Мастер-класс «Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира. Волшебница соль»
опыты и эксперименты (старшая группа)
Мастер-класс для воспитателей детского сада по ознакомлению со сввойстваами соли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_volshebnitsa_sol_kuzikova_e.k.docx | 21.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №18»
г. Курск
Мастер-класс
«Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира. Волшебница соль»
Подготовила воспитатель
Кузикова Елена Константиновна
Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность.
Узнать, как можно больше о соли и её свойствах. Доказать, что соль – не только необходимый продукт, но и интересный материал для проведения опытов и творчества.
Задачи:
– повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково- исследовательскую деятельность;
– представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
– сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность еще не сформирован и характеризуется неопределенностью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется. Детей обычно интересует, откуда все берется. Взрослых – куда все девается. Опыты - как раз та область знания, где можно получить ответы на эти оба вопроса. Опыты и эксперименты всегда были и остаются самым таинственным и завораживающим видом деятельности.
Главное достоинство метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
– дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениями с другими объектами и со средой обитания;
– идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;
– развивается речь у ребенка, т.к. дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
– происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
– формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
– развиваются эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Ребенок приобретает способность осуществлять экспериментирование, т.е. он приобретает следующий ряд навыков данной деятельности: видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически.
Основная задача педагога поддержать и развить в ребенке интерес к экспериментированию, создавать необходимые для этого условия.
Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.
Материал и оборудование:
Одноразовые пластиковые тарелки, емкости для воды, поваренная соль, ложка, влажные салфетки, цветные мелки для асфальта, нитки шерстяные, палочка или карандаш, растительное масло, пищевой краситель, кубики льда, акварельные краски, кисточка.
Актуальность:
Наука познаёт новое, пытается заглянуть за пределы Вселенной, а мы стали искать необычное рядом. Есть продукт, без которого нельзя приготовить ни одного блюда. Каждый день мы сталкиваемся с самыми обычными и в то же время удивительными и волшебными по своим свойствам веществами. К таким веществам относится самая обыкновенная соль, та, что у нас на столах.
Соль - одно из наиболее загадочных веществ в природе. С незапамятных времён соль всегда рядом с человеком, так как без соли жизнь невозможна. В современном мире использование соли практически повсеместно. Соль всегда имела для человека огромное значение и ценилась очень дорого. И даже сегодня люди не смогли бы обойтись без нее. Популярные споры о вреде и пользе соли для здоровья человека, развернувшиеся не только на страницах печатных изданий, но и в сети Интернет, продолжаются и до наших дней. Одни предпочитают есть поменьше соли, а другие любят все подсолить. Но, пожалуй, в наши дни нет ни одного человека, полностью отказавшегося от употребления и применения в быту соли. Соль — единственное минеральное вещество, которое мы с вами едим в чистом виде, и которое ничем нельзя заменить.
- Что же такого удивительного и необычного в соли? Я решила пополнить знания о ней и познакомить своих воспитанников с интересными фактами о соли. Это стало темой экспериментальной исследовательской работы «Волшебница Соль».
Практическая часть.
Организационный момент
- Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Любознательные дети все желают знать на свете.
Почему на небе тучи? Почему ежи колючи?
Почему снежинка тает до ладошки долетая?
Почему ползут барханы? Почему висят туманы?
Почему земля и море целый век друг с другом в споре?
Почему звезда упала? Почему я знаю мало?
Что и как? Почему и зачем? Как ответить успеть детям всем?
Что смешать? Как смешать? С чем смешать?
Тема мастер-класса: «Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира. Волшебница соль».
А о чем сегодня пойдет речь вы узнаете, отгадав загадку:
На столе стоит всегда.
Внешне белая она.
И на вкус невкусна,
Но в пищу каждому нужна.
Правильно, это соль. И я приглашаю Вас в нашу мини-лабораторию, чтобы познакомиться с различными свойствами соли. Добро пожаловать!
Перед нами вещество белого цвета – соль. Как вы думаете, можно ли соль окрашивать? Давайте проверим.
Опыт1. Чтобы окрасить соль нам понадобятся цветные мелки для рисования на асфальте. Насыпаем соль на тарелку и начинаем рисовать мелком голубого цвета. Мы видим, что соль окрашивается в голубой цвет. У меня уже окрашена соль в разные цвета. Можно высыпать соль с помощью воронки в прозрачный сосуд и у нас получится разноцветная ваза, в которую поставим цветы. Получается прекрасный элемент декора. Соль можно окрашивать пищевыми красителями, а также гуашью.
Вывод: Соль при взаимодействии с красителями меняет цвет.
Опыт 2. Продолжаем наше знакомство с солью.
Нальем в емкость 2/3 объема воды. Добавим пищевой краситель и ложку соли. Все хорошо перемешаем. Берем столько же по объему растительного масла. Раствор из первой емкости переливаем в емкость большого объема, еще раз перемешиваем. Аккуратно под наклоном через конус переливаем масло, чтобы масло стекало по стенке емкости. Что у нас получилось? На что это похоже? Можно ли сделать лавовую лампу? Давайте добавим шипучую таблетку. Наша лампа ожила.
Вывод: Многие материалы производятся путем смешивания разных компонентов. В ходе опыта мы определили: отдельные материалы смешиваются хорошо (это вода с красителем и солью), а некоторые не смешиваются совсем (вода и масло).
Слой масла находится на поверхности воды. Это происходит потому, что частицы масла и частицы воды отталкиваются друг от друга. При добавлении шипучей таблетки происходит насыщение воды капельками масла. Смесь жидкостей, которые не смешиваются, называется – эмульсия.
Опыт 3. Хотите отправиться на «ледяную рыбалку»?
Наливаем в неглубокую емкость холодной воды и помещаем туда кубики льда. Они всплывают на поверхность воды. Возьмем нить и смочим в воде. Разложим ее поверх кубиков, оставив «хвостики» за которые можно взяться в воде. Посыпаем кубики льда солью, чтобы она попала на нить и ждем 30 секунд. Берем за края и поднимаем.
Вывод: Лед примерз к нити и крепко держится на ней.
Опыт 4. Соль и вода – всего два простых ингредиента, с помощью которых можно сделать волшебство- вырастить кристаллы.
Для этого наливаем воду в емкость, добавляем соль и перемешиваем. Повторяем это до тех пор, пока соль перестанет растворяться и станет оседать на дно. Помещаем в раствор шерстяную ниточку, прикрепленную к палочке так, чтобы она не касалась стенок емкости и оставляем для наблюдения. Первые результаты будут уже через три дня. Кристаллы растут. Вот какие кристаллы вырастили наши ребята!
Вывод: При благоприятных условиях поваренная соль способна кристаллизироваться.
Опыт 5. Соль продолжает удивлять нас своими чудесными свойствами.
Возьмем два кубика льда из формочек, положим их на тарелку. Посыпаем сверху солью. Кусочки льда начинают таять. Соль как бы «проедает» дырочки. Можно проявить творчество и раскрасить один из кубиков красками. Когда мы дотрагиваемся до соленой поверхности, на ней остаются очень красивые подтеки.
А еще зимой на улице во время гололеда для безопасности человека посыпают лед специальной солевой смесью.
Вывод: Соль растворяет лед, потому что ее кристаллы впитывают в себя влагу.
Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. Что может быть удивительного в обычной соли? Всем известно, что соль хорошо растворяется в воде, что она используется при приготовлении пищи. Но, при более внимательном изучении соли, мы поняли, что знаем о ней мало. В ходе исследовательской работы мы научились работать с книгами, узнавать из них то, что до нас уже знали другие люди. Мы поняли, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными.
Закончить мастер – класс я хочу притчей «Счастье».
«Бог слепил человека из глины, и у него остался неиспользованный кусочек. «Что еще слепить тебе?» - спросил Бог. «Слепи мне счастье», - попросил человек. Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины».
Не сложно понять суть этой притчи, все в наших руках. Удачи Вам во всех начинаниях, лепите свое счастье сами!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект на тему"Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира".
создание условий для развития элементарных научных представлений о человеке,животном и растительном мире,для формирование экологической культуры детей....
"Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира"
В настоящее время в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования...
Проект "Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира"
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу н...
Проект «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»
Разработка данного проекта может быть использована педагогами в Дошкольных учреждениях. Главной целью проекта является оздание условий для развития элементарных естественно научных представлений ...
Программа саморазвития педагога по теме: «Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира» 1 младшая группа
В данно программе поставлена цель , определены задачи по экспериментированию с водой, предложен перспективный план по работе с детьми 1 младшей группы, а так же разработан план работы педагога на учеб...
Мастер-класс "Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира"
Мастер-класс направлени на распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов дошкольного образования....
Мастер-класс «Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира. Волшебница соль»
Опыты и эксперименты....