Мастер класс для педагогов: «Современные компьютерные технологии в экологическом развитии дошкольников»
материал (средняя группа)
Использование современных информационно-компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в современной дошкольной педагогике. В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование информационно-компьютерных технологий в различных видах образовательной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер класс для педагогов: «Современные компьютерные технологии в экологическом развитии дошкольников»
Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на усвоение систематизированных знаний о природе, умений и навыков природоохранной деятельности, формирование общей экологической культуры.
Использование современных информационно-компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в современной дошкольной педагогике. В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование информационно-компьютерных технологий в различных видах образовательной деятельности. Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей. Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.
Нет необходимости использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, так как у детей теряется особый интерес к таким занятиям. Знакомя детей с природой, можно использовать разнообразный материал: дидактические картинки, репродукции с художественных картин, фотографии, звукозаписи; при котором дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия. Компьютер имеет большие возможности для демонстрации многих процессов и явлений природы с помощью разных средств изображения.
Для проведения деятельности по экологическому образованию дошкольников необходима увлекательная информация и обширный наглядный материал. Этому способствуют виды иллюстративно-наглядных материалов на электронных носителях:
- Звуковые материалы – это записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, моря, дождя, ветра и т. д.;
- Экранные материалы – серия отдельных кадров или слайдов, посвященных отдельной теме – они напоминают дидактические картинки.
- Мультимедийные презентации – это обучающие материалы, помогающие рассказать детям об окружающем мире. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно привлекает внимание дошкольников, улучшает восприятие информации.
- Мультимедийные экологические игры включают в себя игры - путешествия, игры - загадки, дидактические игры, викторины и др.
- Виртуальные экскурсии или путешествия дают возможность посетить недоступные места, совершить уникальное путешествие. Роль виртуальных экскурсий велика, так как ребенок может являться активным участником событий данной экскурсии. Например: «Экскурсия в Африку», «На Северный полюс», «Экскурсия в библиотеку». Дети принимают такие экскурсии с огромным удовольствием.
- Интерактивное оборудование позволяет рисовать электронными маркерами, что дополнительно привлекает к ней внимание, помогает развивать у детей память, мелкую моторику, мышление и речь, зрительное и слуховое восприятие, словесно-логическое мышление и др. Развивающие занятия с ее использованием становятся намного ярче и динамичнее.
- Использование электронного персонажа. Дети в дошкольном возрасте очень восприимчивы. И гораздо больший интерес у них вызывают ситуации, когда диалог от имени героя с ними ведёт не педагог, а сам герой ситуации, при помощи мультимедийного средства.
Использование новых непривычных приемов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание.
Информационно-компьютерные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.
Проведение познавательного занятия предполагает наличие разнообразного демонстрационного материала, чтобы дети наглядно могли видеть объекты природы, которые невозможно наблюдать непосредственно в ближайшем окружении. Очень часто педагоги остаются неудовлетворенными результатами своей работы с детьми на занятиях. Причина этого кроется в отсутствии необходимого демонстрационного материала природоведческого характера, так как он стоит недёшево, отсутствуют помещения для хранения бумажных плакатов, отсутствует иллюстрационный материал в продаже, неудобство использования большого количества иллюстраций на одном познавательном занятии, быстрый износ бумажных иллюстраций. Использование в воспитательно-образовательной работе с детьми информационных компьютерных технологий, решает все вышеперечисленные проблемы и имеет ряд преимуществ:
- Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.
- Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.
- Наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно, показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. При этом включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная.
- Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить текущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения.
- Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка и способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.
- Схемы и модели помогают – наглядно представить процессы в неживой природе, такие как свойства воды, почвы, и пр.
И все же необходимо помнить, что использование информационно-компьютерных технологий целесообразно только тогда, когда только с ее помощью ребенок может увидеть то, чего не может увидеть и ощутить лично, на практике. Если есть возможность продемонстрировать детям опыт, явление в реальности или сделать самим, то ИКТ лучше не использовать.
Список использованных источников.
1. Николаева С.Н. «Юный эколог». «Экологическое воспитание дошкольников»
2. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
3. Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. 2005 г
4. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2
5. Николаева С.Н. Программа "Юный эколог", технологии "Экологическое воспитание дошкольников".
6. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В., Мозаика-Синтез М., 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов "Современные педагогические технологии в образовательном пространстве ДОУ".
Мастер-класс для педагогов "Современные педагогические технологии в образовательном пространстве ДОУ"....
Мастер – класс для педагогов: современная игровая технология Н.Ф. Тарловской
Цель мастер-класса: познакомить педагогов с современной игровой технологией Н.Ф. Тарловской...
Мастер класс для педагогов "Современные игровые технологии в речевом развитии детей с ОВЗ"
Создать условия для повышение профессиональной компетентности педагогов в сфере речевого развития детей с ОВЗ через использование современных игровых технологий....
Консультация для педагогов «Современные образовательные технологии по экологическому воспитанию дошкольников»
Познакомить педагогов, с технологиями по экологическому воспитанию дошкольников, которые содержат в себе ряд взаимосвязанных и подробно описанных мероприятий....
Мастер-класс для педагогов «Современные педагогические технологии в процессе ранней профориентации детей дошкольного возраста».
Мастер-класс для педагогов...
Мастер -класс для родителей «Современные образовательные технологии для физического развития дошкольников» ( из опыта работы)
Мастер -класс для родителей «Современные образовательные технологии для физического развития дошкольников»...
Мастер-класс для педагогов "Современные игровые технологии в развитии речи детей"
Цель мастер-класса : повышение профессиональной компетентности в сфере речевого развития детей дошкольного возраста через использование современных, педагогических технологий (приёмов, методов и форм)...