Статья на тему: Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО: теория и практика.
статья
Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели (Киселева Л.С., Данилина Т.А., Пахомова Н.Ю.) Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, - это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дмитриева Евгения Васильевна
воспитатель
ГБДОУ детский сад №30 Приморского
района г. Санкт - Петербург
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО: теория и практика.
Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Метод проектов зародился во второй половине XIX века в школах США. По мнению Джона Дьюи, основоположника данной технологии, опыт и знания ребенок должен приобретать путем «делания», в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных проектов, схем, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели (Киселева Л.С., Данилина Т.А., Пахомова Н.Ю.) Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, - это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.
Возможность использования метода проектной деятельности в работе со старшими дошкольниками обеспечивается рядом определяющих характеристик данного возрастного периода. Это любознательность, наблюдательность и стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие у ребенка вопросы. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и других видов деятельности. К пяти-шести годам формируется относительно устойчивое внимание к интересующим ребенка идеям и объектам, способность к началам анализа, синтеза, самооценке. Все в большей степени проявляется стремление к совместной деятельности с товарищами, взрослыми, желание быть значимым и полезным, формируется умение находить свое место и видеть свою роль в общей работе.
Проектная деятельность имеет ряд позитивных качеств, отвечающих возрастным особенностям старших дошкольников. Среди них можно выделить непосредственную связь с жизнью, интересными событиями и необычными свойствами привычных предметов; возможность достичь объективно и субъективно значимого результата; нерасчлененность на предметные области; широкий спектр видов деятельности; важность не только результата, но процесса и способов его достижения; возможность действовать в своем темпе, выбирать формы взаимодействия (работать самостоятельно, в паре с определенным партнером, в группе), проявлять познавательную, творческую, деловую активность, самостоятельность, применять освоенные ранее знания и умения. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею».
Задачи обучения в старшем дошкольном возрасте:
1. развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
2. развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;
3. формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
4. развивать способность к прогнозированию будущих изменений.
Формирование предпосылок учебной деятельности:
1. произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
2. потребности в создании собственной картины мира;
3. навыков коммуникативного общения.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
1. выявить проблему;
2. самостоятельно искать нужное решение;
3. выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
4. самостоятельно анализировать полученные результаты.
Линии развития личности.
Социальное развитие:
1. развитие самопознания и положительной самооценки;
2. овладение способами внеситуативно-личностного общения;
3. высокий уровень коммуникативной компетентности;
4. осознание функций речи (индивидуальный проект «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», проект «Сказки о любви», групповые проекты «Познай себя»);
Физическое развитие:
1. развитие осознанного отношения к своему здоровью;
2. формирование потребности в здоровом образе жизни;
3. совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (ролево-игровые проекты «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца»).
Познавательное развитие:
1. систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;
2. развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (клуб любителей книги «Волшебная страна», групповые проекты «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Весёлая астрономия», межгрупповой проект «Времена года», комплексные проекты «Здравствуй, Пушкин!», «Богатыри земли русской»);
Эстетическое развитие:
1. углублённое приобщение к искусству, многообразию худ.образов;
2. овладение различными видами худ. деятельности;
3. развитие способностей к эстетической оценке (ролево-игровой проект «В гостях у сказки», комплексные проекты «Эхо столетий», «Книжкина неделя», «Мир театра»)
В основе проекта обычно лежит какая-либо проблема. В зависимости от ее характера, способов разрешения и преобладающих форм деятельности участников проекта, различают несколько видов проектов.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:
- Исследовательско — творческие: полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием, где дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
- ролевые, игровые (участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
- ознакомительно-ориентировочные (информационные) (сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов);
- практико-ориентированные (прикладные) (результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников);
- творческие (предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна). Проекты также подразделяют: по составу и количеству участников; по степени определенности результата; по срокам реализации (краткосрочные и долговременные); по тематике.
Для того чтобы грамотно выстроить проектную деятельность, необходимо определить видовую принадлежность планируемого проекта, поскольку каждый вид проектов имеет определенную логику построения.
Темой проектов могут стать определенный раздел образовательной программы. Но если тема возникла по инициативе детей, это очень ценно и должно найти поддержку со стороны взрослых.
В практике выделяют следующие этапы работы над проектами.
1. Подготовительный этап
2. Организация проектирования
3. Проектирование
4. Презентация
Первый этап
На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирует задачи. Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта.
Второй этап
На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.
Третий этап
Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
Четвертый этап
Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её. Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.
Основным критерием успешности проектной деятельности, помимо достижения задуманного результата, можно признать рост степени самостоятельности детей на каждом этапе проектной деятельности: при осознании проблемы, при формулировке целей и составлении плана работы, в ходе поиска информации и практической реализации проекта, при организации собственных действий и деятельности группы, в оценке своих усилий и успехов. Степень такой самостоятельности, выделенной великим итальянским педагогом М. Монтессори в качестве важнейшего показателя развития, возрастает по мере овладения детьми приемами самоорганизации, навыками познавательной, творческой деятельности, опытом эмоционально-ценностного отношения к действительности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка образовательной программы по образовательной области "ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ". Тема "Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"
Проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей, педагогов и семьи. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и во...
План самообразования на тему: ««Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста».
План самообразования воспитателя на тему: ««Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»....
Обобщение опыта работы по теме: "Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"
Представляю вашему вниманию обобщение опыта работы по теме: «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»....
«Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО: теория и практика»
метод проектов – один из самых эффективных методов работы с детьми, соответствующий требованиям нового качественного образования. Важными результатами проектной деятельности становятся познание ...
План самообразования на 2021-2022 г.г. по теме "Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"
План самообразованияВоспитателя Лукьяновой Елены Петровны на 2021 -2022 гг.Тема: «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста».Цель: освоить технологию проектн...
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ: теория и практика.
Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная работа дошкольного педагога, ребенка и его родителей, в процессе которой дети формируют познавательные способности и творческое...
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО: теория и практика
В современном дошкольном образовании, на сегодняшний день, основная задача - воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся д...