Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении
статья

Барсукова Анастасия Александровна

Образование в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учетом традиций своего народа. С введением ФГОС в сфере системы образования особый интерес представляет дошкольное детство, как первичная ступень системы непрерывного образования. Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в связи с этим предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенного багажа знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.

Но неблагоприятные экологические, политические и социальные факторы негативно сказываются на физическом, духовном, психологическом и эмоциональном здоровье детей. Известный врач-педагог Лесгафт в своих трудах писал: «Спасайте детей от физического, морального и умственного вырождения!». С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями. Если для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад – это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, узнать что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может быть местом, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как построение коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с ОВЗ. Но ни для кого не секрет, что многие родители скрывают от педагогов "настоящую" проблему своих детейи в группах ДОУ воспитываются дети с ММД, ППНС, СВГД, гиперактивностью и пр., поэтому одной из важных проблем образования сегодня становится развитие новых подходов кобразованию для детей с ОВЗ.

При инклюзивном образовании в ДОУ обязательным условием должно стать создание единого образовательного пространства для здоровых детей и детей с ОВЗ. Необходимо создание определенных благоприятных условий для этого.

Положительную динамику в овладении способами социального взаимодействия можно получить при условии, если образовательная среда создана с учетом специфики их развития и будет включать содержание, прямо направленное на развитие у них коммуникативных и коммуникативно - речевых умений, восприятия сверстника в качестве объекта взаимодействия и будет включать не только индивидуальное, но и совместное выполнение.

Основными принципами психологического сопровождения педагогического процесса и принципами инклюзивного образования в инклюзивных группах являются:

-учет возрастных психофизических возможностей детей дошкольного возраста и сензитивных периодов формирования психических функций;

- приобщение детей с ОВЗ ко всему, что доступно их нормально развивающимся сверстникам, стирание границ, реализация концепции нормализации;

- создание условий для дифференциации обучения с элементами индивидуализации в каждой возрастной группе;

- равномерное распределение психофизической нагрузки в ходе ОП;

- опора на сохранные и компенсаторные механизмы с целью повышения результативности проводимой психолого-педагогической деятельности.

Программно-методическое обеспечение деятельности, согласно общеобразовательной программе ДОУ. Все программы реализуют всестороннее развитие психических и физических качеств личности, физкультурно-оздоровительное, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие воспитанников.

Таким образом, комплексное воздействие на развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и психолого-педагогическое сопровождение деятельности коллектива ДОУ обеспечивают не только педагог-психолог, учитель-логопед, медицинское сопровождение медицинский работник, но и воспитатели. Психологическому сопровождению детей поддержку осуществляет администрация ДОУ совместно с Управляющим Советом, родительским комитетом. Активное участие в осуществлении целей принимают и родители здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, которые поддержали идею интеграционного и инклюзивного подхода, были заинтересованы в повышении уровня своей педагогической культуры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnoe_obrazovanie_v_doshkolnom._barsukova_a.a.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Инклюзивное образование в дошкольном

образовательном учреждении

Барсукова А.А.

МДОУ «Детский сад «Ивушка», г. Тамбов, ivushka.68edu.ru

Образование в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учетом традиций своего народа. С введением ФГОС в сфере системы образования особый интерес представляет дошкольное детство, как первичная ступень системы непрерывного образования. Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в связи с этим предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенного багажа знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здоровогообраза жизни.

Но неблагоприятные экологические, политические и социальные факторы негативно сказываются на физическом, духовном, психологическом и эмоциональном здоровье детей. Известный врач-педагог Лесгафт в своих трудах писал: «Спасайте детей от физического, морального и умственного вырождения!». С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями. Если для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад – это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, узнать что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может быть местом, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как построение коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с ОВЗ. Но ни для кого не секрет, что многие родители скрывают от педагогов "настоящую" проблему своих детейи в группах ДОУ воспитываются дети с ММД, ППНС, СВГД, гиперактивностью и пр., поэтому одной из важных проблемобразованиясегодня становится развитие новых подходов кобразованию для детей с ОВЗ.

При инклюзивном образовании в ДОУ обязательным условием должно стать создание единого образовательного пространства для здоровых детей и детей с ОВЗ. Необходимо создание определенных благоприятных условий для этого.

Положительную динамику в овладении способами социального взаимодействия можно получить при условии, если образовательная среда создана с учетом специфики их развития и будет включать содержание, прямо направленное на развитие у них коммуникативных и коммуникативно - речевых умений, восприятия сверстника в качестве объекта взаимодействия и будет включать не только индивидуальное, но и совместное выполнение.

Основными принципами психологического сопровождения педагогического процесса и принципами инклюзивного образования в инклюзивных группах являются:

-учет возрастных психофизических возможностей детей дошкольного возраста и сензитивных периодов формирования психических функций;

- приобщение детей с ОВЗ ко всему, что доступно их нормально развивающимся сверстникам, стирание границ, реализация концепции нормализации;

- создание условий для дифференциации обучения с элементами индивидуализации в каждой возрастной группе;

- равномерное распределение психофизической нагрузки в ходе ОП;

- опора на сохранные и компенсаторные механизмы с целью повышения результативности проводимой психолого-педагогической деятельности.

Программно-методическое обеспечение деятельности, согласно общеобразовательной программе ДОУ. Все программы реализуют всестороннее развитие психических и физических качеств личности, физкультурно-оздоровительное, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие воспитанников.

Таким образом, комплексное воздействие на развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и психолого-педагогическое сопровождение деятельности коллектива ДОУ обеспечивают не только педагог-психолог, учитель-логопед, медицинское сопровождение медицинский работник, но и воспитатели. Психологическому сопровождению детей поддержку осуществляет администрация ДОУ совместно с Управляющим Советом, родительским комитетом. Активное участие в осуществлении целей принимают и родители здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, которые поддержали идею интеграционного и инклюзивного подхода, были заинтересованы в повышении уровня своей педагогической культуры.

Литература

  1. Баенская Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: младший дошкольный возраст // Альманах института коррекционной педагогики РАО. Книжное приложение №4. М.: ИКП РАО, 2001.
  2. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей/Ф.Л.Ратнер, А.Ю.Юсупов.М.:ВЛАДОС,2006.
  3. Ребенок в инклюзивном дошкольном учреждении: методическое пособие/под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. М.: РУДН, 2010.
  4. Социальная эксклюзия и инклюзия в образовании. Учебно-методическое пособие. М., 2006.
  5. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социологические исследования. 2003. № 5.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСНОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

В данной статье обозначены преимущества использования основ инклюзивного образования в дошкольных образовательных учреждениях комбинированного вида....

Статья: "Инклюзивное образование в дошкольных образовательных учреждениях".

Инклюзивное образование-образованиедоступное всем....

Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении

Опыт инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении...

Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении

Опыт инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении...

Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении

       Образование в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою...

Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении

Опыт инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении...

Инклюзивное образование в дошкольных образовательных учреждениях

Инклюзивное образование-это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых  образовательных потребностей и индивидуальных возможностей....