Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Шашки"
рабочая программа (подготовительная группа)
Формировать основы интеллектуальной культуры личности посредством обучения дошкольников развивающей игре в шашки. Обучать основам шашечной игры, простым комбинациям, теории и практике шашечной игры. Развивать умственные способности детей. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shashki.docx | 62.28 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ
ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ И АЛЛЕРГИЧНЫХ ДЕТЕЙ № 25 «ГНЁЗДЫШКО»
ГОРОДА НОВОЧЕБОКСАРСКА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Рассмотрена и принята Педагогическим советом: «___» ___________ 20__ г. Протокол № ___ | Утверждена Приказом от «___»________ 20__ г. № ____ __________ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ШАШКИ»
на один учебный год
Направленность: | Социально-педагогическая |
Возраст обучающихся: | 6-7 лет |
Автор-составитель: | Шевцова Ольга Владимировна, инструктор по физической культуре |
Новочебоксарск
Содержание:
1. Пояснительная записка…………………………………………………………………….…3
- Направленность дополнительной общеразвивающей программы……….….…...3
- Актуальность, педагогическая целесообразность………………………………....3
- Цель и задачи программы ………….…………………………………………….....4
- Сроки реализации программы ……………………………………………….…..…4
- Форма и режим занятий…………………………………………………………..…4
2. Содержание программы ………………………………………..………………………........5
2.1 Учебный план……………………………................................…..…………...….5
2.2 Содержание учебного плана……………………………………………………...…7
2.3 Положение о проведение шашечного турнира…………………………………….7
3. Планируемые результаты и способы определения их результативности…………….…..8
3.1 Формы подведения итогов реализации программы ………………………….…..8
4. Организационно-педагогические условия реализации программы………….………..….8
4.1 Методическое обеспечение программы………………………………………..…..8
4.2 Материально-техническая база…………………………………………….…...…10
5. Список литературы……………………………….…………………………………….…...10
- Пояснительная записка.
Настоящая дополнительная общеразвивающая программа «Шашки» для детей 6 – 7 лет социально – педагогической направленности разработана в соответствии с Приказом Минпросвещения РФ от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" и разработана с учетом учебных пособий:
- Погрибной В.К., Юзюк В.Я. Шашки для детей. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2015.
- Медведев В. Необычные шашки: 50 новых шашечных игр. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2015.
- Медведев В. Новые игры для ума: развиваем логику нестандартно. – Ростов н/Д: Феникс, 2016.
- Еромыгина М.В. Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук, зрительная гимнастика. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 20017.
Нормативно-правовую базу Программы составляют:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
- Концепция развития дополнительного образования детей − (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
- Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ− от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
- Направленность дополнительной общеразвивающей программы.
Направленность дополнительной общеразвивающей программы: социально-педагогическая.
Основное направление программы обучения игре в шашки детей старшего дошкольного возраста характеризуется наличием нестандартной методики, выражающей идеи гармоничного развития ребёнка. Программа раскрывает творческие способности детей, повышает уровень их подготовленности к этой игре.
Подбор материала программы – это продуманное «от простого к сложному», расположение даёт возможность сравнить творческие достижения детей с разным уровнем игры, убедительно показывая красоту, глубину и неисчерпаемость игры в шашки.
Дополнительная общеразвивающая программа для детей 6-7 лет «Шашки» обусловлена тем, что в дошкольном возрасте на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности дошкольников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Программа по обучению игре в шашки максимально проста и доступна дошкольникам.
Программа служит для того, чтобы воспитанники смогли овладеть этой игрой в объёме начальной подготовки и творчески применять полученные знания на практике.
1.2 Актуальность, педагогическая целесообразность. Настольные игры уже давно уступили место компьютерным, за которыми дети готовы просиживать часами. Компьютер не заменит непосредственного живого общения. Дух партнёрства, товарищества, а позже и соперничества, который возникает при обучении, а затем во время настольных интеллектуальных игр, сложно переоценить. Настольные игры, одной из которых являются шашки, развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. На протяжении обучения дети овладевают важными логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов.
Шашки знакомы и любимы многими, однако в последнее время интерес к игре снижается, во многом потому, что для занятий с дошкольниками взрослым не хватает времени.
Игра в шашки в детском саду – интеллектуальный досуг, который направлен на формирование предпосылок учебной деятельности и на развитие интегративных качеств детей, обеспечивающих им социальную успешность.
Швейцарский психолог Жан Пиаже и ряд других учёных установили, что именно в возрасте 5 – 12 лет у детей происходит формирование механизма «мысль - слово», «мысль - действие». В связи с этим, шашки являются удачным подспорьем в развитии мыслительных способностей ребят и подкреплении плодов мышления действиями.
Шашки – это одновременно и спорт, и досуг, и искусство. Они, как известно, объединяют все возрасты и «весовые» категории. Первые шаги маленьких шашистов к творчеству кроются в шашечном сражении.
Шашки благотворно влияют на их учёбу, расширяют интересы ребят, укрепляют и развивают лучшие качества характера.
Педагогическая целесообразность внедрения данной программы, заключается прежде всего в идее использования игры в шашки, как эффективного средства умственного, психического и физического развития ребенка – дошкольника. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шашки позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления. Это подтверждается и многолетним практическим опытом: зарубежным и нашим. Можно с уверенностью говорить об огромных потенциальных возможностях развития, таящихся в дошкольном детстве.
1.3 Цель и задачи программы.
Цель: Формировать основы интеллектуальной культуры личности посредством обучения дошкольников развивающей игре в шашки.
Задачи:
Образовательные: Обучать основам шашечной игры, простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.
Развивающие: Развивать умственные способности детей: логическое, образное и аналитическое мышление, умения производить расчёты на несколько ходов вперёд. Развивать способности мыслить и действовать самостоятельно. Развивать мелкую моторику рук, любознательность, самостоятельность, коммуникативность, инициативу.
Воспитательные: Воспитывать отношения к шашкам, как к серьёзным и полезным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, заниматься выбранным делом. Воспитывать настойчивость, целеустремлённость, уверенность и волю к победе. Выработка у детей применять полученные знания и умения на практике.
1.4 Сроки реализации программы.
Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Шашки» для детей старшего дошкольного возраста осуществляется с сентября по май, занятия 1 раз в неделю, 4 занятия в месяц, 36 занятий в год.
Форма обучения – очная.
Вид детской группы – группа постоянного состава.
Набор детей – свободный.
Уровень подготовки детей при приёме в группу следующий:
нормальное общее развитие и интерес ребёнка.
Максимальная недельная образовательная нагрузка не превышает допустимого объема, установленного СанПиН 2.4.1.3049-13 и составляет 1 занятие - 30 минут для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) и предусматривает физкультминутки и подвижные игры.
Сроки реализации данной программы рассчитан на один учебный год.
1.5 Форма и режим занятий.
Форма организации детей является подгрупповая и групповая до 12 человек.
Обучение шашечной игре является сложным и трудоёмким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания дошкольника то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии. Без воспитания в себе силы воли, нельзя добиться серьёзных результатов в игре в шашки. Каждый кружковец-дошкольник обязан знать шашечный кодекс. Занимаясь по программе, дети приобретают ряд качеств: усидчивость, сосредоточенность, последовательность рассуждений, изобретательность, умение анализировать, абстрактно и логически мыслить, применять ассоциативную фантазию, которые помогут им решить многие жизненные ситуации.
Занятия проводятся комбинированным способом, чередуя элементы теоретической и практической новизны с играми и соревновательными навыками, а также с воспитательными мероприятиями. При проведении занятий следует ориентироваться на наиболее вктивных детей. В конце года проводятся итоговые занятия, на которых рассмативаются достижения каждого ребёнка, вручаются дипломы.
- Содержание программы.
2.1 Учебный план.
В учебном плане возможны изменения в последовательности изучения тем, что обусловлено возрастными особенностями обучающихся и уровнем освоения программы.
№ п/п | Тема | Теоретические занятия | Практические занятия |
1-2 | Диагностика. | 1 | 1 |
3 | История шашечной игры. | 1 | |
4 | Шашечная доска. | 1 | |
5-6 | Словарик шашечных терминов. | 1 | 1 |
7-8 | Как ходят шашки. | 1 | 1 |
9-10 | Запись шашечной партии. | 1 | 1 |
11-12 | Основные правила шашечной игры. | 1 | 1 |
13-14 | Как начинать партию. | 1 | 1 |
15-16 | Делаем наилучшие ходы. | 1 | 1 |
17-18 | Простые комбинации. | 1 | 1 |
19-20 | Основы позиционной игры. | 1 | 1 |
21-22 | Комбинационные приёмы. | 1 | 1 |
23-24 | Эффективность и красота комбинаций. | 2 | |
25 | Решите самостоятельно. | 1 | |
26 | Уроки психологической подготовки. | 1 | |
27 | Корифеи шашечной игры. | 1 | |
28-29 | Правила игры в «Поддавки». | 1 | 1 |
30-31 | Правила игры в «Уголки». | 1 | 1 |
32-33 | Правила игры в «Двусторонние детские векторы» | 1 | 1 |
34-35 | Шашечный турнир. | 2 | |
36 | Диагностика. | 1 | |
18 | 18 |
Учебно-тематический план.
Недели | № и тема занятия | Программное содержание |
Сентябрь | ||
I-II | 1-2 Диагностика. | Выявить уровень умений дошкольников играть в шашки. |
III | 3 История шашечной игры. | Дать детям краткую историческую справку о возникновении шашечной игры. Вызвать интерес к шашкам, расширить кругозор у детей. |
IV | 4 Шашечная доска. | Дать детям представление о шашечной доске, как об игровом поле для шашек. Вызвать интерес к шашкам, расширить кругозор у детей. |
Октябрь | ||
I-II | 5-6 Словарик шашечных терминов. | Познакомить детей с шашечной терминологией. Использование в игре шашечных терминов. Развивать интеллектуальные способности. |
III-IV | 7-8 Как ходят шашки. | Обучать игровым ходам. Развивать и совершенствовать мыслительные операции. |
Ноябрь | ||
I-II | 9-10 Запись шашечной партии. | Познакомить с понятиями «полная запись», «сокращённая запись». Развивать внимание, память. |
III-IV | 11-12 Основные правила шашечной игры. | Познакомить и обучить детей основным правилам шашечной игры. Развивать внимание. |
Декабрь | ||
I-II | 13-14 Как начинать партию. | Познакомить детей с общими принципами разыгрывания партии. Развивать внимание, память. |
III-IV | 15-16 Делаем наилучшие ходы. | Обучать игровым ходам. Развивать и совершенствовать мыслительные операции. |
Январь | ||
I-II | 17-18 Простые комбинации. | Познакомить детей с простыми комбинациями, решение тестовых позиций. Развивать логическое мышление. |
III-IV | 19-20 Основы позиционной игры. | Познакомить с основами позиционной игры. Развивать логическое мышление, внимание, память. |
Февраль | ||
I-II | 21-22 Комбинационные приёмы. | Познакомить с комбинационными приёмами. Развивать логическое мышление, внимание, память. |
III-IV | 23-24 Эффективность и красота комбинаций. | Решение шашечных задач, совершенствование навыков игры в шашки. Развивать внимание, память. Воспитывать усидчивость. |
Март | ||
I | 25 Решите самостоятельно. | Решение шашечных задач. Совершенствовать навыки игры в шашки. Воспитывать усидчивость. |
II | 26 Уроки психологической подготовки. | Дать детям положительный настрой на игру. |
III | 27 Корифеи шашечной игры. | Познакомить детей с мастерами нашей страны. Развивать чувства гордости за Родину. |
IV | 28 Правила игры в «Поддавки». | Познакомить детей с правилами игры в «Поддавки», отличия от игры в шашки. |
Апрель | ||
I | 29 Игра в «Поддавки». | Игровая практика. Развивать здоровое соперничество. |
II- III | 30-31 Правила игры и игра в «Уголки». | Познакомить детей с правилами игры в «Уголки». Игровая практика. Развивать здоровое соперничество. |
IV | 32 Правила игры в «Двухсторонние детские векторы». | Познакомить детей с правилами игры в «Двухсторонние детские векторы». Воспитывать любознательность. |
Май | ||
I | 33 Игра в «Двухсторонние детские векторы». | Игровая практика. Развивать здоровое соперничество. |
II- III | 34-35 Шашечный турнир. | Развивать коммуникативные связи, здоровое соперничество. |
IV | 36 Диагностика. | Выявить уровень умений дошкольников играть в шашки. Подведение итогов. |
2.2 Содержание учебного плана.
Этапы реализации программы.
На первом подготовительном этапе – воспитанники знакомятся с историей развития шашек, правилами игры, основными понятиями теории, начинают тренировочные игры.
На втором основном этапе – дети изучают основы теории шашечной игры, тактические приёмы, основы игры в окончаниях, знакомятся с композицией. Вместе с этим проводят тренировочные игры и принимают участие в турнирах.
На третьем заключительном этапе – дошкольники закрепляют полученные знания, проводятся опросы, проверяются знания и умения, подводятся итоги спортивных выступлений за учебный год.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной общеразвивающей программы. Психологические особенности детей 6-7 лет.
Учитывая возрастные психологические особенности акцент делается на развитии внимания, памяти, восприятия, мышления и воображения. Процесс обучения построен в формах, доступных для данной возрастной группы. Наряду с традиционными методами работы (беседа, объяснение, рассказ, демонстрация), предполагается широко использовать сказки, соревнования, игры, занимательные задачи. Чтобы совершенствоваться надо постоянно состязаться, поэтому на каждом занятии отводится время для 1-2 игр в шашки.
В процессе занятий выявляются индивидуальные психологические особенности детей, которые по возможности, корректируются в нужном направлении.
Дети продолжают активно сотрудничать, играть то с одним, то с другим партнёром. У детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запомнить достаточно большой объем информации. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольными. У детей наблюдаются значительные изменения и в физическом развитии. Активно развивается моторика, наращивается и самостоятельно используется двигательный опыт. Совершенствуются ходьба и бег. Дети способны поддерживать правильную осанку. По собственной инициативе они могут организовывать подвижные игры и соревнования со сверстниками. К 6-7 годам ребёнок владеет культурой здоровья.
2.3 Положение о проведении шашечного турнира.
1. Цель и задачи:
- шашки, как интеллектуальный и стремительно развивающийся вид спорта;
- популяризация шашек среди дошкольников;
- определение победителей шашечного турнира среди детей старшего дошкольного возраста.
2. Сроки и место проведения.
Шашечный турнир состоится ________________20____ года. Соревнования проводятся в МБДОУ «Детский сад № 25 «Гнёздышко» Начало соревнований в _________________
3. Руководство проведением турнира.
На период проведения турнира создается Оргкомитет, на который возлагается обязанности по организации, подготовке и проведению соревнования. Непосредственная организация проводится судейской коллегией. В состав судейской коллегии входят: судья и секретарь, которых утверждает Оргкомитет.
Состав судейской коллегии:
Судья соревнований по шашкам _________________________________________________
Секретарь ____________________________________________________________________
4. Система проведения и участники турнира. ______________________________
Контроль времени ___ минут на партию каждому участнику.
5. Заявки.
Заявки на участие в турнире принимаются до __________________________
В заявке указать: № группы, Ф.И.О. игрока, дату рождения (число, месяц, год).
6. Определение победителей.
Места победителей определяются по сумме очков, набранных всеми участниками.
При равенстве очков у двух и более участников, претендующих на призовые места, для выявления победителя и призеров учитываются:
1. Количество побед.
2. Результат личной встречи.
7. Награждение победителей.
Победители и участники шашечного турнира награждаются дипломами, грамотами и призами.
ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ
соревнований в личном первенстве по шашкам среди детей
старшего дошкольного возраста МБДОУ «Детский сад № 25 «Гнёздышко»
г. Новочебоксарска Чувашской Республики
«___» _______________ 20____ г.
№ | Фамилия, имя участника | Группа | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Оч-ки | Мес-то |
1 | ||||||||||||||
2 | ||||||||||||||
3 | ||||||||||||||
4 | ||||||||||||||
5 | ||||||||||||||
6 | ||||||||||||||
7 | ||||||||||||||
8 |
Судья: Секретарь:
- Планируемые результаты и способы определения их результативности.
Сформированы основы интеллектуальной культуры личности посредством обучения дошкольников, развивающей игре в шашки. Умение детей играть в шашки.Решение простых комбинаций, использование умений и знаний в теории и практике шашечной игры. Активное развитие умственных способностей детей: логического, образного и аналитического мышления, умения самостоятельно производить расчёты на несколько ходов вперёд. Появилась высокая способность мыслить и действовать самостоятельно. Активное развитие мелкой моторики рук. Увеличение любознательности, самостоятельности, инициативности, коммуникативности. Появились серьёзные отношения к шашкам, как к серьёзным и полезным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность. Появились дружеские взаимоотношения между детьми, привычка сообща играть, заниматься выбранным делом. Дети стали более настойчивыми, целеустремлёнными, уверенными и появилась воля к победе. Усвоение у детей умения применять полученные знания и умения на практике.
3.1 Формы подведения итогов реализации программы.
- Проведение диагностики в начале и в конце учебного года.
- Товарищеские турниры.
- Шашечные турниры с родителями.
- Фотовыставки.
- Организационно-педагогические условия реализации программы.
4.1 Методическое обеспечение программы.
Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шашечных дидактических игр и пособий. Обучаясь игре в шашки, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шашечной доски и фигур в волшебные, что обогащает детскую фантазию.
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
-принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом;
-принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
-принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала;
-принцип комплексной реализации целей: образовательных, развивающих, воспитывающих.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
-принцип наглядности;
-принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;
-принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
-принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
-принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
-принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития.
Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения, овладение дошкольниками основами шашечной игры. Программа основана на игровом методе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. В течение непосредственно образовательной деятельности используются различные виды игровой деятельности: сюжетные, дидактические, подвижные, театрализованные.
Культурологический подход основывается на признании самоценности дошкольного детства как этапа вхождения в мир культуры, как уникального возрастного периода, имеющего фундаментальное значение для общего хода развития личности, её психического и физического здоровья.
Особенности дошкольного детства определяют в качестве ведущей деятельности – игровую деятельность ребёнка.
Аксиологический подход в воспитании заключается в утверждении приоритета общечеловеческих ценностей и гуманистических начал в культурной среде.
Методика проведения диагностики.
Диагностика сформированности умения у детей играть в шашки предусматривает вопросы к ребёнку, наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками.
- Ребёнку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.
- Педагог спрашивает у ребёнка, кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками?
- Педагог предлагает начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.
4.-5. В игре педагог создаёт ситуацию, при которой ребёнок имеет возможность бить шашки соперника как одной, так и «мостиком».
6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.
7. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками.
8. Если ребёнок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счёте биты у соперника шашек, расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.
Критерии оценки результатов:
Красный цвет – ребёнок самостоятельно и правильно справляется с заданием.
Зелёный цвет – для правильного выполнения задания ребёнку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказок педагога.
Синий цвет – ребёнок не выполняет даже после подсказки педагога.
4.2 Материально-техническая база.
Инструменты, материалы и оборудование.
Для занятий необходима аудитория со столами и стульями. Помещение должно отвечать требованиям санитарных норм и правил для полного состава группы:
- комплекты шашек и досок – 6 комплектов;
- шахматные часы (по необходимости);
- демонстрационная доска с комплектом шашек;
- ИКТ.
5. Список литературы.
1. Медведев В. Необычные шашки: 50 новых шашечных игр. Ростов н/Д: Феникс, 2015.
2. Медведев В. Новые игры для ума: развиваем логику нестандартно. Ростов н/Д: Феникс, 2016.
3. Погрибной В.К., Юзук В.Я. Шашки для детей. Ростов н/Д: Феникс, 2015.
4. Еромыгина М.В. Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук, зрительная гимнастика. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 20017. – 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВЕСЁЛЫЕ ЛОЖКАРИ»
Актуальность программы и её новизна определяются её направленностью на способность импровизировать, фантазировать, самому увлечённо играть. Реализация данной программы поможет развить у детей па...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)
2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)
Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»
Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста
Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....