Деловая игра для педагогов ДОУ "Знаем ли мы права ребенка?"
методическая разработка
ДЕЛОВАЯ ИГРА "ЗНАЕМ ЛИ МЫ ПРАВА РЕБЕНКА?" ЦЕЛЬ: повышение уровня профессионального мастерства педагогов по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, а также пропаганды правового воспитания детей в педагогическом коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra1.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕЛОВАЯ ИГРА "ЗНАЕМ ЛИ МЫ ПРАВА РЕБЕНКА?"
ЦЕЛЬ: повышение уровня профессионального мастерства педагогов по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, а также пропаганды правового воспитания детей в педагогическом коллективе.
ЗАДАЧИ: используя знания, систематизировать материал, упражнять в активном изучении нормативно-правовых документов. Формировать коммуникативные умения, способность общаться, сотрудничать, умение направлять обсуждение вопросов по заданному руслу, способность действовать в рамках ограниченного времени, обмениваться опытом работы по данной проблеме.
УЧАСТНИКИ ИГРЫ. Педагогический коллектив ДОУ
ХОД ИГРЫ.
В игре участвуют две команды. Ведущий делает сообщение по проблемам правового воспитания детей в дошкольном учреждении, затем проводит викторину.
Теоретическая часть:
Правовое образование дошкольников.
Воспитание правовой культуры - обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка. Однако по отношению к детям дошкольного возраста эта задача понимается порой непростительно примитивно: мол, дети посмотрят на картинки, почитают рифмовки - и с правами будет все в порядке. Из картинок и из инсценировок по мотивам Конвенции правовая культура ребенка не возникает. Первая необходимая составляющая, обеспечивающая ее, это правовая культура взрослых и их соответствующее поведение.
Что касается детей, то в них нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность - вот основа правового воспитания дошкольников.
Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения.
Какие задачи ставят педагоги?
• Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
• Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.).
• Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.).
• Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
• Разъяснять общественные нормы и правила поведения.
Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную.
Рекомендуется проводить:
• ролевые, театрализованные и дидактические игры;
• игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений.
Организовывать:
• проблемно-поисковую деятельность детей (работа в группе по решению ситуаций и задач, разработка совместных с воспитателем проектов и т.п.);
• продуктивные виды деятельности (изготовление эмблем, плакатов и т.п., их презентация).
Информация для воспитателя.
• В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, можно использовать сказки, стихи, пословицы, поговорки и т.п.
Однако знакомство детей с правами человека на материале сказок нужно проводить очень осторожно - ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия мира сказок, к осуждению положительных героев и оправданию злодеев.
• Не рекомендуется в работе с дошкольниками использовать без соответствующей адаптации учебно-методические пособия гражданско-правовому воспитанию, предназначенные для начальной школы.
• Формирование основ правового сознания дошкольников нельзя сводить к простому заучиванию статей документов и отдельных прав и свобод человека.
Форма занятий должна быть подвижной и меняться в зависимости от поставленных задач. Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе - дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.
Большую часть времени следует уделять практике: сюжетно-ролевым и другим творческим играм, практическим делам, различным творческим конкурсам, соревнованиям, а также беседам, рассказам, спорам, учитывая при этом эмоциональное восприятие.
ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ.
1 РАУНД
1.Какие законодательные акты были приняты для создания декларации прав ребенка на защиту?
(Согласно Конституции РФ материнство, детство и семья находятся под защитой государства. Был принят ряд законодательных актов - Семейный кодекс РФ, Закон "Об образовании", Закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ")
2.Попытайтесь опровергнуть следующие высказывания, используя статьи Конвенции о правах ребенка:
• У детей есть только одно право: делать то, что им велят родители и воспитатели. Все остальные права приходят в свое время, когда закон наделяет человека полной правовой ответственностью.
( В статье 2 говорится о том, что все права распространяются на всех детей без исключения. Государство обязано защищать ребенка от любых форм дискриминации, и принимает необходимые меры по защите его прав).
• Ребенок должен жить в своей семье, несмотря на то, что это противоречит его наилучшим интересам. ( В соответствии со статьей 9 ребенок имеет право жить со своими родителями, за исключением тех случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка. Ребенок также имеет право сохранить связь с обоими родителями в случае разлучения с одним из них или с обоими).
3.Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья и т.д.) могут влиять на неодинаковое использование детьми своих прав?
а) таких различий нет +
(Согласно статье 2 все права распространяются на всех детей независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения.)
б) национальная принадлежность
в) состояние здоровья
4.Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка?
а) педагоги
б) родители +
(Согласно статье 18 родители совместно несут основную ответственность за воспитание ребенка. Государство должно оказывать им надлежащую помощь.)
в) члены правительства
5.На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей?
а) на благотворительные организации
б) на иностранных спонсоров
в) на государство +
(Согласно статье 20 государство обязано обеспечить социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, и обеспечить соответствующую альтернативу семейной заботы либо помещение в соответствующее учреждение по уходу за детьми.)
6.Государство должно защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая:
а) не указана в официальных справочниках
б) может мешать образованию и вредить здоровью +
(Согласно статье 32 ребенок имеет право на защиту в случаях, когда ему поручается работа, представляющая опасность для его здоровья, образования или развития. Государство должно установить минимальный возраст для приема на работу и определять требования в отношении условий труда.)
в) не соответствует интересам и склонностям ребенка
7.ООН считает человека ребенком от рождения до:
а) 16 лет
б) 18 лет +
(Согласно статье 1 ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет, за исключением тех случаев, когда в соответствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте.)
в) 19 лет
2 РАУНД « Решение ситуаций»
Ситуация № 1
Воспитатель забрал ремень у ребенка, которым тот размахивал во время раздевания после прогулки, и убрал на шкаф. Вечером отец мальчика потребовал объяснения от воспитателя поскольку, по его мнению, были нарушены права ребенка.
Вопросы:
- Считаете ли Вы, что в данной ситуации, было нарушено право ребенка? Какое?
- Покажите последовательность этапов Вашей беседы с отцом мальчика. Подтвердите свои аргументы статьями из Конвенции о защите прав ребенка.
Ситуация № 2
Средняя группа. Завтрак. Воспитатель повязывает « слюнявчик» девочке, родители которой, забирая девочку вечером, постоянно делают воспитателю замечания по поводу неопрятной одежды ребенка. Девочка наотрез протестует против этого.
Вопросы:
- Нарушает ли воспитатель права ребенка в данной ситуации?
Если да, то какие?
- Реальна такая ситуация в Вашей группе?
Если да, то как Вы находите из нее выход?
Ситуация №3
Ваш ребенок принес из дома в детский сад большую яркую игрушку, которая стала предметом общей забавы и мешала педагогу проводить занятия. Воспитатель решилаизбавиться от игрушки, но ребенок закапризничал. Тогда ему предложили посидеть до конца занятия в раздевалке.
Вопросы:
- Ущемлены ли в данной ситуации права ребенка?
- Ваш выход из подобной ситуации?
Ситуация №4
В группу пришел новенький. Он плохо говорит по-русски. Чтобы не тратить на него время, воспитатель игнорирует его на занятии, занимаясь только с теми детьми, которые говорят хорошо.
Вопросы:
- Ущемлены ли в данной ситуации права ребенка? Если да, то какие?
-Как Вы бы действовали в подобной ситуации?
3 РАУНД
А теперь предлагаю Вам обратиться к художественным произведениям.
1.В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь, свободу? "Красная шапочка", "Серая шейка", "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" и т.д.
2.Какие литературные герои могли пожаловаться, что нарушено право на неприкосновенность жилища? "Три поросенка", "Заюшкина избушка" и т.д.
3.В какой известной сказке С.Я.Маршака нарушено право ребенка на заботу и попечение? «12 месяцев»
4.В какой сказке нарушено право ребенка на отдых и развлечения? «Золушка»
4 РАУНД
Я предлагаю вам картинки, можно фотографии или рисунки. Ваша задача: изобразить с помощью пантомимы данную на картинке ситуацию. А уважаемые зрители постараются отгадать: о каком праве идет речь? (никто не имеет права обижать другого, жестоко наказывать; никто не может стать рабом другого)
5 РАУНД
Внимание на экран. Посмотрите отрывки из мультфильмов и ответьте на вопросы.
- Отрывок из м/ф «Чиполлино», где Тыкву вытаскивают из его домика.
Вопрос: Какое право Тыквы нарушено?
Ответ: Право на неприкосновенность жилища.
- Отрывок из м/ф «Попугай Кеша», где Кеша в клетке кричит «Свободу попугаям!»
Вопрос: Какое право отстаивает попугай Кеша?
Ответ: Право на свободу.
- Отрывок из фильма «Доктор Айболит», где звери болеют и просят Айболита их вылечить.
Вопрос: Каким правом воспользовались звери в Африке?
Ответ: Право на бесплатную медицинскую помощь.
6 РАУНД
Вы слушаете 3 хорошо известные вам детские песни и песни героев мультипликационных фильмов. Определите, о каких правах в них идет речь.
(право на отдых, право на обучение, право на лечение, право на жилище, на равноправие, на жизнь и воспитание в семье)
7 РАУНД
«Волшебный мешочек»
Чтобы подвести итог нашего мероприятия вам предлагается поиграть в игру «Волшебный сундучок». Из сундука по очереди достаются предметы, символизирующие знакомые всем права человека. Необходимо объяснить значение каждого предмета с точки зрения прав человека.
- Свидетельство о рождении. Что это за документ? О каком праве он напоминает? (о праве на имя).
- Сердечко. Какое право может обозначать сердце? (о праве на заботу и любовь).
- Домик. Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (о праве на имущество).
- Букварь. О каком праве напоминает эта книга? (о праве на образование).
- Игрушечные утенок и утка. О чем напоминают эти игрушки? (о праве ребенка быть вместе с мамой).
На примере этих игр мы убедились в том, как личность взрослого воздействует на психоэмоциональное состояние ребенка, и приобрели навыки конструктивного взаимодействия в учебном процессе.
Таким образом, на занятиях и в повседневной жизни необходимо разыгрывать ситуации, в которых дети принимали бы самостоятельные решения, подводящие к мысли, что все люди имеют одинаковые права.
Я предлагаю вам сыграть в игру, которая называется «Разрешается или запрещается». Сейчас мы проверим, вашу внимательность. Вы должны дать верный ответ словами: «разрешается» или «запрещается».
Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго… запрещается.
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить-
Это… разрешается.
Рисовать и петь, учиться,
Если заболел - лечиться.
Это… разрешается.
Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа…запрещается.
Дома маме помогать,
Старших уважать,
Малышей не обижать …разрешается.
Если что-нибудь не так
В делах получается
Слушать мнение ребенка ….разрешается.
Слово предоставляется экспертной группе, которая подводит итог игры и объявляет победителей.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «АЛЁНУШКА» Г.ВОЛГОДОНСКА
ДЕЛОВАЯ ИГРА
"ЗНАЕМ ЛИ МЫ ПРАВА РЕБЕНКА?"
Подготовила:
воспитатель
Н.В.Бердникова
г.Волгодонск, 2017г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра для педагогов "Реализация Конвенции о правах ребенка в ДОУ"
Деловая игра для педагогов...
Деловая игра для педагогов "Работа с Конвенцией ООН о правах ребенка"
Деловая игра для воспитателей и педагогов...
Интерактивная деловая игра для педагогов и родителей «Большие права маленького ребёнка»
Права ребёнка, являясь неотъемлемой частью прав человека, служат тем фундаментом, на котором строятся национальные системы воспитания и образования в любой стране мира. Именно поэтому проведение просв...
Деловая игра с педагогами "Знаем ли мы права ребенка?"
Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам важно не только давать знания, но и создавать условия для их пр...
Деловая игра для педагогов "Знаем ли мы права своих детей"
Цель деловой игры - пропаганда правового воспитания детей, повышение уровня правовой культуры педагогов....
Деловая игра для педагогов «Знаем ли мы права детей?»
Деловая игра для педагогов «Знаем ли мы права детей?» Цель деловой игры - пропаганда правового воспитания детей, повышение уровня правовой культуры педагогов.Задачи:1...