Педсовет «Социально-коммуникативные навыки дошкольников как средство развития личности»
материал

Оклей Ирина Викторовна

Педсовет «Социально-коммуникативные навыки дошкольников как средство развития личности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:

«Социально-коммуникативные навыки дошкольников как средство развития личности»

1.Формы работы с детьми и родителями по данному направлению.

На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность педагогического процесса. Это является актуальным, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

Анализируя ФГОС дошкольного образования, мы видим, что одним из ведущих направлений развития и образования детей является социально-коммуникативное развитие.

Процесс социализации может быть стихийным и специально организованным. Рассмотрим методы и формы реализации задач целенаправленного социально-коммуникативного развития дошкольника.

Вопрос организации предметно – развивающей среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Поэтому первоочередная задача воспитателей – создание такой пространственной среды в группе, которая стимулировала бы самую разнообразную самостоятельную деятельность ребенка.

Социально-коммуникативное развитие в режимных моментах.

Режим дня – рациональная организация жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении, уникальная возможность выстраивать общение педагога с воспитанниками, направлять коммуникативное взаимодействие детей. Режим дня оказывает положительное влияние на процесс усвоения дошкольником социальных норм: он учится подчиняться общим правилам, выполнять просьбы и поручения воспитателя.

Социально-коммуникативное развитие в образовательной деятельности.

Индивидуальное и подгрупповое взаимодействие педагога с ребенком направлено, прежде всего, на закрепление того или иного материала, на работу с отстающими или часто болеющими детьми, в ходе которой осуществляются непосредственное общение, развитие коммуникативно-речевых навыков.

Коллективная деятельность способствует успешной социализации, формированию коммуникативных навыков. Для достижения общей цели дети учатся договариваться между собой и распределять обязанности, помогать в случае необходимости сверстнику, анализировать полученные результаты.

Организованная образовательная деятельность (занятие) – форма, предусматривающая общение взрослого с детьми, детей между собой. В ходе занятий участники обмениваются информацией, обсуждают и анализируют её, учатся применять полученные знания на практике.

Участие в опытно-экспериментальной деятельности позволяет включиться в определенную систему получения знаний, что приводит к появлению нового типа отношений между ребенком и социальным окружением. Педагог и дети тесно общаются друг с другом, вместе ищут способы решения поставленных задач, вместе переживают радости и неудачи.

Также поводом к общению могут стать новые книги, энциклопедии, журналы. Коллективное обсуждение самых разнообразных тем формирует культуру дискуссии, умение выслушивать сверстника, говорить по существу, уважать право партнера на собственное мнение, на то, чтобы быть услышанным и понятым.

Социально-коммуникативное развитие в игровой деятельности.

Среди различных видов деятельности игра занимает особое место. В игре дошкольник и обучается, и развивается, и воспитывается.

Старший дошкольный возраст – период расцвета сюжетно-ролевой игры: усложняются сюжеты, более разнообразными становятся роли, игра приобретает творческий характер. Беря на себя роль, они передают характерные особенности персонажа с помощью различных средств выразительности: голоса, мимики, жестов.

Коммуникативные игры – это игры различной степени подвижности, в ходе которой необходим речевой, тактильный или иной контакт взрослого с ребенком, детей между собой. К ним можно отнести некоторые хороводные игры, словесные и ролевые.

Игры с правилами требуют соблюдения правил, заданных взрослым, обговоренных со сверстниками или предусмотренных самой игрой. Ребенок запоминает правила, действует в соответствии с ними, контролируя свои действия и действия сверстников, учится адекватно оценивать результат игры, принимать успех и неудачу.

У детей пользуются популярностью настольно-печатные игры. Дети самостоятельно организовывают игры, приглашают сверстников, объясняют правила, следят за выполнением действий.

Для интенсивного развития коммуникативно-эмоциональной сферы ребенка систематически выполняются игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики. Вводятся игры и упражнения на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации, логики речи. Затем переходим к драматизации стихов, прибауток, потешек, и к более сложному виду деятельности – драматизации рассказов и сказок.

Театрализованная игра как способ обучения детей общению. Театрализованную игру можно ненавязчиво использовать как мощное средство для развития речи и коммуникативных навыков.

Сотрудничество с семьей.

Важным направлением в работе является организация совместной деятельности семьи и детского садаВот почему одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде «педагог-дети-родители». Сотрудничество – общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Родители становятся активными участниками образовательного процесса. Используются такие формы взаимодействия, как подготовка и проведение совместных праздников, развлечений, встреч с интересными людьми, экскурсии, издание семейных газет, групповые и индивидуальные консультации для родителей, родительские конференции, коллективный труд по уборке и озеленению участков детского сада, ремонт игрушек и мебели, выставки поделок, изготовленных родителями и детьми.

В результате поэтапной деятельности и целенаправленных усилий дети обретают способность хорошо ориентироваться во взаимоотношениях с окружающими, приобретают навык понимания и эмпатии к эмоциональному настроению окружения, обучаются сопереживанию и отзывчивости.

Целенаправленное развитие коммуникативных навыков дает существенное обогащение коммуникативного опыта детей и способно нейтрализовать многие проблемы в будущем.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете: «Организация предметно-игровой среды как средство развития личности ребёнка»

Развитие ребенка зависит от того, как осуществляется процесс его воспитания, как организовано пространство, в котором он растет и совершенствуется, в каком окружении он находится – в монотонном, одноо...

Консультация для родителей и педагогов: Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников, как средство развития личности ребенка

Главная задача родителей и педагогов — обеспечить эмоциональное благополучие ребенка, как в кругу семьи, так и в группе сверстников в дошкольном учреждении. Это значит, что для каждого ребенка нужно о...

Педсовет "Социально-коммуникативное развитие"

В помощь старшему воспитателю...

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО СРЕДСТВАМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Консультация для воспитателейна тему: ФОРМИРОВАНИЕ          СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ...

Социально – коммуникативное и нравственное воспитание дошкольников как основы развития личности.

Дошкольное детство -важнейший период становления личности человека, который является благоприятным периодом для социокультурного развития, перед детьми открывается мир духовных ценностей, нравственных...