Проект в подготовительной группе "Защитники Древней Русм"
проект (подготовительная группа)

Обмочевская Анна Викторовна

Работа по теме проекта направлена на формирование основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с историей возникновения нашего государства, ее славными страницами прошлого, воспитание чувства гордости за соотечественников, повлиявших на ход истории, служивших Родине и желание быть защитником своей Отчизны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zashchitniki_drevney_rusi_pasport.docx462.11 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ Детский сад №2 «Теремок» городского округа Власиха Московской области

Проект для детей подготовительной группы

«ЗАЩИТНИКИ ДРЕВНЕЙ РУСИ»

C:\Users\Анютф\Desktop\богатыри_фото\IMG_20210406_074037.jpg

Воспитатель:

Обмочевская Анна Викторовна

г.о. Власиха, 2021 г.

Паспорт проекта

Вид проекта: познавательный (формирование представлений об истории возникновения российского государства, его славных защитниках прошлого), информационно – практический, творческий.

Продолжительность: краткосрочный

Сроки проведения: февраль-март

Участники: воспитатели, дети, родители

Возраст детей: 6-7 лет

Форма проведения: групповая

Актуальность:

Любовь к Отечеству испокон веков была яркой чертой русского национального духа. Привязанность к родной земле, своему народу, пережитой им истории, достижениям культуры, всегда оказывалась неотъемлемой от традиций национального образа жизни.

Это и вдохновляло наш народ к непрерывному трудовому напряжению в нелегких климатических условиях России, поднимало его на великие битвы во имя сохранения свободы и независимости, придавало духовные силы в творческом созидании, в развитии науки.

К сожалению, настоящих патриотов остается все меньше. И чтобы наши потомки не забыли значения слов «Родина»«патриот»«патриотизм», мы должны научиться ощущать себя частицей народа, но главное, должны научить этому наших детей. Русская история богата яркими событиями, пронизана великой силой духа, богатырскими подвигами, воспетыми в летописях, легендах, былинах, музыке, архитектуре, живописи, поэзии. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение.

Патриотизм, гражданственность необходимо воспитывать у детей с самого юного возраста. За период дошкольного детства дети должны получить основы представлений о возникновении Государства Российского, первых князьях, о богатырской славе и верности народа Отечеству своему; о богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта наших предков. Это обогатит их любовь к Отчизне, вызовет стремление быть похожими на наших великих предков, осознать себя их частью, любить и уважать семью, товарищей, окружающих.

Проблема: Современные дети мало знают об истории возникновения Российского государства, первых князьях; о богатырской славе и верности народа Отечеству своему; о богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта наших предков. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Гипотеза: Если реализовывать план работы по проекту в различных видах деятельности, то возможно развитие интереса детей к истории своей Родины, ее героям прошлого, чувства патриотизма и любви к своей Отчизне.

ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ

Цель: формирование основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с историей возникновения нашего государства, ее славными страницами прошлого, воспитание чувства гордости за соотечественников, повлиявших на ход истории, служивших Родине и желание быть защитником своей Отчизны.

Задачи:

Для детей:

 - знакомство с историей возникновения Российского государства;

- знакомство с произведениями литературы и искусства о русских богатырях;

- формирование желания узнавать историю жизни русских людей, умение отличать достойные поступки от недостойных, выделять и понимать лучшие человеческие качества;

- формирование представлений о героическом прошлом русского народа, великих святых защитниках Древней Руси;

- формирование патриотических чувств, представлений о героизме;

- изучение характерных деталей одежды, вооружения, доспехов;

- создание совместно с родителями творческой работы на тему ««Защитники Древней Руси».

Для педагога:

- развитие профессиональной компетентности в данном вопросе;

- создание благоприятной атмосферы и условий для всестороннего развития, воспитания детей старшего возраста;

- наблюдение за развитием навыков и интересов воспитанников;

- развивать интерес детей к истории возникновения нашего государства, ее героям прошлого;

- развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество;

- активизировать пассивный и активный словарь детей;

- осуществление просветительской  деятельности в рамках патриотического воспитания среди родителей и окружающих ребенка взрослых;

- привлекать взрослых к совместной деятельности с детьми.

Для родителей:

- активное участие в жизни ребенка, осведомленность о его знаниях, умениях и опыте, приобретенных в дошкольном учреждении;

- развивать умение создавать творческие работы совместно с детьми на тему «Защитники Древней Руси»;

- повышение уровня педагогической культуры родителей через привлечение к совместной деятельности с детьми.

Для социальных партнеров:

- развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.

Интеграция образовательных областей:

социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Интеграция видов деятельности:

Познавательно-исследовательская, продуктивная

Подготовительный этап:

- Подбор информации о защитниках Древней Руси;

- Подбор художественной литературы: былин, сказок, стихов, загадок, поговорок древнерусских воинах.;

- Выставка книг о защитниках Древней Руси;

- Подбор иллюстраций, картинок с изображением быта древних славян, русского народного костюма, богатырей, богатырских доспехов, князей;

- Подбор аудио-видео материала.

Основной этап

Реализация проекта.

В процессе работы над проектом познакомили родителей с работой в рамках образовательного проекта.

Провели консультацию для родителей о патриотическом воспитании в семье. Подготовили памятку для родителей «Список книг о защитниках земли русской, рекомендуемых для прочтения детям».

Провели с детьми тематические беседы.

Ознакомили детей с художественной литературой по теме проекта (чтение былин, мифов, сказок).

Организовали разучивание стихов, пословиц, песен о защитниках Древней Руси.

Провели творческие работы  по рисованию, аппликации, лепке, конструированию  согласно выбранной тематике.

Организовали рассматривание иллюстраций, картин о древнерусских защитниках.

Предполагаемый результат:

Сформированные основы патриотизма, любви к своей Родине, основы знаний о ее героях прошлого.

Продукты проектной деятельности: 

Создание мини-музея «Защитники Древней Руси».

Презентация проекта:

Демонстрация родителям, педагогам и ребятам из других групп мини-музея, посвященного древнерусским защитникам.

        

Организационный компонент. Реализация проекта

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

Сюжетно – ролевые игры: «Богатырские игрища», «Защитники заставы», «Крепость».

Образовательная область «Познавательное развитие»

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения, творческой активности.

Беседы на тему: «Оружие и доспехи воинов Древней Руси», «Россия - Родина моя», «Откуда мы родом», «Как жили славяне», «Отличие сказки от былины», «Былинные богатыри -славные защитники родной земли», Александр Невский  - защитник земли русской, «Ледовое побоище»,  Дмитрий Донской, «Куликовская битва».

Дидактические игры: «Что нужно богатырю на службе и в бою?», «Что лишнее?», «Угадай, о ком говорю», «Узнай по описанию», «Собери богатыря в поход».

Экскурсия в храм прп. Илии Муромца и вмч. Варвары

Образовательная область: «Речевое развитие»

Обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, знакомство с книжной культурой.

Знакомство с пословицами и поговорками о защитниках Земли Русской.

Объяснение значений новых слов (предки, вороги, летопись, кольчуга, бармица, поручи, булава, колчан, богатырь, былина, витязь, сбруя, щит, шлем, снаряжение, доспехи, оберег).

Составление рассказов по картине Васнецова «Три богатыря».

Чтение русских народных сказок о защитниках, сказок А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Чтение былин «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Первый бой Ильи Муромца», «Как Илья Муромец богатырем стал», «На заставе богатырской», «Сказка о русских богатырях и нечистой силе», «Илья Муромец и Соловей - разбойник», «Добрыня Никитич» и др.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд). Развитие детского творчества. Приобщение к изобразительному искусству.

Слушание композиции «Богатырская наша сила» А. Н. Пахмутовой, музыкальных отрывков из оперы Римского - Корсакова «Садко», музыкальных отрывков из оперы Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане» (второе чудо). Слушание песни В. Малышева «Святой Благоверный князь Александр Невский» в исполнении ученицы 3 «В» класса МОУ СОШ «Перспектива» Обмочевской Полины. Слушание фрагмента из «Богатырской симфонии» А.П. Бородина.

Слушание былины «Илья Муромец в аудиозаписи».

Изобразительная деятельность: «Богатырский шлем»

Аппликация: «Богатырь»

Лепка: «Богатырский щит»

Конструирование: «Крепость»

Раскраски по теме

Образовательная область «Физическое развитие»

Подвижные игры: «Чья дружина быстрее соберется», «Не попадись».

Эстафеты: «Самый меткий», «Кто больше соберет камней».

Совместная деятельность детей и родителей: для закрепления знаний, полученных в ходе реализации проекта «Защитники Древней Руси», родители вместе со своими детьми создают творческую работу по теме проекта.

Заключительный этап

Результаты реализации проекта:

Во время реализации проекта дошкольники познакомились с историей возникновения Российского государства, с произведениями литературы и искусства о русских богатырях.

У детей сформировались представления и желание узнавать историю жизни русских людей, умение отличать достойные поступки от недостойных, выделять и понимать лучшие человеческие качества.

Было отмечено развитие исследовательской и познавательной деятельности.

Дети получили представление о героическом прошлом русского народа, великих святых защитниках Древней Руси.

У дошкольников сформировались патриотические чувства, представления о героизме.

Активный словарь детей пополнился новыми словами, образными выражениями, стихами.

Получен плодотворный результат по художественному творчеству детей в разных направлениях.

Было осуществлено вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы.

На заключительном этапе ребята совместно с воспитателем оформили мини-музей, посвященный древнерусским защитникам.

Продукт проектной деятельности

Торжественное открытие мини-музея «Защитники Древней Руси».

Рефлексивный компонент

Во время реализации проекта у детей произошло формирование основ патриотизма, любви к своей Родине. Воспитанники получили знания о героях прошлого. И хотя многие впечатления еще не осознаны ими глубоко, «пропущенные через детское сердце», они играют огромную роль в становлении личности патриотов. Из разговоров с детьми выяснилось, что у детей формируются первые базисные понятия о чести и совести, мужестве и отваге. Гипотеза творческого проекта подтвердилась.

Литература:

  1. Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси» В.Н. Вишневская, М., 2004 г.
  2. - Мое Отечество – Россия. Комплексная система патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. И.В. Богачева, В.П.Пененский, С.И. Губанова, А.П. Казаков, Г.А. Кузьменко. М., 2005 г.
  3. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. М.Д. Маханева АРКТИ – 2004 г.
  4. Я прошлое увижу наяву: рассказы по истории для детей, М., 2009 г.
  5. Ю. Школьник «История России. Полная энциклопедия», М., 2012 г.
  6. А.Н. Гумилев «От Руси до России», М., 2010г.
  7. Н. Головин «Моя первая русская история», М., 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к проекту "Мир динозавров и древних людей"

Формирование благоприятных условий для проявления и реализации познавательных, творческих способностей детей, развитие социально-коммуникативных качеств про процессе реализации проекта....

Познавательный, информационно - творческий проект "Защитники Отечества: с Древней Руси до наших дней" 24.02.16г.

Систематизировать знания детей по данной теме, формирование у детей патриотических чувств....

Презентация проекта. Тема: «От защитников Древней Руси до наших дней"

В преддверии 70-летия ВОВ проводилась работа по патриотическому воспитанию с детьми подготовительной группы....

Конспект нод по развитию экологических представлений в подготовительной группе «Древние животные»

Программное содержание:1.    Продолжать знакомить детей с древними животными, обитающими в океане (беспозвоночными, рыбами).2.    Продолжать осваивать действие построения...

Проект "Город чудный, город древний..."

Дети – это наше будущее, а значит и будущее нашей страны. Каждый из нас должен любить и уважать свою страну. Но маленьким детям непонятны такие выражения как «страна», «патриотизм», «Родина». Начинать...

Проект в подготовительной группе "Древний мир- динозавры" 2020г.

Проект в подготовительной группе "Древний мир- динозавры"2020г....

Проект - «Героическое прошлое народа Древней Руси» (подготовительная группа)

Любовь к Отечеству испокон веков была яркой чертой русского национального духа. Привязанность к родной земле, своему народу, пережитой им истории, достижениям культуры, всегда оказывалась неотъемлемой...