Методика выявления прогноза готовности ребёнка к условиям ДОУ и показателей итогов адаптации
статья (младшая группа)
В статье описана Методика выявления прогноза готовности ребёнка раннего возраста к условиям ДОУ и показателей итогов адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 55.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика выявления прогноза готовности ребёнка к условиям ДОУ и показателей итогов адаптации
Старший воспитатель
Изотова Ирина Анатольевна
Наблюдение за динамикой адаптации осуществляется с первого дня посещения ребенком ДОУ и до полной стабилизации адаптационных показателей, после чего делается вывод о степени адаптации ребенка.
К основным критериям наблюдения за адаптацией детей относятся:
- поведенческие реакции (эмоциональное состояние, социальные контакты, сон, аппетит);
- уровень нервно-психического развития;
- заболеваемость и течение болезни (кратность заболеваемости, тяжесть и длительность болезни);
- антропометрические показатели физического развития (рост, вес).
Диагностика адаптации предполагает участие различных субъектов образовательного процесса: детей, педиатра (медсестры), воспитателей и родителей.
Первичная диагностика проводится в период поступления ребенка в ДОУ.
Для диагностики адаптации детей чрезвычайно важны сведения, получаемые в результате опроса родителей, поскольку именно родители могут предоставить ту информацию о ребенке, которая станет основой определения первичного прогноза его адаптации.
Для этого проводится Анкетирование родителей «Будем знакомы» с целью получения сведений о семье (Приложение 1).
А также родителям предлагается Анкета «Готовность ребёнка к поступлению в дошкольное учреждение», в которой они оценивают личностные особенности ребенка (особенности поведения и его привычки, состояние здоровья, уровень развития, питания и т.д.) в домашних условиях (Приложение 2).
Баллы данной анкеты заносятся в групповой «Протокол анкетирования родителей» (Приложение 3) и определяются прогнозы адаптации ребёнка.
Анализируя ответы родителей, педагоги делают прогноз адаптации ребенка к новым условиям жизни в дошкольном учреждении, определяет проблемы, которые могут возникнуть в период адаптации, и даёт родителям рекомендации по подготовке детей.
Также по данным таблицы можно определить «проблемных» детей, которым наиболее сложно адаптироваться к новым условиям и детей, которые смогут легко перенести период адаптации, определить наиболее «уязвимые» параметры, и именно на них обратить внимание в адаптационный период.
Данные определения первичного прогноза адаптации заносятся в таблицу «Показатели уровня адаптации детей» в графу «Начало адаптационного периода» (Приложение 4).
С целью выявления степени адаптации ребенка на основе определения динамики адаптационных показателей и длительности их стабилизации воспитателями групп заполняются индивидуальные «Листы наблюдения за адаптацией к ДОУ» (Приложение 5), в них с третьего дня поступления ребенка в дошкольное учреждение отмечаются указанные показатели в виде баллов, которые составляют «Схему эмоционального портрета ребёнка» Приложение 6
и оцениваются до того момента, пока не стабилизируются, при этом также отмечаются дни, когда ребенок болел и не посещал детский сад.
Медицинская сестра ДОУ еженедельно анализирует данные листы адаптации и выделяет детей, имеющих отклонения по вышеперечисленным критериям. Оценку течения адаптации детей в ДОУ проводит педиатр. Затем адаптационные листы вклеиваются в медицинскую карту ребёнка (форма №026/у-2000, которая находится в медицинском кабинете.
С целью оценки состояния детей по завершению адаптационного периода проводится контрольная диагностика. Для этого используется «Диагностическая карта уровня адаптированности» Приложение 7, которую заполняют воспитатели для оценивания психоэмоционального состояния детей в конце периода адаптации. Выявление уровня адаптации ребенка к детскому саду производится из расчета суммирования баллов по всем параметрам и определения среднего балла.
Данные определения первичного прогноза адаптации и показатели уровня адаптации контрольной диагностики заносятся в таблицу «Показатели уровня адаптации детей» в графу «Окончание адаптационного периода»). Приложение 4.
Все таблицы даны формате Word, вы сами можете изменять количество детей
Далее осуществляется сравнительный анализ результатов первичной и контрольной диагностики, на основании которого делаются выводы об эффективности адаптационного периода.
Адаптация считается благоприятной в следующих случаях:
- если эмоционально - поведенческие реакции были слабо выраженными и нормализовались в течение 30 дней у детей ясельного возраста;
- невротических реакций не наблюдалось или они были слабо выраженными и прошли в течение 1–2 недель без специальной коррекции;
- потери массы тела не наблюдалось;
- за период адаптации ребенок раннего возраста перенес не более одного простудного заболевания в легкой форме.
Продолжительность адаптационного периода – до 75 дней для детей раннего возраста. В случае более выраженных изменений или затягивания сроков адаптации ее течение оценивается как неблагоприятное.
Течение адаптации всегда индивидуально и в случае неблагоприятного течения должно корректироваться педиатром и психологом, а при необходимости – и другими специалистами, к которым ребенок направляется на консультацию.
Признаками того, что ребёнок адаптировался являются: хороший аппетит, спокойный сон, охотное общение с другими детьми, адекватная реакция на любое предложение воспитателя, нормальное эмоциональное состояние.
Приложение 1
Анкета
«Будем знакомы»
Ф. И. ребенка ________________________________________________________________
Дата рождения ребенка «____»____________20__ г.
Домашний адрес, телефон______________________________________________________
Адрес по прописке_____________________________________________________________
Ф.И.О. мамы_________________________________________________________________
Образование _________________________________________________________________
Место работы, должность_______________________________________________________
Сотовый телефон______________________________________________________________
Ф.И.О. папы__________________________________________________________________
Образование _________________________________________________________________
Место работы, должность_______________________________________________________
Сотовый телефон______________________________________________________________
Количество детей в семье_______________________________________________________
С кем проживает ребёнок_______________________________________________________
Полная или неполная семья_____________________________________________________
Статус малоимущей семьи: есть/нет______________________________________________
Подвержен ли ребенок простудным заболеваниям?_________________________________
Как засыпает?_________________________________________________________________
Как называют ребенка дома?____________________________________________________
Навыки самообслуживания _____________________________________________________
Любимые игры и игрушки ______________________________________________________
С какими трудностями сталкиваетесь в воспитании? ________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что бы Вы хотели получить от пребывания ребенка в детском саду?________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Дата заполнения «_____» _________________20 г.
Анкета для родителей Приложение 2
«Готовность ребёнка к поступлению в дошкольное учреждение»
Уважаемые родители! Заполните, пожалуйста, бланк анкеты. Отвечая на вопросы, постарайтесь отметить состояние ребенка, свойственное ему в привычных домашних условиях
Ф.И. ребёнка____________________________________________________________
№ | Вопросы к матери ребенка | Параметры | Оценка в баллах |
1 | Какое из перечисленных настроений преобладает? | Бодрое, уравновешенное Раздражительное, неустойчивое Подавленное | 3 2 1 |
2 | Как засыпает Ваш ребенок? | Быстро, до 10 минут Медленно | 3 1 |
3 | Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул? | Ничего Укачиваю, лежу рядом и пр. | 3 1 |
4 | Какова длительность дневного сна? | Соответствует возрасту (2-2,5 часа) Спит меньше нормы Сон существенно нарушен (менее часа) | 3 2 1 |
5 | Какой аппетит у Вашего ребенка? | Хороший Неустойчивый, избирательный Плохой | 3 2 1 |
6 | Просится ли на горшок? | Просится Нет, но бывает сухой Нет, ходит мокрый | 3 2 1 |
7 | Как относится к высаживанию на горшок? | Положительно Отрицательно | 3 1 |
8 | Какие навыки самообслуживания имеются у ребёнка? | Кушает самостоятельно Кушает при помощи взрослого Кормит взрослый | 3 2 1 |
9 | Есть ли отрицательные привычки (сосет палец, раскачивание т.д.)? | Нет Есть (какие именно?) | 3 1 |
10 | Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам и дома, и в незнакомой обстановке? | Проявляет Только в привычной обстановке | 3 2 |
11 | Проявляет ли интерес, активность при обучении? | Проявляет Недостаточно Не проявляет | 3 2 1 |
12 | Инициативен ли в игре? | Способен сам найти себе дело Играет только со взрослыми Не умеет играть | 3 2 1 |
13 | Инициативен ли во взаимоотношениях со взрослыми? | Вступает в контакт по своей инициативе Сам не вступает в контакт, но общается по инициативе взрослого Не идет на контакт со взрослыми | 3 2 1 |
14 | Инициативен ли в отношении с детьми? | Вступает в контакт по своей инициативе Сам не вступает в контакт Не умеет общаться с детьми | 3 2 1 |
15 | Был ли опыт разлуки с близкими? | Нет Да | 1 2 |
16 | Как перенес разлуку? | Очень тяжело Спокойно | 1 3 |
Дата заполнения «____»________________________
Протокол анкетирования родителей Приложение 3
«Готовность ребёнка к поступлению в дошкольное учреждение»
№ | Вопросы к матери ребенка | Имя Фамилия ребенка | |||||||||||||||||||||||
1 | Какое из перечисленных настроений преобладает? | ||||||||||||||||||||||||
2 | Как засыпает Ваш ребенок? | ||||||||||||||||||||||||
3 | Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул? | ||||||||||||||||||||||||
4 | Какова длительность дневного сна? | ||||||||||||||||||||||||
5 | Какой аппетит у Вашего ребенка? | ||||||||||||||||||||||||
6 | Просится ли на горшок? | ||||||||||||||||||||||||
7 | Как относится к высаживанию на горшок? | ||||||||||||||||||||||||
8 | Какие навыки самообслуживания имеются у ребёнка? | ||||||||||||||||||||||||
9 | Есть ли отрицательные привычки (сосет палец, раскачивание т.д.)? | ||||||||||||||||||||||||
10 | Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам и дома, и в незнакомой обстановке? | ||||||||||||||||||||||||
11 | Проявляет ли интерес, активность при обучении? | ||||||||||||||||||||||||
12 | Инициативен ли в игре? | ||||||||||||||||||||||||
13 | Инициативен ли во взаимоотношениях со взрослыми? | ||||||||||||||||||||||||
14 | Инициативен ли в отношении с детьми? | ||||||||||||||||||||||||
15 | Был ли опыт разлуки с близкими? | ||||||||||||||||||||||||
16 | Как перенёс разлуку? | ||||||||||||||||||||||||
Общее количество баллов | |||||||||||||||||||||||||
Средний балл |
от 3 до 2,5 баллов – легкая адаптация, от 2,5 до 2 баллов – средняя адаптация, от 1,9 баллов до 1 балла – тяжёлая адаптация
Приложение 4
Показатели уровня адаптации детей
группы _____________________________________
№ | Имя Фамилия ребёнка | Начало адаптационного периода | Окончание адаптационного периода | ||
Количество баллов | Уровень адаптации | Количество баллов | Уровень адаптации | ||
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
7 | |||||
8 | |||||
9 | |||||
10 | |||||
11 | |||||
12 | |||||
13 | |||||
14 | |||||
15 | |||||
16 | |||||
17 | |||||
18 | |||||
19 | |||||
20 | |||||
21 |
Итоговые показатели уровня адаптации детей
Уровень адаптации | Начало адаптационного периода | Окончание адаптационного периода | ||
Количество детей | % соотношение | Количество детей | % соотношение | |
Легкая адаптация | ||||
Средняя адаптация | ||||
Тяжёлая адаптация |
Лист наблюдения за адаптацией к ДОУ Приложение 5
Ф.И.О.ребёнка___________________________________________________________возраст________________________группа_________________________
Ф.И.О. педагога__________________________________ Ф.И.О. врача_________________________ Ф.И.О. медсестры________________________________
Эмоционально-поведенческие реакции Нервно-психическое развитие
День адапта-ции | Дата регист- рации | Сни-женное настро-ение | Соци-альные контак-ты | Позна-ватель-ная деятель-ность | Дисцип-лина | Агрес-сия (гнев) | Страх | Двига-тельная актив-ность | Сон | Аппе-тит | Сумма | Показатель | Неделя адаптации | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||||||||||||
3 | Мышление и речь | ||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||
9 | Моторное развитие | ||||||||||||||||||
12 | |||||||||||||||||||
15 | Внимание и память | ||||||||||||||||||
18 | |||||||||||||||||||
21 | Социальные контакты | ||||||||||||||||||
24 | |||||||||||||||||||
27 | |||||||||||||||||||
30 | |||||||||||||||||||
33 | |||||||||||||||||||
36 | |||||||||||||||||||
39 | |||||||||||||||||||
42 | |||||||||||||||||||
45 |
Педагогические рекомендации по облегчению адаптации_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________
Во время контроля за адаптацией лист находится у воспитателя, по завершении адаптации – вклеивается в медицинскую карту.
Динамика состояния здоровья по результатам медицинского наблюдения и анкетирования родителей (заполняется медперсоналом) | Неделя адаптации | Медицинские рекомендации по облегчению адаптации заключения специалистов | Оценка течения адаптации (подчеркнуть) | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
Нарушения сна | Течение адаптации: -благоприятное -условно-благоприятное -неблагоприятное Рекомендации по дальнейшему наблюдению за ребёнком: | |||||||
Нарушения аппетита | ||||||||
Головные боли | ||||||||
Боли в сердце | ||||||||
Боли в животе | ||||||||
Эурез, энкапрез | ||||||||
Раздражительность | ||||||||
Плаксивость | ||||||||
Утомляемость (повышенная) | ||||||||
Истощаемость внимания | ||||||||
Страхи (ночные, темноты и др.) | ||||||||
Навязчивые движения | ||||||||
Двигательная расторможенность | ||||||||
Вредные привычки | ||||||||
Число перенесённых заболеваний | ||||||||
Появление других заболеваний | ||||||||
Масса тела | ||||||||
Контроль Нb по показаниям | ||||||||
Прочие изменения здоровья |
Схема эмоционального портрета ребёнка Приложение 6
I. Отрицательные эмоции
- Нет +3
- Хныканье за компанию 0
- Хныканье с перерывом -1
- Продолжительное периодическое хныканье -2
- Плач за компанию -3
- Продолжительный плач -4
- Приступообразный плач -5
- Сильный продолжительный плач -7
- Депрессия -8
- Депрессия с приступами плача -10
II. Агрессия
- Нет +2
- Проявляется редко и в слабой форме -1
- Умеренный -1
- Частый, хорошо выраженный -5
- Очень частые приступы гнева -7
III. Страх
- Нет +3
- Проявляется редко и в слабой форме -2
- Умеренный -6
- Частый, хорошо выраженный -8
- Очень частые реакции страха -10
IV. Познавательная деятельность
- Отсутствует -4
- Проявляется непостоянный интерес к игре +1
- Проявляется интерес к окружающим незнакомым людям +3
- Установившийся интерес к окружающим, может долго играть +5
- Долго играет, трудно отвлекается от игры. +7
Интересуется новыми предметами и людьми
V. Дисциплина
- Нет -5
- Слабо и редко вокалирует +1
- Адекватно улыбается +5
- Весёлый жизнерадостный ребёнок, мало плачет +8
- Много смеётся, улыбается взрослым +10
VI. Социальные контакты
- Легко вступает в контакт +5
- Просится на руки, приглашает играть +3
- Сдержанно вступает в контакт +2
- Держится спокойно, не проявляя интереса к контактам +1
- Просится на руки с целью сочувствия 0
- Робок -2
- Недоверчив, хмур, стремится убежать -4
- Плача вступает в контакт, требуя отвести себя к родителям -6
VII. Двигательная активность
- Много лежит или сидит -4
- Замедлен, вял в движениях -2
- Средняя подвижность +5
- Высокая подвижность -1
- Очень большая подвижность -5
VIII. Сон
- Отсутствует, плач -8
- Засыпает и просыпается с плачем -2
- Неспокоен, засыпает с плачем -5
- Беспокоен -3
- Спокоен, засыпает с плачем -1
- Засыпает с задержкой, без плача 0
- Сон спокойный, засыпает с хныканьем +2
- Сон спокоен +6
- Сон очень спокоен, глубокий +8
IX.Аппетит
- Отсутствует -4
- Плохой -1
- Средний +3
- Хороший +6
- Повышенный +2
- Чрезмерный -3
Диагностическая карта уровня адаптированности Приложение 7
Группа ______________________ Учебный год __________________
Воспитатели __________________________________________________________________________
№ | Фамилия, имя ребенка | Психологические критерии адаптированности ребенка к ДОУ | Итого | ||||||||||||||
Общий эмоциональный фон поведения | Наблюдение за ребенком | Реакция на изменение привычной ситуации | |||||||||||||||
Познавательная и игровая деятельность | Взаимоотношения с взрослыми | Взаимоотношения с детьми | |||||||||||||||
Положительный | Неустойчивый | Отрицательный | Активен | Активен при поддержке взрослого | Пассивен или Реакция протеста | Инициативен | Принимает инициативу взрослого | Уходит от взаимоотноше-ний, реакция протеста | Инициативен | Вступает в контакт при поддержке взрослого | Пассивен или Реакция протеста | Принятие | Тревожность | Непринятие | |||
Баллы | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | ||
1 | |||||||||||||||||
2 |
Обработка диагностики уровня адаптированности
ребенка к дошкольному учреждению
Баллы, набранные ребенком, суммируются. Данная сумма делится на 5 (количество критериев). Число, полученное в результате деления, соотносится со следующими показателями и делается заключение об уровне адаптированности детей.
2,6 – 3 балла – высокий уровень адаптированности. У ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние. Он активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро адаптируется к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).
1,6 – 2,5 баллов – средний уровень адаптированности. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно: новый раздражитель влечет возврат к отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче адаптируется к новой ситуации.
1 – 1,5 баллов – низкий уровень адаптированности. У ребенка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия), активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик), либо отсутствует активность, инициативность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, отказ от активных движений, отсутствие попыток к сопротивлению, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).
Показатели уровня адаптации детей Приложение 4
группы _____________________________________
№ | Имя Фамилия ребёнка | Начало адаптационного периода | Окончание адаптационного периода | ||
Количество баллов | Уровень адаптации | Количество баллов | Уровень адаптации | ||
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
7 | |||||
8 | |||||
9 | |||||
10 | |||||
11 | |||||
12 | |||||
13 | |||||
14 | |||||
15 | |||||
16 | |||||
17 | |||||
18 | |||||
19 | |||||
20 | |||||
21 | |||||
22 | |||||
23 | |||||
24 | |||||
25 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Методика выявления готовности ребенка к школе».
СодержаниеВведение1. Методика изучения личностной готовности ребенка к школе2. Методики выявления интеллектуальной готовности ребенка к школе3. Фи...
Пакет диагностических методик по выявлению уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
Важное место в образовательном процессе принадлежит диагностике готовности к школьному обучению, позволяющей взрослому понять, в верном ли направлении он осуществляет подготовку детей к школе. Ценност...
Методика выявления прогноза протекания адаптации вновь прибывших детей
Анкета + Методика выявления прогноза протекания адаптации вновь прибывших детей«Психолого-педагогические параметрыопределения готовности поступления ребенкав дошкольное учреждение»(заполня...
Пакет диагностических методик по выявлению уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
Важное место в образовательном процессе принадлежит диагностике готовности к школьному обучению, позволяющей взрослому понять, в верном ли направлении он осуществляет подготовку детей к школе. Ценност...
Выступление педагога - психолога на родительском собрании в подготовительной группе по итогам диагностики готовности к школе. "Готовность ребёнка к школе"
Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению; информирование родителей о результатах диагностики готовности к школе....
Диагностика НПР детей второго года жизни. Показатели и методика выявления Второй год жизни
Диагностика НПР детей второго года жизни. Показатели и методика выявления Второй год жизни...
«Выявление способа познания, как условие успешного обучения ребёнка в школе. » ( Проблема готовности ребёнка к школе)
Рекомендации для родителей будующих школьников....