Статья "Музыка и изобразительное искусство"
статья
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыка и изобразительное искусство
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать.
В. А. Сухомлинский
Ребенку надо дать возможность наиболее разносторонне выражать свои мысли и чувства: «Выражая себя, человек растет». Эти слова в полной мере относятся к такому способу самовыражения ребенка, как рисование под музыку.
У детей недостаточно сформирована способность к эстетическому восприятию окружающего мира. Они мало замечают красоту окружающей природы, не проявляют выраженной заинтересованности при восприятии музыкальных, литературных и художественных произведений. Эти особенности обусловлены недостатками внимания, восприятия, мышления и эмоционального развития.
Задачи эстетического воспитания реализуются в процессе:
- музыкального воспитания,
-изобразительной деятельности,
-театрализованной деятельности,
-ознакомления с художественной литературой и произведениями изобразительного искусства.
На музыкальных занятиях решаются в основном традиционные задачи, которые стоят перед любым дошкольным образовательным учреждением. Детей учат слушать музыку, выполнять музыкально-ритмические движения, петь, обучают музыкально-дидактическим играм и игре на музыкальных инструментах в рамках программы детского сада. У детей развивают способность к появлению дифференцированных эмоций на разные музыкальные произведения, эмоционально реагировать на знакомые произведения. Но этого недостаточно для полноценного эстетического воспитания детей.
На занятиях изобразительной деятельностью знакомят детей с произведениями изобразительного искусства. Знакомят с элементарными средствами выразительности образа (форма, пропорции, цвет, характерные детали, движения). У детей формируют положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведений искусства (изделия народного промысла и малые скульптурные формы, книжные иллюстрации, предметы быта и др.), архитектуры. Знакомят с произведениями народного творчества, живописи, скульптуры, разными видами художественной деятельности и творческими профессиями (художник, скульптор, архитектор).
Но как объединить эти два вида деятельности для развития детей? Это можно сделать, создав единый блок.
Блок «Живопись в музыке»
Цель:
Дать представление о способах отражения музыки в искусстве
Тема: «Природные мотивы»
Цель:
- углублять представления детей об изобразительных возможностях в музыке
- различать звукоподражание некоторых явлений природы (шум дождя, ветра и т.д.)
- углублять представление об изобразительных возможностях музыки: различать выражение настроений, созвучных той или иной картине природы, времени года, дня
- развивать образную речь, эстетические чувства
Способность музыки изображать движения людей, животных, птиц, явления природы. Отражение в музыке окружающей нас действительности: явлений природы, движений и голосов птиц, зверей. Создание средствами музыкального искусства живописных картин природы.
Тема: « Мир настроения»
Цель:
- дать детям представление о том, что музыка разных времен выражает чувства, настроения, переживания человека
- развивать эмоциональную отзывчивость
- вызывать сопереживание музыки, проявления эмоциональной отзывчивости
- уметь подбирать цветовую гамму, в соответствии с характером музыки.
Первые навыки дети получают на музыкальных занятиях. Сначала я даю детям простые задания: что ты представляешь, слушая эту музыку, какой характер у этой музыки? Когда дети усваивают произведение, я предлагаю им рассказать, как можно изобразить его на бумаге, какими красками, и предлагаю детям нарисовать свои впечатления. Детям нравится, и они сами делают небольшие зарисовки и приносят их потом в зал.
Поскольку ведущим видом деятельности дошкольников является игра, я в работе широко применяю дидактические, ролевые, музыкальные игры с пением, творческие задания.
Искусство и игра - две опоры в развитии творческих способностей ребенка, в настроенности на положительную эмоциональную сферу, недаром по Платону, игра - источник удовольствия и творчества. Очень интересно проходят творческие игры «Я - музыкант», «Я - художник», но для этого необходим привлекательный игровой материал:
- придумай словесную метафору (по принципу «Эта музыка как...», «Музыка похожа на...», «С помощью музыки я как будто попадаю в...»;
- подбери название к собственной картине;
- отгадай (придумай) загадку - «ключик» к названию музыкального произведения;
- придумай, на что похожи (кучевые облака, лесные пни, поваленные бурей корни деревьев...);
- подбери музыку для озвучивания стихотворения (можно предложить два контрастных музыкальных фрагмента);
- определи, «какого цвета музыка»;
- «нарисуй» ритм музыки различных жанров;
- пропой слова, выбранные с помощью словаря;
- сочини песню на собственные поэтические строчки;
- «оживи» свой рисунок с помощью мимико-жестового языка;
- создай пластический, хореографический образ сказочного персонажа или музыкального произведения.
Хороший результат дают зарисовки музыки по временам года. Дети очень точно передают характер музыки цветовым решением. А помочь им может альбом П.И.Чайковского «Времена года».
Надо признать, что возможности такой совместной деятельности безграничны и несут большой потенциал в эстетическом развитии детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль произведений изобразительного искусства в формировании творческой личности ребенка. Нравственное воспитание в процессе приобщения к искусству.
Актуальность В ст.64 п.2 Закона РФ «Об образовании» говорится о том, что «образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с уче...
Семинар – практикум «Воспитание у детей ценностного отношения к народному искусству, пробуждение интереса к музеям и выставкам изобразительного искусства»
Цель семинара - практикума: Систематизация знаний педагогов о современной системе эстетического воспитания и развитии эстетической культуры личности путем использование народного искусства в раб...
Проект по изобразительному искусству на тему: «Музей изобразительного искусства – музей им. А.Н. Радищева в г. Саратов»
Цель проекта: познакомиться с музеем им. А.Н. Радищева и изобразительным искусством, представленным в нем. Задачи проекта:1. Собрать и изучить информацию об изобраз...
Роль изобразительного искусства в развитии ребёнка. Виды и жанры изобразительного искусства.
Изобразительное искусство играет огромную роль в развитие ребёнка,в формировании его как многогранной личности. Особое значение имеет один из видов изобразительного искусства-живопись,раз...
Статья по изобразительному искусству (изо) на тему:«Развитие визуальной культуры личности средствами изобразительного искусства».
quot;Развитие визуальной культуры личности, средствами изобразительного искусства". Развитие визуальной культуры личности это непрерывный процесс и постепенный. В каких условиях, в к...
Развлечение в подготовительной группе «В мире искусства» Выставка работ детей по изобразительному искусству за весь учебный год.
Развлечение в подготовительной группе...
"Методика ознакомления воспитанников с изобразительным искусством" ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ЕГО ФУНКЦИИ
Изобразительное искусство - это художественное отражение действительности в образах, которые мы зрительно воспринимаем.У изобразительного искусства есть четыре основные функции. Знакомясь с ...