РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО СРЕДСТВАМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
учебно-методический материал (старшая группа)

Шенцева Наталья Николаеввна

Консультация для воспитателей

на тему:

 

ФОРМИРОВАНИЕ

          СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

                  ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ

                         СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

 

 В связи с внедрением ФГОС в образовательный процесс, изменились методы и формы организации воспитательно-образовательной деятельности. Одной из основных задач ФГОС является создание благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала дошкольников. Развитие детей является одной из важных задач на современном этапе. Самый правильный путь к развитию способностей дошкольников – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать сюжетно – ролевая игра, т.к. именно в игре чётко проявляются различные стороны творческого потенциала детей. Ведь именно в игровой деятельности у ребёнка есть все необходимые условия для успешного освоения окружающей действительности. Именно в игре ребёнок получает возможность обучения коммуникативному общению со сверстниками и взрослыми. Кроме того, в сюжетно – ролевой игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, решения проблем в общении. Основным средством развития личности, источником знаний, социального опыта является развивающая среда. Правильно организованно предметно-игровая среда в группе предполагает выполнения воспитателем программной задачи развития детского творчества в игровой деятельности.

   Развитие детей в сюжетно - ролевой игре зависит от определенных условий:

- создание предметно-игровой среды;

 - обеспечение безопасности игровой среды для жизни и здоровья ребенка;

 - реализация личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога и ребенка;

 - обеспечение предметно-игровой среды с учетом изменения жизненного и игрового опыта, а также нового содержания усложняющегося уровня игровых умений;

-  пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями;

- обеспечение доступности по всему содержанию предметно-игровой среды; - создание условий для индивидуальных, подгрупповых, коллективных игр детей, чтобы каждый из них, в зависимости от своих интересов, желаний, эмоционального состояния мог найти себе комфортное и удобное место.

         Добавление новых атрибутов, игрушек  в группе позволяет нам активизировать игровую деятельность, развивать интерес к игре, закреплять полученные знания и умения, формировать дружеские отношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Технологическая карта к игре97 КБ

Предварительный просмотр:

№ п/п

Предварительная

 работа:

Сюжетная

 линия

Цели  и

задачи

Атрибуты

1.

 Рассматривание иллюстраций:

  • «Супермаркет»,
  •  «В магазине»,  
  • «Кому что нужно для работы»,
  • «Продавец  раскладывает товары на витрине», и др.

1.  «Продавец раскладывает товар на витрине»

2. «Кассир отпускает товар»

3. «Продавец взвешивает продукты» (в молочном отделе, в овощном отделе, гастроном).

4. «В магазине игрушек»,  «Магазин одежды», «Мебельный магазин», «Цветочный магазин», «Отдел парфюмерии»

5.  «Покупка платья для дочери», «Подарок для мамы»,

6. «Автосалон», «Поездка на пикник»,

7. «Зоомагазин», «Подарок для друга»

 

1. Закреплять знания детей об обязанностях продавца, учить передавать в игре его трудовые действия.

2. Учить детей брать на себя  определённую роль, отражать в игре знания об обязанностях продавца.

2. Воспитывать

 доброжелательное отношение к покупателям, вежливость и внимательность

3.  Знакомить детей с приёмами предметно – игрового взаимодействия, учить брать на себя роль, использовать различные атрибуты.

4. Формировать умение взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (продавец – покупатель)

5. Способствовать возникновению новой игры, учить объединять сюжеты игр «Магазин» и «Шофёры», «Семья» и «Магазин».

  1. Учить объединять сюжеты игр «Путешествие» и «Семья», «Магазин» в единый сюжет, способствовать  

7. Знакомство с новым сюжетом игры «Магазин», обогащение речевого диалога, воспитание бережного отношения к животным

2

Чтение художественной литературы

3

Дидактические игры:

  • «Подбери атрибуты для игры в магазин»,
  • «Идём в супермаркет»,
  • «Заказ товара по телефону»,
  • «Кому что нужно»,
  • «Подбери картинку»

4.

Продуктивная деятельность

технологическая карта № 3                                                             

  СЮЖЕТНО - РОЛЕВАЯ ИГРА «МАГАЗИН»                                              

технологическая карта № 2                                                             

  СЮЖЕТНО - РОЛЕВАЯ ИГРА «ШОФЁР»          

№ п/п

Предварительная

 работа:

Сюжетная

 линия

Цели  и

задачи

Атрибуты

1.

  • Рассматривание иллюстраций
  •  Наблюдение за разгрузкой продуктов,
  • Экскурсия к перекрёстку,
  • Наблюдение за движением транспорта.  

1.  «Водитель автобуса»

2. «Водитель объявляет остановку»

3. «Водитель автобуса готовится к рейсу»

4. «Заправляем автомобиль»

5. «Водитель автобуса проверяет салон»

6. «Замена колеса», «готовим инструменты к ремонту»

  1. «Подготовка к дальнему рейсу»
  2. «Водитель маршрутного такси»,
  3. «Заправляем машину бензином»,
  4. «Завал на дороге»,
  5. «Посадка пассажиров в автобус»,
  6. «Везём продукты в магазин»,
  7. «На стоянке»
  8. «Кондуктор»

1. Обогащать словарь и личный игровой опыт детей.

2. Учить детей брать на себя  роль шофёра, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий.

3. показать способы ролевого поведения, способствовать объединению детей в игре.

4. Учить устанавливать контакт с другими детьми в процессе игры.

5. Формировать умение соблюдать в игре правила, подражать взрослому.

6. Учить детей при участии педагога развивать сюжет игры, подбирать необходимое оборудование, атрибуты, использовать предметы – заместители.

7. Учить договариваться в игре, проявлять творчество.

8. Расширять представления детей о работе шофёра.

9. Формировать умение выбирать роль, договариваться о ней.

10.  Учить отражать свои действия в речи, использовать понятия, связанные с работой шофёра.

11. Знакомить детей с работой грузового транспорта, качества грузов.

12. Формировать умение принимать воображаемую ситуацию, развивать сюжет.

13. Знакомить детей с новыми сюжетами.

14. Воспитывать желание играть вместе, дружно

2

Чтение художественной литературы:

  • Б.  Заходер «Шофёр»,
  • Н. Носов «Автомобиль»,
  • Берестов «про машину»,

3

Дидактические  и подвижные игры:

  • «Подбери атрибуты для игры в шофёры»,
  • «Транспорт»,
  • «Воробушки и автомобили»,
  • «Кому что нужно»,
  •  «Светофор»

4.

Продуктивная деятельность

                             технологическая карта №                                                           

  СЮЖЕТНО - РОЛЕВАЯ ИГРА «ДЕТСКИЙ САД»    

№ п/п

Предварительная

 работа:

Сюжетная

 линия

Цели  и

задачи

Атрибуты

1.

  • Экскурсия по группе,
  • Беседа о работе воспитателя, няни, дворника,
  • Беседа на тему «Наша мебель»,
  • Подготовка к Новогоднему утреннику,
  • Праздники в д/саду,
  • Экскурсия на пищеблок, в кабинет м/сестры,
  •   Беседа «Хорошо у нас в саду»
  1. «Помощник воспитателя готовится к обеду».
  2. « Воспитатель готовится к занятию»
  3. «Детский сад».
  4. «Работа д/сада в вечернее время»,
  5. «Завтрак в д/саду»,
  6. «Физкультурное занятие»,
  7. Музыкальное занятие»

  1. Обогащать словарь и личный игровой опыт детей.
  2. Учить составлять рассказ о ближайшем окружении
  3. Знакомить с действиями окружающих людей.
  4. Развивать речевое общение, воспитывать доброжелательность, в отношениях между партнёрами по игре,
  5. Учить выполнять ролевые действия, брать роль на себя.
  6. способствовать возникновению у детей игрового замысла в зависимости от сюжета.
  7. Учить называть свойства предметов, их предназначение.
  1. Учить различать части суток.

2

Чтение художественной литературы:

  • М. Калинина «Почему утром ребята торопятся в д/сад?»,
  • Стихотворение о д/саде,

3

Дидактические  игры:

  • «Профессии»,
  • «Время суток»,
  • Друзья в детском саду»,
  • «Хорошо или плохо»

4.

Продуктивная деятельность

№ п/п

Предварительная

 работа:

Сюжетная

 линия

Цели  и

задачи

Атрибуты

1.

Рассматривание сюжетных картинок по теме «Парикмахерская»,

Беседа о работе мастеров в салоне красоты,

  1. «Мама делает причёску»
  2. «Парикмахер готовит инструменты для работы».
  3. «Мастер делает маникюр»
  4. «Праздничная причёска»

  1. Расширять представления детей
  2. Обогащение арсенала игровых действий.
  3. Знакомить с трудом парикмахера, массажиста, оказывать помощь в освоении новых игровых действий (массаж лица, сушка феном, выполнение стрижки).
  4. Учить согласованно действовать в русле единого игрового замысла.
  5. Развивать диалогическую речь детей.
  6.  Обогащать словарь и личный игровой опыт детей.
  7. Учить объединять игровой замысел с замыслом товарищей по игре.

2

Чтение художественной литературы:

М. Калинина «Почему утром ребята торопятся в д/сад?»,

Стихотворение о д/саде,

3

Дидактические  игры:

«Профессии»,

«Время суток»,

Друзья в детском саду»,

«Хорошо или плохо»

4.

Продуктивная деятельность

технологическая карта №   

СЮЖЕТНО - РОЛЕВАЯ ИГРА «САЛОН КРАСОТЫ»

технологическая карта №   

СЮЖЕТНО - РОЛЕВАЯ ИГРА «БОЛЬНИЦА»

№ п/п

Предварительная

 работа:

Сюжетная

 линия

Цели  и

задачи

Атрибуты

1.

Рассматривание сюжетных картинок и иллюстраций.

Рассказы о работе медсестры.

Экскурсия в кабинет врача.

Изготовление карточек

  1. «У дочки болит горло»
  2. «Заполняем карточку пациента»
  3.  «Медсестра меряет больному температуру»
  4. «На приёме у стоматолога»
  5. Инструменты врача, медсестры.
  6. «Скорая помощь»
  7. «Врач осматривает больного»

  1. Обогащение  личного опыта детей, ознакомление детей со способами ролевого поведения.
  2. Познакомить с особенностями поведения пациентов, деятельности медперсонала в больнице.
  3. Учить передавать в игре профессиональные действия, использовать впечатления и опыт их жизни.
  4. Способствовать самостоятельному и развёрнутому отображения детьми сюжета игры.
  5. Расширять представления детей о социальной действительности.

2

Чтение художественной литературы:

3

Дидактические  игры:

«Профессии»,

«Подбери инструменты»,

Кому что надо?»

4.

Продуктивная деятельность

        

технологическая карта №   

СЮЖЕТНО - РОЛЕВАЯ ИГРА «СТРОИТЕЛИ»

№ п/п

Предварительная

 работа:

Сюжетная

 линия

Цели  и

задачи

Атрибуты

1.

Рассматривание сюжетных картинок и иллюстраций.

Рассказы о работе медсестры.

Экскурсия в кабинет врача.

Изготовление карточек

  1. «У дочки болит горло»
  2. «Заполняем карточку пациента»
  3.  «Медсестра меряет больному температуру»
  4. «На приёме у стоматолога»
  5. Инструменты врача, медсестры.
  6. «Скорая помощь»
  7. «Врач осматривает больного»

  1. Обогащение  личного опыта детей, ознакомление детей со способами ролевого поведения.
  2. Познакомить с особенностями поведения пациентов, деятельности медперсонала в больнице.
  3. Учить передавать в игре профессиональные действия, использовать впечатления и опыт их жизни.
  4. Способствовать самостоятельному и развёрнутому отображения детьми сюжета игры.
  5. Расширять представления детей о социальной действительности.

2

Чтение художественной литературы:

3

Дидактические  игры:

Со строительным материалом

4.

Продуктивная деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...

Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасности.Игры  на формирование правовой культуры.   Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...

Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...