Самообразование на тему "Развитие коммуникативных способностей детей посредством сюжетно- ролевой игры"
методическая разработка (средняя группа)
Отчет о проделанной работе по самообразованию на тему: "Развитие коммуникативных способностей детей посредством сюжетно- ролевой игры".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 25.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по самообразованию воспитателя Еремеевой Е.А.
Тема: «Развитие коммуникативных способностей детей посредством сюжетно –ролевой игры»
Цель моего самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
Актуальность :
Тема самообразования: « Развитие коммуникативных способностей детей посредством сюжетно- ролевой игры» выбрана мною не случайно. Так как, в последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, то самообразование по этой теме для меня очень важно.
Для того чтобы достичь мастерства в педагогической деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей.
Различные стороны игры постоянно являлись предметом внимательного и детального изучения. Игры в нравственном воспитании детей рассмотрены в работах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Дж.Леви, Р.Кайца, Ж.Пиаже, К.Д.Ушинского, Й.Хейзинги. Психологический анализ роли игры в нравственном воспитании и развитии личности дан Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым, С.Л.Рубинштейном, Д.Б.Элькониным.
Игра как средство формирования личности и развитии её потенциалов исследуется в работах Н.П.Аникеевой, О.С.Газмана, Т.Е.Конниковой, Д.В.Менджерицкой, И.И. и многих других.
Работая с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу , что сюжетно - ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально - нравственных качеств личности детей дошкольного возраста.
Для того чтобы начать работу, я изучила методическую литературу:
• За основу в своей работе я взяла Основную общеобразовательную программу дошкольного образования "От рождения до школы" (Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева.
• «Нравственное воспитание дошкольников в детском саду» под редакцией В. Г.Нечаевой и Т. А.Марковой (я определила и поставила для себя цели и задачи в игровой деятельности, направленные на формирование нравственных качеств дошкольников).
• «Посеешь привычку – пожнёшь характер» Л.И.Каплан (я узнала и применила в своей работе опыт педагога в формировании полезных привычек у детей).
• «Воспитание детей в игре» А.К.Бондаренко, А.И.Матусик (данное пособие поможет мне освоить методику вовлечения детей в игру, помогая им понять нравственные нормы и представления).
• «Ребёнок в детском саду» Т.И.Бабаева (книга поможет мне в выборе игр и игровых ситуаций для формирования нравственных качеств).
• «Роль игры в воспитании детей» А.П.Усова (книга поможет мне понять значение игры в нравственном развитии дошкольников).
• «Организация сюжетной игры в детском саду» Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова (организация самостоятельной игровой деятельности)
• «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста» Н.В.Краснощёкова. (организация самостоятельной игровой деятельности)
Запланировала посмотреть вебинары по данной теме.
Исходя из выше изученной литературы, я выбрала путь, который показался мне самым верным - воспитывать у дошкольников такие нравственные качества: культура поведения, гуманные отношения (доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение), стремление оказать помощь, через игру.
В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, я сформулировала цель своей работы - формирование у ребёнка положительных межличностных отношений в процессе сюжетно - ролевых игр.
Для реализации данной цели я поставила следующие задачи:
• создание предметно - игровую среду, отвечающей современным требованиям и способствующей развитию самостоятельной игровой деятельности и театрализованной деятельности;
- разработать критерии мониторинга по сюжетно- ролевой игре;
• освоение современных технологий и методов организации игры;
• повышение компетентности родителей в вопросе нравственного воспитания детей.
Проведя мониторинг:
- определила слабые и сильные стороны проблемы,
Мониторинг по годам (критерии соответствуют возрастным особенностям детей)
год | Начало года % | Конец года |
2015-2016 год Младшая группа | Высокий-0% Выше среднего-15% Средний-25% Низкий-60% | Высокий-15% Выше среднего-35% Средний-30% Низкий-20% |
2016-2017год Средняя группа | Высокий- 10% Выше среднего-15% Средний-35% Низкий- 40% | Высокий-20% Выше среднего-35% Средний-25% Низкий-20% |
2017-2018год Старшая группа | Высокий-10% Выше среднего-20% Средний-25% Низкий-45% | Высокий-20% Выше среднего-45% Средний-20% Низкий- 15% |
2018-2019год Подготов.группа | Высокий-30% Выше среднего-40% Средний-30% Низкий-0% | Высокий-40% Выше среднего-45% Средний-15% Низкий-0% |
2019-2020 год младшая группа | Высокий-0% Выше среднего-10% Средний-60% Низкий-30% | Высокий-20% Выше среднего-30% Средний-35% Низкий-15% |
Игра может способствовать воспитанию нравственных качеств только при соблюдении ряда условий:
• правильная организация и руководство игрой;
• правильно сформулированная мотивация;
• многообразие детских игр, направленных на развитие положительных качеств дошкольников, их эстетичность и привлекательность;
• учет индивидуальных особенностей ребенка, его интересов.
2)Рассмотрев слабые стороны проблемы поставила перед собой цели и задачи дальнейшей работы по организации сюжетно-ролевой игры с детьми.
Цель: Развивать игру каждого ребенка с опорой на его личные интересы
Задачи:
Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками);
Развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания); развивать коммуникативные способностей детей, которые предполагают навыки построения адекватных взаимоотношений, умение взаимодействовать с окружающей действительностью, следовать социальным нормам и правилам поведения.
Формировать игровые умения, содействовать объединению детей в игре.
Создать современную развивающую предметно - игровую среду, соответствующую возрастным особенностям детей и требованиям ФГОС, способствующую развитию игровой деятельности.
Повышение компетенции родителей о значении сюжетно-ролевых игр для воспитания и развития детей дошкольного возраста.
При решении поставленных задач применялись следующие методы и приемы работы:
• организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт нравственного поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым;
• инсценировки с игрушками, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и взаимоотношений в детском саду и в семье;
• общение и совместная деятельность с воспитателем - как средство установления доверия, обогащения социальных представлений и опыта взаимодействия;
• наблюдение за действиями и отношениями взрослых в детском саду (повар, няня, врач, дворник, воспитатель);
• образные игры - имитации, хороводные, театрализованные, подвижные, дидактические, строительные - для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками;
• чтение стихов, сказок на темы доброты, любви к родителям, заботы о животных (образовательная методика «Добрые сказки»);
• рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обогащения социальных представлений о людях (взрослых и детях), ориентировки в ближайшем окружении (в группе, ДОУ и в семье);
• сюжетно - ролевые игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, радостью отражения ролей взрослых.
Работая по теме, я составила и внедрила в работу с детьми планирование сюжетно-ролевых игр с учётом возрастных особенностей детей, циклограммы по каждой возрастной группе, составила паспорт развития с- ролевых игр: «Больница», «Парикмахерская», «Супермаркет», «Аптека»,…
Также я изготовила картотеку сюжетно - ролевых игр. В процессе работы были оформлены центры для игр «Доктор Айболит», «Парикмахерская», «Библиотека», …которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов формирования игры.
Работа с родителями:
- Консультации:
1)«Роль с- ролевой игры в развитии творческих способностей детей»
2) «Развитие коммуникативных способностей детей посредством с- ролевой игры»
3) «Влияние с- ролевой игры на формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста»
4)Анкетирование родителей «В какие игры играет ваш ребенок», «Игра в жизни дошкольника»
5) Проектная деятельность совместно с родителями:«Театр», « Сказки в дом к нам пришли»
6) Акции «Играют мальчики, играют девочки» -изготовление атрибутов к с –ролевым играм Акции «Театр своими руками»- изготовление атрибутов к с- ролевой игре «Театр», пошив платковых кукол, изготовление тростевых кукол, варежковых.
В дошкольном возрасте сюжетно - ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится ее частью и условием. Дети, конечно же, не всегда находят нужные способы установления отношений. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свое желание, не считаясь с желаниями и правами сверстников. Но именно в этом возрасте ребенок открывает для себя ту истину, что без сопереживания другому, без уступки другому он сам остается в проигрыше. В игре ребенок попадает в отношения зависимости от других детей.
В своей работе я использовала следующие принципы организации игры в детском коллективе:
• развитие у детей самостоятельность и самоорганизацию;
• формирование умения договориться о теме игры;
• самостоятельное распределение ролей;
• обсуждение основного развития сюжета;
• подготовка игровой обстановки.
Таким образом, сюжетно - ролевая игра может стать основой формирования положительных навыков общения ребенка со сверстниками. В заключении хочу отметить, что систематическая работа по развитию коммуникативных навыков через сюжетно - ролевые игры способствуют улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме.
Самым главным показателем результативности моей работы, считаю:
- когда от детей, без моей подсказки, звучат слова благодарности, оцениваются положительные и отрицательные поступки, когда ребенок искренне радуется при достижении положительного результата в игре, все это дает мне знать о том, что маленькие «ростки» нравственности посеяны в душах детей, формирующие сознательные нравственные поступки.
- значимость организации с- ролевой игры в повседневной жизни дошкольника виден и из показателей мониторинга. В начале этапа (младший возраст) большой процент низкого уровня, но при правильном направлении, при системности организации с- ролевых игр в повседневной жизни, в образовательной деятельности эти показатели выросли.
Обобщив накопленный опыт работы по данной проблеме я разработала:
1)Рабочую программу «Познаём, играя» имеет социально-коммуникативную направленность, несет в себе развивающий потенциал и является средством приобщения ребенка к социальному миру.
Возраст детей участвующих в реализации данной программы:
Программа рассчитана на детей 3 - 4 лет.
Игровая деятельность проводится ежедневно.
Сроки реализации рабочей программы:
Обучение по программе продолжается 1года.
Реализация программа осуществляется в младшей группе МБДОУ№1 «Колобок».
Участники программы: дети, педагоги ДОУ, семьи воспитанников.
Актуальность программы:
Актуальность программы в том, что сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.
Раскрывается интеллектуальный, творческий, нравственный потенциал детей, развиваются навыки межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.
Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию фантазии, воображения, приобщают их к миру прекрасного, успешней развивают творческие способности, эстетические чувства. Дети становятся добрее, учатся жить. И задача взрослых показать детям социальный мир “изнутри” и помочь ребенку понять свое место в этом мире как его члена, участника событий, преобразователя. Но социальная действительность становится средством воспитания и обучения только в том случае, если факты и события, с которыми встречается ребенок, понятны и доступны. А собственное познание социальной действительности будет происходить через действия с предметами, через общение.
Цель:
- Создание благоприятных условий для социализации личности дошкольника.
Задачи:
- Способствовать возникновению у детей игр на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений (потешек, песенок, стихов, сказок);
- Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий;
- Учить взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами; в индивидуальных играх с игрушками- заместителями исполнять роль за себя и за игрушку;
- Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли, дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками;
- Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре.
2) Рабочую программу «Познаём, играя» имеет социально-коммуникативную направленность, несет в себе развивающий потенциал и является средством приобщения ребенка к социальному миру.
Возраст детей участвующих в реализации данной программы:
Программа рассчитана на детей 4-5 лет.
Игровая деятельность проводится ежедневно.
Сроки реализации рабочей программы:
Обучение по программе продолжается 1года.
Реализация программа осуществляется в средней группе МБДОУ№1 «Колобок».
Участники программы: дети, педагоги ДОУ, семьи воспитанников.
Актуальность программы:
В настоящее время происходит разрушение сюжетно-ролевой игры как особой культурной формы жизни ребенка-дошкольника. В современной культуре детства положение игры становится все более двусмысленным: игра попадает в категорию прав ребенка по Конвенции ООН «О правах ребенка», статья 31, но границы того, что должно быть защищено этим правом, стремительно размываются.
Игрой называют все (игровое обучение, игровой тренинг, игровое шоу и т.п.). «Возраст игры» также теряет определенность. Если раньше было понятно, что это дошкольное детство, то теперь, в последние 10-15 лет, играми, в первую очередь, конечно, компьютерными, оказались захвачены и подростки, и взрослые. В этих условиях трудно сохранить сюжетно-ролевую игру. Таким образом, наблюдается изменение социальных установок по отношению к игре. Но проработав не один год над этой проблемой, знаю значимость сюжетно- ролевой игры во всестороннем развитии детей. Планирую и в дальнейшем продолжить работу в этом направлении.
Если говорить о современных детях, прежде всего нужно сказать, дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют слишком мало.
Цель: Развивать игру каждого ребенка с опорой на его личные интересы.
Задачи:
Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками);
Развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);
Развивать коммуникативные способностей детей, которые предполагают навыки построения адекватных взаимоотношений, умение взаимодействовать с окружающей действительностью, следовать социальным нормам и правилам поведения.
Формировать игровые умения, содействовать объединению детей в игре.
Создать современную развивающую предметно-игровую среду, соответствующую возрастным особенностям детей и требованиям ФГОС, способствующую развитию игровой деятельности.
Считаю, что выбранное мною направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры" презентация
презентация...
Развитие речи детей посредством сюжетно-ролевой игры
Презентация...
Формирование коммуникативных способностей по средствам сюжетно - ролевой игры
Рекомендации для воспитателей, как развитвать коммуникативные способности через сюжетно - ролевые игры старшего дошкольного возраста детей....
Развитие коммуникативных способностей детей через сюжетно-ролевые игры краеведческого содержания
В статье обосновывается возможность и необходимость развития коммуникативных способностей детей через сюжетно-ролевые игры краеведческого содержания. Даются практические советы для реализации поставле...
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВАМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Статья посвящена поэтапному развитию у дошкольников коммуникативной компетенции посредствам сюжетно-ролевой игры в условиях реализации ФГОС ДО. Описывается разработанный план педагогом способствующий ...
"Создание условий для социально-коммуникативного развития детей посредством сюжетно-ролевой игры"
Для пополнения и уточнения знаний в воспроизведения окружающей действительности в младшей группе знакомство с сюжетно-ролевой игрой начинаем с формирования необходимого круга знаний о какой-либо сторо...