«Брейнсторминг инновационная форма работы с родителями ДОО»
презентация к уроку (подготовительная группа)
Только вместе с родителями,
общими усилиями,
педагоги могут дать детям
большое человеческое счастье».
В. А. Сухомлинского
Введение
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. На современном этапе мир постоянно усложняется, не хватает времени для живого человеческого общения. Поэтому нам педагогам необходимо организовывать такие виды и формы работы с родителями, чтобы они были интересные полезными поучительными. В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями реализуется посредством разных форм. Выделяют традиционные и нетрадиционные формы.
Как известно к традиционным формам работы с родителями относят родительские собрания, но я как педагог, стараюсь организовывать не просто обыденные собрания, но с элементами нетрадиционными формами. Одна из инновационных форм которая, по моему мнению, является, интересным и успешным называется брейнсторминг. Хочу Вас уважаемые коллеги обратить внимание на название темы: брейнсторминг инновационная форма работы с родителями ДОО.
Слайд 2. Что же такое Брейнсторминг?
«Брейнсторминг» или «мозговой штурм» - коммуникация, позволяющая достичь понимания друг друга.
Слайд 3. Вариант 2
Брейнсторминг - это одна из форм мозгового штурма, которая заключается в сборе максимального количества идей для решения определенной задачи за ограниченный короткий промежуток времени.
Этот метод позволяет оптимизировать мышление и вывести максимально эффективную идею с последующим воплощением ее в работу и в жизнь.
Основоположником метода является Алекс Осборн. Его теория основана на том, что люди зачастую не желают высказать неординарные варианты решения задач из-за того, что боятся осуждения со стороны друзей, коллег, начальства и т.п. Осборн категорически исключает оценку или порицание любых идей на начальном этапе их зарождения. Брейнсторминг учитывает принципы мозгового штурма — это запрет вынесения приговора любым мыслям в начале обсуждения и принцип трансформации количества в качество.
Слайд 4. Цель Брейнсторминга
Цель: создания партнерских отношений между педагогами ДОО и родителями воспитанников.
Основной целью взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников является создание содружества «родители – дети – педагоги», в котором все участники образовательного процесса влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию.
Слайд 5. Задачи Брейнсторминга
Достижение цели невозможно без решения следующих задач:
- установления доверительных, партнерских отношений с каждой семьей;
- создания условий для участия родителей в жизни ребенка в детском саду;
- оказания психолого-педагогической поддержки родителям в воспитании ребенка и повышении компетентности в вопросах развития и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей;
- непрерывное повышение компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
6. слайд. Этапы подготовки к проведению «тематической встречи «День Победы» методом брейнсторминга
Еще одна эффективная форма работы с родителями – это тематические встречи. В ходе реализации этих встреч решаются задачи семейного воспитания: трудовое и патриотическое воспитание, физическое развитие, формирование речевой культуры. Встречи могут быть посвящены традиционным праздникам, таким, как День Матери, День Победы, Акция по озеленению территории и т.д.
- Постановка задачи/проблемы, которую необходимо решить. Проблема должна быть сформулирована кратко и по существу. Если проблема слишком большая, то педагог должен разбить ее на краткие составляющие.
7. слайд Составление списка участников
- Педагог планирует, кого из родителей необходимо привлечь к участию и каким образом объединить их в группы. Наиболее продуктивной считается группа из 10 или чуть меньшего количества человек. В состав участников должны входить:
- участники, уже посвященные в проблему/задачу;
- участники, которые знакомы со сходной проблемой;
- один «собиратель идей», который фиксирует все предложенные идеи.
Родители были заранее объединены в рабочие группы, каждая из которых включала родителей, отвечающих описанным выше критериям.
8. слайд. Составление и доведение до участников необходимой информации
- название собрания, решаемая проблема, время, дата и место проведения. Проблема может быть описана в форме вопроса и нескольких прилагаемых к нему примеров идей. Примеры идей используются во время родительского собрания, когда генерация новых идей зашла в тупик или перешла в другое русло. Информационное письмо доводится до участников заранее, чтобы они могли подумать над проблемой до родительского собрания.
Слайд 9. Составление списка мотивирующих вопросов
- Во время проведения брейнсторминга креативность может снизиться, тогда педагогу следует стимулировать активность мотивирующими к дальнейшей генерации идей вопросами, например: «Можем ли мы объединить эти идеи? Можем ли мы посмотреть на проблему с другой стороны?» Список таких вопросов лучше всего составить перед началом.
Слайд 10. Основные правила брейнсторминга
- Фокус на количество: это означает, что в процессе брейнсторминга должно быть выработано как можно большее количество разнообразных идей с прицелом на то, что чем больше их будет, тем больше вероятность найти среди них наилучшее решение: «Количество порождает качество».
- Сдерживание критики, во время генерации идей любая критика должна быть сведена к нулю. Вместо этого участники должны быть сфокусированы на добавлении новых идей, оставив критику для следующей оценочной стадии.
- Разрешение необычным идеям. необычные идеи также должны быть внесены в список идей. Они порождаются взглядами с новых/других сторон, и часто на их основе рождаются самые лучшие решения.
- Объединение и улучшение идей лучшие идеи могут быть объединены в другую, еще более лучшую идею (по типу «1 + 1 = 3»). Такое правило стимулирует создавать идеи посредством ассоциаций.
Слайд 11.
«Тематическая встреча» с использованием технологией брейнсторминга
на тему: «Патриотическое воспитание старшего дошкольного возраста»
Была выделена проблема — создание условий для обеспечения патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Были выделены составляющие данную проблему темы:
- закрепление представлений о патриотическом воспитании дошкольников в семье.
- закрепление представлений о родном городе, крае;
- закрепление представлений о народах, проживающие на Смоленщине в г. Ярцево.
Был составлен список участников рабочих групп.
Присутствовало: 4 участника (2 группы) в один день и в другой день
Была проведена подготовительная работа с родителями, которая включала анкетирование родителей с целью изучение отношения родителей к необходимости патриотического воспитания в ДОУ
Были составлены следующие вопросы
- Какие формы закрепления представлений о семье можно добавить?
- Какие книги по патриотическому воспитанию (книги о семье, нравственности, подвиге народа) могут пополнить библиотеку ДОО?
- Какие уголки (исторические, литературные) можно создать в группе?
- Какие темы экскурсий можно предложить по патриотическому воспитанию?
- Какие семейные мероприятия можно провести в группе? (И т. д.)
В ходе проведения брейнсторминга родители предложили организовать:
- Выставка «9 МАЯ»
- фотогазета «С Днем Победы»,
- провести экскурсии с детьми по саду на тему «Помните, чтобы жизнь продолжалась», «города герои», «Край родной!»
- Показ презентации дошкольникам о народных традициях Смоленщины
- Показ презентации о войне
- Родители и дети самостоятельно посещают памятные места и составление рассказа о памятнике.
- Подготовить проект на тему «я помню! Я горжусь!» (вспомнить или спросить у старшего поколения о судьбах тех кто воевал. (бабушки, дедушки, тети, дяди)
- провести открытое занятие с детьми по ТЕМЕ: «Это славный праздник, День Победы»
- Музыкально-спортивное мероприятие, посвященное ко Дню Победы
- подобрать тематические книги в библиотеку ДОО, а также подорать мультфильмы.
- видеоэкскурсии по памятным местам города,
- организовать и провести в группах семейные посиделки, литературные викторины, спортивные соревнования и др.
Таким образом, брейнсторминг способствовал тому, что обсуждаемая проблема стала значимой не только для педагогов, но и для родителей. Они почувствовали свою причастность к образовательному процессу, с большим интересом стали принимать участие в реализации мероприятий, поскольку сами предложили и запланировали их. Тем самым удается достичь цели создания партнерских отношений между педагогами ДОО и родителями воспитанников.
Важно помнить, что какую бы форму работы вы не выбрали, партнерское взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу.
Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели.
Главное - не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
breynstorming.pptx | 1.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое Брейнсторминг ? «Брейнсторминг» или «мозговой штурм» - общение, позволяющая достичь понимания друг друга когда общая проблема является личной для целой группы.
2 вариант Брейнсторминг - это метод мозгового штурма, которая заключается в сборе максимального количества идей для решения определенной задачи за ограниченный короткий промежуток времени.
Цель Брейнсторминга создания партнерских отношений между педагогами ДОО и родителями воспитанников. создание содружества «родители – дети – педагоги», в котором все участники образовательного процесса влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию .
Задачи: установления доверительных, партнерских отношений с каждой семьей; создания условий для участия родителей в жизни ребенка в детском саду; оказания психолого-педагогической поддержки родителям в воспитании ребенка и повышении компетентности в вопросах развития и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей; непрерывное повышение компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Этапы подготовки к проведению «тематической встречи «День Победы» методом брейнсторминга 1 . Постановка задачи/проблемы , которую необходимо решить. Проблема должна быть сформулирована кратко и по существу. Если проблема слишком большая, то педагог должен разбить ее на краткие составляющие.
2. Составление списка участников Педагог планирует, кого из родителей необходимо привлечь к участию и каким образом объединить их в группы. Наиболее продуктивной считается группа из 10 или чуть меньшего количества человек. В состав участников должны входить: участники, уже посвященные в проблему/задачу; участники, которые знакомы со сходной проблемой; один «собиратель идей», который фиксирует все предложенные идеи. Родители были заранее объединены в рабочие группы, каждая из которых включала родителей, отвечающих описанным выше критериям.
3 . Составление и доведение до участников необходимой информации название собрания , или встречи решаемая проблема, время, дата и место проведения.
4. Составление списка мотивирующих вопросов. Во время проведения брейнсторминга креативность может снизиться, тогда педагогу следует стимулировать активность мотивирующими к дальнейшей генерации идей вопросами, например: «Можем ли мы объединить эти идеи? Можем ли мы посмотреть на проблему с другой стороны?» Список таких вопросов лучше всего составить перед началом.
Основные правила брейнсторминга Фокус на количество: это означает, что в процессе брейнсторминга должно быть выработано как можно большее количество разнообразных идей. Сдерживание критики, во время предложений идей любая критика должна быть сведена к нулю. Разрешение необычным идеям. необычные идеи также должны быть внесены в список идей. Они порождаются взглядами с новых/других сторон, и часто на их основе рождаются самые лучшие решения. Объединение и улучшение идей лучшие идеи могут быть объединены в другую, еще более лучшую идею (по типу «1 + 1 = 3»). Такое правило стимулирует создавать идеи посредством ассоциаций.
«Тематическая встреча» с использованием технологией брейнсторминга на тему: «Патриотическое воспитание старшего дошкольного возраста»
Важно помнить, что какую бы форму работы вы не выбрали, партнерское взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели . Главное - не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Форма: коллективные формы работы с родителями Тема: ТАКИЕ ВЗРОСЛЫЕ ТРЕХЛЕТКИ! (Родительское собрание № I, сентябрь)
Цель мероприятия: Информировать родителей о психологических особенностях развития детей трех лет. Раскрыть понятие «кризис трех лет».Помочь родителям осознать причины капризов ...
Информация для родителей "Формы работы с родителями детей, не посещающих ДОО (работа консультационного центра)"
Информация для родителей детей не посещающих ДОО...
Охарактеризуйте традиционные формы работы ДОУ с родителями.Требования к организации и проведению. Представьте конспект одной из форм работы с родителями.
Нормативно-правовые документы:«Федеральный государственный стандарт дошкольного образования» (приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17.10.2013).Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф...
Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»
Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей». Задача Стандарта в области работы с семьей – обеспечение психолого-педагог...
Дебаты, как одна из форм работы с родителями (интерактивные формы работы с родителями)
В настоящее время работа с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений. Включение семьи как партнера...
Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».
laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...