Проект "Шашки" в подготовительной группе.
проект (подготовительная группа)

Анищенко Елена Александровна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СКАЗКА» № 18

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогический проект

на тему

 

 

 

" Классические шашки"

  

                                                                                                     

 

 

 

                                                                              

                                                  Педагог :                      

                                                                                               Анищенко    Елена  Алнксандровна

                                                                             воспитатель 1 категории

                                                             

                                                                                              

                                

 

 

 

                                                                                                

 

2019г

                                                                                     «Шашечная игра-мать шахматной,

                                                       и достойная мать».

                                                                                                                         Эммануил Ласкер

1.Актуальность.

 

     Игра – ведущий вид деятельности детей, в которой ребенок учится, развивается, растет. Виды игр для детей очень разнообразны. Настольные игры уже давно уступили место компьютерным, за которыми дети готовы просиживать часами. Но компьютер не заменит непосредственного живого  общения. Дух партнёрства, товарищества, а позже и соперничества, который возникает при обучении, а затем во время настольных интеллектуальных игр, сложно переоценить. Настольные игры, одной из которых являются шашки, развивают у детей мышление, память. Шашки интеллектуальный вид спорта, развивающий способность детей мыслить логически и стратегически. Ребёнку нужно думать над ходами, оценивать ситуацию на доске. В ходе  игры развиваются: психомоторика (дошкольники трогают, переставляют, бьют шашки противника), внимание, сосредоточенность, что так важно для последующего обучения в школе. Игра в шашки является очень актуальным вопросом в детском саду при планировании досуговой и кружковой работы. Поскольку большая часть детей  в дошкольном возрасте по своей природе очень подвижны и активны им трудно сосредоточить свое внимание на продолжительное время, то игра в шашки ненавязчиво формирует у них такое качество, как усидчивость.

      Поэтому, мы педагоги нашего ДОУ решили подготовить и реализовать проект

« Классические шашки», среди детей старшего дошкольного  возраста.

Проблема:

    Часто у родителей детей 5-6 лет появляются проблема - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало его способности? Родители хотят вырастить своих детей успешными, умеющими преодолевать трудности, достигать поставленной цели. Но как привить ребёнку  тягу к самостоятельному мышлению, как отвлечь ребенка от бесцельного сидения за компьютерными играми? Один из лучших способов –  это научить его игре в шашки и шахматы! Но проблема состоит в том, что  родители имеют поверхностный интерес к шашечной игре и неумение детей играть в данную настольную игру. Реализуя проект «Классические шашки», мы хотим донести до родителей и детей, что  игра в шашки – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме.

Цель: Формировать у детей и родителей заинтересованность и умение играть в настольную игру шашки.

Задачи:

§       Познакомить детей  с  историей игры в шашки.

§       Формировать интерес у детей к игре в шашки.

§                   Формировать отношение к игре в шашки как к интеллектуальному досугу в семье и в детском саду.

§       Приобщать детей к спортивно – творческой игре.

§                   Воспитывать настойчивость, целеустремлённость, находчивость, внимание, трудолюбие, волю, коллективизм.

Гипотеза

Возможно ли то, что ребенок, обучающийся этой игре, становиться собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах?

                                 2. Этапы реализации проекта

Наименование этапа

Содержание деятельности

I этап

(подготовительный)

-Подбор литературы для проекта.

- Подбор настольно печатных игр: « Математическое лото», «Уголки». «Шашечные дорожки», «Кто больше назовет предметов, которые расположены вертикально (горизонтально), «Развивающее лото».

-Подготовка рисунков к выставке  – «Мои любимые настольные игры»

-Подбор материала для информационного стенда «Классические шашки – семейная игра»

- Подбор материала для  памятки «Как научить детей играть в шашки»

-Подбор стихов и потешек о шашках.

-   Подготовка материала для продуктивной деятельности: аппликация  « Разноцветная доска», изготовление шашек из соленого теста, бросового материала.

- Сбор информации для презентации «История возникновения игры в шашки»

- Подготовка педагогов  к  мастер- классу по игре в классические шашки.

- Подготовка материала и оборудования для проведения шашечного турнира.

- Подготовка материала для фотовыставки.

II этап

(основной)

 

- Выстраивание сотрудничества с родителями.

- Совершенствование  и оснащение  развивающей среды для осуществления проекта.

- Внедрение информационно-коммуникационных технологий в воспитательно -образовательный процесс.

-Реализация мероприятий

III этап

(завершающий

(итогово-обобщающий)

-Выпуск  информационного стенда «Классические шашки- семейная игра»

- Изготовление  памятки для родителей «Как научить детей играть детей в шашки»

- Выпуск папки «Все о шашках»

 - Презентация проекта на сайте ДОУ

- Развлечение « Шашечный турнир»

-Фоторепортаж с праздника «Шашечный турнир»

 

 

3. История игры в шашки.

     Все чаще воспитатели детских садов задают вопросы: «Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шашки или это доступно только одаренным детям? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра?».

 Игра классические шашки знакомы и любимы многими, однако в последнее время интерес к игре снижается, во многом потому, что для занятий с дошкольниками взрослым не хватает времени. 

   Классические  шашки  -  игра для двух игроков на многоклеточной доске, подобной шахматной,  со специальными фишками – шашками. В Россию шашки попали примерно в середине X в. При Петре I появилась такая разновидность игры, как «Русские шашки». Существуют также английские, немецкие, итальянские, испанские и канадские шашки.

      Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры. Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры в шашки просты и общедоступны. Игра в шашки гениальна, ее можно выбрать как отдых в семье, как хобби. Эта игра сближает родителей с ребенком. Шашечная игра – несложная, не требует финансовых затрат, развивает интеллектуальный уровень всей семьи.

        Начиная работу над проектом, прежде всего, был составлен перспективный план работы с детьми и родителями (приложение №1)

 

4.Работа с детьми

     Перед нами  встал вопрос, как  заинтересовать детей? Классический подход: начали с бесед об истории возникновения игры в шашки, показа презентации «Мир шашек». Затем, мы предложили поиграть детям в шашки в группе, организовав для них импровизированные состязания. Конечно, все с удовольствием согласились. Но… выяснилось, что играть в шашки умеют не многие. И мы предложили детям, что нужно научиться играть в шашки, и продолжить наши состязания, выбрав себе уже достойного соперника. Выбор увлекательного дела сделан! Группа желающих сформировалась.      Знакомство и обучение детей игре в шашки происходило поэтапно, по принципу  от простого  к сложному. В начале обучения, продемонстрировали детям  доску, фишки черного и белого цветов, после чего научили правильно расставлять шашки на игровом поле, объяснив, почему все шашки ставятся только на темные клеточки (это необходимо для того, чтобы шашки соперников встретились в игре) и так далее. После того, как дети усвоили общие сведения о шашках,  приступили к знакомству с основными правилами игры. На этапе обучения детей игре в шашки провели ряд игр - занятий: «Шашечная доска и шашки», «Шашечные дорожки», «Шашечная диагональ», «Как ходят шашки», «Основные правила шашечной игры», «Как правильно пройти в дамки».  Провели мастер- класс среди педагогов ДОУ.  Детям была дана возможность посмотреть и поболеть за своего педагога. Это тоже определенный стимул к игре. Присутствие детей на мастер- классе вдохновило детей, и  группа  любителей игры в шашки  среди детей   увеличилась.

      Работа велась и в продуктивных видах деятельности. Была организована выставка детских работ по теме «Мир шашек глазами детей», «Разноцветная доска». Нам пришла идея организовать в группе свой мини - музей «Эти необычные шашки». Дети и родители с большим интересом подключились к этой идее. Они изготавливали шашки из природного и бросового материала, связали шашечную доску и шашки из ниток, а также вылепили разнообразные шашки из соленого теста, которые  потом  дети самостоятельно раскрашивали.

 

5 .Работа с родителями   

    Перед началом реализации проекта провели   родительское собрание с целью информирования родителей об обучения детей игре. Родителям в интересной и доступной форме сообщили  о том, чему научатся дети.

    Для полноценной реализации данного проекта провели ряд мероприятий.

Использовались такие формы работы как:

§       Анкетирование родителей «Что вы знаете об игре в шашки?».

§       Мастер – класс по игре в классические шашки

§       Индивидуальные консультации, беседы:

«История возникновения игры в шашки », «Как организовать игровое шашечное пространство для детей» и др.

§       Изготовление информационного стенда «Шашки – семейная игра».

Велась совместная работа в подготовке  буклетов «Как правильно научить играть детей в шашки», «Стихи о шашках». Буклеты мы   распространили в старших и подготовительных группах детского сада.  Своими буклетами, мы хотели привлечь большее количество любителей поиграть в эту замечательную игру.

6. Практическая значимость проекта.

     Работая над проектом,  мы познакомили детей и родителей не только с  историей возникновения игры в шашки, но и собрали очень интересные исторические фаты. Дети узнали, что игра возникла много тысяч лет назад, в нее играли даже египетские фараоны.

Шашки извлеченные из гробницы самого фараона Тутанхамона, хранятся по сегодняшний день в Парижском музее Лувра.

   Дети получили как новые знания, так и занимательную деятельность. А родители получили знания  и умения, как занимательно, без особых затрат  организовать детский досуг. Дети и родители с большим интересом подключились к работе по созданию мини – музея « Шашки»

Важная особенность мини-музеев  -  это участие в их создании детей и родителей. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

7. Заключение

На всех этапах реализации нашего проекта мы сделали вывод:

- Изменился взгляд родителей на обучение детей шашечной игре в

дошкольном возрасте.

- Вырос интерес и желание родителей к совместной игре со своими детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Актуальность темы.25.5 КБ

Предварительный просмотр:

1.Актуальность.

     Игра – ведущий вид деятельности детей, в которой ребенок учится, развивается, растет. Виды игр для детей очень разнообразны. Настольные игры уже давно уступили место компьютерным, за которыми дети готовы просиживать часами. Но компьютер не заменит непосредственного живого  общения. Дух партнёрства, товарищества, а позже и соперничества, который возникает при обучении, а затем во время настольных интеллектуальных игр, сложно переоценить. Настольные игры, одной из которых являются шашки, развивают у детей мышление, память. Шашки интеллектуальный вид спорта, развивающий способность детей мыслить логически и стратегически. Ребёнку нужно думать над ходами, оценивать ситуацию на доске. В ходе  игры развиваются: психомоторика (дошкольники трогают, переставляют, бьют шашки противника), внимание, сосредоточенность, что так важно для последующего обучения в школе. Игра в шашки является очень актуальным вопросом в детском саду при планировании досуговой и кружковой работы. Поскольку большая часть детей  в дошкольном возрасте по своей природе очень подвижны и активны им трудно сосредоточить свое внимание на продолжительное время, то игра в шашки ненавязчиво формирует у них такое качество, как усидчивость.

      Поэтому, мы педагоги нашего ДОУ решили подготовить и реализовать проект

« Классические шашки», среди детей старшего дошкольного  возраста.

Проблема:

    Часто у родителей детей 5-6 лет появляются проблема - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало его способности? Родители хотят вырастить своих детей успешными, умеющими преодолевать трудности, достигать поставленной цели. Но как привить ребёнку  тягу к самостоятельному мышлению, как отвлечь ребенка от бесцельного сидения за компьютерными играми? Один из лучших способов –  это научить его игре в шашки и шахматы! Но проблема состоит в том, что  родители имеют поверхностный интерес к шашечной игре и неумение детей играть в данную настольную игру. Реализуя проект «Классические шашки», мы хотим донести до родителей и детей, что  игра в шашки – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме.

Цель: Формировать у детей и родителей заинтересованность и умение играть в настольную игру шашки.

Задачи:

  • Познакомить детей  с  историей игры в шашки.
  • Формировать интерес у детей к игре в шашки.
  •         Формировать отношение к игре в шашки как к интеллектуальному досугу в семье и в детском саду.
  • Приобщать детей к спортивно – творческой игре.
  •         Воспитывать настойчивость, целеустремлённость, находчивость, внимание, трудолюбие, волю, коллективизм.

Гипотеза

Возможно ли то, что ребенок, обучающийся этой игре, становиться собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота». Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота».

АннотацияВсе мы – родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»         Ребенок поп...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему «Себя, как в зеркале, я вижу…» (подготовительная группа).

Цель: показать родителям, что их ребенок 6 – 7 лет проходит непростой период в жизни, учить их смотреть на мир его глазами, постараться понять его, оказать поддержку....

Конспект итогового мероприятия в подготовительной группе на тему «Русская матрёшка» Воспитателя подготовительной группы; Тарасенко В.В.

Цель: Закрепить у детей представления о произведениях декоративно-прикладного искусства, в частности о русской матрёшке....

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная  группа. ИГРЫ  И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная  группа. ИГРЫ  И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...

Перспективный план с родителями подготовительной группы "Солнышко", перспективный план с родителями старшей логопедической группы "Кораблик", родительское собрание в подготовительной к школе группы "Умка"

ЦРодительское собрание в подготовительной группеТема: «Через год – первоклашка»Цель: Обогащение воспитательного опыта, знаний родителей по вопросу готовности ребенка ...