Конспект опытно-экспериментальной деятельности для детей 4-5 лет на тему: «Воздух»
опыты и эксперименты (средняя группа)
Конспект
опытно-экспериментальной деятельности для детей 4-5 лет
на тему: «Воздух»
Цель: развивать у детей представления о свойствах воздуха путем экспериментирования.
Задачи:
- дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, вкуса), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
- формировать навык работы в коллективе и индивидуально во время опытов;
- развивать любознательность, наблюдательность.
- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
Демонстрационный материал:
- таз с водой;
- Пластиковые стаканчики, трубочки на каждого ребёнка ;
Раздаточный материал:
- пакеты по количеству детей;
- трубочки на каждого ребёнка
- гуашь, кисти
Предварительная работа:
- беседа с детьми на тему «Воздух невидимка»;
- рассматривание иллюстраций на тему «Что нас окружает»;
Ход занятия:
- Ребята, сегодня я предлагаю вам превратиться в настоящих ученых и совершить путешествие в лабораторию, где можно заняться опытами.
- Вы хотите?
Ответы детей: да
Ребята, посмотрите к нам в гости прилетел воздушный шарик ,и он почему то грустный. Как вы думаете ,почему?
Ответы детей
Дело в том, что он не знает про себя ничего. И почему же он называется воздушным? И что же у него внутри?
Вы узнаете, отгадав мою загадку?
«Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь ,
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем» (воздух)
-Правильно, сегодня мы будем проводить опыты с воздухом.
-Вдохните глубок и выдохните (губы вытянуты). Что мы сейчас сделали? (мы вдохнули и выдохнули воздух)
- Ребята, а вы видите воздух?
Дети: нет
- Так значит какой он?
Ответы детей: прозрачный, невидимый.
- Я тоже не вижу воздух, но знаю, что он существует вокруг нас.
- А давайте мы с вами узнаем, какой он!
Дети да.
Опыт 1.
- Давайте попробуем поймать воздух? (Воспитатель и дети пытаются поймать воздух ладонями.)
-Трогайте, чувствуете? Получается?
Дети: нет
-И у меня ничего не получается!
-Может его и вовсе нет?
Дети: есть.
- Хотите, я вас научу ловить воздух?
Ответы детей: да
Раздаю детям пакеты.
- Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: он пуст.
-Смотрите, какой он тоненький, бесформенный.
-Теперь я «поймаю» в пакет воздух и закручу его. Теперь вы раскройте пакет и возьмите его двумя руками, «поймайте» воздух. Закройте пакет и посмотрите, что там есть внутри?
Дети: не знаем.
-Это ребята в пакете – воздух?
-А скажите, вы видите воздух
Дети: нет.
-Значит, воздух какой?
Дети: бесцветный и невидимый.
- Каким стал пакет?
Дети: пакет наш стал похож на подушку, кошку
-Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму.
- Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким
Дети: бесформенным.
- Почему, что произошло?
Дети: в нём нет воздуха.
Мы смогли потрогать воздух?
Дети нет.
Вывод 1. Воздух невидимый, прозрачный. Его можно поймать. Но потрогать воздух невозможно.
Опыт 2. «Воздух в человеке».
На столах у каждого ребенка стаканчик с водой, на дне которого лежит горох, и коктейльные палочки.
Что вы видите в стаканчиках?
Дети: Вода и горох
Какая вода? Потрогайте, аккуратно пальчиками.
Дети: Теплая.
Что делают горошины?
Дети: лежат на дне стаканчика.
Хотите оживить горошины? Предложите мне, как можно оживить горошины. Что нам может помочь?
Дети: Воздух
Правильно, воздух. Что нам надо для этого сделать?
Дети: Подуть в трубочки.
Что происходит?
Дети: Появились пузырьки - это воздух.
Мы снова его увидели. А что же делают наши горошины?
Дети: Они двигаются.
Что же нам помогло оживить горошины?
Дети: Воздух
Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил горошины двигаться. А откуда взялся этот воздух
Дети: Изо рта.
Правильно ребята, сначала вдохнули его в себя, потом выдохнули в трубочку. Значит сейчас мы убедились. Что в человек есть воздух! Мы им дышим! Ребята, а вы умеете правильно дышать?
Дети: Умеем!
Покажите! Молодцы! Но чтобы лучше дышать, нужно знать некоторые правила: дышите носом, не поднимайте плечи при вдохе, в дыхании должен активно участвовать живот.
А теперь давайте поиграем (физкультминутка):
Дует ветер с высоты.
Гнуться травы и цветы.
Вправо- влево, влево – вправо
Клонятся цветы и травы.
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг.
Руки ставим перед грудью,
Мы рывки руками делать будем-
Раз - два - три - четыре
Вот и кончилась игра, продолжить опыты пора. (Дети садятся)
Коллективная работа
«Раздуй каплю» (рисование воздухом).
Хотите порисовать? А рисовать мы сегодня будем необычным способом!
Воздух очень много может!
Он нам рисовать поможет!
В трубочки подуем-
Капельки раздуем!
На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Вам нравится? когда листочки высохнут, вы дорисуете недостающие детали, и мы устроим выставку ваших рисунков!
Дети: Здорово!
Итог:
- А теперь давайте вспомним всё, что мы знаем о воздухе:
Дорогие ребята! Наши опыты показали, что:
1. Воздух невидимый, прозрачный. Его можно поймать. Но потрогать воздух невозможно.
2.Воздух есть везде. Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его можно поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали и закрыли его в мешочке, мячике, а потом выпустили его.
3. Воздух есть внутри нас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.docx | 666.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
опытно-экспериментальной деятельности для детей 4-5 лет
на тему: «Воздух»
Цель: развивать у детей представления о свойствах воздуха путем экспериментирования.
Задачи:
- дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, вкуса), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
- формировать навык работы в коллективе и индивидуально во время опытов;
- развивать любознательность, наблюдательность.
- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
Демонстрационный материал:
- таз с водой;
- Пластиковые стаканчики, трубочки на каждого ребёнка ;
Раздаточный материал:
- пакеты по количеству детей;
- трубочки на каждого ребёнка
- гуашь, кисти
Предварительная работа:
- беседа с детьми на тему «Воздух невидимка»;
- рассматривание иллюстраций на тему «Что нас окружает»;
Ход занятия:
- Ребята, сегодня я предлагаю вам превратиться в настоящих ученых и совершить путешествие в лабораторию, где можно заняться опытами.
- Вы хотите?
Ответы детей: да
Ребята, посмотрите к нам в гости прилетел воздушный шарик ,и он почему то грустный. Как вы думаете ,почему?
Ответы детей
Дело в том, что он не знает про себя ничего. И почему же он называется воздушным? И что же у него внутри?
Вы узнаете, отгадав мою загадку?
«Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь ,
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем» (воздух)
-Правильно, сегодня мы будем проводить опыты с воздухом.
-Вдохните глубок и выдохните (губы вытянуты). Что мы сейчас сделали? (мы вдохнули и выдохнули воздух)
- Ребята, а вы видите воздух?
Дети: нет
- Так значит какой он?
Ответы детей: прозрачный, невидимый.
- Я тоже не вижу воздух, но знаю, что он существует вокруг нас.
- А давайте мы с вами узнаем, какой он!
Дети да.
Опыт 1.
- Давайте попробуем поймать воздух? (Воспитатель и дети пытаются поймать воздух ладонями.)
-Трогайте, чувствуете? Получается?
Дети: нет
-И у меня ничего не получается!
-Может его и вовсе нет?
Дети: есть.
- Хотите, я вас научу ловить воздух?
Ответы детей: да
Раздаю детям пакеты.
- Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: он пуст.
-Смотрите, какой он тоненький, бесформенный.
-Теперь я «поймаю» в пакет воздух и закручу его. Теперь вы раскройте пакет и возьмите его двумя руками, «поймайте» воздух. Закройте пакет и посмотрите, что там есть внутри?
Дети: не знаем.
-Это ребята в пакете – воздух?
-А скажите, вы видите воздух
Дети: нет.
-Значит, воздух какой?
Дети: бесцветный и невидимый.
- Каким стал пакет?
Дети: пакет наш стал похож на подушку, кошку
-Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму.
- Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким
Дети: бесформенным.
- Почему, что произошло?
Дети: в нём нет воздуха.
Мы смогли потрогать воздух?
Дети нет.
Вывод 1. Воздух невидимый, прозрачный. Его можно поймать. Но потрогать воздух невозможно.
Опыт 2. «Воздух в человеке».
На столах у каждого ребенка стаканчик с водой, на дне которого лежит горох, и коктейльные палочки.
Что вы видите в стаканчиках?
Дети: Вода и горох
Какая вода? Потрогайте, аккуратно пальчиками.
Дети: Теплая.
Что делают горошины?
Дети: лежат на дне стаканчика.
Хотите оживить горошины? Предложите мне, как можно оживить горошины. Что нам может помочь?
Дети: Воздух
Правильно, воздух. Что нам надо для этого сделать?
Дети: Подуть в трубочки.
Что происходит?
Дети: Появились пузырьки - это воздух.
Мы снова его увидели. А что же делают наши горошины?
Дети: Они двигаются.
Что же нам помогло оживить горошины?
Дети: Воздух
Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил горошины двигаться. А откуда взялся этот воздух
Дети: Изо рта.
Правильно ребята, сначала вдохнули его в себя, потом выдохнули в трубочку. Значит сейчас мы убедились. Что в человек есть воздух! Мы им дышим! Ребята, а вы умеете правильно дышать?
Дети: Умеем!
Покажите! Молодцы! Но чтобы лучше дышать, нужно знать некоторые правила: дышите носом, не поднимайте плечи при вдохе, в дыхании должен активно участвовать живот.
А теперь давайте поиграем (физкультминутка):
Дует ветер с высоты.
Гнуться травы и цветы.
Вправо- влево, влево – вправо
Клонятся цветы и травы.
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг.
Руки ставим перед грудью,
Мы рывки руками делать будем-
Раз - два - три - четыре
Вот и кончилась игра, продолжить опыты пора. (Дети садятся)
Коллективная работа
«Раздуй каплю» (рисование воздухом).
Хотите порисовать? А рисовать мы сегодня будем необычным способом!
Воздух очень много может!
Он нам рисовать поможет!
В трубочки подуем-
Капельки раздуем!
На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Вам нравится? когда листочки высохнут, вы дорисуете недостающие детали, и мы устроим выставку ваших рисунков!
Дети: Здорово!
Итог:
- А теперь давайте вспомним всё, что мы знаем о воздухе:
Дорогие ребята! Наши опыты показали, что:
1. Воздух невидимый, прозрачный. Его можно поймать. Но потрогать воздух невозможно.
2.Воздух есть везде. Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его можно поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали и закрыли его в мешочке, мячике, а потом выпустили его.
3. Воздух есть внутри нас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Воздух»
Формирование представлений о воздухе, его составе, значении для растений, животных и человека, основных причинах и последствиях загрязнения воздуха, важнейших мерах по его охране; учить детей читать с...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе детского сада на тему "воздух"
Занятие направлено на расширение представлений детей о воздухе и ознакомление с его свойствами....
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Воздух - невидимка».
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Воздух - невидимка».Цель: развивать познавательные способности дет...
Непосредственная образовательная деятельность по ФЦКМ в старшей группе на тему: "Воздух"
Непосредственная образовательная деятельность по ФЦКМв старшей группе на тему: "Воздух" Подготовила и провела.Матвеева Марина Викторовна.Воспитатель старшой группы:МБДОУ 17 "Аистён...
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе по теме «Воздух – невидимка»
Данный конспект направлен на создание условий для расширения представлений детей об окружающем мире. Формирование представления о воздухе и его свойствах: прозрачный, легкий, без цвета и запаха. ...
Непосредственно организованная образовательная деятельность по познавательному развитию во средней группе. Тема «Воздух – какой он?»
Конспект занятия в средней группе по познанию окружающего мира (опытно-экспериментальная деятельность)...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФГОС в области «Познание». По теме: «Воздух, какой он?» Для детей средней группы
Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, может двигаться, занимает место и т.д.) и способами его обнаружения....