"Старый Оскол-Ржава Дорога мужества
консультация (младшая группа)
«Наш край в годы Великой Отечественной войны»
Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством изучения материалов о нашем крае
в годы Великой Отечественной войны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_istoricheskih_chteniy.docx | 248.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №71 «Почемучка»
Старооскольского городского округа
Материал
для XXIII муниципальных исторических чтений
«Наш край в годы Великой Отечественной войны»
Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством изучения материалов о нашем крае
в годы Великой Отечественной войны
Ананьева Г.В.,
Туманова Т.Н.
воспитатели МБДОУ ДС №71 «Почемучка»
г. Старый Оскол
2021г
На современном этапе, согласно Федеральным Государственным Образовательным Стандартам основной общеобразовательной программы дошкольного образования, среди наиболее острых проблем, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к своей стране, к родному краю. Как показывают современные исследования, формирование патриотического воспитания у детей дошкольного возраста, является важной составляющей аксиологического опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования. Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных и патриотических чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности, развитие способности достойно беречь историческую память предков. Педагогу в процессе работы с дошкольниками над формированием патриотического воспитания, необходимо дать знания о Российской Армии, о трудной, но почётной обязанности защищать Родину, о том, как в годы войны храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды. Это и будет первым шагом на пути формирования чувства патриотизма, воспитания любви к своей Родине. Как известно, Родина начинается с семьи, с родного дома и, именно из семейных ценностей и традиций, теплой атмосферы домашнего очага, складываются зачатки патриотизма, которые способствуют формированию нравственного облика достойного гражданина своей страны. В настоящее время эта проблема особенно актуальна, так как в данный момент у многих современных детей складывается достаточно специфический (не соответствующий нравственному идеалу), искаженный образ патриотизма в годы ВОВ. Этого допустить ни в коем случае нельзя! Так как сформированный в детстве образ достойного гражданина своей страны, становится психологическим основанием действительно человека - патриота. Всегда актуальный вопрос формирования у дошкольников предпосылок нравственно-патриотического воспитания, приобретает особое значение в преддверии Дня Победы, который наша страна отмечает 9 мая. История нашего государства неразрывно связана с Великой Отечественной войной – самым ярким примером проявления героизма и патриотизма русских людей. Детям дошкольного возраста достаточно трудно осознать эти события, так как каждый наступающий год все более отдаляет нас от тех страшных лет. И чтобы не терялась эта нить памяти, мы, взрослые, должны сохранить и воспитать в детях уважение и гордость за наш край, за людей которые не жалели своих жизней для защиты нашей родины и милой сердцу Белгородчины.
Тема наследия Белгородчины в последние годы обрела особую значимость, в том числе и наш родной город Старый Оскол, сыгравший одну из главных ролей в снабжении армии во время решающего сражения 43-го года на Курской дуге.
«Рассказывайте детям о войне,
Пусть ваша память к ним в сердца стучится.
Рассказывайте детям о войне,
Чтоб никогда войне не повториться». (Н. Вербицкая)
Чтобы вызвать интерес дошкольников к этим историческим событиям, мы разработали и вовлекли их в исследовательский исторический проект с использованием регионального компонента - «Ржава - дорога мужества».
Для того, чтобы реализация проекта по привлечению внимания дошкольников к важным историческим событиям, и желание более подробно познакомиться с героическими земляками проходила успешно, нами вначале работы над проектом было выявлено:
- в какой степени дети владеют информацией о военном времени;
-на каком уровне находятся их познавательные умения;
-какова степень освоения детьми трудовых навыков и умений участвовать в коллективном решении проблемы;
-в какой степени у детей сформировано нравственно-патриотическое воспитание;
-как чтут в семьях дошкольников память о ВОВ и что им известно о событиях, связанных со строительством дороги Старый Оскол - Ржава.
Получив реальную картину, мы пришли к выводу, что наиболее полная реализация проекта по изучению исторических событий, происходивших в годы войны на территории нашего старооскольского края, возможна только через активизацию совместной деятельности педагогов с детьми при сотрудничестве с семьёй и социальными партнёрами.
Наметив план движения к цели по реализации проекта, мы обратились за консультациями к социальным партнёрам ( сотрудники библиотеки имени А.С.Пушкина). Также к обсуждению плана были привлечены родители. Они и предложили нам создать в группе историческую библиотеку военной направленности, оснастив её необходимой литературой, доступной для восприятия детей дошкольного возраста. ( книги вписать)
Изучая с детьми исторические справки, мы узнали о том, что в1943 году Старый Оскол в ходе ожесточенных боев был отвоеван у фашистов. В частях, что освобождали город, погиб каждый третий солдат – такова была цена свободы. Тогда трудно было даже представить, что разграбленный и разбитый после оккупации небольшой городок сыграет важную роль в решающей Курской битве. Мы нашли свидетельства того, что в 1943 году командование Красной армии приняло решение о строительстве стратегически важной железнодорожной ветки Старый Оскол – Ржава, чтобы не просто дать отпор, а переломить врага в решающей схватке. Государственный комитет обороны определил срок строительства – с 15 июня по 15 августа. Но в итоге дорогу, которая помогла решить исход самой большой и кровопролитной битвы великой отечественной войны Старый Оскол – Ржава, построили быстрее, несмотря на все трудности: короткие сроки, отсутствие специалистов и рабочих, нехватку материалов. Её одновременно строили 25 тысяч человек, в большинстве своём это были женщины и подростки. 95 км железнодорожного полотна построили за 32 дня! Вручную! Просматривая видео хроники военных лет (предоставленные социальными партнёрами - сотрудниками библиотеки им.А.С. Пушкина), в поисках информации о строительстве дороги «Старый Оскол - Ржава», мы наткнулись на фильм Екатерины Ровенских, который посвящен её бабушке – Елене Ровенских, чьи воспоминания легли в основу этой картины. Фильм был предложен родителям и детям к совместному просмотру. Кинолента «Старый Оскол – Ржава»: 32 дня на подвиг» произвела незабываемое впечатление на юных зрителей, оставив глубокий след не только в сердцах детей, но и нас, взрослых. Из него мы узнали, что бремя строительства дороги, которая помогла решить исход самой большой и кровопролитной битвы Великой Отечественной войны Старый Оскол – Ржава, длиной 95 км легло на хрупкие плечи старооскольских женщин и подростков, и была построена всего за 32 дня, хотя сроки отводились два месяца. Фильм создан в память о строителях, чьими силами вручную была построена железнодорожная ветка, изменившая ход истории.
В последующих беседах с детьми, посвященных событиям фильма, мы уделяли особое внимание тому, что непосредственное участие в строительстве дороги принимали подростки. Для них это была очень тяжелая работа, но они испытывали гордость, осознавая свою причастность к Победе.
Как лейтмотив, стали для нас с детьми и их родителями воспоминания участницы стройки Марии Крыловой 1919 года рождения: «Режим строительства установили военный: час работаем, затем по «милицейскому» свистку бросаем лопаты, носилки, отдыхаем пять минут, – свисток – и снова людской муравейник оживает. Так от зари до зари». А работа была совсем не женская – насыпи возводились вручную. Землю носили даже в фартуках. Не было вдоволь и еды, чтобы восстанавливать силы после такой трудоемкой работы. Но самым страшным было не отсутствие еды и тяжелейший труд, а бомбежки. Гитлеровцы часто совершали налеты на линию. Но чем яростнее были вражеские атаки, тем быстрее шло строительство. Ненависть к врагам давала нечеловеческие силы. А может, не бросали работу еще и потому, что у всех было большое желание помочь родным – отцам и братьям, воевавшим на фронте. 19 июля 1943 года прошел первый паровоз, украшенный разноцветными лентами, с лозунгом «Все для Победы!». «Когда шел первый состав, восторгу не было конца. Кричали «ура», эшелон шёл медленно: шпалы проседали, рельсы прогибались. А после пошли эшелоны с танками... Было трудно, но всех девчат поддерживали молодость и желание помочь фронту», – добавляла Крылова. Поезда по дороге мужества пошли в самый разгар Курской битвы – техника и грузы стали доставляться быстрее на целые сутки. С того дня к линии фронта без перерывов по ней пошли эшелоны с танками, а в обратном направлении – вагоны с раненными. День, когда по этому пути прошел первый поезд, стал не просто праздником. Это уже была победа. Их победа. Позже дорогу назовут «Осколяночкой», потому что строить ее пришлось в большинстве своем женскими руками. Выполняя задания по реализации проекта, родители посетили с детьми памятник строителям дороги «Старый Оскол - Ржава». Ими было выяснено, что в Старом Осколе на пересечении улиц 8 Марта и Комсомольской 9 июля 2008 года, к 65-летию Курской битвы, открыта скульптура женщинам-строителям железной дороги «Старый Оскол – Ржава», получившей легендарное название «Дорога мужества». Возле женских фигур на тёмной плите начертаны слова белгородского поэта Виктора Белова: «Вы здесь дорогу строили на Ржаву, в подолах пол-Земли перенесли, к сраженью подготовили Державу и с воинами Родину спасли!»
Имена строителей железной дороги «Старый Оскол - Ржава» нами были выяснены с помощью сотрудников краеведческого музея. Морозова А.С., Козлитина Е.Д., Попова М. И., Фатьянова Д.М., Межакова Н.М., Фатьянова А.Д., Арефьева Т.Г., Арефьева М.И., Попова Т.А., Севостьянова Е.А., 8 Сергеева А.Ф., Фатьянова М.С., Вендина Ф.Е., Ускова А.А., Морозова Т.Е., Заева Е.Е., Дубкова Ф.С., Лукьянова М.М., Козлитина Е.Е., Вострикова А.С., Хороших А.В., Злобина А.И., Потапенко Е.Н., Калараш Е.Л., Капнина Н.Д., Вендина А.С., Козлитина М.Г., Фатьянова А.Д., Севостьянова Т.С., Арефьева А.С., Шевченко А.Д., Иляхина А.А..
В 2018 году «Дорога мужества» отметила 75-летие. Боевые перевозки в подготовке к Курской битве только за июль-август 1943 года составили 121880 вагонов.
Также, в процессе реализации проекта, мы выяснили с дошкольниками, что не меньшее значение эта железнодорожная линия приобрела при разработке и освоении богатств Курской магнитной аномалии. Магистраль до сих пор используется для пассажирского и грузового сообщения. На ней находятся станции, к которым примыкают подъездные пути Лебединского и Стойленского ГОКов.
Успех реализации проекта имел прямую зависимость от заинтересованности родителей. Совместная работа по исследованию значения дороги Мужества в ВОВ способствовала не только интеллектуально-личностному развитию и нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников, но и повышению уровня профессиональной компетенции воспитателей, а также помогла достичь желаемого уровня взаимодействия детского сада и семьи по вопросам воспитания маленьких патриотов. Несомненен нравственный результат такой работы: родители осознали важность своего влияния на формирование личности детей, научились организовывать свободное время семьи в целях нравственно – патриотического воспитания своего ребенка, направлять его на исследования и изыскания, сотрудничество с детским садом.
Список литературы:
Дорога мужества и жизни: материалы о героических делах тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны и о добрых в мирное время /Губкинский районный совет ветеранов, труда, Вооруж.сил и правоохран.органов Белгород. Обл.;(сост.: Н.Я.Чуев, И.В.Пирожков, Н.В.).-Губкин : гор.тип.,2002.-107с.
Доманк А.(Особое место в славных делах…)/ А.Доманк// Доманк А. Тыл Огненной дуги.-Воронеж, 1989.-Гл.1.-С.53-61.-(Серия «Подвиг на Курской дуге»).
Кабанов П.А. Стальные перегоны /П.А.Кабанов.-Москва:Воениздат,1973.-326с.:фото
Никулов А.П. Оскольский край/ А.П.Никулов.-Старый Оскол,1997.-576с.
Новоспасский К. Осколянка / К.Новоспасский // Новоспасский К. На прямой наводке.-Воронеж,1973.-С.70-96.
Москалев А. Дорога мужества/ А.Москалев, старший// «Эхо нашей памяти».-Губкин,1995.-С.135-141
Потомкам: антология военной прозы и поэзии Белгородчины/сост.В.М.Шаповалов.-Белгород:Издательство Шаповалова,1995.-Т.1.736с.:ил.
Уходили на фронт эшелоны : (сборник)/под общ.ред.ген.-лейт.техн.войск запаса С.В.Хвощева и ген.-лейт.тех.войск в отставке А.В.Добрякова ).-Москва:Воениздат,1974.-288с:ил.
Интернет ресурсы:
http://www.dddkursk.ru/number/1301/new/014310/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини-балет "Старая, старая сказка"
Описание мини-балета для старших дошкольников....
Старая -старая сказка про любовь
20 марта- День счастья...
"Новая" жизнь "старой" музыки Часть 1 (Материалы мастер-класса "Новое" видение "старого" музыкального материала)
Артеменко Ирина Алексеевна, музыкальный руководитель высшей категорииМАУДО "Детский сад №6" Тюменская область, г. Ялуторовск «Новая» жизнь «старой» музыкиЕдинственно возможный к...
"Новая" жизнь "старой" музыки Часть 2 (Материалы мастер-класса "Новое" видение "старого" музыкального материала)
Автор представленного материала Артеменко Ирина Алексеевна, музыкальный руководитель высшей категории, МАУДО «Детский сад №6», Тюменская область, г. Ялуторовск В рамках единого методич...
Летнее мероприятие "Старая, старая сказка"
Мероприятитие на тему "Старая, старая сказка" закрепляет знания дошкольников о сказках и сказочных героях. Для детей было подготовленно представление, насыщенное подвижными играми и приключениями.Сказ...
Презентация "Санкт-Петербург. Старо-Петергофская дорога"
Совершаем путешествие по Старой-Петергофской дороге....
дорога мужества
Статья о городе-герое Старом Осколе во время ВОВ...