Картотека дидактических игр на закрепления понятия величины
статья
В дошкольном возрасте формируются представления о классификации предметов или геометрических фигур по качественным признакам. Рекомендуется использовать различные дидактические игры и упражнения, цель которых – закрепление представлений о свойствах предметов и геометрических фигур, тренировка в сравнении предметы по цвету, форме, размеру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskih_igr_na_zakrepleniya_ponyatiya_velichiny.docx | 18.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр на закрепления понятия величины
В дошкольном возрасте формируются представления о классификации предметов или геометрических фигур по качественным признакам. Рекомендуется использовать различные дидактические игры и упражнения, цель которых – закрепление представлений о свойствах предметов и геометрических фигур, тренировка в сравнении предметы по цвету, форме, размеру.
«Длинное - короткое»
Цель: закреплять умение сравнивать предметы контрастных размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку (длине), пользуясь приемом наложения; обозначать результат сравнения словами: «длинный» - «короткий».
Материал. Атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров, сюжетные игрушки: толстый мишка и тоненькая кукла.
Содержание. В гости к детям приходят Миша и кукла Катя. Они рассказывают о том, что собрались в гости и им очень хочется быть нарядными, а для этого им нужны пояски. Миша и кукла Катя просят детей помочь им выбрать нужные пояски. Воспитатель говорит: «Ребята, давайте поможем Мише и кукле Кати. Посмотрите, какие пояски у меня есть!». Показывает пояски детям (атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров). Затем воспитатель подзывает двух детей и дает им свернутые в трубочку ленточки: одну короткую - поясок для Кати, другую длинную - поясок для мишки. Дети с помощью воспитателя примеряют и завязывают пояски игрушкам. Игрушки выражают радость и кланяются. Но затем игрушки хотят поменяться поясками. Воспитатель предлагает снять пояски и поменять их игрушки. Вдруг обнаруживает, что на мишке Куклин поясок не сходится, а для куклы поясок слишком велик. Воспитатель предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Воспитатель объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает название качества величины - длина. Затем воспитатель предлагает детям взять нужные пояски (длинный – для мишки, короткий – для куклы Кати) и завязать их. Миша и кукла Катя очень рады, они благодарят детей, что помогли им стать нарядными и уходят в гости.
«Осенние листочки»
Дидактические задачи: учить собирать целое из частей; закрепить знания о цвете, величине; развивать зрительное восприятие, мышление, внимание, логику; развивать мелкую моторику рук; развивать речь.
Материал: из цветного картона (зеленого, желтого, красного, оранжевого), вырезать кленовые листочки, размером (большой - маленький), по паре. Каждый листочек разрезать пополам, одну пару оставить неразрезанной для образца.
Вариант 1. «Собери листочки»
Цель: развивать у детей конструктивные навыки; закреплять знание цвета (красный, желтый, зеленый, оранжевый), величины (большой, маленький); развивать зрительное внимание, мышление, творческое воображение.
Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку собрать листочки из частей, обращает внимания, что листочки разного цвета и величины.
- « Подул сильный ветер, и разлетелись листочки. Давай их соберём».
Вместе с ребенком сложить половинки листьев, чтобы получились целые.
Вариант 2. «У кого такой листок?»
Цель: различать у детей конструктивные навыки, зрительное внимание; закреплять знание цвета (красный, желтый, зеленый, оранжевый), величины (большой, маленький); развивать речь, обогащать словарь.
Ход игры: Взрослый раздает детям по одной половинке от разрезанных картинок, а остальные оставшиеся части оставляет у себя. Спрашивает, кому надо дать каждую из половинок, чтобы сложить целые картинки. Когда дети выбирают свои половинки осенних листьев с учетом цвета и величины, каждый ребенок складывает целое изображение и рассказывает, какой у него получился листок (большой красный, маленький зеленый и т.д.)
Следующие варианты игры с собранными листочками.
Вариант 3. «Большие и маленькие листочки»
Цель: закрепить знание величины, закрепить понятия: большой – маленький.
Ход игры: Взрослый кладет на стол два листочка и предлагает ребёнку, около большого листочка положить большие листочки, около маленького листочка – маленькие.
Вариант 6. «Покажи листочек»
Цель: закрепить умение детей различать и называть цвета, размер; закрепить понятия «большой», «маленький».
Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку найти листочек с определенным цветом и размером.
- «Покажи большой красный листочек».
- «Покажи маленький зелёный листочек» и т.д.
Вариант 7. «Назови листочек»
Цель: закреплять умение детей различать и называть цвета (зеленый, желтый, красный, оранжевый) и величину (большой и маленький), развивать речь.
Ход игры: Взрослый показывает на листочек, а ребенок называет какого он цвета и величины.
Спрячь шарик в ладошках
Цель: Учить ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов.
Оборудование: Шарики одного цвета, но двух контрастных размеров (большой и маленький), поднос.
Ход игры: Педагог кладет на стол два шарика – большой и маленький. Показывает детям, как спрятать шарик в ладошке. Потом вызывает кого-либо и предлагает взять любой из двух шариков и так же спрятать его. Если ребенок берет маленький шарик, он сможет выполнить задание, если же большой, то шарик остается видимым. Педагог говорит, что шарик не спрятался, его видно, потому что он большой. Затем раздает всем детям разные шарики и просит спрятать их в ладошках. Результаты выполнения задания педагог обсуждает с детьми. После этого снова раздает детям шарики, на этот раз предоставляя им выбор.
Спрячь игрушки
Цель: Та же, пользоваться пробами при выполнении задания.
Оборудование: Зайчики, мишки (игрушки большие и маленькие), коробки двух размеров по числу детей.
Ход игры: Педагог раздает детям по две коробки с крышками (двух размеров) и по две игрушки – большую и маленькую. Просит детей спрятать игрушки в коробочки и закрыть крышками. Обращает внимание на то, что, если крышка не закроется, значит, игрушка не подходит для этой коробки – ее надо спрятать в другую, а то придет волк и увидит зайчика. Таким образом, он побуждает детей пробовать.
Опусти шарик в коробку
Цель: Продолжать обращать внимание детей на величину, делать ее значимым признаком, учить детей пробовать закреплять знание слов «большой», «маленький».
Оборудование: Коробка с маленькой круглой прорезью, шарики (большой и маленький) одного цвета.
Ход игры: Педагог ставит на стол коробку, кладет около нее шарики и говорит детям, что сейчас дети узнают, какой шарик спрячется в этом домике. Вызывает одного и предлагает протолкнуть в отверстие шарик. Ребенок самостоятельно путем проб выполняет задание. Когда маленькие шарики спрячутся в домике, педагог обращает внимание детей, что отверстие в коробке маленькое, только для маленьких предметов. На подносе остались большие шарики.
Помоги мишке и кукле
Цель: Та же.
Оборудование: Кукла и мишка (или мишка и зайка и т. п.), разные по величине геометрические фигуры (два шара, два кубика, два параллелепипеда), коробки с прорезями, соответствующие контурам геометрических фигур.
Ход игры: Педагог ставит на стол две коробки с круглыми прорезями, около одной коробки сажает куклу, у другой – мишку и говорит, что кукла и мишка играли вместе, а теперь ужасно расстроились. Они не знают, где их шарики. Вызывает ребенка и просит его помочь мишке и кукле собрать шарики в их коробки. Если ребенок опустит маленький шар в большое отверстие, то педагог говорит, что у мишки (куклы) будет не хватать игрушек, он очень огорчится. Педагог достает маленький шар и побуждает ребенка попробовать еще раз, но только надо быть внимательным: большой шар опускать в большое отверстие, маленький шар в маленькое отверстие.
Когда ребенок правильно выполнит задание, кукла и мишка радуются, благодарят его.
Затем педагог ставит на стол коробки с квадратными прорезями. Приходят уже другие игрушки, педагог вызывает другого ребенка. Игра повторяется.
Протолкни шары (кубы, овоиды, бруски)
Цель: Та же, учить соотносить по величине плоскостные и объемные формы, пробуя, отбрасывая неверные варианты и фиксируя верные.
Оборудование: Коробки, в каждой из которых по 4–5 отверстий одинаковой формы (круглые, квадратные, прямоугольные), но разной величины; геометрические формы разной величины, соответствующие величине отверстий.
Ход игры: Педагог раздает детям коробки и геометрические формы и предлагает опустить все фигурки в коробку – каждую в свое отверстие. Педагог обходит детей, смотрит, как они действуют, просит пробовать и показывает, как это делать.
Каждый ребенок может повторить задание. В дальнейшем детям дают коробки с другими формами.
Спрячь матрешку
Цель: Познакомить детей с принципом складывания матрешки (маленькая прячется в большую); вызывать положительное эмоциональное отношение к игрушке и действиям с нею.
Оборудование: Двуместные матрешки по количеству детей, большая двуместная матрешка для воспитателя, мишка.
Ход игры: Педагог ставит на стол матрешку, рассматривает ее с детьми, потом раскрывает и достает маленькую матрешку: «Еще одна матрешка! Маленькая!» Педагог показывает мишку и предлагает матрешкам поиграть с ним в прятки. Мишка прячется, маленькая матрешка его находит. Мишка говорит, что теперь должна спрятаться маленькая матрешка, а он будет ее искать. Мишка отворачивается. Маленькая матрешка просит большую спрятать ее. Педагог медленно раскрывает большую матрешку и так же медленно вкладывает в нее маленькую, закрывает обе половинки и говорит: «Ищи, мишка!» Но он не может найти и уходит. После этого педагог раздает детям матрешек, раскладывая перед каждым одну целую и две половинки, просит всех спрятать маленьких матрешек, чтобы мишка их не нашел. Мишка возвращается, ищет матрешек, но не находит и снова уходит. Педагог хвалит детей, радуется вместе с ними.
Матрешки
Цель: Та же.
Оборудование: Матрешки 3–6-местные по числу детей.
Ход игры: Педагог раздает детям 3-местные матрешки (пять элементов – четыре половинки и одна целая матрешка) и предлагает спрятать всех матрешек в одну, большую, учит детей пробовать. Если у кого из детей остается лишняя половинка, предлагает снова раскрыть матрешку и постараться правильно сложить матрешек, помогает ребенку разложить части на столе так, чтобы элементы одной величины не находились рядом.
Когда дети научатся складывать 3-местную матрешку, им дают 4–6-местные. Желательно, чтобы расцветка матрешек была разнообразной, с разным орнаментом, чтобы по возможности ребенку давалась каждый раз новая матрешка, иначе он не будет учитывать величину, а просто запомнит последовательность складывания рисунка-узора на матрешке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр и игровых упражнений на закрепление понятия "Величина" для всех возрастных групп.
Дидактические игры, подвижные игры и игровые упражнения на закрепление понятия «Величина»Для детей 2-ой младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп....
Дидактические игры на закрепление понятия Величина
Игры по сенсорике. Были сделаны по самообразованию " Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста 4-5 лет»...
Картотека дидактических игр по РЭМП для закрепления понятия "Величина"
Сравнивать предметы по высоте, обозначать результаты сравнения словами: высокий-низкий, выше-ниже...
Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины
Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины...
Картотека дидактических игр и упражнений на закрепление понятия величины
laquo;Сравни предметы по высоте»Назвать предметы, определить их количество, выделить высокий, низкий; сравнить - что выше, что ниже. «Палочки в ряд»Выложить одновременно два ря...
игры на закрепление понятия величины
игры на закрепление понятия величины...
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия величины
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия величины...