отчет по теме самообразования "Экологическое воспитание дошкольников в МБДОУ
электронный образовательный ресурс (средняя группа)

Арсенян Нарине Саркисовна

Отчёт по самообразованию по теме:

«Экологическое воспитание дошкольников»

Всё хорошее в людях — из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!                                                                                                                 

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

    В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. Каждый когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных образовательных учреждений. Ведь первые основы экологической культуры закладываются в дошкольном детстве.

 

     Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей.

 

     Целью экологического воспитания в моей работе с дошкольниками является формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.

 Задачи:

• Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.

• Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.

• Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.

   Пути реализации:

• Создание условий, экологизация развивающей среды, программное обеспечение.

• Повышение экологической грамотности педагогов, их профессионализма в области экологического воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_sovet_2020.docx21.05 КБ
Файл ped_sovet_2020.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

 Воспитатель:Арсенян Нарине Саркисовна

Отчёт по самообразованию по теме:

«Экологическое воспитание дошкольников»

Всё хорошее в людях — из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!        

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

    В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. Каждый когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных образовательных учреждений. Ведь первые основы экологической культуры закладываются в дошкольном детстве.

     Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей.

     Целью экологического воспитания в моей работе с дошкольниками является формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.

 Задачи:

• Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.

• Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.

• Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.

   Пути реализации:

• Создание условий, экологизация развивающей среды, программное обеспечение.

• Повышение экологической грамотности педагогов, их профессионализма в области экологического воспитания

• Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами. Внесение регионального компонента.

• Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой, вовлечение в активную природоохранную деятельность.

• Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.

   Предполагаемый результат:

- повышение экологической культуры воспитанников и их родителей;

- переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс;

- воспитание защитников природы;

- творческая активность воспитанников;

- внедрение новых технологий воспитания, обучения, развития.

    В результате проделанной работы:

• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

• сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;

• сформированы начала экологической культуры детей;

• дети получают практические знания по охране природы;

• развиваются речевые навыки детей;

• дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.

    Основные направления моей работы – это формирование предметно - развивающей среды, взаимодействие и сотворчество с детьми и родителями.

  Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов. Работая над развитием предметной среды, мы стремимся сделать её максимально насыщенной, полифункциональной, доступной и безопасной. Согласно этим требованиям в группе оформлен уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, проводятся наблюдения за погодой есть полочка, на которой поставлены папки по временам года, и многое другое. Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность. Для этого оформлен уголок экспериментирования с набором материалов для опытов, картотекой дидактических игр и прогулок.

    При взаимодействии с детьми мною используются различные формы работы. Но особое место занимает экспериментирование - в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к определенным суждениям и умозаключениям. Во время опытов уточняются знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Большую помощь в работе по экологии нам помогли книги. Это сказки Сутеева о растениях и животных, рассказы В. Бианки и М. Пришвина, «Алёнушки сказки» Мамин – Сибиряк Д. Н., рассказы Н. Чарушина и В Пермяка, а также Георгия Скребицкого. Помогают в работе демонстрационный материал Светланы Николаевны Вохринцевой, Людмилы Борисовны Фесюковой, Натальи Николаевны Кондратьевой, конспекты Ольги Алексеевны Воронкевич и других авторов.

 Для повышения качества своей работы включаю здоровье сберегающие технологии. Их целью является обеспечение ребенку возможности укрепления здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Мы с детьми проводим каждый день зарядку после сна, закаливающие процедуры. Ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте – игра. Поэтому мною активно применяются игровые технологии. Они тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

  Технологии проектной деятельности

Их цель: развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будут зарегистрированы результаты природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребенок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. На прогулке с детьми наблюдали как осыпаться листья какой красивый наряд у деревьев осенью. Мы с детьми сделали коллективную работу по аппликации. Создании проекта «Красавица осень»

  Информационно-коммуникационные технологии

Через презентации ярче проходят игры - путешествия. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка, обладают стимулом познавательной активности детей.

 Были проведены конкурсы детских рисунков, «Мир глазами детей», «Как я провёл лето», «Зимушка- зима», . Или такой конкурс «Лучшая поделка из природного материала». Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок.

Также была проведена следующая работа:

НОД по теме: Где можно найти воздух"

2.НОД с использованием здоровье сберегающих технологий «На помощь зайчику»

Сюжетно-ролевая игра по экологии «Пикник»

2. Беседы с детьми «Знакомимся с Красной книгой»

3.Проект «Экологический календарь»

4.Экологический проект «Красавица осень»

5.Проект «Дикие и домашние животные»

6.Анкета для родителей «Экологическое воспитание дошкольников»

7.Памятки для родителей «Прогулка в природу»

8.Папка –передвижка- «Экологические призывы»

9.Пословицы, поговорки, загадки про времена года.

10.Папка- передвижка «Берегите природу»

11.Консультация для родителей по экологическому воспитанию дошкольников.

12.Рекомендации для родителей «Мы природа -–это единое целое»,

13.Семинар-практикум для воспитателей «Экологический мост»

14. Консультация для воспитателей –формирование экологической культуры дошкольников средствами игровой и проектной деятельности. Организация эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении.

Акция «Операция фантик»

Выставка поделок из природного материала «Что нам осень принесла»

Наши добрые дела «Мусор на земле не к лицу

Наши добрые дела: Собираем семена цветов.

Чистота зоолог здоровья, протираем детскую мебель

Уход за комнатными растениями.

Очищаем дорожки от снега

Старшие помогают младшим одеваться после сна.

Работа с родителями.

Родители – полноправные участники образовательного процесса. Понимая это, стараюсь активней включать в образовательный процесс семьи своих воспитанников. Только опираясь на семью, совместными усилиями можно воспитать экологически грамотного человека. В работе с родителями в направлении экологического воспитания детей использую как традиционные формы работы (родительские собрания, консультации, беседы.

   Работу с родителями веду непрерывно, большое внимание уделяю совместной деятельности детей и взрослых (природоохранным акциям, развлечениям, выставкам, совместным проектам). Такие формы работы дают возможность родителям ближе узнать своих детей.

Надо только захотеть! »

 Изготовлении родителями «Экологического дерева по временам года»

Проводиться анкетирование родителей по экологии

Помощь родителей посадка цветов в клумбах оформление участка

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогали обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и внесли в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

     Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах моих воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.



Предварительный просмотр:

 Воспитатель:Арсенян Нарине Саркисовна

Отчёт по самообразованию по теме:

«Экологическое воспитание дошкольников»

Всё хорошее в людях — из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!        

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

    В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. Каждый когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных образовательных учреждений. Ведь первые основы экологической культуры закладываются в дошкольном детстве.

     Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей.

     Целью экологического воспитания в моей работе с дошкольниками является формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.

 Задачи:

• Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.

• Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.

• Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.

   Пути реализации:

• Создание условий, экологизация развивающей среды, программное обеспечение.

• Повышение экологической грамотности педагогов, их профессионализма в области экологического воспитания

• Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами. Внесение регионального компонента.

• Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой, вовлечение в активную природоохранную деятельность.

• Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.

   Предполагаемый результат:

- повышение экологической культуры воспитанников и их родителей;

- переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс;

- воспитание защитников природы;

- творческая активность воспитанников;

- внедрение новых технологий воспитания, обучения, развития.

    В результате проделанной работы:

• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

• сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;

• сформированы начала экологической культуры детей;

• дети получают практические знания по охране природы;

• развиваются речевые навыки детей;

• дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.

    Основные направления моей работы – это формирование предметно - развивающей среды, взаимодействие и сотворчество с детьми и родителями.

  Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов. Работая над развитием предметной среды, мы стремимся сделать её максимально насыщенной, полифункциональной, доступной и безопасной. Согласно этим требованиям в группе оформлен уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, проводятся наблюдения за погодой есть полочка, на которой поставлены папки по временам года, и многое другое. Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность. Для этого оформлен уголок экспериментирования с набором материалов для опытов, картотекой дидактических игр и прогулок.

    При взаимодействии с детьми мною используются различные формы работы. Но особое место занимает экспериментирование - в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к определенным суждениям и умозаключениям. Во время опытов уточняются знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Большую помощь в работе по экологии нам помогли книги. Это сказки Сутеева о растениях и животных, рассказы В. Бианки и М. Пришвина, «Алёнушки сказки» Мамин – Сибиряк Д. Н., рассказы Н. Чарушина и В Пермяка, а также Георгия Скребицкого. Помогают в работе демонстрационный материал Светланы Николаевны Вохринцевой, Людмилы Борисовны Фесюковой, Натальи Николаевны Кондратьевой, конспекты Ольги Алексеевны Воронкевич и других авторов.

 Для повышения качества своей работы включаю здоровье сберегающие технологии. Их целью является обеспечение ребенку возможности укрепления здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Мы с детьми проводим каждый день зарядку после сна, закаливающие процедуры. Ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте – игра. Поэтому мною активно применяются игровые технологии. Они тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

  Технологии проектной деятельности

Их цель: развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будут зарегистрированы результаты природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребенок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. На прогулке с детьми наблюдали как осыпаться листья какой красивый наряд у деревьев осенью. Мы с детьми сделали коллективную работу по аппликации. Создании проекта «Красавица осень»

  Информационно-коммуникационные технологии

Через презентации ярче проходят игры - путешествия. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка, обладают стимулом познавательной активности детей.

 Были проведены конкурсы детских рисунков, «Мир глазами детей», «Как я провёл лето», «Зимушка- зима», . Или такой конкурс «Лучшая поделка из природного материала». Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок.

Также была проведена следующая работа:

НОД по теме: Где можно найти воздух"

2.НОД с использованием здоровье сберегающих технологий «На помощь зайчику»

Сюжетно-ролевая игра по экологии «Пикник»

2. Беседы с детьми «Знакомимся с Красной книгой»

3.Проект «Экологический календарь»

4.Экологический проект «Красавица осень»

5.Проект «Дикие и домашние животные»

6.Анкета для родителей «Экологическое воспитание дошкольников»

7.Памятки для родителей «Прогулка в природу»

8.Папка –передвижка- «Экологические призывы»

9.Пословицы, поговорки, загадки про времена года.

10.Папка- передвижка «Берегите природу»

11.Консультация для родителей по экологическому воспитанию дошкольников.

12.Рекомендации для родителей «Мы природа -–это единое целое»,

13.Семинар-практикум для воспитателей «Экологический мост»

14. Консультация для воспитателей –формирование экологической культуры дошкольников средствами игровой и проектной деятельности. Организация эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении.

Акция «Операция фантик»

Выставка поделок из природного материала «Что нам осень принесла»

Наши добрые дела «Мусор на земле не к лицу

Наши добрые дела: Собираем семена цветов.

Чистота зоолог здоровья, протираем детскую мебель

Уход за комнатными растениями.

Очищаем дорожки от снега

Старшие помогают младшим одеваться после сна.

Работа с родителями.

Родители – полноправные участники образовательного процесса. Понимая это, стараюсь активней включать в образовательный процесс семьи своих воспитанников. Только опираясь на семью, совместными усилиями можно воспитать экологически грамотного человека. В работе с родителями в направлении экологического воспитания детей использую как традиционные формы работы (родительские собрания, консультации, беседы.

   Работу с родителями веду непрерывно, большое внимание уделяю совместной деятельности детей и взрослых (природоохранным акциям, развлечениям, выставкам, совместным проектам). Такие формы работы дают возможность родителям ближе узнать своих детей.

Надо только захотеть! »

 Изготовлении родителями «Экологического дерева по временам года»

Проводиться анкетирование родителей по экологии

Помощь родителей посадка цветов в клумбах оформление участка

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогали обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и внесли в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

     Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах моих воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание дошкольников в МБДОУ №146

В данной статье рассказывается о формах и методах организации экологического воспитания дошкольников в МБДОУ №146 г.Тулы...

Опыт инновационной педагогической деятельности по экологическому воспитанию дошкольников воспитателя МБДОУ д\с "Теремок" комбинированного вида г.Ардатов Камаевой Н.Н.

Мой опыт эколого-педагогической работы показал, что дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний. Дети знают, что будущее нашей Земли зависит от наших поступков....

Отчет по экологическому воспитанию дошкольников

Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать.  Целью экологического воспитания является  формирование положительного отношения к приро...

"Экологическое воспитание дошкольников в МБДОУ"

Содержание,  цели и задачи, принципы отбора содержания, методы и приёмы экологического  образования дошкольников в детском саду...

Использование технологии «Музейная педагогика» в этнокультурном воспитании дошкольников в МБДОУ «ДС ОВ №8» г. Усинска .http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=20946

Всем известно, что на сегодняшний день во многих детских садах создаются краеведческие уголки, и наше образовательное учреждение – не исключение. В нашем саду также создано так называемое ...

Отчет по экологическому воспитанию дошкольников

В апреле месяце в ДОУ города Саранска проходил месячник экологического воспитания. В нашей группе прошли различные тематические мероприятия, с целью привлечения внимания к  экологическому воспита...