Семинар -практикум "Приобщение дошкольников к традициям отечественной культуры"
материал

Гусенкова Татьяна Александровна

"Особенности работы по патриотическому воспитанию в разных возрастных группах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 «Звёздочка» комбинированного вида города Шиханы Саратовской области

Выступление  на тему: «Особенности работы по патриотическому воспитанию в разных возрастных группах».

(Семинар – практикум «Приобщение дошкольников к традициям отечественной культуры»)

                         Подготовила воспитатель: Гусенкова Т.А.

                                   Дата проведения:октябрь 2020г.

Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа. 

Воспитание любви к своей Родине и уважения к своему народу начинается с раннего детства. И начинается не с абстрактного «мы любим нашу страну», а с знаний, с отношения, которое формируется у детей всюду – в семье, на улице, на народных праздниках, мероприятиях – и в детском саду, под руководством воспитателя.

Процесс познания у детей происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Это создает у него более яркие, эмоционально - насыщенные, запоминающиеся образы.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.

Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Цель нравственно-патриотического воспитания заключается в формировании  у детей дошкольного возраста патриотического отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края; воспитание собственного достоинства, как представителя своего народа; уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края; толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачами нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста являются

- формирование нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом;

- формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину;

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился;

- воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям;

- формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому;

- формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей;

- воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества;

- воспитание здорового образа жизни;

- воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.

Данные задачи осуществляются  во всех видах детской деятельности (на занятиях, в играх, в труде и быту), так как наряду с патриотическими чувствами должны формироваться взаимоотношения детей со взрослыми и сверстниками.

Для маленького ребенка первые представления о Родине связаны с родным домом, родителями, близкими людьми, с детским садом и даже с первыми любимыми игрушками. Поэтому в своей младшей группе основное внимание я уделяю воспитанию любви к самому близкому в семье человеку-маме. Провожу беседы с детьми о мамах. Обращаю их внимание на то, что мама заботится обо всех членах семьи. Важно объяснить детям, что чем больше они научатся делать сами, тем больше смогут помочь маме. Также в ходе бесед расспрашиваю  детей о других членах семьи - папе, бабушке, дедушке, младших и старших братишках и сестренках. Для этих целей использую фотоальбомы, где в процессе работы постепенно подвожу детей к пониманию того, что такое семья. Младший дошкольник принимает свой дом таким, каков он есть, и любит его. Это чувство "родного дома" ложится в основу любви к Родине. Пока что ребенку все равно, где находится его дом, в какой стране, надо только, чтобы самое ближайшее окружение было эмоционально-комфортным. Это еще не чувство любви к Родине, но необходимая база для его зарождения. Важно, чтобы в своем родном доме ребенок имел какие-то обязанности, это способствует укреплению чувства семьи. Очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад, чтобы жизнь детей в нем была интересной, насыщенной, запоминающейся. Привязанность к детскому саду связана с тем, как много знают о нем малыши, как они в нем ориентируются, чувствуют ли себя хозяевами. Для этого я организую экскурсии по детскому саду, знакомлю детей с сотрудниками детского сада: младший воспитатель, старшая медсестра, работники прачки, повара.

В младшем возрасте круг интересов детей уже выходит за пределы родного дома и детского сада. С родителями они гуляют по улицам города, ездят со взрослыми за город, принимают участие в праздниках, с удовольствием знакомятся с работой родителей. Так начинается формироваться их интерес к социальной жизни. И моя задача - углубить и развивать его.

Хочется так же отметить, что народное творчество-это тоже патриотическое воспитание. Народная мудрость заключается в сказках, прибаутках, загадках. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Дети очень чутки к меткому народному слову. Они используют в своей речи отдельные образные выражения, заимствованные из фольклора, запоминают и с удовольствием читают потешки. Поэтому с малышами в своей работе я использую малые фольклорные формы, которые, по словам К. Д. Ушинского, раскрывают живописность русского языка и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Одно из проявлений патриотизма - любовь к природе. В младшем возрасте необходимо воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать бережное отношение к природе, побуждать желание трудиться в природе. Интерес к природе уже появляется у малышей. Они удивляются, встречая новый цветок, незнакомое животное, необычное явление. Его вопросы-первые ростки радостного чувства познания природы, интереса к ней, и это нужно укреплять и поддерживать. Малышам доступно рассказываю о том, что дает нам природа. Воспитанников знакомлю  с правилами бережного отношения к природе и всему живому.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.

При воспитании патриотических чувств  у старших дошкольников в своей работе поддерживаю в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, знакомлю с историей страны, города, поселка, где он растёт, углубляю представления ребенка о семье и ее истории; о том, где работают родители, как важен для общества их труд. Расширяю представления о малой Родине. Рассказываю детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край. Расширяю представления детей о родной стране, о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д.). Воспитываю любовь к Родине. Даю представления о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна. Рассказываю детям о том, что Москва — главный город, столица нашей Родины. Также на занятиях знакомлю с флагом и гербом России, мелодией гимна. Поощряю интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитываю чувство гордости за ее достижения.

Рассказываю детям о Ю. А. Гагарине и других героях космоса.

Расширяю представления детей о Российской армии. Воспитываю уважение к защитникам отечества. Рассказываю о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Воспитываю уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов.

Внимание детей постарше привлекаю к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказываю  об их назначении, что все это создано для удобства людей. Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняю, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы.  Объясняю, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого проводим  экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела.

В работе использую разнообразные методы и формы работы с учётом возрастного мировосприятия детей;

- Целевые прогулки, экскурсии.

- Беседы о родной стране, о родном городе, знакомство с символикой России.

- наблюдение за изменениями в облике родного города;

- за трудом людей в детском саду и в городе, селе;

- Устное народное творчество и чтение художественной литературы;

- Праздники и развлечения;

- ознакомление с русским народным декоративно – прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка);

- знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов;

-организация тематических выставок; 

- показ иллюстраций, фильмов, слайдов;

- Прослушивание аудиозаписей (гимн страны, патриотические песни о Родине);

- использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские народные, сказки, песни, потешки, заклички);

- участие в общественных и народных календарных праздниках;

- конкурс чтецов;

Важным условием для патриотического воспитания детей дошкольного возраста является тесная взаимосвязь детского сада и семьи, потому что именно семья является хранительницей национальных традиций. Поэтому, чтобы донести до ребёнка

духовность, красоту народных традиций, надо научить его видеть традиции своей

семьи, уважать их, показать ребёнку, что традиции передаются из поколения в

поколение. В этом нужна помощь родителей.

Поэтому я в своей работе предлагаю родителям рассказывать детям о семейных

традициях, принять участие в фотовыставках «Моя семья», «Наш семейный досуг».

С родителями провожу индивидуальные беседы, консультации на темы

«Нравственные отношения в семье и в детском саду», «Воспитываем патриотов»

«Нравственные ценности», «Знакомство с городами воинской славы» и т.д. Оформляю

папки - передвижки, буклеты, памятки для родителей.

Привлекаю родителей принимать участие в детских праздниках «День Защитника Отечества», «День Матери», в спортивных развлечениях «Папа, мама, я -

дружная семья».

Рекомендую родителям совершать совместные прогулки с детьми к памятным местам города, читать детям книги о защитниках Отечества, о подвигах русских людей во имя

своей Родины, рассказывать детям о знаменитых земляках, смотреть фильмы.

В патриотическом воспитании огромное значение для дошкольников имеет пример

взрослых. Беседы родителей с ребёнком помогают детям понять, что их прадеды

победили в Великой войне, потому что любят свою Родину и чтут память героев,

отдавших жизнь за её счастливое будущее.

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная систематическая работа, использование разнообразных средств и методов  воспитания,  общие усилия детского сада и семьи,  ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях народной культуры"

Консультация о формировании духовно-нравственных чувств у детей  старшего дошкольного возраста на традициях народной культуры....

ПРОЕКТ «Приобщение дошкольников к традициям православной культуры»

В большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с отечественными православными традициями утрачен. Дискредитация  социального института семьи привела к тому, что молодое поколени...

Приобщение дошкольников к традициям православной культуры

В наш век компьютерных технологий и электронных эмоций чрезвычайно важно приобщение маленького человека к традициям русской православной культуры....

Из опыта работы "Формирование духовно-нравственных чувств у старших дошкольников на традициях отечественной культуры в процессе кружковой работы"

Большую работу по воспитанию у детей духовно-нравственных чувств важно начинать с самых ранних лет. Возрождение духовности, обращение к национальным и  культурно -  историческим традициям, я...

"Приобщение дошкольников к традициям православной культуры" статья

В статье расрывается роль православных традиций в формировании социальных ценностей обучающихся и ведение работы педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников...

Патриотическое воспитание дошкольников на традициях народной культуры.

Патриотическое воспитание дошкольников на традициях народной культуры (из опыта работы)...

Проект "Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе отечественной культуры"

       Проект реализовался с детьми среднего и старшего дошкольного возраста Детского православного развивающего центра «Ключ Разумения» с окормлением духовного ...