Деловая игра для педагогов «Знаем ли мы права детей?»
учебно-методический материал (старшая группа)

Леонтьева Людмила Викторовна

Деловая игра для педагогов «Знаем ли мы права детей?»

   Цель деловой игры - пропаганда правового воспитания детей, повышение уровня правовой культуры педагогов.

Задачи:

1. Закрепить знания педагогов основных статей Конвенции о правах ребёнка.

2. Научить профессионально оценивать педагогические ситуации по защите прав ребёнка.

3. Развивать у участников инициативу, творчество при выполнении заданий.

Для организации игры необходимо сформировать 2 группы из присутствующих педагогов.

Выбор ролей – председатель (руководитель игры, аналитики (заведующий, старший воспитатель, музыкальный руководитель).

Уважаемые коллеги!

Предлагаю сыграть в деловую игру «Знаем ли мы права детей?».

Что же такое право?

   Право - это нормы и правила, устанавливаемые и охраняемые государством, регулирующие отношения людей в обществе.

Есть ли у детей права?

Где они записаны (в книге «Конвенция о правах ребенка».)

Вот некоторые из прав ребенка :

1. Право ребёнка на жизнь (ст. 6, п. 1).

2. Право ребёнка на заботу родителей (ст. 7. п. 1)

3. Право ребёнка на имя (ст. 7. п. 1; ст. 8, п. 1)

4. Право ребёнка на гражданство (ст. 7. п. 1; ст. 8, п. 1)

5. Право ребёнка на личную жизнь (ст. 16. п. 1)

6. Право ребёнка на неприкосновенность жилища (ст. 16, п. 1)

7. Право неполноценного в умственном и физическом отношении ребёнка на особую заботу (ст. 23. п. 2)

8. Право ребёнка, родители которого работают, пользоваться службами и учреждениями по уходу за детьми. (ст. 18, п. 3)

9. Право ребёнка на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления (ст. 19, п. 1)

10. Прав ребёнка на образование (ст. 28, п. 29)

11. Право ребёнка на отдых и досуг (ст. 31, п. 1. 2)

Все эти права собраны в нормативные документы.

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся :

– Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году.

- Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 30 статьях, изложенных в Декларации, провозглашаются права человека.

На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ – Конвенция о правах ребенка.

– Конвенция ООН о правах ребенка, принята Генеральной Ассамблеей от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года.

В 1996 году по инициативе Франции, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно 20 ноября отмечать День прав ребёнка.

   На основе Конвенции разрабатываются нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней.

Сегодня в России права детей регулируются следующими основными законами:

- Конституция Российской Федерации;

- Семейный кодекс Российской Федерации

- Закон об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации;

- Федеральный закон об образовании;

- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении – подзаконный акт, определяющий деятельность всех детских садов на территории РФ. Его основные положения конкретизируются в нормативных документах каждого дошкольного учреждения.

- Устав ДОУ – нормативный документ, в котором представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.

   Предлагаю разбиться на две команды для работы по информационным карточкам "Что вы знаете о Конвенции?"

Необходимо выбрать правильный ответ из предложенных вариантов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

   Разминка «Вопрос-ответ» (команды должны выбрать правильный ответ из четырех вариантов и поднять карточку с выбранной буквой).

1. Когда была принята конвенция о правах ребёнка?

а) 1924 г. ;

б) 1957г. ;

в) 1989 г.

2. Сколько статей в Конвенции о правах ребенка?

а) 45;б) 37; в) 54; г) 53.

3. Какие права ребенка обязуются уважать и обеспечивать государства – участники Конвенции ООН о правах ребенка?

а) права на жизнь, гражданство, образование;

б) право на жизнь, семейные связи, образование;

в) право на жизнь, свободно выражать свои мысли, отдых и досуг;

г) весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав;

4. Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья) могут повлиять на неодинаковое использование детьми своих прав :

а) таких различий нет;

б) национальная принадлежность;

в) состояние здоровья.

5. Кто несет ответственность за обеспечение условий на жизни, необходимых для развития ребенка?

а) органы управления РФ;

б) органы местного самоуправления;

в) образовательное учреждение;

г) родители и другие лица, воспитывающие ребенка.

6. Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка:

а) педагоги;

б) родители;

в) члены правительства.

7. На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей:

а) на благотворительные организации;

б) на иностранных спонсоров;

в) на государство.

8. Кто несет ответственность за создание необходимых условий для обучения детей в образовательном учреждении

а) учредитель;

б) органы управления образовательным учреждениям;

в) должностные лица образовательного учреждения;

г) все органы управления образованием в пределах своей компетенции.

9. Кто несет ответственность за нарушение прав и свобод детей, обучающихся в общеобразовательном учреждении:

а) лица, совершившие или допустившие нарушения;

б) местные органы управления образованием;

в) образовательное учреждение.

10. Кто будет вызван в суд в качестве ответчика, если в образовательном учреждении нарушены права и свободы детей и дело дойдет до судебного разбирательства:

а) заведующий как представитель образовательного учреждения;

б) заведующий как должностное лицо этого учреждения;

в) работник образовательного учреждения, допустивший нарушение;

11. Каким образом должна соблюдаться в образовательном учреждение охрана здоровья воспитанников?

а) педагогические работники образовательного учреждения обязаны регулярно проходить бесплатное медицинское обследование;

б) правильно организованный режим питания, занятий воспитанников;

в) направление ослабленных детей в специальные оздоровительные учреждения;

г) создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников.

   Решение педагогических ситуаций.

Ситуация 1

Мальчик 4 лет, сидя за столом, во время обеда разговаривает. Он отвлекает других детей, которые тоже начинают активно обсуждать новые игрушки, купленные ему родителями. Воспитатель постоянно делает замечания, пытаясь заставить детей есть молча.

Вопросы: Нарушает ли воспитатель права ребенка? Что делаете вы в подобной ситуации?

Ситуация 2

Воспитатель предлагает детям заняться рисованием. Тема свободная. Одна девочка идет за куклой и начинает ее укачивать. Мальчики катают машинки между кубиками. Другие дети рисуют.

Вопрос: Какое право реализует ребенок в данной деятельности?

Ситуация 3

   Воспитатель забрал ремень у ребенка, которым тот размахивал во время раздевания после прогулки, и убрал на шкаф. Вечером отец мальчика потребовал объяснения от воспитателя второй смены, поскольку, по его мнению, были нарушены права ребенка.

Вопросы: Как считаете Вы? Было ли в данном случае нарушено право ребенка? Какое? Покажите последовательность этапов вашей беседы с отцом мальчика. Подтвердите свои аргументы

Ведущая. В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих право можно использовать в сказках, в пословицах, поговорках и поэтому предлагаю викторину по сказкам.

   Викторина «Права литературных героев».

1. Какое право было нарушено ведьмой в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»?

2. В каких еще сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?

(«Серая шейка»«Красная шапочка»«Дюймовочка»).

3. Какое право было нарушено в сказке «Заюшкина избушка»?

4. Какие еще литературные герои могли пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища?

5. Почему обитатели двора в сказке Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок» обижали гадкого утенка? Какое право они нарушили? (Он был непохож на других. Нарушено право на сохранение индивидуальности).

6. Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства? (лягушка- путешественница») .

4. В каких сказках подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение?

(«Мороз Иванович»«Госпожа Метелица»«Золушка») .

"О каких правах в этих песнях идет речь?"

1. Звучит аудиозапись песни бременских музыкантов, муз. Г. Гладкова, слова Ю. Этнина "Ничего на свете лучше нету"

2. Звучит запись песни "Учат в школе", муз. В. Шаинского, слова Пляцковского.

3. Звучит запись песни "На крутом бережку", муз. Е. Шаинского, слова А. Хайта.

Ведущая. Чтобы подвести итог нашей игры сыграем в игру «Правовой сундучок».

   Игра «Правовой сундучок»

(В сундучке лежат картинки символизирующие права ребенка, необходимо узнать, что это за право.)

1. Свидетельство о рождении. (Праве на имя) .

2. Сердечко (Право на любовь) .

3. Конверт (Право на переписку, и никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать)

4. Букварь (Право на образование)

5 .Домик (Право на имущество) .

6. Собачка со щенятами (Права ребенка быть вместе с мамой) .

Ведущая. Надеюсь, что тема «Знаем ли мы права детей?» никого из вас не оставила равнодушным и вы взяли для работы и для себя, что- то нужное и новое.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра для педагогов «Знаем ли мы права детей?»

   Цель деловой игры - пропаганда правового воспитания детей, повышение уровня правовой культуры педагогов.

Задачи:

1. Закрепить знания педагогов основных статей Конвенции о правах ребёнка.

2. Научить профессионально оценивать педагогические ситуации по защите прав ребёнка.

3. Развивать у участников инициативу, творчество при выполнении заданий.

Для организации игры необходимо сформировать 2 группы из присутствующих педагогов.

Выбор ролей – председатель (руководитель игры, аналитики (заведующий, старший воспитатель, музыкальный руководитель).

Уважаемые коллеги!

Предлагаю сыграть в деловую игру «Знаем ли мы права детей?».

Что же такое право?

   Право - это нормы и правила, устанавливаемые и охраняемые государством, регулирующие отношения людей в обществе.

Есть ли у детей права?

Где они записаны (в книге «Конвенция о правах ребенка».)

Вот некоторые из прав ребенка :

1. Право ребёнка на жизнь (ст. 6, п. 1).

2. Право ребёнка на заботу родителей (ст. 7. п. 1)

3. Право ребёнка на имя (ст. 7. п. 1; ст. 8, п. 1)

4. Право ребёнка на гражданство (ст. 7. п. 1; ст. 8, п. 1)

5. Право ребёнка на личную жизнь (ст. 16. п. 1)

6. Право ребёнка на неприкосновенность жилища (ст. 16, п. 1)

7. Право неполноценного в умственном и физическом отношении ребёнка на особую заботу (ст. 23. п. 2)

8. Право ребёнка, родители которого работают, пользоваться службами и учреждениями по уходу за детьми. (ст. 18, п. 3)

9. Право ребёнка на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления (ст. 19, п. 1)

10. Прав ребёнка на образование (ст. 28, п. 29)

11. Право ребёнка на отдых и досуг (ст. 31, п. 1. 2)

Все эти права собраны в нормативные документы.

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся :

– Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году.

- Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 30 статьях, изложенных в Декларации, провозглашаются права человека.

На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ – Конвенция о правах ребенка.

– Конвенция ООН о правах ребенка, принята Генеральной Ассамблеей от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года.

В 1996 году по инициативе Франции, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно 20 ноября отмечать День прав ребёнка.

   На основе Конвенции разрабатываются нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней.

Сегодня в России права детей регулируются следующими основными законами:

- Конституция Российской Федерации;

- Семейный кодекс Российской Федерации

- Закон об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации;

- Федеральный закон об образовании;

- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении – подзаконный акт, определяющий деятельность всех детских садов на территории РФ. Его основные положения конкретизируются в нормативных документах каждого дошкольного учреждения.

- Устав ДОУ – нормативный документ, в котором представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.

   Предлагаю разбиться на две команды для работы по информационным карточкам "Что вы знаете о Конвенции?"

Необходимо выбрать правильный ответ из предложенных вариантов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

   Разминка «Вопрос-ответ» (команды должны выбрать правильный ответ из четырех вариантов и поднять карточку с выбранной буквой).

1. Когда была принята конвенция о правах ребёнка?

а) 1924 г. ;

б) 1957г. ;

в) 1989 г.

2. Сколько статей в Конвенции о правах ребенка?

а) 45;б) 37; в) 54; г) 53.

3. Какие права ребенка обязуются уважать и обеспечивать государства – участники Конвенции ООН о правах ребенка?

а) права на жизнь, гражданство, образование;

б) право на жизнь, семейные связи, образование;

в) право на жизнь, свободно выражать свои мысли, отдых и досуг;

г) весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав;

4. Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья) могут повлиять на неодинаковое использование детьми своих прав :

а) таких различий нет;

б) национальная принадлежность;

в) состояние здоровья.

5. Кто несет ответственность за обеспечение условий на жизни, необходимых для развития ребенка?

а) органы управления РФ;

б) органы местного самоуправления;

в) образовательное учреждение;

г) родители и другие лица, воспитывающие ребенка.

6. Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка:

а) педагоги;

б) родители;

в) члены правительства.

7. На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей:

а) на благотворительные организации;

б) на иностранных спонсоров;

в) на государство.

8. Кто несет ответственность за создание необходимых условий для обучения детей в образовательном учреждении

а) учредитель;

б) органы управления образовательным учреждениям;

в) должностные лица образовательного учреждения;

г) все органы управления образованием в пределах своей компетенции.

9. Кто несет ответственность за нарушение прав и свобод детей, обучающихся в общеобразовательном учреждении:

а) лица, совершившие или допустившие нарушения;

б) местные органы управления образованием;

в) образовательное учреждение.

10. Кто будет вызван в суд в качестве ответчика, если в образовательном учреждении нарушены права и свободы детей и дело дойдет до судебного разбирательства:

а) заведующий как представитель образовательного учреждения;

б) заведующий как должностное лицо этого учреждения;

в) работник образовательного учреждения, допустивший нарушение;

11. Каким образом должна соблюдаться в образовательном учреждение охрана здоровья воспитанников?

а) педагогические работники образовательного учреждения обязаны регулярно проходить бесплатное медицинское обследование;

б) правильно организованный режим питания, занятий воспитанников;

в) направление ослабленных детей в специальные оздоровительные учреждения;

г) создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников.

   Решение педагогических ситуаций.

Ситуация 1

Мальчик 4 лет, сидя за столом, во время обеда разговаривает. Он отвлекает других детей, которые тоже начинают активно обсуждать новые игрушки, купленные ему родителями. Воспитатель постоянно делает замечания, пытаясь заставить детей есть молча.

Вопросы: Нарушает ли воспитатель права ребенка? Что делаете вы в подобной ситуации?

Ситуация 2

Воспитатель предлагает детям заняться рисованием. Тема свободная. Одна девочка идет за куклой и начинает ее укачивать. Мальчики катают машинки между кубиками. Другие дети рисуют.

Вопрос: Какое право реализует ребенок в данной деятельности?

Ситуация 3

   Воспитатель забрал ремень у ребенка, которым тот размахивал во время раздевания после прогулки, и убрал на шкаф. Вечером отец мальчика потребовал объяснения от воспитателя второй смены, поскольку, по его мнению, были нарушены права ребенка.

Вопросы: Как считаете Вы? Было ли в данном случае нарушено право ребенка? Какое? Покажите последовательность этапов вашей беседы с отцом мальчика. Подтвердите свои аргументы

Ведущая. В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих право можно использовать в сказках, в пословицах, поговорках и поэтому предлагаю викторину по сказкам.

   Викторина «Права литературных героев».

1. Какое право было нарушено ведьмой в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»?

2. В каких еще сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?

(«Серая шейка»«Красная шапочка»«Дюймовочка»).

3. Какое право было нарушено в сказке «Заюшкина избушка»?

4. Какие еще литературные герои могли пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища?

5. Почему обитатели двора в сказке Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок» обижали гадкого утенка? Какое право они нарушили? (Он был непохож на других. Нарушено право на сохранение индивидуальности).

6. Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства? (лягушка- путешественница») .

4. В каких сказках подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение?

(«Мороз Иванович»«Госпожа Метелица»«Золушка») .

"О каких правах в этих песнях идет речь?"

1. Звучит аудиозапись песни бременских музыкантов, муз. Г. Гладкова, слова Ю. Этнина "Ничего на свете лучше нету"

2. Звучит запись песни "Учат в школе", муз. В. Шаинского, слова Пляцковского.

3. Звучит запись песни "На крутом бережку", муз. Е. Шаинского, слова А. Хайта.

Ведущая. Чтобы подвести итог нашей игры сыграем в игру «Правовой сундучок».

   Игра «Правовой сундучок»

(В сундучке лежат картинки символизирующие права ребенка, необходимо узнать, что это за право.)

1. Свидетельство о рождении. (Праве на имя) .

2. Сердечко (Право на любовь) .

3. Конверт (Право на переписку, и никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать)

4. Букварь (Право на образование)

5 .Домик (Право на имущество) .

6. Собачка со щенятами (Права ребенка быть вместе с мамой) .

Ведущая. Надеюсь, что тема «Знаем ли мы права детей?» никого из вас не оставила равнодушным и вы взяли для работы и для себя, что- то нужное и новое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная деловая игра для педагогов и родителей «Большие права маленького ребёнка»

Права ребёнка, являясь неотъемлемой частью прав человека, служат тем фундаментом, на котором строятся национальные системы воспитания и образования в любой стране мира. Именно поэтому проведение просв...

Деловая игра для педагогов "Знаю. Умею. Могу"

Эта методическая разработка поможет старшему воспитателю в игровой форме провести мероприятие с педагогами ДОУ, направленное на повторение и закрепление знаний ФГОС ДО, СанПин и использование этих зна...

Деловая игра с педагогами "Знаем ли мы права ребенка?"

Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам важно не только давать знания, но и создавать условия для их пр...

Деловая игра для педагогов "Знаем ли мы права своих детей"

Цель деловой игры - пропаганда правового воспитания детей, повышение уровня правовой культуры педагогов....

Деловая игра для педагогов «Знаем ли мы права детей?»

Деловая игра для педагогов «Знаем ли мы права детей?»...

Деловая игра для родителей «Знаем ли мы правила безопасного поведения на дорогах?»

Совместное мероприятие педагогов и родителей детей старшего дошкльного возраста, по ПДД: Деловая игра для родителей «Знаем ли мы правила безопасного поведения на дорогах?»...