Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении
статья
Образование в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учетом традиций своего народа. С введением ФГОС в сфере системы образования особый интерес представляет дошкольное детство, как первичная ступень системы непрерывного образования. Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в связи с этим предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенного багажа знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.
Но неблагоприятные экологические, политические и социальные факторы негативно сказываются на физическом, духовном, психологическом и эмоциональном здоровье детей. Известный врач-педагог Лесгафт в своих трудах писал: «Спасайте детей от физического, морального и умственного вырождения!». С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями. Если для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад – это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, узнать что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может быть местом, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как построение коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с ОВЗ. Но ни для кого не секрет, что многие родители скрывают от педагогов "настоящую" проблему своих детейи в группах ДОУ воспитываются дети с ММД, ППНС, СВГД, гиперактивностью и пр., поэтому одной из важных проблем образования сегодня становится развитие новых подходов кобразованию для детей с ОВЗ.
При инклюзивном образовании в ДОУ обязательным условием должно стать создание единого образовательного пространства для здоровых детей и детей с ОВЗ. Необходимо создание определенных благоприятных условий для этого.
Положительную динамику в овладении способами социального взаимодействия можно получить при условии, если образовательная среда создана с учетом специфики их развития и будет включать содержание, прямо направленное на развитие у них коммуникативных и коммуникативно - речевых умений, восприятия сверстника в качестве объекта взаимодействия и будет включать не только индивидуальное, но и совместное выполнение.
Основными принципами психологического сопровождения педагогического процесса и принципами инклюзивного образования в инклюзивных группах являются:
-учет возрастных психофизических возможностей детей дошкольного возраста и сензитивных периодов формирования психических функций;
- приобщение детей с ОВЗ ко всему, что доступно их нормально развивающимся сверстникам, стирание границ, реализация концепции нормализации;
- создание условий для дифференциации обучения с элементами индивидуализации в каждой возрастной группе;
- равномерное распределение психофизической нагрузки в ходе ОП;
- опора на сохранные и компенсаторные механизмы с целью повышения результативности проводимой психолого-педагогической деятельности.
Программно-методическое обеспечение деятельности, согласно общеобразовательной программе ДОУ. Все программы реализуют всестороннее развитие психических и физических качеств личности, физкультурно-оздоровительное, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие воспитанников.
Таким образом, комплексное воздействие на развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и психолого-педагогическое сопровождение деятельности коллектива ДОУ обеспечивают не только педагог-психолог, учитель-логопед, медицинское сопровождение медицинский работник, но и воспитатели. Психологическому сопровождению детей поддержку осуществляет администрация ДОУ совместно с Управляющим Советом, родительским комитетом. Активное участие в осуществлении целей принимают и родители здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, которые поддержали идею интеграционного и инклюзивного подхода, были заинтересованы в повышении уровня своей педагогической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inklyuzivnoe_obrazovanie_v_doshkolnom._barsukova_a.a.docx | 21.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Инклюзивное образование в дошкольном
образовательном учреждении
Барсукова А.А.
МДОУ «Детский сад «Ивушка», г. Тамбов, ivushka.68edu.ru
Образование в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учетом традиций своего народа. С введением ФГОС в сфере системы образования особый интерес представляет дошкольное детство, как первичная ступень системы непрерывного образования. Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в связи с этим предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенного багажа знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здоровогообраза жизни.
Но неблагоприятные экологические, политические и социальные факторы негативно сказываются на физическом, духовном, психологическом и эмоциональном здоровье детей. Известный врач-педагог Лесгафт в своих трудах писал: «Спасайте детей от физического, морального и умственного вырождения!». С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями. Если для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад – это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, узнать что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может быть местом, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как построение коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с ОВЗ. Но ни для кого не секрет, что многие родители скрывают от педагогов "настоящую" проблему своих детейи в группах ДОУ воспитываются дети с ММД, ППНС, СВГД, гиперактивностью и пр., поэтому одной из важных проблемобразованиясегодня становится развитие новых подходов кобразованию для детей с ОВЗ.
При инклюзивном образовании в ДОУ обязательным условием должно стать создание единого образовательного пространства для здоровых детей и детей с ОВЗ. Необходимо создание определенных благоприятных условий для этого.
Положительную динамику в овладении способами социального взаимодействия можно получить при условии, если образовательная среда создана с учетом специфики их развития и будет включать содержание, прямо направленное на развитие у них коммуникативных и коммуникативно - речевых умений, восприятия сверстника в качестве объекта взаимодействия и будет включать не только индивидуальное, но и совместное выполнение.
Основными принципами психологического сопровождения педагогического процесса и принципами инклюзивного образования в инклюзивных группах являются:
-учет возрастных психофизических возможностей детей дошкольного возраста и сензитивных периодов формирования психических функций;
- приобщение детей с ОВЗ ко всему, что доступно их нормально развивающимся сверстникам, стирание границ, реализация концепции нормализации;
- создание условий для дифференциации обучения с элементами индивидуализации в каждой возрастной группе;
- равномерное распределение психофизической нагрузки в ходе ОП;
- опора на сохранные и компенсаторные механизмы с целью повышения результативности проводимой психолого-педагогической деятельности.
Программно-методическое обеспечение деятельности, согласно общеобразовательной программе ДОУ. Все программы реализуют всестороннее развитие психических и физических качеств личности, физкультурно-оздоровительное, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие воспитанников.
Таким образом, комплексное воздействие на развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и психолого-педагогическое сопровождение деятельности коллектива ДОУ обеспечивают не только педагог-психолог, учитель-логопед, медицинское сопровождение медицинский работник, но и воспитатели. Психологическому сопровождению детей поддержку осуществляет администрация ДОУ совместно с Управляющим Советом, родительским комитетом. Активное участие в осуществлении целей принимают и родители здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, которые поддержали идею интеграционного и инклюзивного подхода, были заинтересованы в повышении уровня своей педагогической культуры.
Литература
- Баенская Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: младший дошкольный возраст // Альманах института коррекционной педагогики РАО. Книжное приложение №4. М.: ИКП РАО, 2001.
- Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей/Ф.Л.Ратнер, А.Ю.Юсупов.М.:ВЛАДОС,2006.
- Ребенок в инклюзивном дошкольном учреждении: методическое пособие/под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. М.: РУДН, 2010.
- Социальная эксклюзия и инклюзия в образовании. Учебно-методическое пособие. М., 2006.
- Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социологические исследования. 2003. № 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСНОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
В данной статье обозначены преимущества использования основ инклюзивного образования в дошкольных образовательных учреждениях комбинированного вида....
Статья: "Инклюзивное образование в дошкольных образовательных учреждениях".
Инклюзивное образование-образованиедоступное всем....
Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении
Опыт инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении...
Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении
Опыт инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении...
Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении
Образование в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою...
Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении
Опыт инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении...
Инклюзивное образование в дошкольных образовательных учреждениях
Инклюзивное образование-это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей....