Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»
проект (подготовительная группа)
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию
«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»
«С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять…»
М. Матусовский
Воспитатель: Сверчкова Кристина Андреевна
Актуальность разработки и реализации проекта
Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, — именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является привитие любви к родному краю. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. Воспитать любовь к родному краю – это значит так показать детям их родной край, чтобы вызвать чувство восхищения своей родиной, чувство гордости за своих земляков.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Д.С. Лихачев
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении «Родина» пишет:
«Ты вспоминаешь не страну большую,
Которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
Какой её ты в детстве увидал.»
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ «Об образовании» произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:
- обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
- формирование мира и межличностных отношений и т.д.
Проблема:
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми.
Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном посёлке. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Отсутствие у детей познавательного интереса к истории своих предков и культурному наследию города, области, страны .
Недостаточная компетентность родителей в воспитании у детей нравственно-патриотических чувств.
Изменение качества взаимодействия детского сада и семьи с целью повышения эффективности воспитания нравственно-патриотических чувств у детей.
Отсутствие эффективной системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ.
Цель проекта:
Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к Родине.
Задачи:
1. Создать оптимальные условия для приобщения взрослых и детей к истокам культуры родного края;
2. Воспитать чувства любви к своей семье, к своему роду, развитие интереса к истории семьи, семейным традициям;
3. Вовлечь взрослых и детей в активно-познавательную, исследовательскую деятельность по изучению и сохранению истории, природы и культуры своего края, села;
4. Сформировать у детей и взрослых систему знаний о родном селе, крае на основе историко-художественно-краеведческого материала.
5. Привлечь родителей к активному участию в реализации проекта.
6. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
7. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к родному краю.
В рамках реализации проекта используются следующие технологии:
Личностно- ориентированного обучения и воспитания. Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.
Развивающего обучения. Позволяет выращивать в ребенке творческие способности и потребность в творчестве, ориентирует ребенка на самоопределение и поддерживает личностное развитие ребенка.
Индивидуального обучения. Воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для занятий. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников.
Информационно-коммуникационные. В современном мире при все нарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. На занятиях в совместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видеопросмотры.
Развития творчества. Творческий процесс делится на четыре фазы: подготовка, созревание идеи, озарение и воплощение. Помогает формировать и развивать у воспитанников способности к импровизации, применять полученные навыки в новых условиях, искать нестандартные решения.
Игровая. В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья. Дети познают жизненные и семейные ценности - играя.
Проектная. Одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее.
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным краем положены следующие принципы:
Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан пополнить «Русскую избу новыми экспонатами,. Изготовить фотовыставку.
Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном посёлке с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной библиотекой, средней школой и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями края.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию ведётся по следующим направлениям:
- формирование представлений: знакомство детей с народными традициями и промыслами; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с доступными пониманию детей историческими событиями; расширение представлений о природе, городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ; формирование элементарных знаний о правах человека и т. д.
- воспитание патриотических чувств: воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, селу; формирование бережного отношения к природе; воспитание уважения к труду; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; формирование толерантного отношения к представителям других национальностей.
- развитие поискового поведения у дошкольников: развитие внутренней активности ребёнка, способности ставить цели, добывать знания, используя разные способы приходить к результатам.
Средства реализации поставленных задач:
- развивающая предметно – пространственная среда;
- развивающие виды деятельности (игра, развивающее общение);
- метод детских проектов.
Формы работы с детьми:
• непосредственно образовательная деятельность;
• тематические беседы;
• презентации;
• календарные праздники;
• развлечения, досуги;
• экскурсии;
• пополнение развивающей среды,
* выставки детских работ, семейных коллекций
Ожидаемые результаты:
Прогнозируемый результат на уровне ребенка:
- освоение детьми доступных знаний об истории родного края;
- умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь нуждающимся;
- расширение знаний детей об известных людях родного села, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях;
- расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений;
- сформированность системы понятий духовных семейных ценностей,
самовыражение творческих способностей детей;
-обогащение знаний детей о музейной культуре;
-сформированность элементарных проектно-исследовательских умений и навыков;
Прогнозируемый результат на уровне родителей:
- повышена педагогическая грамотность и компетентность в вопросах нравственно- патриотического воспитания.
- активизирован интерес родителей к себе как к педагогам-воспитателям.
- обогащен опыт психологическими, педагогическими и валеологическими знаниями.
- развиты исследовательские, проектировочные, коммуникативные, организаторские, рефлексивные способности;
- сформировано желание сотрудничества с детским садом;
- укрепление значимости семьи в воспитании гражданско-патриотических чувств ребенка; сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций.
Прогнозируемый результат на уровне педагогов:
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах гражданско-патриотического воспитания дошкольников;
- творческая самореализация в профессиональной деятельности.
Прогнозируемый результат на уровне ДОУ:
- внедрение в воспитательно-образовательный процесс проектной деятельности;
- создание мини-музея «Мой город в истории Великой Отечественной войны» для обогащения развивающей среды по гражданско-нравственному воспитанию дошкольников;
-создание единого социума: педагоги-дети-родители-общественность в сфере гражданско-патриотического развития личности дошкольника.
Целевые участники проекта:
- Дети логопедической группы (6 -7 лет).
- Педагоги ДОУ.
- Родители воспитанников.
Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный
Условия реализации проекта: заинтересованность педагогов, детей и родителей, регулярность и систематичность работы.
Сроки реализации: 1 год.
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
I этап - подготовительный, включает в себя:
1. анкетирование родителей знаний и представлений о родном крае, его истории, достопримечательностей,
2. диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного края,
II этап - основной, включает в себя формы работы с детьми
III этап - итоговый, включает в себя:
1. итоговое диагностирование детей,
2. повторное анкетирование родителей.
Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Перспективный план работы по реализации проекта
« С чего начинается родина»
Сентябрь
Тема: «Летопись моей семьи»
Тема: «Моя родословная»
Задачи:
- Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи;
- Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.
- Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов;
Формы проведения:
Беседа «Что я знаю о своей семье»,
Выставка детских рисунков «Моя семья»;
Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;
Сочинение рассказов «Я расскажу вам о своей семье» (рассказ о предках на генеалогическом древе» о семье)
Семейный мини – проект: составление генеалогического древа «Моя родословная»
Октябрь
Тема: «Герб нашей семьи»
Тема: «Родительский дом - начало начал» (семейные праздники и традиции)
Тема: «Профессии моих родителей»
Задачи:
- Продолжать формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов;
- Продолжать работу по изучению своей семьи, придумать совместно с родителями герб своей семьи;
- Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада;
- Закрепить знания детей о профессиях родителях, их названии и роде деятельности;
Формы проведения:
Семейные мини – проекты: «Герб семьи»
Выставка детских рисунков «Как мы отдыхаем»
Физкультурный досуг «Мама, папа, я – вместе дружная семья»
Изготовление поделок на день Матери.
Участие в субботнике по уборке территории детского сада.
Семейный праздник «Все вместе, так и душа на месте».
Консультация «Расскажем детям о ВОВ»
Ноябрь
Тема: «История и достопримечательности села».
Тема: «Природа района»
Задачи:
- Вызвать интерес к истории возникновения села
- Закрепить знания детей о достопримечательностях родного села;
- Дать детям знание о том, что такое архитектура, познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками села.
- Воспитывать чувство восхищения красотой, любовь к родному селу, желание сделать его еще красивее.
- Формировать представления детей об улице, на которой они живут (почему так называется, что было раньше на этой улице, чем она знаменита)
- Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды;
- Расширять знания детей о природе родного села;
Формы проведения:
Презентации: «История и достопримечательности с. Октябрьское»
Фотовыставка «Осень в нашем районе»
Привлечение родителей к обустройству участка детского сада, облагораживанию дворовых территорий.
Конструирование: «Улицы поселка».
Выставка рисунков: «Осенняя природа».
Семейный мини-проект: «Любимые места в селе»
«О чем говорят названия улиц?» (поисковое задание совместно с родителями).
Конкурс рассказов «Биография моей улицы»
Беседа «Что такое парки», «На какой улице ты живешь?»,
Декабрь
Тема: «Промышленность села».
Тема: «Спорт, культура и отдых в п. Октябрьское».
Задачи:
- Дать знания детям о промышленных объектах, их вред и польза, экологическая ситуация в селе.
- Познакомить со спортивными учреждениями села
- Повышать интерес родителей, путем привлечения к участию в оздоровительных мероприятиях вместе с детьми, обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач семьи и детского сада.
Формы проведения:
- Самые главные профессии людей, занятых на производстве (устный рассказ)
- Чтение художественной литературы: «Кем быть? » И. Карпова (серия книг о профессиях).
- «Чем пахнут ремесла? » Д. Родари, «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов.
- Экскурсия в библиотеку «История нашего села»
- Презентация: «Спорт в родном селе».
Январь
Тема: «Мое родное село»
Тема: «Архитектура моего села»
Задачи:
• Воспитывать любовь к родному селу, умение видеть прекрасное, гордиться им.
• Познакомить детей с символикой нашего села (флаг, герб, гимн);
• Поддерживать интерес детей и взрослых к истории села;
• Закрепить знания детей об архитектуре родного села; познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками родного села. Воспитывать чувство восхищения красотой родного села, любовь к родному селу, желание сделать его еще красивее.
• Познакомить детей с реками с. Октябрьского на карте
Формы проведения:
Демонстрация видеофильма «Мое родное село»,
Выставка фотографий исторических зданий поселка Октябрьский район село Октябрьское
Фото-викторина «Отгадай, где я нахожусь?»
«Знай и люби свой город» (конкурс рисунков, сочинения, мини-доклады)
Конкурс чтецов «Мое родное село»
Февраль
Тема: «Памятные места родного села»
Тема: «Люди, прославившие наше село»
Познакомить детей с самыми известными памятниками Октябрьский район с.Октябрьское;
Задачи:
- Воспитывать чувство уважения профессиям и труду взрослых;
- Познакомить с именами тех, кто основал и прославил село Октябрьское;
- Познакомить с творчеством художников, писателей, поэтов нашего села;
- Формировать чувство уважения к Российской армии, воспитывать в детях желание быть похожими на наших солдат и офицеров, желание служить в Российской армии;
- Способствовать формированию чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее своего села.
Формы проведения:
Презентация «Экскурсия к памятным местам села»;
«Если бы я был мэром города, что бы я сделал для села?» - беседа-рассуждение
«Моя малая Родина». Сценарий тематического вечера-досуга (для детей логопедической группы)
Беседы « Что значит быть настоящим мужчиной?»
Календарные праздники: «День Защитника Отечества»,
Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;
Фотоконкурс «Они защищали нашу Родину»
Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота»
Март
Тема: «Мой край родной – частица нашей Родины».
Тема: «История нашего края»
Задачи:
- Расширять и уточнять знания детей о родном крае;
- Прививать бережное отношение к культурному и духовному наследию своей малой Родины;
- Формировать представления детей о разных населенных пунктах. Познакомить с особенностями труда жителей села.
- Познакомить с народными прикладными промыслами области;
- Познакомить детей с картой Октябрьского района.
- Дать понятия «физическая карта», «земная поверхность» (показать, что вся территория области на карте имеет разную окраску);
- Расширять знания детей об истории родного края
Формы проведения:
- Рассматривание иллюстраций о селе.
- Работа с картой Октябрьский район
- Календарные праздники: «8 марта- женский праздник»
- Просмотр видеофильмов о селе.
- Консультация для родителей: «Расскажем детям о ВОВ»
- Календарные праздники: «8 марта- женский праздник»
- Просмотр видеофильмов о селе
Апрель
Тема: «Люди земли Октябрьской»
Тема: «Природные богатства земли Октябрьской »
Задачи:
- Расширить представления о труде людей родного края: познакомиться с профессиями и деятельностью тружеников села;
- Познакомить детей с известными людьми, прославившими родной край
- Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края,
- Развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.
- Расширять и систематизировать знания детей о водоемах Октябрьского района;
- Уточнить знания детей о правилах поведения на воде;
- Учить детей беречь и заботиться о реках и озерах района;
- Углубить знания о растительном и животном мире края, среде обитания, обычаях и приспособлении к жизни; охране окружающей среды;
Формы проведения:
- Презентация: «Известные люди края Октябрьского»
- Сюжетно-ролевые, дидактические игры:
- «Кому что нужно для работы», «Угадай профессию», «Кем быть?»
- Подготовка сообщений о растениях и животных лесов, полей, лугов родного края;
- Огород на окне «Любим и заботимся о растениях и овощах»
- Отгадывание загадок и ребусов о животных области;
- Дид. игра «Кто где живет?»
- Аппликация, рисунок «Мой родной место, дом»
Май
Тема: «Знаю. Помню. Горжусь.»
Задачи:
- Выяснить знают ли дети о своих близких, воевавших в годы войны;
- Расширять знания детей о ВОВ, воспитывать чувство гордости за своих земляков, защищавших нашу страну;
- Выявить уровень знаний детей об известных героях-земляках Великой Отечественной войны, чьи имена связаны с родным селом и районом, об улицах, названных в честь героев, о музеях, памятниках.
- Формировать представления детей о проблемах загрязнения окружающей среды;
- Расширять знания детей о природе родного края, экологическом состоянии природы;
- Совершенствовать знания о нормах и правилах поведения в природе;
- Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды;
- Систематизировать знания детей о деревьях и кустарниках, их роль в экологии города;
Формы проведения:
Рассказ о детях-героях войны;
Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;
Календарные праздники: «9 мая –День Победы»;
Рассказ о детях-героях войны;
Рассказ о тех, кто защищал родное село в годы войны «Газета Наши защитники»
Литературно-музыкальная гостиная «Знаю. Помню. Горжусь.»
Конкурс рисунков: « Деревья в нашем селе»
Оригами « Папа на корабле»
Видео-презентация «Интересные факты о деревьях»
Музыкально-тематический праздник «Люблю тебя, мой край родной!».
Список художественной литературы для чтения детям: Гержидович Л. «Приглашаю в лес гулять», А. Береснев « Как дела, лесной народ?»
Приложение 1
Анкета для родителей
В каких годах прошлого столетия был основан поселок , и с чем это было связано?
Разъясните название села.
Как называлась первая улица села?
В какие районы относилось село, начиная со дня основания?
Какую значимую роль для победы сыграла наше село?
Какие промышленные и социально значимые объекты работали к концу Великой Отечественной войны в селе ?
Каких знаменитых людей, знаете в селе?
Анкета для родителей.
1. Считаете ли вы необходимым приобщать ребенка дошкольного возраста к культуре родного края?
2. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного края?
3. Знает ли ваш ребёнок названия улиц села и в честь кого они названы?
4. Обращаете ли внимание на растительный и животный мир села?
4. Посещаете ли Вы с ребенком музеи, выставки, культурные мероприятия в районе?
5. Рассказываете ли Вы ребёнку о знаменитостях и о героях республики?
6. Какие места нашей республики вы можете предложить как маршрут семейного похода выходного дня?
7. На ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о культуре, истории и природе родного края, чтобы ответить на возникшие у ребенка вопросы?
8. Как вы считаете, ребёнок узнал в детском саду что-то новое, интересное об истории, культуре, природе родного края?
9. Нужна ли вам помощь специалистов в получении информации о природе, истории, культуре района, города, области, в чем – то ещё?
10. Как вы думаете, что могут и должны сделать родители по краеведческому воспитанию ребенка?
Приложение 2.
Рекомендации для родителей.
«Как воспитать маленького патриота»
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.
Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
- Обращайте внимание ребенка на красоту родного села
- Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
- Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
- Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
- Расширяйте собственный кругозор.
- Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
- Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
- Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
Литература:
1. Абсалямова А.Г. Концепция регионального содержания дошкольного образования.Уфа:БГПУ,2006
2. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет.сада.-М.:Просвещение.1987
3. Гасанова Р.Х. Земля отцов. Программа – руководство. Уфа: БИРО, 2004.
4. Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе “Школа 2100” // Журнал “Начальная школа. Плюс: до и после”, 2004, № 5.
5. Гузеев В.В. “Метод проектов” как частный случай интегральной технологии обучения // Журнал “Директор школы”, 1995, № 6.
6. Дмитриева, В.Г. Патриотическое воспитание дошкольников // Детский сад от А до Я. – 2003. – No 3.
7. Евдокимова Е.С. «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
8. Жирякова И.В. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
9. Комратова Н.Г., .Грибова Л.Ф. «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
10. Логинова, Л. В., Глаголева, С. А., Холина, Н. И. Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – No 1.
11. Маханева М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
12. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Редактор-составитель Н.А. Арапова-Пискурева -М.,2005.
13. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Лика-Пресс, 2003
14. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей Автор: Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова.Год выпуска: 2008. Издательство: АЙРИС-пресс
15. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. 2. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство: Мозайка-синтез Год: 2014
16. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. М.: АРКТИ, 2005.
17. Интернет – ресурс: Википедия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s_chego_nachinaetsya_rodina.pptx | 2.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«С чего начинается родина» М. Матусовский «С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе. А может, она начинается С той песни, что пела нам мать. С того, что в любых испытаниях У нас никому не отнять…» М. Матусовский
Актуальность Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё.
Поэт Симонов Константин Михайлович в стихотворении «Родина» пишет: «Ты вспоминаешь не страну большую, Которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, Какой её ты в детстве увидал.»
Цель проекта: Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к Родине.
Задачи: Создать оптимальные условия для приобщения взрослых и детей к истокам культуры родного края; Воспитать чувства любви к своей семье, к своему роду, развитие интереса к истории семьи, семейным традициям; Вовлечь взрослых и детей в активно-познавательную, исследовательскую деятельность по изучению и сохранению истории, природы и культуры своего края Сформировать у детей и взрослых систему знаний о родном селе, крае на основе историко-художественно-краеведческого материала. Привлечь родителей к активному участию в реализации проекта. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать; Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к родному краю.
В рамках реализации проекта используются следующие технологии: Личностно- ориентированного обучения и воспитания . Развивающего обучения Индивидуального обучения Информационно-коммуникационные Развития творчества Игровая. Проектная. Принцип историзма Принцип гуманизации Принцип дифференциации Принцип интегративности
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию ведётся по следующим направлениям: формирование представлений воспитание патриотических чувств развитие поискового поведения у дошкольников
Средства реализации поставленных задач: развивающая предметно – пространственная среда; развивающие виды деятельности (игра, развивающее общение); метод детских проектов. Формы работы с детьми: непосредственно образовательная деятельность; тематические беседы; презентации; календарные праздники; развлечения, досуги; экскурсии; пополнение развивающей среды, выставки детских работ, семейных коллекций
Целевые участники проекта: Дети логопедической группы (6 -7 лет). Педагоги ДОУ. Родители воспитанников. Тип проекта : практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный Условия реализации проекта: заинтересованность педагогов, детей и родителей, регулярность и систематичность работы. Сроки реализации: 1 год.
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа. I этап - подготовительный , включает в себя: анкетирование родителей знаний и представлений о родном крае, его истории, достопримечательностей, диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного края, II этап - основной , включает в себя формы работы с детьми III этап - итоговый , включает в себя: итоговое диагностирование детей, повторное анкетирование родителей.
Разделы программы , содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Анкетирование родителей и обследования детей на начальном этапе работы По результатам анкетирования родителей по проекту «С чего начинается родина», можно сделать вывод, что объем знаний составляет 10% По результатам обследования детей по проекту «С чего начинается родина», можно сделать вывод, что объем знаний составляет 8%
Анкета для родителей «Родной свой край мы любим и знаем» Уважаемые родители! Предлагаем вам ответить на следующие вопросы : 1. Считаете ли вы необходимым приобщать ребенка дошкольного возраста к культуре родного края ? 2. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного края ? 3. Знает ли ваш ребёнок названия улиц села и в честь кого они названы? 4. Обращаете ли внимание на растительный и животный мир села? 4. Посещаете ли Вы с ребенком музеи, выставки, культурные мероприятия в районе? 5. Рассказываете ли Вы ребёнку о знаменитостях и о героях республики? 6. Какие места нашей республики вы можете предложить как маршрут семейного похода выходного дня? 7. На ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о культуре, истории и природе родного края , чтобы ответить на возникшие у ребенка вопросы? 8. Как вы считаете, ребёнок узнал в детском саду что-то новое, интересное об истории, культуре, природе родного края ? 9. Нужна ли вам помощь специалистов в получении информации о природе, истории, культуре района, города, области, в чем – то ещё? 10. Как вы думаете, что могут и должны сделать родители по краеведческому воспитанию ребенка?
В каких годах прошлого столетия был основан поселок , и с чем это было связано? Разъясните название села. Как называлась первая улица села? В какие районы относилось село, начиная со дня основания? Какую значимую роль для победы сыграла наше село? Какие промышленные и социально значимые объекты работали к концу Великой Отечественной войны в селе ? Каких знаменитых людей, знаете в селе? Анкета
Сентябрь Формы проведения: Беседа «Что я знаю о своей семье», Выставка детских рисунков «Моя семья»; Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью; Сочинение рассказов «Я расскажу вам о своей семье» (рассказ о предках на генеалогическом древе» о семье) Семейный мини – проект: составление генеалогического древа «Моя родословная»
Генеалогического древа «Моя родословная»
Октябрь Формы проведения: Семейные мини – проекты: «Герб семьи» Выставка детских рисунков «Как мы отдыхаем» Физкультурный досуг «Мама, папа, я – вместе дружная семья» Изготовление поделок на день Матери. Консультация «Расскажем детям о ВОВ»
Изготовление поделок на день Матери
Ноябрь Формы проведения: Презентации: «История и достопримечательности» Фотосессия «Осень в нашем селе» Конструирование: «Улицы поселка». Выставка рисунков: «Осенняя природа». Семейный мини-проект: «Любимые места в селе» «О чем говорят названия улиц?» (поисковое задание совместно с родителями). Конкурс рассказов «Биография моей улицы» Беседа «На какой улице ты живешь?»,
Фотосессия «Осень в нашем селе»
Декабрь Формы проведения: Самые главные профессии людей, занятых на производстве (устный рассказ) Чтение художественной литературы: «Кем быть? » И. Карпова (серия книг о профессиях). «Чем пахнут ремесла? » Д. Родари , «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов. Экскурсия в библиотеку «История нашего села» Презентация: «Спорт в родном селе»
Экскурсия в библиотеку «История нашего села»
Январь Демонстрация видеофильма «Мое родное село» Выставка фотографий исторических зданий поселка Октябрьский район село Октябрьское Фото-викторина «Отгадай, где я нахожусь?» Конкурс чтецов «Мое родное село» Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота»
Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота» «Как воспитать маленького патриота» Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт. Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека. Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада. Обращайте внимание ребенка на красоту родного села Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта. Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда. Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора. Расширяйте собственный кругозор. Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей. Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
Февраль Формы проведения: Беседа «Экскурсия к памятным местам села»; «Если бы я был мэром города, что бы я сделал для села?» - беседа-рассуждение Беседы « Что значит быть настоящим мужчиной?» Календарные праздники: «День Защитника Отечества», Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны; Фотоконкурс «Они защищали нашу Родину»
Март Формы проведения: Рассматривание иллюстраций о селе. Работа с картой Октябрьский район Календарные праздники: «8 марта- женский праздник» Просмотр видеофильмов о селе. Консультация для родителей: «Расскажем детям о ВОВ»
Рассматривание иллюстраций о селе. Работа с картой Октябрьский район
Апрель Презентация: «Известные люди края Октябрьского» Сюжетно-ролевые, дидактические игры: «Кому что нужно для работы», «Угадай профессию», «Кем быть?» Подготовка сообщений о растениях и животных лесов, полей, лугов родного края; Отгадывание загадок и ребусов о животных области; Огород на окне «Любим и заботимся о растениях и овощах» Дид . игра «Кто где живет?» Аппликация, рисунок «Мой родной место, дом»
Аппликация, рисунок «Мое родное место»
Огород на окне «Любим и заботимся о растениях и овощах»
Май Рассказ о детях-героях войны; Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны; Календарные праздники: «9 мая –День Победы»; Рассказ о детях-героях войны; Рассказ о тех, кто защищал родное село в годы войны; Литературно-музыкальная гостиная «Знаю. Помню. Горжусь.» Оригами « Папа на корабле» Видео-презентация «Интересные факты о деревьях» Музыкально-тематический праздник «Люблю тебя, мой край родной!». Список художественной литературы для чтения детям: Гержидович Л. «Приглашаю в лес гулять», А. Береснев « Как дела, лесной народ?»
Повторное анкетирование родителей и обследования детей По результатам повторного анкетирования родителей по проекту «С чего начинается родина», можно сделать вывод, что объем знаний составляет 85% По результатам повторного обследования детей по проекту «С чего начинается родина», можно сделать вывод, что объем знаний составляет 75%
Литература: 1. Абсалямова А.Г. Концепция регионального содержания дошкольного образования. Уфа:БГПУ , 2006 2. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет.сада.-М.:Просвещение.1987 3. Гасанова Р.Х. Земля отцов. Программа – руководство. Уфа: БИРО, 2004. 4. Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе “Школа 2100” // Журнал “Начальная школа. Плюс: до и после”, 2004, № 5. 5. Гузеев В.В. “Метод проектов” как частный случай интегральной технологии обучения // Журнал “Директор школы”, 1995, № 6. 6. Дмитриева, В.Г. Патриотическое воспитание дошкольников // Детский сад от А до Я. – 2003. – No 3. 7. Евдокимова Е.С. «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6. 8. Жирякова И.В. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4. 9. Комратова Н.Г., .Грибова Л.Ф. «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1. 10. Логинова, Л. В., Глаголева, С. А., Холина, Н. И. Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – No 1. 11. Маханева М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1. 12. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Редактор-составитель Н.А. Арапова-Пискурева -М.,2005. 13. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Лика-Пресс , 2003 14. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей Автор: Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова.Год выпуска: 2008. Издательство: АЙРИС-пресс 15. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. 2. Вераксы , Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство: Мозайка-синтез Год: 2014 16. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода , М.Б.Зуйкова. М.: АРКТИ, 2005. 17. Интернет – ресурс: Википедия .
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина"
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государст...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"
Материалл содержит описание целей и задач проекта, методы реализации и подробный перспективный план реализации по разделам: наша дружная семья,детский сад - второй дом, моя малая Родина, широка страна...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина»
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «С чего начинается Родина»...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА» «С чего начинается Родина?С картинки в твоем букваре,С хороших и верных товарищей,Живущих в соседнем д...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»
Дошкольный возраст – это особенная страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, п...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина..» средняя группа
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина..» С целью изучения семьи, истории своего города, его значимых мест, для совместного творчества родите...
Долгосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию: «С чего начинается Родина»
Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к Родине...