«Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО: теория и практика»
статья (старшая группа)
метод проектов – один из самых эффективных методов работы с детьми, соответствующий требованиям нового качественного образования. Важными результатами проектной деятельности становятся познание дошкольниками себя и окружающего мира, воплощение освоенных знаний и умений в реальные продукты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_s_detmi_starshego_doshkolnogo_vozrasta_v_doo_teoriya_i_praktika.docx | 22.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Иванова Ольга Александровна,
Воспитатель
ГБДОУ №44 Пушкинского района Санкт-Петербурга
«Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО: теория и практика»
На сегодняшний день одним из более ярких, развивающих, увлекательных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста считается проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность и продуктивность.
Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная работа дошкольного педагога, ребенка и его родителей, в процессе которой дети формируют познавательные способности и творческое мышление, повышают свою самооценку, обучаются искать информацию и применять эти знания в самостоятельной деятельности.
Задача педагога в проектной деятельности – активизировать созидательную активность детей и способствовать самостоятельности в подборе способа действия в различных ситуациях.
Целью проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении должен быть активный и любознательный, разносторонне развитый и творчески свободный ребенок.
Знания, полученные ребенком в процессе выполнения проекта, становятся достоянием их индивидуального опыта. Эти знания получены в ответ на вопросы, поставленные самим ребенком в процессе деятельности, причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности, а не навязаны педагогом. Они нужны ребятам и поэтому интересны им, отсюда возникает внутренняя мотивация детей к учебе.
Проекты помогают развивать у дошкольников:
- творческие способности;
- умение наблюдать, слушать;
- навыки обобщения и анализа;
- мышление;
- видение проблемы с разных сторон;
- воображение, внимание, память, речь;
- активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;
- способность осваивать окружающую действительность, всесторонне изучать ее.
Таким образом, можно сказать, что метод проектов актуален и весьма эффективен в течение всей жизни современного человека. Основной целью проектного метода в ДОУ является первоначальное развитие свободной творческой личности ребёнка, владение первоначальными основами исследовательской деятельности ребенка.
В чем особенности проектной деятельности в дошкольном учреждении?
Метод проектов как форма организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста представляет собой комплекс мероприятий, направленных на решение единой задачи, разрешение определенной проблемы.
Ключевое место в организации проектной деятельности занимает образовательная среда. Качество образовательной среды позволяет поддерживать творческую активность детей и взрослых. В такой образовательной среде весьма высока вероятность возникновения случая, который возбудит личный интерес, спровоцирует кризис компетентности, будет способствовать стабилизации уже перестраивающейся системы моделей или укрепит сознание собственной компетентности – словом, в зависимости от этапа развития и степени зрелости личности будет совершенствовать ее образование в том или ином отношении.
Содержание и принципы организации проектной деятельности в старшей группе во многом определяются возрастными особенностями детей шестого года жизни, их интересами и приоритетными направлениями развития, программными задачами обучения и воспитания. Для детей старшего дошкольного возраста наиболее интересными традиционно являются исследовательские, творческие и практико-ориентированные проекты, позволяющие реализовать стремление к совместной деятельности с товарищами, взрослыми, желание быть значимым и полезным, видеть свою роль в общей работе, получать ощутимый результат. Особый интерес представляют проекты, в которых старшие дети выступают в качестве наставников малышей.
.
В старшей группе ДОУ могут быть представлены все виды проектов:
- творческие,
- игровые,
- приключенческие,
- практико-ориентированные,
- исследовательские.
Основными задачами реализации исследовательских проектов являются:
- расширение представлений детей об окружающем мире;
- формирование интереса и симпатии к объектам природы, природным явлениям;
- поддержание и удовлетворение детской любознательности;
- формирование умения находить удивительное в привычном
- ознакомление с простейшими приемами организации наблюдения, экспериментирования, выявления причинно-следственных связей;
- расширение представлений детей о себе, формирование элементарных навыков самонаблюдения, интереса к саморазвитию, стремления и умения заботиться о своем здоровье, потребности и умения налаживать контакт с окружающими людьми.
При организации творческих, игровых и приключенческих проектов решаются задачи формирования у дошкольников потребности и способности интересно и с пользой проводить досуг; культуры и опыта организации свободного времени; расширения арсенала различных досуговых видов деятельности, которые старшие дошкольники могут организовать самостоятельно.
Важность практико-ориентированных проектов определяется влиянием трудовой деятельности на морально-нравственное развитие ребенка, его личностное становление, формирование у детей практических навыков.
Каковы этапы проектной деятельности в ДОУ?
Система работы с детьми по проектной деятельности выстроена в 5 этапов:
1. Начальный этап, на котором определяется тема проекта, цель; выявляется ее актуальность; определяется продолжительность проекта.
2. Этап планирования. На данном этапе воспитатели совместно с детьми составляют план действий по достижению цели, пользуясь условными обозначениями
- к кому обратимся за помощью;
- в каких источниках можно найти информацию;
- что мы можем получить в результате поиска.
3. Этап сбора информации. Целью данного этапа является: формирование представлений детей старшего дошкольного возраста об окружающем мире методом проектной деятельности. Для достижения поставленной цели проводится ряд мероприятий, в зависимости от темы проекта:
- размещение материала на информационном поле;
- создание предметно-развивающей среды;
- экскурсии;
- беседы;
- наблюдения;
- развивающие игры и упражнения;
- опыты, экспериментирование и т. п.
4. Этап обобщения информации. Данный этап подразумевает объединение собранной информации в единое целое, создание конечного продукта, на котором используются следующие способы обобщения:
- оформление альбомов;
- создание книг по теме;
- создание макетов;
- организация выставки работ;
- проведение развлечений;
- презентация проектов по проведенным исследованиям с детьми и родителями в детском саду.
5. Рефлексивный этап: это заключительный этап проекта, на котором мы оцениваем результаты нашей совместной работы, выявляем полноту раскрытия темы, определяем тему следующего проекта.
Как работать с родителями дошкольников во время проекта?
Повысить компетентность родителей воспитанников в данном вопросе, можно посредством следующих форм сотрудничества с родителями:
- Познавательного семинара-практикума на тему «Организация проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста», на котором родители познакомятся с методом проектной деятельности, осознают значимость данного метода в развитии познавательных способностей детей: наблюдать, описывать, сравнивать, строить предположения и предлагать способы их проверки;
- Круглого стола на тему «Роль родителей в проектной деятельности детей», где родители самостоятельно подбирают информацию, предлагают разнообразные темы проектов, основываясь на интересах и потребностях своих детей.
- Мастер-классов, на которых родители делятся собственными опытами, высказывют свои предположения, предлагают пути реализации будущих проектов.
На информационном стенде для родителей размещается информация, отражающая текущие события в группе, рекомендации, просьбы, пути оказания помощи ребёнку при проведении исследования по определенному проекту.
Родители оказывают детям родительскую поддержку при сборе информации, проводят необходимые опыты, эксперименты, наблюдения по темам проектов, результаты которых оформляют совместно с детьми в удобной для них форме: презентации, книги, альбомы, сообщения, модели и т.д.
В заключение хочется сказать, что метод проектов – один из самых эффективных методов работы с детьми, соответствующий требованиям нового качественного образования, который позволяет ненавязчиво вовлечь родителей воспитанников в образовательный процесс, в качестве активных участников. Важными результатами проектной деятельности становятся познание дошкольниками себя и окружающего мира, воплощение освоенных знаний и умений в реальные продукты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении по экологическому образованию с учетом региональных особенностей ХМАО
На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и заботливое отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того экологическое воспитание- это огромный потенциал ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием технологий культурных практик по теме "Есть такая профессия - Родину защищать".
С помощью данной образовательной деятельности дети смогут актуализировать свои знания о военных профессиях через восприятие художественной литературы....
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста " Рисование штампами детьми дошкольного возраста"
Развивать изобразительные способности детей нужно с раннего дошкольного возраста, так как задатки творческих способностей даны человеку с рождением, и если их не развивать, то интерес к художественной...
«Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста, как метод развития познавательной деятельности».
laquo;Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста, как метод развития познавательной деятельности». Добрый день уважаемые коллеги!Согласно ФГОС, метод ...
Статья на тему: Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО: теория и практика.
Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исслед...
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ: теория и практика.
Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная работа дошкольного педагога, ребенка и его родителей, в процессе которой дети формируют познавательные способности и творческое...
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО: теория и практика
В современном дошкольном образовании, на сегодняшний день, основная задача - воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся д...