Доклад к педагогическому совету Особенности игры в младшем дошкольном возрасте
консультация (младшая группа)

Основной способ познания мира у детей — игровая деятельность. Именно она позволяет малышам быстрее социализироваться, открывает источник знаний, а также развивает физически и духовно. Поэтому организации и проведению разных видов игр в своей группе я уделяю пристальное внимание. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад к педсовету29.67 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад к педагогическому совету

Особенности игры в младшем дошкольном возрасте

Подготовил: воспитатель Микушкина Ю.В.

2021г.

Основной способ познания мира у детей — игровая деятельность. Именно она позволяет малышам быстрее социализироваться, открывает источник знаний, а также развивает физически и духовно. Поэтому организации и проведению разных видов игр в своей группе я уделяю пристальное внимание.

В своей группе через дидактические игры я организовываю познавательную деятельность детей,  развиваю интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Проведение дидактических игр в естественных условиях имеет свои сложности: дети младшего возраста легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы, на людей и т. д. Поэтому в таких играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. В своей практике я прибегаю к помощи сказочного героя. С его помощью  можно провести любую игру, например «Грибная полянка», «Осенний лес», «Построй домик животному», и т. д. Игру можно оформить и музыкальным сопровождением.

Большую роль в раннем возрасте отводится играм с предметами (игрушками, муляжами, природным материалом). Широко используются  игры с игрушками: «Найди игрушку», «Угадай игрушку на ощупь», «Узнай, что изменилось» и д.р. Эти игры проводятся с разной целью. Я подбираю игрушку, в зависимости от того, какие слова уточняются и закрепляются. Обычно это 2-3 игрушки, которые предварительно рассматриваются.

В младшем возрасте преобладают игры с образными игрушками.  Одни из таких -  игры с куклой. Эти игры ценны тем, что слово в них связывается с действием. Новое слово может повторяться несколько раз в разных сочетаниях, изменяясь по- разному: встреча новой куклы, день рождения куклы, одевание куклы на прогулку, купание куклы и т.д. В моей группе такие игры я провожу, как разговор с детьми, сопровождаемый игровыми действиями. Такие игры обогащают самостоятельную деятельность малышей.

Игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, семена, камешки и т.д.) Предметные игры рекомендуется использовать с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Предметные игры учат детей обследовать, развивают сенсорику ребенка. Как пример предметных игр в младшей группе можно привести – «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки, «С чьей ветки детки» и т.д.

Планируя предметные игры с  самыми маленькими воспитанниками, необходимо продумать такие моменты:

  • Организация места для игры. Если игра проводится сидя, это должен быть один или несколько составленных вместе столов, чтобы за ними могли удобно расположиться все участники игры и педагог. Если игра проходит в форме путешествия, необходимо тщательно подготовить «маршрут» с остановками, одной или двумя, и убрать с пути следования малышей все яркие, крупные, отвлекающие внимание игрушки, не имеющие отношения к игре.
  • Подбор материалов. Предметы, природный материал, игрушки должны быть полностью безопасны. Малышам не рекомендуется играть с фасолью, горохом, лучше дать им каштаны, листья, крупные прочные ракушки, деревянные некрашеные брусочки. Лучшие игры для них, это игры с цветным и обычным песком, манной крупой, пшеном. Малыши могут закапывать и отыскивать в них предметы, пересыпать, рисовать узоры.

Настольно – печатные игры для малышей более сложные, в них ребёнку необходимо «переключиться» с предмета на его изображение, то есть задействовать абстрактное мышление. Это игры типа лото, домино, разрезных картинок («Мир животных», «Ягоды и фрукты» «Мои любимые игрушки» и пр.) Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы.

Тут тоже есть некоторые особенности, которые нужно учесть:

  • Изображения предметов и животных в играх для раннего возраста должны максимально соответствовать естественным, иметь характерные настоящим объектам цвет, пропорции, части.
  • Нарастание сложности должно сочетаться с принципом доступности. Например, в игре «Сложи картинку» берётся знакомое детям изображение (котёнок, домик, паровоз), но сначала малыши складывают изображение из 4-х, потом из 6-ти, а позже из 8-ми и 12-ти частей.

Словесные игры.  Словесная игра наиболее трудна для детей раннего возраста, поскольку их речь не развита в достаточной степени, как и произношение звуков, и память.

Особенности таких игр:

  • Вначале, малыши могут выполнять только простейшие задания (повторить услышанные звуки, имитировать знакомые), а к концу года им доступны игры на образование новых слов, составление коротких предложений, подбор простых слов для описания качества предмета (Назови ласково, «Какая, какой?», «Опиши, что видишь»,)
  • Игра всегда проходит с использованием наглядности (иллюстраций, предметов, предметных картинок).

Развивающие игры характеризуются тем, что они содержат готовый игровой замысел, предложенный ребёнку, игровой материал и правила.  Игровой замысел представляет собой ту игровую ситуацию, в которую вводится ребёнок, и которую он воспринимает как свою. Например, для малышей характерна особая заинтересованность предметным миром. Замысел игры может основываться на действиях с предметами или на стремлении получить предмет в собственные руки.  

Сюжетно – ролевые игры

Главным содержанием игры младших дошкольников является выполнение определённых действий с игрушками. Они многократно повторяют одни и те же действия с ними: «трут морковку», «режут хлеб», «моют посуду». Сами действия максимально развёрнуты, они не могут быть сокращёнными, и не могут заменяться словами. Состав участников игры может быть ограничен одним – двумя детьми. Например,  ребёнок может  «готовить обед» и пригласить на обед «гостью» или «готовить обед» для своей дочки-куклы. У малышей роль подсказывается самим предметом: если у ребёнка в руках кастрюля – он мама, если ложка – он ребёнок. Основные конфликты возникают из-за обладания предметом, с которым должно производиться игровое действие. Поэтому часто на машине едут два «шофёра», а обед готовят несколько «матерей». У малышей замещения одних предметов другими носит  преимущественно подражательный характер.

Сюжетно-ролевые игры в младшей группе  проводятся под руководством педагога, направляющего и объясняющего игровую суть по ходу дела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете « Развитие у детей младшего дошкольного возраста умения взаимодействовать друг с другом в сюжетно-ролевых играх».

В данном материале представлены методы и приемы, направленные на развитие у детей младшего дошкольного возраста умения взаимодействовать друг с другом в сюжетно-ролевых играх....

Доклад на педагогическом совете "Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста" С. Н. Николаевой

Реальные достижения в работе с детьми обеспечиваются профессионализмом воспитателя, знанием и практическим владением методами экологического воспитания. «Концепция экологического воспитания дете...

Доклад на педагогический совет «Условия нравственного развития детей дошкольного возраста»

Доклад на педагогический совет «Условия нравственного развития детей дошкольного возраста»...

Статья "Педагогическое руководство театрализованными играми детей младшего дошкольного возраста".

В статье описываются ступени работы по расширению игрового опыта детей младшего дошкольного возраста за счет освоения разновидностей игр-драматизаций, даются методические рекомендации и основные требо...

Месяц Апрель - "Педагогическое руководство тетрализованными играми в младшем дошкольном возрасте."

Каждый воспитатель должен научить ребёнка тетрализованной игре....

Выступление на педагогическом совете «Культура чтения» в младшем дошкольном возрасте

       Чтение книги – особый вид деятельности, относящийся к одному из средств формирования Человека в      человеке.Актуальным во все времена является ...

ДОКЛАД ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ Тема: «Развитие инициативности в дошкольном возрасте»

В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов. Как говорилось выше, проявля...