Конспект опытно-экспериментальной деятельности для детей 4-5 лет на тему: «Воздух»
опыты и эксперименты (средняя группа)

Конспект

 опытно-экспериментальной деятельности для детей 4-5 лет

на тему: «Воздух»

Цель: развивать у детей представления о свойствах воздуха путем экспериментирования.

Задачи:

  • дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, вкуса), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
  • способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
  • формировать навык работы в коллективе и индивидуально во время опытов;
  • развивать любознательность, наблюдательность.
  • воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

 

Демонстрационный материал:

-      таз с водой;

-      Пластиковые стаканчики, трубочки на каждого ребёнка ;

Раздаточный материал:

-      пакеты по количеству детей;  

-     трубочки на каждого ребёнка  

-     гуашь, кисти

Предварительная работа:

- беседа с детьми на тему «Воздух невидимка»;

- рассматривание иллюстраций на тему «Что нас окружает»;

 

Ход занятия:
- Ребята, сегодня я предлагаю вам превратиться в настоящих ученых и совершить путешествие в лабораторию, где можно заняться опытами.

 - Вы хотите?

Ответы детей: да 

Ребята, посмотрите к нам в гости прилетел воздушный шарик ,и он почему то грустный. Как вы думаете ,почему?

Ответы детей

Дело в том, что он не знает про себя ничего. И почему же он называется воздушным? И что же у него внутри?
Вы узнаете, отгадав мою загадку?

 

«Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь ,

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем»             (воздух)

-Правильно, сегодня мы будем проводить опыты с воздухом.

-Вдохните глубок и выдохните (губы вытянуты). Что мы сейчас сделали? (мы вдохнули и выдохнули воздух)

- Ребята, а вы видите воздух?

 Дети: нет

- Так значит какой он?

Ответы детей: прозрачный, невидимый.

- Я тоже не вижу воздух, но знаю, что он существует вокруг нас.

- А давайте мы с вами узнаем, какой он!

Дети да.

Опыт 1.

- Давайте попробуем поймать воздух? (Воспитатель и дети пытаются поймать воздух ладонями.)

-Трогайте, чувствуете? Получается?

Дети: нет

-И у меня ничего не получается!

-Может его и вовсе нет?

Дети: есть.

- Хотите, я вас научу ловить воздух?

Ответы детей: да

Раздаю детям пакеты.

- Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: он пуст. 

-Смотрите, какой он тоненький, бесформенный.

-Теперь я «поймаю» в пакет воздух и закручу его. Теперь вы раскройте пакет и возьмите его двумя руками, «поймайте» воздух. Закройте пакет и посмотрите, что там есть внутри?

 

Дети: не знаем.

-Это ребята в пакете – воздух?

-А скажите, вы видите воздух

 Дети: нет.

-Значит, воздух какой? 

Дети: бесцветный и невидимый.

- Каким стал пакет?

 Дети: пакет наш стал похож на подушку, кошку

-Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму.

- Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким

 Дети: бесформенным.

- Почему, что произошло?

 Дети: в нём нет воздуха.

Мы смогли потрогать воздух?

Дети нет.

Вывод 1. Воздух невидимый, прозрачный. Его можно поймать. Но потрогать воздух невозможно.


Опыт 2. «Воздух в человеке».

На столах у каждого ребенка стаканчик с водой, на дне которого лежит горох, и коктейльные палочки.

 Что вы видите в стаканчиках?

Дети: Вода и горох

 Какая вода? Потрогайте, аккуратно пальчиками.

Дети: Теплая.

 Что делают горошины?

Дети: лежат на дне стаканчика.

 Хотите оживить горошины? Предложите мне, как можно оживить горошины. Что нам может помочь?

Дети: Воздух

 Правильно, воздух. Что нам надо для этого сделать?

Дети: Подуть в трубочки.

 Что происходит?

Дети: Появились пузырьки - это воздух.

Мы снова его увидели. А что же делают наши горошины? 

Дети: Они двигаются.

 Что же нам помогло оживить горошины?

Дети: Воздух

Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил горошины двигаться. А откуда взялся этот воздух

Дети: Изо рта.

 Правильно ребята, сначала вдохнули его в себя, потом выдохнули в трубочку. Значит сейчас мы убедились. Что в человек есть воздух! Мы им дышим! Ребята, а вы умеете правильно дышать?
Дети: Умеем!
 Покажите! Молодцы! Но чтобы лучше дышать, нужно знать некоторые правила: дышите носом, не поднимайте плечи при вдохе, в дыхании должен активно участвовать живот.

А теперь давайте поиграем (физкультминутка):

Дует ветер с высоты.

Гнуться травы и цветы.

Вправо- влево, влево – вправо

Клонятся цветы и травы.

А теперь  давайте вместе

Все попрыгаем на месте

Выше! Веселей! Вот так.

Переходим все на шаг.

Руки ставим перед грудью,

Мы рывки руками делать будем-

Раз - два - три - четыре

Вот и кончилась игра, продолжить опыты пора. (Дети садятся)

Коллективная работа

«Раздуй каплю» (рисование воздухом).

Хотите порисовать? А рисовать мы сегодня будем необычным способом!

Воздух очень много может!
Он нам рисовать поможет!
В трубочки подуем-
Капельки раздуем!

 На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Вам нравится? когда листочки высохнут, вы дорисуете недостающие детали, и мы устроим выставку ваших рисунков!
Дети: Здорово!

 

Итог:

- А теперь давайте вспомним всё, что мы знаем о воздухе:

Дорогие ребята! Наши опыты показали, что:

1. Воздух невидимый, прозрачный. Его можно поймать. Но потрогать воздух невозможно.

2.Воздух есть везде.  Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его можно поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали и закрыли его в мешочке, мячике, а потом выпустили его.

3. Воздух есть внутри нас.

 


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx666.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

 опытно-экспериментальной деятельности для детей 4-5 лет

на тему: «Воздух»

Цель: развивать у детей представления о свойствах воздуха путем экспериментирования.

Задачи:

  • дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, вкуса), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
  • способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
  • формировать навык работы в коллективе и индивидуально во время опытов;
  • развивать любознательность, наблюдательность.
  • воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

Демонстрационный материал:

-      таз с водой;

-      Пластиковые стаканчики, трубочки на каждого ребёнка ;

Раздаточный материал:

-      пакеты по количеству детей;  

-     трубочки на каждого ребёнка  

-     гуашь, кисти

Предварительная работа:

- беседа с детьми на тему «Воздух невидимка»;

- рассматривание иллюстраций на тему «Что нас окружает»;

Ход занятия:
- Ребята, сегодня я предлагаю вам превратиться в настоящих ученых и совершить путешествие в лабораторию, где можно заняться опытами.

 - Вы хотите?

Ответы детей: да 

Ребята, посмотрите к нам в гости прилетел воздушный шарик ,и он почему то грустный. Как вы думаете ,почему?

Ответы детей

Дело в том, что он не знает про себя ничего. И почему же он называется воздушным? И что же у него внутри?
Вы узнаете, отгадав мою загадку?

«Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь ,

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем»             (воздух)

-Правильно, сегодня мы будем проводить опыты с воздухом.

-Вдохните глубок и выдохните (губы вытянуты). Что мы сейчас сделали? (мы вдохнули и выдохнули воздух)

- Ребята, а вы видите воздух?

 Дети: нет

- Так значит какой он?

Ответы детей: прозрачный, невидимый.

- Я тоже не вижу воздух, но знаю, что он существует вокруг нас.

- А давайте мы с вами узнаем, какой он!

Дети да.

Опыт 1.

- Давайте попробуем поймать воздух? (Воспитатель и дети пытаются поймать воздух ладонями.)

-Трогайте, чувствуете? Получается?

Дети: нет

-И у меня ничего не получается!

-Может его и вовсе нет?

Дети: есть.

- Хотите, я вас научу ловить воздух?

Ответы детей: да

Раздаю детям пакеты.

- Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: он пуст. 

-Смотрите, какой он тоненький, бесформенный.

-Теперь я «поймаю» в пакет воздух и закручу его. Теперь вы раскройте пакет и возьмите его двумя руками, «поймайте» воздух. Закройте пакет и посмотрите, что там есть внутри?

Дети: не знаем.

-Это ребята в пакете – воздух?

-А скажите, вы видите воздух

 Дети: нет.

-Значит, воздух какой? 

Дети: бесцветный и невидимый.

- Каким стал пакет?

 Дети: пакет наш стал похож на подушку, кошку

-Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму.

- Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким

 Дети: бесформенным.

- Почему, что произошло?

 Дети: в нём нет воздуха.

Мы смогли потрогать воздух?

Дети нет.

Вывод 1. Воздух невидимый, прозрачный. Его можно поймать. Но потрогать воздух невозможно.


Опыт 2. «Воздух в человеке». 

На столах у каждого ребенка стаканчик с водой, на дне которого лежит горох, и коктейльные палочки.

 Что вы видите в стаканчиках?

Дети: Вода и горох

 Какая вода? Потрогайте, аккуратно пальчиками.

Дети: Теплая.

 Что делают горошины?

Дети: лежат на дне стаканчика.

 Хотите оживить горошины? Предложите мне, как можно оживить горошины. Что нам может помочь?

Дети: Воздух

 Правильно, воздух. Что нам надо для этого сделать?

Дети: Подуть в трубочки.

 Что происходит?

Дети: Появились пузырьки - это воздух.

Мы снова его увидели. А что же делают наши горошины? 

Дети: Они двигаются.

 Что же нам помогло оживить горошины?

Дети: Воздух

Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил горошины двигаться. А откуда взялся этот воздух

Дети: Изо рта.

 Правильно ребята, сначала вдохнули его в себя, потом выдохнули в трубочку. Значит сейчас мы убедились. Что в человек есть воздух! Мы им дышим! Ребята, а вы умеете правильно дышать?
Дети: Умеем!
 Покажите! Молодцы! Но чтобы лучше дышать, нужно знать некоторые правила: дышите носом, не поднимайте плечи при вдохе, в дыхании должен активно участвовать живот.

А теперь давайте поиграем (физкультминутка):

Дует ветер с высоты.

Гнуться травы и цветы.

Вправо- влево, влево – вправо

Клонятся цветы и травы.

А теперь  давайте вместе

Все попрыгаем на месте

Выше! Веселей! Вот так.

Переходим все на шаг.

Руки ставим перед грудью,

Мы рывки руками делать будем-

Раз - два - три - четыре

Вот и кончилась игра, продолжить опыты пора. (Дети садятся)

Коллективная работа

«Раздуй каплю» (рисование воздухом).

Хотите порисовать? А рисовать мы сегодня будем необычным способом!

Воздух очень много может!
Он нам рисовать поможет!
В трубочки подуем-
Капельки раздуем!

 На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Вам нравится? когда листочки высохнут, вы дорисуете недостающие детали, и мы устроим выставку ваших рисунков!
Дети: Здорово!

Итог:

- А теперь давайте вспомним всё, что мы знаем о воздухе:

Дорогие ребята! Наши опыты показали, что:

1. Воздух невидимый, прозрачный. Его можно поймать. Но потрогать воздух невозможно.

2.Воздух есть везде.  Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его можно поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали и закрыли его в мешочке, мячике, а потом выпустили его.

3. Воздух есть внутри нас.

 C:\Users\79228\Downloads\InShot_20210329_083420814.jpg

C:\Users\79228\Downloads\InShot_20210329_083724488.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Воздух»

Формирование представлений о воздухе, его составе, значении для растений, животных и человека, основных причинах и последствиях загрязнения воздуха, важнейших мерах по его охране; учить детей читать с...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе детского сада на тему "воздух"

Занятие направлено на расширение представлений детей о воздухе и ознакомление с его свойствами....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Воздух - невидимка».

Конспект образовательной деятельности по  познавательному развитию для детей  старшего  дошкольного возраста по теме: «Воздух - невидимка».Цель: развивать познавательные способности дет...

Непосредственная образовательная деятельность по ФЦКМ в старшей группе на тему: "Воздух"

Непосредственная образовательная деятельность по ФЦКМв старшей группе на тему: "Воздух"  Подготовила и провела.Матвеева Марина Викторовна.Воспитатель старшой группы:МБДОУ  17 "Аистён...

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе по теме «Воздух – невидимка»

Данный конспект направлен на создание условий для расширения представлений детей об окружающем мире. Формирование представления о воздухе и его свойствах: прозрачный, легкий, без цвета и запаха. ...

Непосредственно организованная образовательная деятельность по познавательному развитию во средней группе. Тема «Воздух – какой он?»

Конспект занятия в средней группе по познанию окружающего мира (опытно-экспериментальная деятельность)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФГОС в области «Познание». По теме: «Воздух, какой он?» Для детей средней группы

Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, может двигаться, занимает место и т.д.) и способами его обнаружения....