Использование нетрадиционной техники рисования, как средство развития творческих способностей детей
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

В последние годы для развития творческих способностей дошкольников стали использовать нетрадиционные техники рисования. Работа с необычными материалами позволяет им ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности, креативность, что в конечном результате помогает общему психическому и личностному развитию.

«Использование нетрадиционной техники рисования, как средство развития творческих    способностей детей» и поставлены следующая цель и задачи:

Цель: Формирование художественно-творческих способностей детей через обучения нетрадиционным техникам рисования.

Задачи:

1.Воспитательные: Воспитывать у детей художественный вкус и чувство гармонии. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, творческую самореализацию, усидчивость, сотрудничество.

2.Образовательные: Научить детей приемам нетрадиционной техники рисования и способами изображения с использованием различных материалов.

3.Развивающие: Развивать у детей мышление, внимание, память, мелкую моторику пальцев рук, наблюдательность, пространственное воображение, фантазию. Развивать умение и навыки, необходимые для создания творческих работ, желание экспериментировать, проявляя чувство радости.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_samoobrazovaniyu-2.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

                                         

                                               

Доклад

«Использование нетрадиционной техники рисования,

как средство развития творческих    способностей детей»

«Чем больше мастерства в данной руке, тем умнее ребенок»

 В. А. Сухомлинский

Творчество дошкольника неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием предать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию. Любая художественная деятельность ребенка и занятие творчеством формирует у него образное мышление, способствует развитию фантазии, а также помогает выразить свои ощущения и эмоции. Ребенок, который еще плохо выражает свои мысли словами, всегда сможет выразить их в творчестве, в искусстве. Художественное творчество - один из любимых видов детской деятельности.

В последние годы для развития творческих способностей дошкольников стали использовать нетрадиционные техники рисования. Работа с необычными материалами позволяет им ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности, креативность, что в конечном результате помогает общему психическому и личностному развитию.

Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита. Позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона.

В процессе нетрадиционного рисования ребенок всесторонне развивается:

- формируется пространственное мышление;

-подталкивает детей к творческим поискам и решениям;

-придает уверенности в своих силах;

-развивает чувство композиции, ритма, восприятия цвета, чувство формы и объёмности;

- развивает мелкую моторику рук, речь;

-формирует эстетическое восприятие, фантазию;

-развивает память, внимание, мышление, глазомер;

-формирует умение ориентироваться на листе бумаги;

-развивает познавательный интерес;

Для занятий с использование нетрадиционной техники рисования можно применять разнообразные материалы:

-бумага разного размера, формы, формата и цвета;

-краски, гуашь, акварель, мелки, воск, свечи, соль, крупы, пена для бритья, ватные палочки, воздушные шарики, трафареты, штампы и печати из фруктов и овощей, трубочки, мыльные пузыри, сухие листья, нитки и т.

Успех обучения нетрадиционной техники рисования во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог. Чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Нетрадиционная техника рисования показывает необычное единство материалов и инструментов. Плюсом этой техники является универсальность их применения. Способ их выполнения интересен и доступен как взрослому, так и ребенку. Поэтому данная методика рисования заинтересовала меня и впоследствии была внедрена в работу с детьми.

Еще одной причиной внедрения данной технологии рисования в образовательную деятельность были трудности у воспитанников возникающие  вовремя НОД по продуктивной деятельности во второй младшей группе, в частности:

- изобразительные умения и навыки детей не соответствовали возрасту;

- рисунки были не выразительные, однотипные;

- дети не могли изобразить задуманное;

- у детей  было слабо развита мелкая моторика рук (дети неуверенно брали и действовали кисточками, карандашами);

- отсутствия у некоторых детей желания рисовать.

Первоначальный этап (2016-2017уч.год) моей работы основывался на изучении психолого-педагогической литературу таких авторов как: Т.А Цквитария, Р.Г Казаковой, А.В Никитиной,Г.Н Давыдовой, И.А Лыковой и нашла много интересного материала, идей. На основании изученного материала была выбрана тема самообразования: «Использование нетрадиционной техники рисования, как средство развития творческих    способностей детей» и поставлены следующая цель и задачи:

Цель: Формирование художественно-творческих способностей детей через обучения нетрадиционным техникам рисования.

Задачи:

1.Воспитательные: Воспитывать у детей художественный вкус и чувство гармонии. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, творческую самореализацию, усидчивость, сотрудничество.

2.Образовательные: Научить детей приемам нетрадиционной техники рисования и способами изображения с использованием различных материалов.

3.Развивающие: Развивать у детей мышление, внимание, память, мелкую моторику пальцев рук, наблюдательность, пространственное воображение, фантазию. Развивать умение и навыки, необходимые для создания творческих работ, желание экспериментировать, проявляя чувство радости.

В 2017-2018 уч.году разработан календарно-тематический план на 4 года, начиная со второй младшей группы, был подобран дидактический, методический, наглядный и художественный материал, обновили и оснастили «Центр творчества» различным материалами (природным материалом, губками, мелками и т.п.). Распределила технику нетрадиционного рисования в соответствии с возрастными  особенностями и возможностями детей:

- во второй младшей группе дети познакомились с техникой пальчикового рисования точкой, печатания ладошкой, ватными палочками; Дети с удовольствием включились в деятельность, смело набирали краску и «шлёпали» по бумаге. Даже малоактивные дети и дети с ОВЗ с удовольствием принимали участие в творчестве.

- в средней группе дети познакомились с техниками рисования: кляксография, воздушными шарами, «вилкой», методом рисования «тычка» жесткой полусухой кистью, «набрызги», губкой, солью;

- в старшей группе дети познакомились с техникой рисования «печать растений», техникой изображения пейзажа «монотипией», манной крупой, зубной щеткой;

- в подготовительной группе дети познакомятся с техникой изображения- граттаж, смешанной техникой рисования- проступающий рисунок мелками и акварелью, «витраж», рисование музыкой, пеной для бритья, нитками.

        

Так как родители (законные представили) являются участниками образовательного процесса по данной работе проходили индивидуальные консультации, выставки детских работ, а в 2018-2019 уч.году проведен открытый мастер - класс для родителей средней группы по нетрадиционной технике рисования солью «Украшаем чорон», в рамках Дня открытых дверей, посвященному Дню Республики. Так же мастер-класс «Нетрадиционная техника рисования» для родителей и детей ДОУ в рамках мероприятия « С мамой вместе», посвященного Дню Матери в РФ.

В рамках методического объединения обобщила и представила свой опыт на семинаре среди педагогов ДОУ на тему: «Волшебная пена».

Прошла курсы вебинаров «Воспитатели России», прослушала лекцию на тему: ««Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста» лектор Лыкова И. А.

Сейчас нахожусь на четверном этапе работы, продолжаю обобщать и представлять свой педагогический опыт, в рамках методической системы работы ДОУ по данному направлению и делаю предварительные выводы:

  1. Нетрадиционная техника рисования позволила мне осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывая их желания, интересы.
  2. Нетрадиционная техника лежит на основе многих арттерапевтических техник, как средство коррекции психических процессов, позволяет ребенку преодолеть страх, дает уверенности в себе, в своих силах, что помогло в работе с детьми с ОВЗ.
  3. Использование нетрадиционной техники рисования стимулирует художественно- творческое развитие детей, положительно влияет на развитие способностей, умений и навыков.

Таким образом, нетрадиционная техника рисования развивает творчество ребенка, которое  безгранично и стоит только правильно направить возможности и фантазию, для роста творческого потенциала и обогащения внутреннего мира искусства.

                                     

                                 

                                 Список использованной литературы.

1.Г.Н Давыдова. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М: Издательство «Скрипторий» 2003, 2007г.

2.Международный научно- методический журнал № 3 (13) / 2018г «Вопросы дошкольной педагогики» М.Н. Ахметова. Е.В. Цыкунова статья «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».

В данной статье хочу поделиться опытом работы по использованию нетрадиционных техник аппликации в совместной изобразительной деятельности педагога с детьми....

Семинар-практикум для воспитателей. Тема: "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей"

В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. Многие психологи и педагоги считали, что детскую изобразительную деятельность...

Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.1 слайд.  Я работаю с детьми дошкольного возраста, и убеждена, что нам, взр...

Использование нетрадиционных техник рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста”

Представление   педагогического опыта по  методической теме :"Использование нетрадиционных техник рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного во...

Сборник методических рекомендаций на тему: "Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста".

Практическая значимость исследования состоит в том, что данные исследования могут быть использованы с целью усовершенствования процесса развития творческих способностей детей на занятиях изобразительн...

Проект «Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей детей младшей группы»

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия ...

Художественно-творческий проект «Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей дошкольников «Необычное в обычном»

Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к зан...