-пресс
15. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. 2. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство: Мозайка-синтез Год: 2014
16. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова.   М.: АРКТИ, 2005. 

17. Интернет – ресурс: Википедия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_chego_nachinaetsya_rodina.pptx2.85 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА» Выполнил воспитатель логопедической группы: Сверчкова Кристина Андреевна

Слайд 2

«С чего начинается родина» М. Матусовский «С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе. А может, она начинается С той песни, что пела нам мать. С того, что в любых испытаниях У нас никому не отнять…» М. Матусовский

Слайд 3

Актуальность Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё.

Слайд 4

Поэт Симонов Константин Михайлович в стихотворении «Родина» пишет: «Ты вспоминаешь не страну большую, Которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, Какой её ты в детстве увидал.»

Слайд 5

Цель проекта: Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к Родине.

Слайд 6

Задачи: Создать оптимальные условия для приобщения взрослых и детей к истокам культуры родного края; Воспитать чувства любви к своей семье, к своему роду, развитие интереса к истории семьи, семейным традициям; Вовлечь взрослых и детей в активно-познавательную, исследовательскую деятельность по изучению и сохранению истории, природы и культуры своего края Сформировать у детей и взрослых систему знаний о родном селе, крае на основе историко-художественно-краеведческого материала. Привлечь родителей к активному участию в реализации проекта. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать; Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к родному краю.

Слайд 7

В рамках реализации проекта используются следующие технологии: Личностно- ориентированного обучения и воспитания . Развивающего обучения Индивидуального обучения Информационно-коммуникационные Развития творчества Игровая. Проектная. Принцип историзма Принцип гуманизации Принцип дифференциации Принцип интегративности

Слайд 8

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию ведётся по следующим направлениям: формирование представлений воспитание патриотических чувств развитие поискового поведения у дошкольников

Слайд 9

Средства реализации поставленных задач: развивающая предметно – пространственная среда; развивающие виды деятельности (игра, развивающее общение); метод детских проектов. Формы работы с детьми: непосредственно образовательная деятельность; тематические беседы; презентации; календарные праздники; развлечения, досуги; экскурсии; пополнение развивающей среды, выставки детских работ, семейных коллекций

Слайд 10

Целевые участники проекта: Дети логопедической группы (6 -7 лет). Педагоги ДОУ. Родители воспитанников. Тип проекта : практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный Условия реализации проекта: заинтересованность педагогов, детей и родителей, регулярность и систематичность работы. Сроки реализации: 1 год.

Слайд 11

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа. I этап - подготовительный , включает в себя: анкетирование родителей знаний и представлений о родном крае, его истории, достопримечательностей, диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного края, II этап - основной , включает в себя формы работы с детьми III этап - итоговый , включает в себя: итоговое диагностирование детей, повторное анкетирование родителей.

Слайд 12

Разделы программы , содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Слайд 13

Анкетирование родителей и обследования детей на начальном этапе работы По результатам анкетирования родителей по проекту «С чего начинается родина», можно сделать вывод, что объем знаний составляет 10% По результатам обследования детей по проекту «С чего начинается родина», можно сделать вывод, что объем знаний составляет 8%

Слайд 14

Анкета для родителей «Родной свой край мы любим и знаем» Уважаемые родители! Предлагаем вам ответить на следующие вопросы : 1. Считаете ли вы необходимым приобщать ребенка дошкольного возраста к культуре родного края ? 2. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного края ? 3. Знает ли ваш ребёнок названия улиц села и в честь кого они названы? 4. Обращаете ли внимание на растительный и животный мир села? 4. Посещаете ли Вы с ребенком музеи, выставки, культурные мероприятия в районе? 5. Рассказываете ли Вы ребёнку о знаменитостях и о героях республики? 6. Какие места нашей республики вы можете предложить как маршрут семейного похода выходного дня? 7. На ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о культуре, истории и природе родного края , чтобы ответить на возникшие у ребенка вопросы? 8. Как вы считаете, ребёнок узнал в детском саду что-то новое, интересное об истории, культуре, природе родного края ? 9. Нужна ли вам помощь специалистов в получении информации о природе, истории, культуре района, города, области, в чем – то ещё? 10. Как вы думаете, что могут и должны сделать родители по краеведческому воспитанию ребенка?

Слайд 15

В каких годах прошлого столетия был основан поселок , и с чем это было связано? Разъясните название села. Как называлась первая улица села? В какие районы относилось село, начиная со дня основания? Какую значимую роль для победы сыграла наше село? Какие промышленные и социально значимые объекты работали к концу Великой Отечественной войны в селе ? Каких знаменитых людей, знаете в селе? Анкета

Слайд 16

Сентябрь Формы проведения: Беседа «Что я знаю о своей семье», Выставка детских рисунков «Моя семья»; Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью; Сочинение рассказов «Я расскажу вам о своей семье» (рассказ о предках на генеалогическом древе» о семье) Семейный мини – проект: составление генеалогического древа «Моя родословная»

Слайд 17

Генеалогического древа «Моя родословная»

Слайд 18

Октябрь Формы проведения: Семейные мини – проекты: «Герб семьи» Выставка детских рисунков «Как мы отдыхаем» Физкультурный досуг «Мама, папа, я – вместе дружная семья» Изготовление поделок на день Матери. Консультация «Расскажем детям о ВОВ»

Слайд 19

Изготовление поделок на день Матери

Слайд 20

Ноябрь Формы проведения: Презентации: «История и достопримечательности» Фотосессия «Осень в нашем селе» Конструирование: «Улицы поселка». Выставка рисунков: «Осенняя природа». Семейный мини-проект: «Любимые места в селе» «О чем говорят названия улиц?» (поисковое задание совместно с родителями). Конкурс рассказов «Биография моей улицы» Беседа «На какой улице ты живешь?»,

Слайд 21

Фотосессия «Осень в нашем селе»

Слайд 22

Декабрь Формы проведения: Самые главные профессии людей, занятых на производстве (устный рассказ) Чтение художественной литературы: «Кем быть? » И. Карпова (серия книг о профессиях). «Чем пахнут ремесла? » Д. Родари , «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов. Экскурсия в библиотеку «История нашего села» Презентация: «Спорт в родном селе»

Слайд 23

Экскурсия в библиотеку «История нашего села»

Слайд 24

Январь Демонстрация видеофильма «Мое родное село» Выставка фотографий исторических зданий поселка Октябрьский район село Октябрьское Фото-викторина «Отгадай, где я нахожусь?» Конкурс чтецов «Мое родное село» Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота»

Слайд 25

Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота» «Как воспитать маленького патриота» Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт. Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека. Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада. Обращайте внимание ребенка на красоту родного села Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта. Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда. Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора. Расширяйте собственный кругозор. Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей. Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

Слайд 26

Февраль Формы проведения: Беседа «Экскурсия к памятным местам села»; «Если бы я был мэром города, что бы я сделал для села?» - беседа-рассуждение Беседы « Что значит быть настоящим мужчиной?» Календарные праздники: «День Защитника Отечества», Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны; Фотоконкурс «Они защищали нашу Родину»

Слайд 27

Март Формы проведения: Рассматривание иллюстраций о селе. Работа с картой Октябрьский район Календарные праздники: «8 марта- женский праздник» Просмотр видеофильмов о селе. Консультация для родителей: «Расскажем детям о ВОВ»

Слайд 28

Рассматривание иллюстраций о селе. Работа с картой Октябрьский район

Слайд 29

Апрель Презентация: «Известные люди края Октябрьского» Сюжетно-ролевые, дидактические игры: «Кому что нужно для работы», «Угадай профессию», «Кем быть?» Подготовка сообщений о растениях и животных лесов, полей, лугов родного края; Отгадывание загадок и ребусов о животных области; Огород на окне «Любим и заботимся о растениях и овощах» Дид . игра «Кто где живет?» Аппликация, рисунок «Мой родной место, дом»

Слайд 30

Аппликация, рисунок «Мое родное место»

Слайд 31

Огород на окне «Любим и заботимся о растениях и овощах»

Слайд 32

Май Рассказ о детях-героях войны; Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны; Календарные праздники: «9 мая –День Победы»; Рассказ о детях-героях войны; Рассказ о тех, кто защищал родное село в годы войны; Литературно-музыкальная гостиная «Знаю. Помню. Горжусь.» Оригами « Папа на корабле» Видео-презентация «Интересные факты о деревьях» Музыкально-тематический праздник «Люблю тебя, мой край родной!». Список художественной литературы для чтения детям: Гержидович Л. «Приглашаю в лес гулять», А. Береснев « Как дела, лесной народ?»

Слайд 33

Повторное анкетирование родителей и обследования детей По результатам повторного анкетирования родителей по проекту «С чего начинается родина», можно сделать вывод, что объем знаний составляет 85% По результатам повторного обследования детей по проекту «С чего начинается родина», можно сделать вывод, что объем знаний составляет 75%

Слайд 34

Литература: 1. Абсалямова А.Г. Концепция регионального содержания дошкольного образования. Уфа:БГПУ , 2006 2. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет.сада.-М.:Просвещение.1987 3. Гасанова Р.Х. Земля отцов. Программа – руководство. Уфа: БИРО, 2004. 4. Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе “Школа 2100” // Журнал “Начальная школа. Плюс: до и после”, 2004, № 5. 5. Гузеев В.В. “Метод проектов” как частный случай интегральной технологии обучения // Журнал “Директор школы”, 1995, № 6. 6. Дмитриева, В.Г. Патриотическое воспитание дошкольников // Детский сад от А до Я. – 2003. – No 3. 7. Евдокимова Е.С. «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6. 8. Жирякова И.В. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4. 9. Комратова Н.Г., .Грибова Л.Ф. «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1. 10. Логинова, Л. В., Глаголева, С. А., Холина, Н. И. Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – No 1. 11. Маханева М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1. 12. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Редактор-составитель Н.А. Арапова-Пискурева -М.,2005. 13. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Лика-Пресс , 2003 14. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей Автор: Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова.Год выпуска: 2008. Издательство: АЙРИС-пресс 15. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. 2. Вераксы , Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство: Мозайка-синтез Год: 2014 16. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода , М.Б.Зуйкова. М.: АРКТИ, 2005. 17. Интернет – ресурс: Википедия .

Слайд 35

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина"

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государст...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"

Материалл содержит описание целей и задач проекта, методы реализации и подробный перспективный план реализации по разделам: наша дружная семья,детский сад - второй дом, моя малая Родина, широка страна...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина»

 Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «С чего начинается Родина»...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА» «С чего начинается Родина?С картинки в твоем букваре,С хороших и верных товарищей,Живущих в соседнем д...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»

Дошкольный возраст – это особенная страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, п...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина..» средняя группа

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина..»  С целью изучения семьи, истории своего города, его значимых мест, для совместного творчества родите...

Долгосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию: «С чего начинается Родина»

Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к Родине...