Презентация к родительскому собранию Страхи у детей 3-5
презентация к уроку (младшая, средняя группа)
Презентация содержит материалы к выступлению педагога-психолога или воспитаттелей на родительском собрании по теме: "Страхи у детей 3-5 лет"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_rodite_sobr_strahi_-_publikatsiya.pptx | 2.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое страх?
Что такое страх? Страх — внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. Страх - это эмоция, которая обычно возникает, когда вы чувствуете угрозу своему личному благополучию. Это обычная эмоция, испытываемая большинством людей в тот или иной момент, это нормальная, естественная часть жизни.
Чем отличаются? Тревога Страх Фобия
Тревога Тревога представляет собой расплывчатый, длительный и смутный страх по поводу будущих событий. Она возникает в ситуациях, когда ещё нет (и может не быть) реальной опасности для человека, но он ждёт её, причём пока не представляет, как с ней справиться. Учёный К. Изард объясняет различие терминов «страх» и «тревога» таким образом: тревога — это комбинация некоторых эмоций, а страх — лишь одна из них.
Угроза реальная — страх нормальный. К реальным страхам относят: страх высоты, глубины, замкнутого пространства, страх темноты, и страх прямого лобового столкновения с несущейся на вас машиной или поездом Страх болезненный наступает тогда, когда, то, чего ты боишься, реально существует, но никакой опасности не представляет или вероятность пострадать от предмета страха столь низка, что человек в норме ее не замечает. Такие страхи называют фобиями .
Чего бояться дети 3-5 лет?
Возрастные страхи и ситуации развития ребенка Возраст Страх Ситуация развития 3-4 года Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея и т.п. Темноты Огня, пожара Врачей, уколов Воды Страшных снов (с 4 лет) Непроизвольность психических процессов (без участия воли). Мышление конкретное (здесь и сейчас). Развитие фантазии. Сфера деятельности – непосредственное окружение. Речь в становлении. 5-6 лет Заболеть, заразиться Транспорта Грабителей Войны Больших перемещений, улиц Страшных снов Одиночества Насмешек Непроизвольность психических процессов. Завершение становления речи. Возможность мыслить о вещах, отсутствующих в непосредственном окружении. Развитие фантазии. Потребность в общении (социальный опыт). Сформировано представление об обратимых и необратимых процессах.
Какие причины детских страхов Вы знаете?
Причина детских страхов та же, что и взрослых страхов, - это реакция на опасность. Страх – проявление инстинкта самосохранения. Боимся мы все –одного – перестать существовать, то есть смерти. И правильно делаем. Потому что существо, лишенное страха, обречено на гибель. Генетически в нас заложен механизм спасения при угрозе жизни. Но не всегда наши страхи адекватны ситуации. Иногда они такой продолжительности и силы, что не дают нам спокойно жить. Причина детских страхов
Причины детского страха сильный испуг; гиперопека близких; насилие в семье и частые конфликты; большое количество запретов со стороны родителей или наоборот –полная свобода; просмотр телепередач без контроля взрослых людей; психические заболевания; компьютерные игры
Причины возникновения страхов у ребенка Группа причин Причины Факторы Семейные причины Условная любовь Случается, что ребенку говорят: «Будешь плохо себя вести – любить тебя не буду». Ребенок слышит в свой адрес: «Ты плохой» и другие высказывания, в неуважительном стиле. Напряженный эмоциональный климат в семье Ссоры между родителями. Шумные выяснения отношений. Разногласия в методах воспитания. Конкуренция между детьми в семье, ревность к братьям и сестрам. Папа и мама уделяют общению с ребенком менее 30 минут в день.
Группа причин Причины Факторы Семейные причины Запугивающее воспитание В ситуации непослушания ребенка пугают, что его запрет Бабай, милиционер, барабашка, поставят укол и т.п. Имитация поведения взрослых Родители сами испытывают страхи, сходные со страхами ребенка. Какие? Личные причины появления страхов Особенности темперамента У ребенка явно выраженный холерический или меланхолический темперамент.
Ситуационные причины появления страхов Чувство вины Ребенок часто обвиняется в проступках. За проступки обычно не получает адекватного наказания. Ребенок совершил что-то плохое, что неизвестно взрослым, и страдает от мук совести. Ситуация новизны Семья переехала на новое место жительства. Ребенок начал посещать детский сад – школу. Другие новшества в жизни ребенка: … Текущая стрессовая ситуация Потеря близкого человека или домашнего животного. Ребенка обижают в детском саду или в школе, напряженные отношения с воспитателем или учителем. В семье появился еще один ребенок. Другая стрессовая ситуация в жизни ребенка.
Все ли дети подвержены возникновению страхов?
Все ли дети подвержены возникновению страхов ? Обычно выделяют группу детей в большей степени, чем другие, подверженных страхам по причине их душевного склада. Это дети чрезмерно впечатлительные, робкие, застенчивые, очень эмоциональные и тонко чувствующие. Кроме того, психологи отмечают, что дети, имеющие тревожных, мнительных, чрезмерно опекающих родителей и дети, чьи родители отстраненные, чрезмерно сдержанные, эмоционально холодные или чрезмерно строгие , подвержены различным страхам в большей степени.
Профилактика страхов Н ельзя запирать ребенка в тесной или темной комнате; бить по любой части тела; строго наказывать и угрожать; пугать животными и разными страшилками ; заставлять неподвижно стоять, лежать; нельзя высмеивать ребенка, особенно в присутствии других; объявлять ребенку бойкот; предъявлять единство требований со стороны взрослых; Помните - к страхам приводит большое количество запретов и малое количество ласки! Главное-поддержка ребенка!
Как избежать возникновения и закрепления страхов Не пугайте малыша (отдам чужой тете, придет Баба Яга и утащит, не подходи, собака укусит, т.д.). Не перегружайте фантазию ребенка: игрушки должны соответствовать возрасту, исключите агрессивные фильмы, мультфильмы и книги (в 3 года малыш может испугаться волка из «Красной Шапочки», а 2-х летнему карапузу ни к чему покупать робота с оружием или мягкого крокодила с раскрытой пастью.) Готовьте ребенка заранее к поступлению в детский сад и школу. Повышайте самооценку малыша. «Разберитесь» с собственными страхами. Вы можете «заразить» ими ребенка (боязнь собак, страх смерти, боязнь транспорта, самолета, т.д.). Учитывайте, что более всего подвержены страхам эмоционально-чувствительные и впечатлительные дети, а также дети, у которых хорошо развито воображение.
Как справиться со страхами?
Практикум
Творческие приемы борьбы со страхами. Нарисовать страх. Уничтожить страх. Сочинить сказку. Сделать страх добрым. Рассказать или почитать сказку. Осуществить театральную постановку. Переделать страх в радость. Изготовить защитный талисман. Придумать « противострашное » заклинание. Найти «слабое место у страха»
Как помочь ребенку, испытывающему страхи Выясните причину страха. Все дети любят фантазировать, воспользуйтесь этим, пусть ребенок рисует свои страхи, сочиняет сказки, в которых он сильный и смелый. Если малыш боится темноты, замкнутого пространства – зажгите лампу, откройте дверь, положите ему в кровать любимую игрушку. Может пригодиться игрушечное оружие, оно поможет малышу чувствовать себя увереннее (положите на ночь рядом с кроватью, что бы он мог «защититься»). Учите преодолевать страх с помощью игр, рисования, проигрывания ситуаций (если боится врача - поиграйте в больницу; если боится темноты, поиграйте в разведчиков и т.д.). Поощряйте развитие самостоятельности, пусть ребенок чувствует, что он многое умеет, многое знает. Устранение страхов требует терпения и поддержки родителей. За страхи нельзя ругать, наказывать, стыдить. Помните, что ребенок еще не может управлять своим поведением, поэтому словесные убеждения малоэффективны. Не запугивайте ребенка (часто неосознанно). Не злоупотребляйте просмотром фильмов. Будьте терпимы к ребенку и помните, что в Ваших силах вытеснить страх из души малыша навсегда. Оставлять его там нельзя, потому что в будущем это может привести к проблемам (неврозы, повышенная тревожность, раздражительность, необщительность и т.д.).
Абсолютно нормальное явление и у большинства детей он проходит сам по себе по мере взросления Основные формы проявления – страх перед мытьем в ванне или под душем и страх купаться в различных водоемах Дети боятся не утонуть, как часто думают взрослые, а каких-то конкретных свойств воды Необходимо Сделать необходимые контакты с водой максимально комфортными Показывать ребенку, что вода может быть приятной и полезной Обсуждать с ребенком его страхи и опасения по поводу воды и того, что с ней связано Приучать ребенка к воде «от простого к сложному», придумывая игры, которые могут его заинтересовать Поддерживать ребенка, подчеркивая его успехи и достижения, хвалить его Страх воды
Страх темноты Под разными предлогами отказывается бывать в недостаточно хорошо освещенном месте Капризничает перед сном Затягивает период подготовки ко сну Плачет по ночам Прибегает по ночам в постель к родителям Необходимо Постепенно «приручить» темноту, сделать ее привычной и «неопасной», предлагая ребенку специальные игры и вознаграждая за сделанные успехи Предлагайте рисовать свои страхи, выражая собственные чувства Рассказывайте сказки, в которых герои успешно справляются с этим страхом
Страх потерять любовь родителей или страх одиночества Длительная разлука с родителями или развод родителей Начало посещения детского сада Повышенная требовательность к ребенку и наказания за любое отступление от установленных правил поведения Отсутствие у родителей привычки выражать теплые чувства к ребенку Проявляется в отчуждении, замкнутости, неразговорчивости, излишней открытости к посторонним людям и попытки установить с ними чересчур близкие отношения, стремлении выполнять все требования родителей и сверхпослушании , страхе наказания и элементах регрессивного поведения, т.е. «возвращении в детство» Необходимо Как можно чаще говорить ребенку о своей любви, проявлять ее в своих поступках Объяснить ребенку, почему эта разлука неизбежна Заверить ребенка, что эта разлука закончится, помочь ему сориентироваться во времени и в тех делах, которыми он может заниматься в ваше отсутствие
Баба яга или Кощей снятся часто если родители: Отдаляются от своих детей, предоставляя им возможность полностью обслуживать себя; все дело в том, что это продиктовано эгоизмом, отсутствием внимания к эмоциональным сторонам психики, переключением любви на другого, недавно родившегося ребенка. Постоянно раздражены и недовольны своим чадом, при наличии своих далеко не лучших черт характера или невротического состояния; Много угрожают, стращают всякими карами вроде: «Только попробуй!», «Дядя заберет в мешок», «Мама больше любить не будет», «Папа придет и накажет» и т.д.; 3. Непоследовательны и противоречивы – обещают одно, делают другое, часто меняют решения, двойственны в отношениях с детьми; 4. Проявляют жестокость, не принимают извинений, используют физические способы наказания; 5. Не способны найти согласие друг с другом, без конца ссорятся и пытаются привлечь ребенка на свою сторону, как и использовать его в качестве козла отпущения.
Страх насекомых, реальных и вымышленных животных Причины Личный опыт общения с насекомыми и животными, приведший к неприятным последствиям для здоровья ребенка Косвенное «участие» насекомых и животных в напугавшей ребенка ситуации «Заражение» страхом от взрослого Внушение этого страха через различные предостережения взрослого Невозможность спрогнозировать поведение насекомого или животного Необходимо Не заставлять ребенка брать насекомое, животное в руки Не предлагать убить насекомое или делать это у него на глазах Рисовать пугающее насекомое или животное с постоянным уменьшением в размерах Организовать контакт с этими насекомыми и животными в мультиках, фильмах, книгах Создавать положительный эмоциональный фон вокруг пугающего животного Обсудить с ребенком его страхи в тот момент, когда он находится в «эмоциональном тонусе»
Страх перед обидчиками Неумение постоять за себя Чрезмерное желание защитить себя и свои интересы Причины Неуверенность в себе Ограниченный опыт общения со сверстниками, приводящий к неумению согласовывать свои действия с действиями других детей, понимании причин поступков других детей Внушенное взрослыми убеждение в том, что окружающий мир враждебен и опасен Не следует Упрекать ребенка за это, высмеивать, призывать к тому, чтобы дать обидчику самый что ни на есть активный отпор Вмешиваться в те ситуации, которые не угрожают физическому или психологическому благополучию ребенка Преувеличивать тяжесть обиды, причиненной ребенку и навязывать ему свое видение произошедшего Необходимо Помощь ребенку в выборе сильных эмоций, связанных с обидными событиями Повышение самооценки ребенка, формирование уверенности в себе Обучение ребенка навыкам конструктивного решения конфликтов, понимания состояния другого человека, сопереживании, контроля за своим эмоциональным состоянием
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к родительскому собранию "Сенсорное развитие детей 2-3 лет"
Презентация к родительскому собранию "Сенсорное развитие детей 2-3 лет" Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах...
Презентация к родительскому собранию "Гендерное воспитание детей"
В пезентации представлен материал о гендерном воспитании дошкольников в семье...
Презентация к родительскому собранию " Возрастные особенности детей 3-4 лет"
Эта презентация поможет воспитателям в подготовке к родительскому собранию Воспитатель может подробно рассказать о кризисе трех лет и его значении в жизни малыша....
Презентация к родительскому собранию. "Возрастные особенности детей 3 - 4 лет. Кризис 3 - х лет и как его преодолеть"
Презентация...
Презентация для родительского собрания "Особенности развития детей 4-го года жизни"
Материал о том, как развивается ребёнок в этом возрасте, психологические особенности, рекомендации для родителей....
Презентация к родительскому собранию «Итоги адаптации детей к детскому саду. Возрастные особенности детей 2-3 лет"
Помните!Главной фигурой в жизни ребенкапо прежнему остается взрослый!...
Презентация к родительскому собранию "ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ"
quot;ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ"...