«Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО: теория и практика»
статья (старшая группа)

метод проектов – один из самых эффективных методов работы с детьми, соответствующий требованиям нового качественного образования. Важными результатами проектной деятельности становятся познание дошкольниками себя и окружающего мира, воплощение освоенных знаний и умений в реальные продукты.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Иванова Ольга Александровна,

Воспитатель

ГБДОУ №44 Пушкинского района Санкт-Петербурга

«Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО: теория и практика»

На сегодняшний день одним из более ярких, развивающих, увлекательных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста считается проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность  и продуктивность.

Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная работа дошкольного педагога, ребенка и его родителей, в процессе которой дети формируют познавательные способности и творческое мышление, повышают свою самооценку, обучаются искать информацию и применять эти знания в самостоятельной деятельности.

Задача педагога в проектной деятельности – активизировать созидательную активность детей и способствовать самостоятельности в подборе способа действия в различных ситуациях.

Целью проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении должен быть активный и любознательный, разносторонне развитый и творчески свободный ребенок.

Знания, полученные ребенком в процессе выполнения проекта, становятся достоянием их индивидуального опыта. Эти знания получены в ответ на вопросы, поставленные самим ребенком в процессе деятельности, причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности, а не навязаны педагогом. Они нужны ребятам и поэтому интересны им, отсюда возникает внутренняя мотивация детей к учебе.

Проекты помогают развивать у дошкольников:

  • творческие способности;
  • умение наблюдать, слушать;
  • навыки обобщения и анализа;
  • мышление;
  • видение проблемы с разных сторон;
  • воображение, внимание, память, речь;
  • активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;
  • способность осваивать окружающую действительность, всесторонне изучать ее.

Таким образом, можно сказать, что метод проектов актуален и весьма эффективен в течение всей жизни современного человека. Основной целью проектного метода в ДОУ является первоначальное развитие свободной творческой личности ребёнка, владение первоначальными основами исследовательской деятельности ребенка.

В чем особенности проектной деятельности в дошкольном учреждении?

Метод проектов как форма организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста представляет собой комплекс мероприятий, направленных на решение единой задачи, разрешение определенной проблемы.

Ключевое место в организации проектной деятельности занимает образовательная среда. Качество образовательной среды позволяет поддерживать творческую активность детей и взрослых. В такой образовательной среде весьма высока вероятность возникновения случая, который возбудит личный интерес, спровоцирует кризис компетентности, будет способствовать стабилизации уже перестраивающейся системы моделей или укрепит сознание собственной компетентности – словом, в зависимости от этапа развития и степени зрелости личности будет совершенствовать ее образование в том или ином отношении.

Содержание и принципы организации проектной деятельности в старшей группе во многом определяются возрастными особенностями детей шестого года жизни, их интересами и приоритетными направлениями развития, программными задачами обучения и воспитания. Для детей старшего дошкольного возраста наиболее интересными традиционно являются исследовательские, творческие и практико-ориентированные проекты, позволяющие реализовать стремление к совместной деятельности с товарищами, взрослыми, желание быть значимым и полезным, видеть свою роль в общей работе, получать ощутимый результат. Особый интерес представляют проекты, в которых старшие дети выступают в качестве наставников малышей.

.

В старшей группе ДОУ могут быть представлены все виды проектов:

  • ž творческие,
  • ž игровые,
  • ž приключенческие,
  • ž практико-ориентированные,
  • ž исследовательские.

Основными задачами реализации исследовательских проектов являются:

  • расширение представлений детей об окружающем мире;
  • формирование интереса и симпатии к объектам природы, природным явлениям;
  • поддержание и удовлетворение детской любознательности;
  • формирование умения находить удивительное в привычном
  • ознакомление с простейшими приемами организации наблюдения, экспериментирования, выявления причинно-следственных связей;
  • расширение представлений детей о себе, формирование элементарных навыков самонаблюдения, интереса к саморазвитию, стремления и умения заботиться о своем здоровье, потребности и умения налаживать контакт с окружающими людьми.

При организации творческих, игровых и приключенческих проектов решаются задачи формирования у дошкольников потребности и способности интересно и с пользой проводить досуг; культуры и опыта организации свободного времени; расширения арсенала различных досуговых видов деятельности, которые старшие дошкольники могут организовать самостоятельно.

Важность практико-ориентированных проектов определяется влиянием трудовой деятельности на морально-нравственное развитие ребенка, его личностное становление, формирование у детей практических навыков.

Каковы этапы проектной деятельности в ДОУ?

Система работы с детьми по проектной деятельности выстроена в 5 этапов:

1. Начальный этап, на котором определяется тема проекта, цель; выявляется ее актуальность; определяется продолжительность проекта.

2. Этап планирования. На данном этапе воспитатели совместно с детьми составляют план действий по достижению цели, пользуясь условными обозначениями

  • к кому обратимся за помощью;
  • в каких источниках можно найти информацию;
  • что мы можем получить в результате поиска.

3. Этап сбора информации. Целью данного этапа является: формирование представлений детей старшего дошкольного возраста об окружающем мире методом проектной деятельности. Для достижения поставленной цели проводится ряд мероприятий, в зависимости от темы проекта:

  • размещение материала на информационном поле;
  • создание предметно-развивающей среды;
  • экскурсии;
  • беседы;
  • наблюдения;
  • развивающие игры и упражнения;
  • опыты, экспериментирование и т. п.

4. Этап обобщения информации. Данный этап подразумевает объединение собранной информации в единое целое, создание конечного продукта, на котором используются следующие способы обобщения:

  • оформление альбомов;
  • создание книг по теме;
  • создание макетов;
  • организация выставки работ;
  • проведение развлечений;
  • презентация проектов по проведенным исследованиям с детьми и родителями в детском саду.

5. Рефлексивный этап:  это заключительный этап проекта, на котором мы оцениваем результаты нашей совместной работы, выявляем полноту раскрытия темы, определяем тему следующего проекта.

Как работать с родителями дошкольников во время проекта?

Повысить компетентность родителей воспитанников в данном вопросе, можно посредством следующих форм сотрудничества с родителями:

  • Познавательного семинара-практикума на тему «Организация проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста», на котором родители познакомятся с методом проектной деятельности, осознают значимость данного метода в развитии познавательных способностей детей: наблюдать, описывать, сравнивать, строить предположения и предлагать способы их проверки;
  • Круглого стола на тему «Роль родителей в проектной деятельности детей», где родители самостоятельно подбирают информацию, предлагают разнообразные темы проектов, основываясь на интересах и потребностях своих детей.
  • Мастер-классов, на которых родители делятся собственными опытами, высказывют свои предположения, предлагают пути реализации будущих проектов.

На информационном стенде для родителей размещается информация, отражающая текущие события в группе, рекомендации, просьбы, пути оказания помощи ребёнку при проведении исследования по определенному проекту.

Родители оказывают детям родительскую поддержку при сборе информации, проводят необходимые опыты, эксперименты, наблюдения по темам проектов, результаты которых оформляют совместно с детьми в удобной для них форме: презентации, книги, альбомы, сообщения, модели и т.д.

В заключение хочется сказать, что метод проектов – один из самых эффективных методов работы с детьми, соответствующий требованиям нового качественного образования, который позволяет ненавязчиво вовлечь родителей воспитанников в образовательный процесс, в качестве активных участников. Важными результатами проектной деятельности становятся познание дошкольниками себя и окружающего мира, воплощение освоенных знаний и умений в реальные продукты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении по экологическому образованию с учетом региональных особенностей ХМАО

На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и заботливое отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того экологическое воспитание- это огромный потенциал ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием технологий культурных практик по теме "Есть такая профессия - Родину защищать".

С помощью данной образовательной деятельности дети смогут актуализировать свои знания о военных профессиях через восприятие художественной литературы....

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста " Рисование штампами детьми дошкольного возраста"

Развивать изобразительные способности детей нужно с раннего дошкольного возраста, так как задатки творческих способностей даны человеку с рождением, и если их не развивать, то интерес к художественной...

«Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста, как метод развития познавательной деятельности».

laquo;Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста, как метод развития познавательной деятельности». Добрый день уважаемые коллеги!Согласно ФГОС, метод ...

Статья на тему: Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО: теория и практика.

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исслед...

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ: теория и практика.

Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная работа дошкольного педагога, ребенка и его родителей, в процессе которой дети формируют познавательные способности и творческое...

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО: теория и практика

В современном дошкольном образовании, на сегодняшний день,  основная задача - воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся д...