«Сторителлинг - современная педагогическая техника для поддержания активности и инициативы у детей при ознакомлении с художественной литературой»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Гордейчик Татьяна Михайловна

В эпоху компьютерных игр и обилия игрушек дети все меньше и меньше интересуются художественной литературой. Все же не стоит забывать, что именно она частично обеспечивает культурное развитие ребенка и формирование его речи.

Читать важно и нужно. Это оказывает благотворное влияние на развитие связной речи, обогащает речь крылатыми выражениями, фразеологизмами, синонимами. Педагог должен быть компетентен в вопросах детского чтения, должен уметь использовать различные приемы, методы для того, чтобы сделать знакомство детей с художественной литературой наиболее ярким и интересным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-_klass_storitelling.docx21.49 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 13 «Золотая рыбка»

Мастер-класс для педагогов

«Сторителлинг - современная педагогическая техника для поддержания активности и инициативы у детей при ознакомлении с художественной литературой»

Подготовила и провела:

воспитатель

Гордейчик Татьяна Михайловна

15 ноября 2021 г.

Мастер - класс для педагогов ДОО

«Сторителлинг - современная педагогическая техника для поддержания активности и инициативы у детей при ознакомлении с художественной литературой»

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО по сторителлингу - современной педагогической технике для поддержания активности и инициативы у детей при ознакомлении с художественной литературой.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с техникой «сторителлинг».
  2. Обучить педагогов практическим приёмам использования техники «сторителлинг» в работе с детьми для поддержания активности и инициативы у детей при ознакомлении с художественной летературой.

Оборудование и материалы: кубики историй с героями сказок, речевые кубики.

Ход мастер - класса.

Актуальность:

Добрый день, уважаемые коллеги!

В эпоху компьютерных игр и обилия игрушек дети все меньше и меньше интересуются художественной литературой. Все же не стоит забывать, что именно она частично обеспечивает культурное развитие ребенка и формирование его речи.

Читать важно и нужно. Это оказывает благотворное влияние на развитие связной речи, обогащает речь крылатыми выражениями, фразеологизмами, синонимами. Педагог должен быть компетентен в вопросах детского чтения, должен уметь использовать различные приемы, методы для того, чтобы сделать знакомство детей с художественной литературой наиболее ярким и интересным.

Многие педагоги успешно используют в своей работе техники и технологии, заимствованные из других научных сфер. Техника «сторителлинг», заимствованная из сферы маркетинга, заинтересовала меня тем, что позволяет расширить возможности для развития и обогащения речи, воображения, поддержания активности и инициативы у детей при ознакомлении с художественной литературой.

Теоретический этап

 «Storytelling», или «рассказывание историй», искусство увлекательного рассказа.

Сторителлинг – формирует у дошкольников интерес к художественной литературе, сочинению сказок, расширяет знания детей об окружающем мире.

Цели сторителлинга – захватить внимание детей с начала повествования и удержать его в течении всей истории, при помощи художественного образа героя.

Метод сторителлинга позволяет:

  • Заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;
  • Разнообразить образовательную деятельность с детьми;
  • Научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;
  • Обогатить устную речь дошкольников;
  • Облегчить процесс запоминания сюжета.

Принцип хороших историй.

Простота.

История может опираться на знакомую детям сказку, чтобы дети их лучше запоминали, поэтому следует выбросить всё лишнее, оставить только необходимое.

Неожиданность.

Чтобы привлечь внимание детей, не нужно использовать шаблоны «плохой» - «хороший», «чёрное» - «белое».

Конкретность.

Персонажи истории должны быть знакомы и понятны дошкольникам. Рассказывая историю, важно помнить о том, что дети могут не знать какие – то понятия и термины.

Реалистичность.

Самая лучшая история не понравится и не запомнится, если дети в неё не поверят.

На первом этапе обучения детская история может быть на 1-2 предложения. Для начала задачу можно упростить, так как не все дети имеют достаточный словарный запас.

Дети быстро обучаются. После 2 - 3 игр, они могут свободно составить рассказ, историю, понимая, как объяснить и связать картинки в сюжетную линию, как начинать и заканчивать повествование.

У каждой игры есть свои правила, вот и у сторителлинга есть свои. Они просты и запоминаются детям. Чтобы детям было интересно играть, можно превратиться в «сказочников».

Представлю один из вариантов игры. В этом варианте игры могут учавствовать от 1 до 6 детей. Первый игрок бросает кубик (воспитатель) и, в зависимости от выпавшей картинки, начинает рассказывать увлекательную историю. Затем, следующие игроки бросают кубики ( в младшей группе можно использовать один кубик) и продолжают историю, не теряя нить рассказа.

При составлении рассказа необходимо соблюдать следующую структуру:

  1. Вступление.

Начать рассказ нужно интересно, можно предложить детям вспомнить начало сказок.

  • Жили – были…
  • Однажды, много лет тому назад…
  • Случилось это в одном городке…
  • В некотором царстве, в некотором государстве…

Затем дети описывают главного героя истории, где он живет, чем ханимается, что делает?

  1. Основная часть истории.

Описывается основная сюжетная линия.

  • Что произошло с героем?
  • Кого он встретил или что нашел?
  • Что он планирует с этим делать?
  1. Заключение.
  • Появляется решение поставленной проблемы;
  • Короткий вывод (итог рассказа).

 

Практический этап

Пример придуманной истории на основе сказки «Теремок» (По ситуации месяца «Мой дом, детский сад»).

Я приглашаю трех педагогов для участия в мастер-классе.

В заключении.

Сейчас вы увидели вариант игры с одним кубиком.  В младшей группе для активизации речи детей, воспитатель может задавать наводящие вопросы по сюжету истории. По мере освоения детьми правил игры, сюжет может усложнится и количество кубиков увеличиться.

Предлагаю Вам вариант для старшего дошкольного возраста. Здесь уже другие герои из зарубежных сказок, герои из мультфильмов.

В дальнейшем можно переходить к использованию «Речевых кубиков». На них картинки совсем абстрактные, поэтому ничто не ограничивает фантазию детей.

«Сторителлинг» не ограничивает воображение педагогов в составлении игр для детей.

Желаю Вам, творческих успехов!

Используемые источники:

1. Пастернак Н. Сказки нужны ребенку как воздух // Дошкольное образование. — 2008. - №8. - С. 23-35.

2.Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 177 с.

3.Федорова С. В., Барчева А. А. Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №16. — С. 515-518.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей при ознакомлении с художественной литературой

Конспект комплексного занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»....

Консультация для педагогов на тему: "Развитие способностей детей средствами ознакомления с художественной литературой"

В данном материале представлены практические рекомендации для педагогов по рзвитию способностей детей средствами ознакомления с художественной литературой....

Методическая разработка на тему: "Развитие речи детей при ознакомлении с художественной литературой"

Значение художественной литературы для жизни и успешного обучения ребенка в школе...

Педагогический проект на тему: Формирование гуманного отношения к природе через ознакомление с художественной литературой 2015 год

Актуальность проекта1.Недостаточный уровень знаний и представлений о природе у дошкольников не обеспечивает осознанное отношение к ней.2. Педагоги и родители недостаточно уделяют внимания чтению произ...

Статья.Сторителлинг, как современная педагогическая техника для поддержания активности и инициативы у детей

Вы замечали, как внимательно дети слушают педагога, когда он рассказывает им сказку, и как быстро они начинают отвлекаться, если он читает ее в книге? Что привлекает их в первом случае?Дети больше люб...