экологический проект "Природа-наше богатство"
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Лаптева Анна Николаевна

В этом проекте описывается работа с детьми по экологическому воспитанию. Проэкт долгосрочный, расчитан на 4 года. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 111.docx319.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад №132»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

«Природа – наше богатство»

        

                                                                                                   Подготовлен:

                                                                                     Лаптевой А.Н.

                                                            Кононенко Е.А.

                                                                                   Воспитатели МБДОУ№132                  

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение                                                                                          

1.1 Актуальность                                                                     

1.2 Анализ внутренней среды        

1.3 Проблема        

2. Основная часть

  1. Целеполагание                                                                        

    2.2    Задачи проекта         

    2.3  Ожидаемый результат                                                                

  1. Реализация проекта
  2. Ресурсное обеспечение                                                            

Список литературы    

Введение

1.1 Актуальность

В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Если в недавнем прошлом наблюдалось бурное проникновение экологической проблематики в отечественную педагогическую науку и практику, во все звенья образовательного процесса, то в настоящее время такая активность заметно снижается. Все более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф, и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. Все чаще можно видеть небрежное, порой безжалостное отношение к природе не только детей, но и взрослых. Поэтому необходимо проводить работу по экологическому воспитанию не только у детей, но и у родителей. Чувственный опыт детей и взрослых приходит в процессе регулярного познания окружающего мира. Именно в детстве ребенок получает эмоциональные впечатления от природы, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются элементы экологической культуры. Мы живем в сельской местности, поэтому у нас в руках большие возможности для воспитания у детей любви к природе родного края, что является основой моего экологического проекта. Мой проект долгосрочный, он охватывает работу с детьми начиная с младшей группы до выпуска детей из детского сада. Данный проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта:

 - образовательная деятельность,

- опытно-экспериментальная деятельность,

- игры, развлечения,

- наблюдения и экскурсии,

- работа с родителями,

- природоохранные акции

1.2  Анализ внутренней среды

Сильные стороны

Слабые стороны

Программно – методическое обеспечение

Наличие программ и технологий:

- «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, 2005 г.,

- Программа «Юный эколог»

С. Н. Николаевой, 2005 г.,

 

- Методическое обеспечение:

учебно-методическая, подписные и периодические издания.

- Конспекты занятий и развлечений, сборники экологических сказок.

- Незнание детьми правил поведения в природе, неспособность предусмотреть последствия своих действий;

- отсутствие экологических знаний и педагогического  опыта у родителей воспитанников.

Материально – техническая база

- Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям;

- уголок природы в группе;

- экологическая тропа на участке детского сада;

- огород на  участке;

- огород на окне;

- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.);

- библиотечка книг с экологическим содержанием; 

- костюмы животных, растений

- Отсутствие средств ТСО в группе (наличие ноутбука в группе было бы как нельзя кстати).

1.3 Проблема

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Незнание детьми правил поведения в природе, неспособность предусмотреть последствия своих действий, «ложный гуманизм» приводит к проявлению потребительского отношения к природе и стереотипности мышления по отношению к объектам окружающей природы.

Новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования.

Необходимо создать систему экологического воспитания дошкольников, направленную на формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде, на формирование основ экологической культуры личности. Необходимо найти эффективные формы воспитания и обучения дошкольников без ущерба для здоровья

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Основная цель проекта:            

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.

                                 

                                             ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

1. Формирование у дошкольников представления о живой и неживой природе, их взаимосвязь.

2. Формирование познавательного интереса, желания общаться с природой, наблюдать за природными явлениями, объектами природы.

3. Обеспечение непрерывности экологического образования в системе: ДОУ – семья.

4. Привитие навыка экологически грамотного, безопасного поведения в природе.

5. Воспитание любови и бережного отношения ко всему живому и развитие эстетического восприятия природы.

6. Развитие у старших дошкольников способность к анализу,  самоконтролю, самооценке своего поведения в природе.

    ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1.Расширение представлений детей о различных природных объектах ,о жизни на земле, в земле, в воде и воздухе.

2. Осознание детьми экологических зависимостей, способствующих развитию современного экологического мышления.

3. Закладка основы экологической культуры личности.

4. Проявление чувства милосердия, гуманного отношения ко всему живому.

       ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 1 этап – подготовительный ( сентябрь – октябрь 2020г.)

  2 этап – практический ( ноябрь 2020 –январь  2023 г.г.)

  1. этап – заключительный ( февраль – май 2024 г.г.)

Подготовительный этап( сентябрь – октябрь 2020г)

                                      Мероприятия

Сроки

  1. Изучение программно – методического материала по направлению работы
  2. Диагностика экологических знаний у детей

  1. Анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания детей дома.

  1. Родительское собрание: « Участвуем в проекте « Чтоб продлить природе век, будь ей другом, человек»

  1. Сбор литературы о растениях и животных.

     5. Составление каталога художественной литературы о

          растениях и животных.

  1. Подбор дидактических игр по экологическому

Воспитанию детей.

           

В течение всего этапа

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Октябрь

Октябрь

Октябрь

Практический этап ( ноябрь 2020 – январь 2023 года)

Мероприятия

Сроки

           

1.Обогощение эколого – игровой среды:

- сборник экологических сказок;

- видеотека « Любимые питомцы»;

- уголки « Времена года»;

- пополнение уголка природы;

- создание сборника наблюдений на прогулке;

2. Разработка конспектов занятий с использованием экологического материала;

3. Оформление картотеки дидактических игр с экологическим содержанием;

4. Оформление наглядно – агитационного материала для родителей по организации экологического воспитания детей дома; проведение консультаций ( « Что читать детям о природе», « Ядовитые растения», « Чем вы можете помочь природе?»;

5. Создание экологической тропы на участке детского сада с привлечением родителей;

6. Облагораживание и озеленение территории детского сада совместно с родителями;

 7.Наблюдения за объектами живой и неживой природы;

 8.Проведение утренников по временам года;

 9.проведение занятий с детьми  по экологическому воспитанию в соответствии с программой М.А.Васильевой « Воспитание и обучение детей в детском саду»;

10. Проведение выставок детского творчества( из природного материала) с привлечением родителей;

11.Работа над созданием «Красной  книги»;

12.Сбор стихов, картинок о животных и растениях, занесенных в « Красную книгу»;

13.Чтение книг о растениях и животных;

14.Изучение правил поведения в парке, лесу, на водоемах.

              Младшая группа ( 2020– 2021уч.  год)

      1.Родительское собрание – круглый стол « Домашние

          питомцы и ребенок»

       2.Конкурс рисунков совместно с родителями « Краски осени»

       3.Открытое занятие « Покормить птиц зимой»

        4.Экскурсии в парк в разные времена года

     5.  Развлечение « Идет матушка весна, отворяйте

         ворота»

  1. Анкетирование родителей

       7. Разработка дидактических игр « Что такое хорошо и

           что такое плохо», « Веселый поезд»

       8. Развлечение « Мы поедем в гости к лету»

                         

       7.Фотовыставка « Как я провел лето»

               Средняя группа (2021 – 2022 уч. год)

1. Развлечение « Путешествие в мир природы»

  4. Конкурс рисунков на тему « Мое любимое животное»

 5. Экскурсии в парк

 6. Разработка дидактических игр « Помогите малышам»,

     « Кого не стало?»    

  7. Изготовление атрибутов к подвижным играм:

     « Лягушки и цапля», « Обезьянки», « Кот и мыши»

  8. Открытое занятие по экологическому воспитанию

       « Весенние секреты»

   9. Разработка и реализация сюжетно – ролевой игры

       « Хлебный магазин»

   10. Развлечение « Во поле береза стояла»

                       Старшая группа ( 2022– 2023 уч. год)

 

  1. Экскурсии в парк, рощу

   2.Родительское собрание « Человек и природа»

  2. Открытое занятие по ознакомлению с окружающим «

       Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко»

 

  1. Экспериментирование « Лаборатория профессора

        Огородникова»

 

   4. Разработка и реализация сюжетно – ролевой игры «

       Путешествие в мир телевидения»

    5. Развлечение « В гости к снеговику»

     6. Разработка дидактических игр: « Угадай, чей след»,

         «Чье гнездо?»

      7. Конкурс рисунков на тему « Волшебный мир зверей

         и птиц"

  1. Развлечение « День птиц»

  1. КВН с участием родителей « Красная книга! Красная, значит природа в опасности»

    9. Экскурсия к озеру

   10. Развлечение « Волшебница вода»

              Подготовительная группа (2023 – 2024)

  1. День знаний « Прости нас, матушка – природа»

  1. Развлечение « Жалобная книга природы»

  1. Вечер загадок « Волшебный огород»

  1. Разработка и реализация сюжетно – ролевой игры «Юный эколог»

      6. Разработка дидактической игры « Письмо мальчику

          Почемучке»

         

       7.  Разработка дидактической игры « Встреча с

            растением»

        8.КВН « Красота вокруг нас»

       9.Конкурс рисунков « Весенний пейзаж»

      10.Труд и наблюдение  на приусадебном участке  

          детского сада ( посадка овощных культур и цветов)

      11. Развлечение « Саламандра – повелительница огня»

      12.Экскурсии на школьный опытный участок

На протяжении всего срока реализации проекта

Сентябрь

Октябрь

Декабрь

    В течение года

Март

Апрель – май

Июнь

Июль

Август

         Октябрь

Ноябрь

В течение года

Декабрь

Январь

Март

Апрель – май

Июнь

В течение года

Сентябрь

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь – декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Март

Апрель

Май

Май – июнь

Август

Август - сентябрь

Заключительный этап ( февраль – май 2024 уч.год)

                                      Мероприятия

         Сроки

1.Викторина « Пусть исчезнет зло на свете, пусть с природой дружат дети»

2.Оформление альбома детских работ « Мы хотим, чтоб птицы пели, чтоб леса вокруг шумели»

3.Оформление выставки « Мы – любители природы» ( Книжки – самоделки, стихи, загадки, рассказы о растениях и животных).

4.Развлечение « Чтоб продлить природе век, будь ей другом, человек»

5.Подведение итогов проекта, мониторинг экологических знаний дошкольников

Февраль

Март – май

Апрель

Апрель

Май

Ресурсное обеспечение:

Материально-техническая база:

- Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям;

- уголок природы в группе;

- экологическая тропа на участке детского сада;

- огород на  участке;

- огород на окне;

- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.);

- библиотечка книг с экологическим содержанием;

- костюмы животных, растений.

Методическое:

-        теоретическая и методическая литература,

-        периодическая печать,

-        материалы по передовому педагогическому опыту.

Информационное обслуживание проекта:

-        Интернет-сайты;

-        Выпуск фотоотчетов;

        МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

Цель диагностики:

 Выявление уровня экологической воспитанности дошкольников

Критерии сформированности

экологической воспитанности у детей:

  • Познавательный интерес к природе и ее изучению;
  • Знания об окружающей природе;
  • Восприятие красоты природы и желание любоваться ею;
  • Проявление бережного отношения к природе;
  • Практические умения и навыки по охране природы.

ЛИТЕРАТУРА

       

  1. Бурштейн Л.М. Вода – это жизнь. Детский экологический центр. М.: 1996.
  2. Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» Москва 2005.
  3.  Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2010.
  4.  Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. М., 1988.
  5. Н.В.Коломина «Воспитание  основ экологической культуры в детском саду» ( сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва 2003.
  6. Кондратьева Н.Н. Программа «Мы» экологического образования детей. СПб., 2000.
  7. Л.П. Молодцова  «Игровые  экологические занятия с детьми» Минск «АСАР» 2001.
  8. Наш дом – природа.//Дошкольное воспитание. – 1994. – №7.
  9. Николаева С.Н.,  Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.: Педагогическое общество России, 2003.
  10. Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 1995.
  11. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  12. Опыты с песком и глиной // Обруч. – 1998. – №2.
  13. Петрова Н.А. Живая душа природы. - Мозырь: Издательский Дом «Белый Ветер», 2009.
  14. Предъявите экологический паспорт// Обруч. – 1997. – №2.
  15.  Н.А.Рыжова «Воздух - невидимка» / пособие по экологическому воспитанию/ Москва  LINKA – PRESS 1998.
  16.  Н.А.Рыжова «Не просто сказки» / экологические сказки, рассказы и праздники/  ЛИНКА-ПРЕСС Москва 2002
  17. Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду. М.: 1993.
  18. Рыжова Н.А.,  Наш дом природа. М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005.
  19. Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста/ авт.-сост. Г.А.Лапшина.-2-е изд.-Волгоград: Учитель, 2009.
  20. В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич  «Прогулки в природу» , - Москва «Просвещение» 2002.
  21. Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленников, А.А Филиппенко. - Волгоград: Учитель, 2011

ЛИТЕРАТУРА  ДЛЯ  ДЕТЕЙ

  1. Береги живое. Часть 2. В лесу, на лугу – М., Весна-Дизайн 2006
  2. В. Бианки «Лесные разведчики», - М., Издательство «РИПОЛ классик», 2011

2. А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, Здравствуй, мир! Окружающий мир.

Часть  2, - М., Издательство: Баласс, 2006

3. Егупова В.А. Изучаю мир вокруг. Для детей 5-6 лет. Часть 1, 2, - М., Ломоносовская школа, 2009

4. Поддубная Л.Б. Природа вокруг нас. Подготовительная группа. Занимательные материалы, - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008

5. Геннадий Спирин "Марфа", - М., 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной к школе группы тема «Море – и его богатство»

    Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных услови...

Экологический проект "Лес - наше богатство".

Воспитание экологической  культуры дошкольников....

Экологический проект «Лес-наше богатство»

Донести до сознания детей, что лес – наше богатство. Активизировать знания детей, учить использовать их в жизни и деятельности. Сформировать представление о том, как труден «Путь стула в детский с...

Экологический альбом "Богатство растительного мира Тамбовской области"

Цель создания данного пособия: формирование представлений о растительном мире родного края, о неповторимой красоте Тамбовской области. Задачи.Образовательные: с помощью данного пособия познакомит...

Экологический проект "Лес- наше богатство"

Проект на тему: «Лес — наше богатство».Длительность данного проекта - 2 месяца (февраль - март 2017 года). Участниками являются воспитатели средней группы "Аленький цветочек" (Уткина Ю. Ю. и Плес...

Конспект сказочного представления на экологическую тему " Лес - наше богатство" ( по мотивам русской народной сказки "Теремок")

Конспект сказочного представления "Лес- наше богатство"( для детей старшего дошкольного возраста)...