"Лэпбук как средство поддержания активности и инициативы ребенка дошкольника"
статья
Предварительный просмотр:
«Лэпбук как средство поддержание активности и инициативы ребенка дошкольника».
- Понятие «Лэпбук», история происхождения.
- Преимущества использования «Лэпбуков» в работе с дошкольниками
- Этапы работы над изготовлением «Лэпбука».
- Разделы и наполнение «Лэпбука».
- Из опыта работы воспитателей над данной темой.
Что же такое лэпбук?
1. Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое средство обучения из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта.
Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга). Это небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущую простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме.
Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить определенную тему со школьниками и с дошкольниками, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
2. Чем для воспитателей может быть привлекательна данная форма работы в ДОУ?
Во-первых, Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал.
Во-вторых, это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое удобное время ребенок просто открывает Лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
В-третьих, ребенок самостоятельно собирает и организовывает информацию.
В-четвертых, можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.) А начиная со старшей группы, дети сами могут участвовать в создании Лепбука.
Ну и в конце концов, это просто интересно.
Эффективно использовать Лэпбук можно как для коллективной работы, групповой, подгрупповой, индивидуальной,
так и для самостоятельной работы.
Так же «Лэпбук» – разновидность метода проекта. Создание лэпбука содержит все этапы проекта: 1 целеполагание (выбор темы) 2 разработка лэпбука (составление плана) 3 выполнение (практическая часть) 4 подведение итогов Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности
Лепбук отвечает требованиям ФГОС ДО к оснащению предметно-пространственной развивающей среды:
информативен;
полифункционален;
обладает дидактическими свойствами;
является средством художественно-эстетического развития ребенка;
вариативен;
доступен детям дошкольного возраста;
обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
3,4. Так из чего состоит лэпбук и как начать работу?
1. Определитесь с темой будущего лэпбука. Тема может быть любая - вулканы, насекомые, планеты, композиторы, художники, фильмы, страны, исторические события. Можно взять за основу какое-либо литературное произведение и комплексно изучить несколько тем. Например, на основе сказки про Золушку можно изучать тыквы, мышей, Францию и французский язык, традиции королевских семей Европы, обсуждать такие качества характера как зависть, терпение или трудолюбие, предложить написать современный вариант сказки и т.д.
2. После того, как вы определились с темой, составьте план будущего лэпбука, т.е. какие под темы вы хотите раскрыть – это и будет содержание наших мини-книжечек. Советую начать с 5-7 пунктов (книжек), но вообще здесь нет ограничений.
3. Для каждой темы выберите подходящий конверт, книжку или какую-нибудь открывающуюся коробочку и т.д.
Лэпбук - это папка формата А3, А4, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по теме Лэпбука: от интересных игр до лексики и большого количества интересно поданной информации .
Это книга, которую педагог собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон.
Можно разработать разнообразные тематические пособия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром в форме различных «Лэппбуков». Использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления. Все эти пособия и материалы несут практическую ценность в развитии детей. Они мотивируют и обеспечивают максимальный для детей развивающий эффект в эмоциональном благополучии ребенка, в развитии самостоятельности, свободной игровой и познавательной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Народное искусство как средство эстетического воспитания и формирования активной творческой личности ребенка дошкольника»
Пояснительная запискаДля дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь детей и в педагогический процесс детс...
Театрализация в коррекционной деятельности учителя-логопеда как средство развития активности и самостоятельности у дошкольников.
Публикация по итогам международной конференции "Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы": электронный сборник научных статей; Сибирский федеральный университет. - Красноя...
Статья.Сторителлинг, как современная педагогическая техника для поддержания активности и инициативы у детей
Вы замечали, как внимательно дети слушают педагога, когда он рассказывает им сказку, и как быстро они начинают отвлекаться, если он читает ее в книге? Что привлекает их в первом случае?Дети больше люб...
Технология ТРИЗ как эффективное средство развития активного творческого мышления у дошкольников.
Сейчас гораздо важнее воспитать не простого исполнителя задач, а человека способного принимать решения в нестандартных ситуациях, умеющего мыслить креативно, подходящего творчески к своей работе....
Мастер-класс «ЛЕГО-технологии как средство развития активного словаря и у дошкольников»
Мастер-класс «ЛЕГО-технологии как средство развития активного словаря и у дошкольников»для педагогов дошкольных учреждений...
Лэпбук как средство активизации речевой и познавательной деятельности дошкольников с ОНР
Из опыта работы....
«Сторителлинг - современная педагогическая техника для поддержания активности и инициативы у детей при ознакомлении с художественной литературой»
В эпоху компьютерных игр и обилия игрушек дети все меньше и меньше интересуются художественной литературой. Все же не стоит забывать, что именно она частично обеспечивает культурное развитие ребенка и...