экологический проект "Природа-наше богатство"
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В этом проекте описывается работа с детьми по экологическому воспитанию. Проэкт долгосрочный, расчитан на 4 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
111.docx | 319.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад №132»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
«Природа – наше богатство»
Подготовлен:
Лаптевой А.Н.
Кононенко Е.А.
Воспитатели МБДОУ№132
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
1.1 Актуальность
1.2 Анализ внутренней среды
1.3 Проблема
2. Основная часть
- Целеполагание
2.2 Задачи проекта
2.3 Ожидаемый результат
- Реализация проекта
- Ресурсное обеспечение
Список литературы
Введение
1.1 Актуальность
В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Если в недавнем прошлом наблюдалось бурное проникновение экологической проблематики в отечественную педагогическую науку и практику, во все звенья образовательного процесса, то в настоящее время такая активность заметно снижается. Все более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф, и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. Все чаще можно видеть небрежное, порой безжалостное отношение к природе не только детей, но и взрослых. Поэтому необходимо проводить работу по экологическому воспитанию не только у детей, но и у родителей. Чувственный опыт детей и взрослых приходит в процессе регулярного познания окружающего мира. Именно в детстве ребенок получает эмоциональные впечатления от природы, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются элементы экологической культуры. Мы живем в сельской местности, поэтому у нас в руках большие возможности для воспитания у детей любви к природе родного края, что является основой моего экологического проекта. Мой проект долгосрочный, он охватывает работу с детьми начиная с младшей группы до выпуска детей из детского сада. Данный проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта:
- образовательная деятельность,
- опытно-экспериментальная деятельность,
- игры, развлечения,
- наблюдения и экскурсии,
- работа с родителями,
- природоохранные акции
1.2 Анализ внутренней среды
Сильные стороны | Слабые стороны |
Программно – методическое обеспечение | |
Наличие программ и технологий: - «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, 2005 г., - Программа «Юный эколог» С. Н. Николаевой, 2005 г.,
- Методическое обеспечение: учебно-методическая, подписные и периодические издания. - Конспекты занятий и развлечений, сборники экологических сказок. | - Незнание детьми правил поведения в природе, неспособность предусмотреть последствия своих действий; - отсутствие экологических знаний и педагогического опыта у родителей воспитанников. |
Материально – техническая база | |
- Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям; - уголок природы в группе; - экологическая тропа на участке детского сада; - огород на участке; - огород на окне; - наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.); - библиотечка книг с экологическим содержанием; - костюмы животных, растений | - Отсутствие средств ТСО в группе (наличие ноутбука в группе было бы как нельзя кстати). |
1.3 Проблема
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Незнание детьми правил поведения в природе, неспособность предусмотреть последствия своих действий, «ложный гуманизм» приводит к проявлению потребительского отношения к природе и стереотипности мышления по отношению к объектам окружающей природы.
Новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования.
Необходимо создать систему экологического воспитания дошкольников, направленную на формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде, на формирование основ экологической культуры личности. Необходимо найти эффективные формы воспитания и обучения дошкольников без ущерба для здоровья
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Основная цель проекта:
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
1. Формирование у дошкольников представления о живой и неживой природе, их взаимосвязь.
2. Формирование познавательного интереса, желания общаться с природой, наблюдать за природными явлениями, объектами природы.
3. Обеспечение непрерывности экологического образования в системе: ДОУ – семья.
4. Привитие навыка экологически грамотного, безопасного поведения в природе.
5. Воспитание любови и бережного отношения ко всему живому и развитие эстетического восприятия природы.
6. Развитие у старших дошкольников способность к анализу, самоконтролю, самооценке своего поведения в природе.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1.Расширение представлений детей о различных природных объектах ,о жизни на земле, в земле, в воде и воздухе.
2. Осознание детьми экологических зависимостей, способствующих развитию современного экологического мышления.
3. Закладка основы экологической культуры личности.
4. Проявление чувства милосердия, гуманного отношения ко всему живому.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап – подготовительный ( сентябрь – октябрь 2020г.)
2 этап – практический ( ноябрь 2020 –январь 2023 г.г.)
- этап – заключительный ( февраль – май 2024 г.г.)
Подготовительный этап( сентябрь – октябрь 2020г)
Мероприятия | Сроки |
5. Составление каталога художественной литературы о растениях и животных.
Воспитанию детей.
| В течение всего этапа Сентябрь Сентябрь Сентябрь Октябрь Октябрь Октябрь |
Практический этап ( ноябрь 2020 – январь 2023 года)
Мероприятия | Сроки |
1.Обогощение эколого – игровой среды: - сборник экологических сказок; - видеотека « Любимые питомцы»; - уголки « Времена года»; - пополнение уголка природы; - создание сборника наблюдений на прогулке; 2. Разработка конспектов занятий с использованием экологического материала; 3. Оформление картотеки дидактических игр с экологическим содержанием; 4. Оформление наглядно – агитационного материала для родителей по организации экологического воспитания детей дома; проведение консультаций ( « Что читать детям о природе», « Ядовитые растения», « Чем вы можете помочь природе?»; 5. Создание экологической тропы на участке детского сада с привлечением родителей; 6. Облагораживание и озеленение территории детского сада совместно с родителями; 7.Наблюдения за объектами живой и неживой природы; 8.Проведение утренников по временам года; 9.проведение занятий с детьми по экологическому воспитанию в соответствии с программой М.А.Васильевой « Воспитание и обучение детей в детском саду»; 10. Проведение выставок детского творчества( из природного материала) с привлечением родителей; 11.Работа над созданием «Красной книги»; 12.Сбор стихов, картинок о животных и растениях, занесенных в « Красную книгу»; 13.Чтение книг о растениях и животных; 14.Изучение правил поведения в парке, лесу, на водоемах. Младшая группа ( 2020– 2021уч. год) 1.Родительское собрание – круглый стол « Домашние питомцы и ребенок» 2.Конкурс рисунков совместно с родителями « Краски осени» 3.Открытое занятие « Покормить птиц зимой» 4.Экскурсии в парк в разные времена года 5. Развлечение « Идет матушка весна, отворяйте ворота»
7. Разработка дидактических игр « Что такое хорошо и что такое плохо», « Веселый поезд» 8. Развлечение « Мы поедем в гости к лету»
7.Фотовыставка « Как я провел лето» Средняя группа (2021 – 2022 уч. год) 1. Развлечение « Путешествие в мир природы» 4. Конкурс рисунков на тему « Мое любимое животное» 5. Экскурсии в парк 6. Разработка дидактических игр « Помогите малышам», « Кого не стало?» 7. Изготовление атрибутов к подвижным играм: « Лягушки и цапля», « Обезьянки», « Кот и мыши» 8. Открытое занятие по экологическому воспитанию « Весенние секреты» 9. Разработка и реализация сюжетно – ролевой игры « Хлебный магазин» 10. Развлечение « Во поле береза стояла» Старшая группа ( 2022– 2023 уч. год)
2.Родительское собрание « Человек и природа» 2. Открытое занятие по ознакомлению с окружающим « Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко»
Огородникова»
4. Разработка и реализация сюжетно – ролевой игры « Путешествие в мир телевидения» 5. Развлечение « В гости к снеговику» 6. Разработка дидактических игр: « Угадай, чей след», «Чье гнездо?» 7. Конкурс рисунков на тему « Волшебный мир зверей и птиц"
9. Экскурсия к озеру 10. Развлечение « Волшебница вода» Подготовительная группа (2023 – 2024)
6. Разработка дидактической игры « Письмо мальчику Почемучке»
7. Разработка дидактической игры « Встреча с растением» 8.КВН « Красота вокруг нас» 9.Конкурс рисунков « Весенний пейзаж» 10.Труд и наблюдение на приусадебном участке детского сада ( посадка овощных культур и цветов) 11. Развлечение « Саламандра – повелительница огня» 12.Экскурсии на школьный опытный участок | На протяжении всего срока реализации проекта Сентябрь Октябрь Декабрь В течение года Март Апрель – май Июнь Июль Август Октябрь Ноябрь В течение года Декабрь Январь Март Апрель – май Июнь В течение года Сентябрь Сентябрь Октябрь Ноябрь – декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Март Апрель Май Май – июнь Август Август - сентябрь |
Заключительный этап ( февраль – май 2024 уч.год)
Мероприятия | Сроки |
1.Викторина « Пусть исчезнет зло на свете, пусть с природой дружат дети» 2.Оформление альбома детских работ « Мы хотим, чтоб птицы пели, чтоб леса вокруг шумели» 3.Оформление выставки « Мы – любители природы» ( Книжки – самоделки, стихи, загадки, рассказы о растениях и животных). 4.Развлечение « Чтоб продлить природе век, будь ей другом, человек» 5.Подведение итогов проекта, мониторинг экологических знаний дошкольников | Февраль Март – май Апрель Апрель Май |
Ресурсное обеспечение:
Материально-техническая база:
- Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям;
- уголок природы в группе;
- экологическая тропа на участке детского сада;
- огород на участке;
- огород на окне;
- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.);
- библиотечка книг с экологическим содержанием;
- костюмы животных, растений.
Методическое:
- теоретическая и методическая литература,
- периодическая печать,
- материалы по передовому педагогическому опыту.
Информационное обслуживание проекта:
- Интернет-сайты;
- Выпуск фотоотчетов;
МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Цель диагностики:
Выявление уровня экологической воспитанности дошкольников
Критерии сформированности
экологической воспитанности у детей:
- Познавательный интерес к природе и ее изучению;
- Знания об окружающей природе;
- Восприятие красоты природы и желание любоваться ею;
- Проявление бережного отношения к природе;
- Практические умения и навыки по охране природы.
ЛИТЕРАТУРА
- Бурштейн Л.М. Вода – это жизнь. Детский экологический центр. М.: 1996.
- Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» Москва 2005.
- Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2010.
- Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. М., 1988.
- Н.В.Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» ( сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва 2003.
- Кондратьева Н.Н. Программа «Мы» экологического образования детей. СПб., 2000.
- Л.П. Молодцова «Игровые экологические занятия с детьми» Минск «АСАР» 2001.
- Наш дом – природа.//Дошкольное воспитание. – 1994. – №7.
- Николаева С.Н., Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.: Педагогическое общество России, 2003.
- Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 1995.
- Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
- Опыты с песком и глиной // Обруч. – 1998. – №2.
- Петрова Н.А. Живая душа природы. - Мозырь: Издательский Дом «Белый Ветер», 2009.
- Предъявите экологический паспорт// Обруч. – 1997. – №2.
- Н.А.Рыжова «Воздух - невидимка» / пособие по экологическому воспитанию/ Москва LINKA – PRESS 1998.
- Н.А.Рыжова «Не просто сказки» / экологические сказки, рассказы и праздники/ ЛИНКА-ПРЕСС Москва 2002
- Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду. М.: 1993.
- Рыжова Н.А., Наш дом природа. М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005.
- Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста/ авт.-сост. Г.А.Лапшина.-2-е изд.-Волгоград: Учитель, 2009.
- В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич «Прогулки в природу» , - Москва «Просвещение» 2002.
- Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленников, А.А Филиппенко. - Волгоград: Учитель, 2011
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
- Береги живое. Часть 2. В лесу, на лугу – М., Весна-Дизайн 2006
- В. Бианки «Лесные разведчики», - М., Издательство «РИПОЛ классик», 2011
2. А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, Здравствуй, мир! Окружающий мир.
Часть 2, - М., Издательство: Баласс, 2006
3. Егупова В.А. Изучаю мир вокруг. Для детей 5-6 лет. Часть 1, 2, - М., Ломоносовская школа, 2009
4. Поддубная Л.Б. Природа вокруг нас. Подготовительная группа. Занимательные материалы, - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008
5. Геннадий Спирин "Марфа", - М., 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной к школе группы тема «Море – и его богатство»
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных услови...
Экологический проект "Лес - наше богатство".
Воспитание экологической культуры дошкольников....
Экологический проект «Лес-наше богатство»
Донести до сознания детей, что лес – наше богатство. Активизировать знания детей, учить использовать их в жизни и деятельности. Сформировать представление о том, как труден «Путь стула в детский с...
Экологическое воспитание у детей подготовительной группы "Вода- это жизнь, бесценный дар, богатство страны"
Беседа, физкультминутка, скороговорка...
Экологический альбом "Богатство растительного мира Тамбовской области"
Цель создания данного пособия: формирование представлений о растительном мире родного края, о неповторимой красоте Тамбовской области. Задачи.Образовательные: с помощью данного пособия познакомит...
Экологический проект "Лес- наше богатство"
Проект на тему: «Лес — наше богатство».Длительность данного проекта - 2 месяца (февраль - март 2017 года). Участниками являются воспитатели средней группы "Аленький цветочек" (Уткина Ю. Ю. и Плес...
Конспект сказочного представления на экологическую тему " Лес - наше богатство" ( по мотивам русской народной сказки "Теремок")
Конспект сказочного представления "Лес- наше богатство"( для детей старшего дошкольного возраста)...