Проект: «Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ».
проект (старшая группа)
Актуальность: Дошкольный возраст – является важным и неповторимым периодом в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте у ребенка устанавливается связь с внешним миром. В дошкольном возрасте ребенок познаёт окружающий мир с помощью практического опыта. Благодаря практическому опыту, ребенок с радостью открывает и познает для себя окружающий мир.
В современном мире, интересы детей изменились. С моей точки зрения, дети - все меньше и меньше восхищаются прекрасным, их внимание приковано к: компьютерам, куклам Барби, гаджетам и игровым приставкам. Современные интересы детей в большинстве своем, к сожалению, не приносят определенной пользы для детей. Интересы, скорее выполняют реакреационную функцию. Куклы Барби- не помогут детям узнать такие понятия как «истинная красота», «великое искусство». Игровые приставки и гаджеты, не смогут научить детей, понимать где границы между добром и злом. Именно поэтому вопрос об эстетическом воспитании детей актуален в современном обществе.
К сожалению, современные родители уделяют лишь малую часть времени своему ребенку, в связи жизненных обстоятельств и работы. Именно поэтому основной задачей педагогов становится всестороннее воспитание и эстетическое развитие детей. Формирование эстетического развития занимает важное место в жизни каждого человека. Об этом, в своих философских научных трудах писали : Ю.Б. Борева, А.И. Бурова, А.К. Дремова и др.; в психолого-педагогических исследованиях П.П. Блонского, Л.А. Венгер, Л.С. Выготского, Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова и др.
Изучив разные научные исследования учёных, очевидно, что художественно-эстетическое развитие является фундаментом, на котором основывается формирование всесторонне развитой, духовно богатой личности. Художественно-эстетическое развитие личности, это не только воспитание эстетического отношения к искусству, окружающим людям, природе, но и к труду и быту; а также оно наполняет эмоциональную сферу личности, влияет на познание нравственной стороны действительности. Художественно-эстетическое развитие - это результат эстетического воспитания.
Цель проекта: развитие эмоциональной сферы, коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе ознакомления с изобразительным искусством, формирование всех психических процессов, развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.
Задачи проекта:
• обогащать художественно – эстетический опыт;
• формировать умения детей выражать свои эмоции, осваивать коммуникативные, интеллектуальные и художественные способности в процессе художественно – творческой деятельности;
• развивать творческую активность;
• поддерживать потребность в самоутверждении;
• развивать эмоциональную отзывчивость в процессе восприятия окружающего мира;
• воспитывать художественный вкус;
• воспитывать аккуратность в работе с различными изобразительными материалами.
Гипотеза: формирование основ художественно-эстетической культуры для детей старшего возраста с ОВЗ будет эффективным, если:
• организация художественно- творческой деятельности в условиях ДОУ будет строиться на базе современных методик, учитывающих психологические особенности данной возрастной категории;
• в педагогической практике будет максимально реализован принцип индивидуального подхода;
• в педагогическую деятельность будет внедрена практика разработки и реализации специальных профильных программ художественно-эстетического развития.
Теоретическую базу исследования составили работы в области социально – культурной деятельности М.А. Ариарского, Г.М. Бирженюка, Е.М. Григорьевой, А.Д. Жаркова, А.С. Запесоцкого, И.А. Ивлиевой, А.С. Каргина, Ю.Д. Красильникова, Т.Г. Киселевой, А.П. Маркова, И.А. Новиковой, О.Л. Орлова, Е.И. Смирновой, В.Е Триодина, Ю.А. Стрельцова, В.Я. Суртаева, Б.А. Титова, В.В. Туева, Г.Л. Тульчинского, Д.В. Шамсутдиновой, Н.Н. Ярошенко и др. авторов.
Для подтверждения рабочей гипотезы в проведенном исследовании использованы следующие методы:
- теоретического анализа литературы: по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста; психологии и педагогики детей старшего дошкольного возраста;
- включенного наблюдения за подготовкой и проведением занятий по художественному воспитанию детей старшего дошкольного возраста;
- личные беседы с педагогами;
- включенного педагогического эксперимента;
- методы и технология социально-культурного проектирования.
Название проекта: «Художественно- эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ».
Вид проекта: Исследовательско - творческий.
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Возраст детей: 5-6 лет
Длительность проекта: долгосрочный (сентябрь - май)
Планируемые результаты:
• Построение и внедрение модели социального партнерства дошкольного учреждения с родителями воспитанников.
• Расширение знаний детей о изобразительных материалах и способах действия с ними.
• Развитие мелкой моторики.
• Пополнение словарного запаса.
• Формирование творческой личности.
• Положительная динамика художественно-эстетического развития воспитанников ДОУ.
• Удовлетворенность родителей воспитанников ожидаемыми результатами
Схема реализации проекта:
Художественно-эстетическое развитие является одним из основных направлений образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Функции эстетического воспитания реализуются в гармонизации личности, ее адаптации в общении, в познавательном и преобразующем отношении к жизни. Результат эстетического развития - человек, способный познавать и преобразовывать мир, себя, свою жизнь по законам красоты, духовности и гармонии.
План реализации проекта:
Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.
Как правило, дети любят рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, конструировать, получая возможность передать то, что их взволновало, что им понравилось, что вызвало у них интерес. Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Большей частью дети создают рисунки и другие работы по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения.
Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, специально организованных наблюдений и т. п.
Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.
I этап - Подготовительный
Срок - сентябрь – октябрь 2019 года
Задачи этапа: Создать необходимые условия для реализации данного проекта. Составить план проведения мероприятий. Выявить уровень художественно-эстетического развития у детей.
1. Анкетирование родителей по теме: «Художественно-эстетическое воспитание в вашей семье»
2. Собеседование с детьми об их семье, о семейном досуге.
3. Диагностика, анализ.
II этап - Реализация проекта
Срок: Ноябрь 2019 год – Апрель 2020 год
Задача этапа: Самостоятельное творчество детей под руководством педагога дополнительного образования. Взаимодействие родителей с детьми.
1. Беседы с детьми на темы:
« Солнечная осень», «Я в мире человек», «Моя семья», «Моя деревня». «Городской транспорт», «Профессии», «Мы помощники», «В декабре- все деревья в серебре», «Скоро праздник Новый год», «Что изменилось зимой?», «Зимующие птицы», «Лесные животные», «Подарок для самых любимых», «Наши защитники», «Здравствуй, весна!», «Мамин праздник», «Народное творчество», «Изменения в природе», «Добро пожаловать в космос», «Майские праздники».
2. Совместное посещение детей и родителей музея ремесла Северо-Запада России
3. Семейные праздники:
«Праздник осени», «Новый год», «8 марта» , «Широкая масленица», «День смеха».
4. Консультации для родителей на темы:
«Эстетическое воспитание в семье», «Рисовать вместе- это просто», «День рождения – только раз в году». «Как удивить детей новогодними подарками?»
5. Мастер-класс для родителей по теме: «Рукоделие в семье».
6. Изготовление папки-передвижки «Художественно-эстетическое воспитание вокруг нас».
7. Выставка совместных семейных поделок.
8. Семейная выставка «Наш дом».
9. Родительское собрание: «Роль семьи в воспитании детей».
10. Выставки детских работ по видам деятельности:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_hud_esteticheskomu_razvitiyu_detey_s_ovz_shunina_nm.docx | 69.24 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №28 комбинированного вида»
Проект программы художественно-эстетического развития детей с ОВЗ в группе старшего возраста комбинированной направленности
Название проекта: «Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ».
Разработала: воспитатель
1 квалификационный категоррии
Шунина Н.М.
Гатчинский район
д.Лампово
Актуальность: Дошкольный возраст – является важным и неповторимым периодом в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте у ребенка устанавливается связь с внешним миром. В дошкольном возрасте ребенок познаёт окружающий мир с помощью практического опыта. Благодаря практическому опыту, ребенок с радостью открывает и познает для себя окружающий мир.
В современном мире, интересы детей изменились. С моей точки зрения, дети - все меньше и меньше восхищаются прекрасным, их внимание приковано к: компьютерам, куклам Барби, гаджетам и игровым приставкам. Современные интересы детей в большинстве своем, к сожалению, не приносят определенной пользы для детей. Интересы, скорее выполняют реакреационную функцию. Куклы Барби- не помогут детям узнать такие понятия как «истинная красота», «великое искусство». Игровые приставки и гаджеты, не смогут научить детей, понимать где границы между добром и злом. Именно поэтому вопрос об эстетическом воспитании детей актуален в современном обществе.
К сожалению, современные родители уделяют лишь малую часть времени своему ребенку, в связи жизненных обстоятельств и работы. Именно поэтому основной задачей педагогов становится всестороннее воспитание и эстетическое развитие детей. Формирование эстетического развития занимает важное место в жизни каждого человека. Об этом, в своих философских научных трудах писали : Ю.Б. Борева, А.И. Бурова, А.К. Дремова и др.; в психолого-педагогических исследованиях П.П. Блонского, Л.А. Венгер, Л.С. Выготского, Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова и др.
Изучив разные научные исследования учёных, очевидно, что художественно-эстетическое развитие является фундаментом, на котором основывается формирование всесторонне развитой, духовно богатой личности. Художественно-эстетическое развитие личности, это не только воспитание эстетического отношения к искусству, окружающим людям, природе, но и к труду и быту; а также оно наполняет эмоциональную сферу личности, влияет на познание нравственной стороны действительности. Художественно-эстетическое развитие - это результат эстетического воспитания.
Цель проекта: развитие эмоциональной сферы, коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе ознакомления с изобразительным искусством, формирование всех психических процессов, развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.
Задачи проекта:
• обогащать художественно – эстетический опыт;
• формировать умения детей выражать свои эмоции, осваивать коммуникативные, интеллектуальные и художественные способности в процессе художественно – творческой деятельности;
• развивать творческую активность;
• поддерживать потребность в самоутверждении;
• развивать эмоциональную отзывчивость в процессе восприятия окружающего мира;
• воспитывать художественный вкус;
• воспитывать аккуратность в работе с различными изобразительными материалами.
Гипотеза: формирование основ художественно-эстетической культуры для детей старшего возраста с ОВЗ будет эффективным, если:
• организация художественно- творческой деятельности в условиях ДОУ будет строиться на базе современных методик, учитывающих психологические особенности данной возрастной категории;
• в педагогической практике будет максимально реализован принцип индивидуального подхода;
• в педагогическую деятельность будет внедрена практика разработки и реализации специальных профильных программ художественно-эстетического развития.
Теоретическую базу исследования составили работы в области социально – культурной деятельности М.А. Ариарского, Г.М. Бирженюка, Е.М. Григорьевой, А.Д. Жаркова, А.С. Запесоцкого, И.А. Ивлиевой, А.С. Каргина, Ю.Д. Красильникова, Т.Г. Киселевой, А.П. Маркова, И.А. Новиковой, О.Л. Орлова, Е.И. Смирновой, В.Е Триодина, Ю.А. Стрельцова, В.Я. Суртаева, Б.А. Титова, В.В. Туева, Г.Л. Тульчинского, Д.В. Шамсутдиновой, Н.Н. Ярошенко и др. авторов.
Для подтверждения рабочей гипотезы в проведенном исследовании использованы следующие методы:
- теоретического анализа литературы: по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста; психологии и педагогики детей старшего дошкольного возраста;
- включенного наблюдения за подготовкой и проведением занятий по художественному воспитанию детей старшего дошкольного возраста;
- личные беседы с педагогами;
- включенного педагогического эксперимента;
- методы и технология социально-культурного проектирования.
Название проекта: «Художественно- эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ».
Вид проекта: Исследовательско - творческий.
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Возраст детей: 5-6 лет
Длительность проекта: долгосрочный (сентябрь - май)
Планируемые результаты:
• Построение и внедрение модели социального партнерства дошкольного учреждения с родителями воспитанников.
• Расширение знаний детей о изобразительных материалах и способах действия с ними.
• Развитие мелкой моторики.
• Пополнение словарного запаса.
• Формирование творческой личности.
• Положительная динамика художественно-эстетического развития воспитанников ДОУ.
• Удовлетворенность родителей воспитанников ожидаемыми результатами
Схема реализации проекта:
Художественно-эстетическое развитие является одним из основных направлений образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Функции эстетического воспитания реализуются в гармонизации личности, ее адаптации в общении, в познавательном и преобразующем отношении к жизни. Результат эстетического развития - человек, способный познавать и преобразовывать мир, себя, свою жизнь по законам красоты, духовности и гармонии.
План реализации проекта:
Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.
Как правило, дети любят рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, конструировать, получая возможность передать то, что их взволновало, что им понравилось, что вызвало у них интерес. Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Большей частью дети создают рисунки и другие работы по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения.
Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, специально организованных наблюдений и т. п.
Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.
I этап - Подготовительный
Срок - сентябрь – октябрь 2019 года
Задачи этапа: Создать необходимые условия для реализации данного проекта. Составить план проведения мероприятий. Выявить уровень художественно-эстетического развития у детей.
1. Анкетирование родителей по теме: «Художественно-эстетическое воспитание в вашей семье»
2. Собеседование с детьми об их семье, о семейном досуге.
3. Диагностика, анализ.
II этап - Реализация проекта
Срок: Ноябрь 2019 год – Апрель 2020 год
Задача этапа: Самостоятельное творчество детей под руководством педагога дополнительного образования. Взаимодействие родителей с детьми.
1. Беседы с детьми на темы:
« Солнечная осень», «Я в мире человек», «Моя семья», «Моя деревня». «Городской транспорт», «Профессии», «Мы помощники», «В декабре- все деревья в серебре», «Скоро праздник Новый год», «Что изменилось зимой?», «Зимующие птицы», «Лесные животные», «Подарок для самых любимых», «Наши защитники», «Здравствуй, весна!», «Мамин праздник», «Народное творчество», «Изменения в природе», «Добро пожаловать в космос», «Майские праздники».
2. Совместное посещение детей и родителей музея ремесла Северо-Запада России
3. Семейные праздники:
«Праздник осени», «Новый год», «8 марта» , «Широкая масленица», «День смеха».
4. Консультации для родителей на темы:
«Эстетическое воспитание в семье», «Рисовать вместе- это просто», «День рождения – только раз в году». «Как удивить детей новогодними подарками?»
5. Мастер-класс для родителей по теме: «Рукоделие в семье».
6. Изготовление папки-передвижки «Художественно-эстетическое воспитание вокруг нас».
7. Выставка совместных семейных поделок.
8. Семейная выставка «Наш дом».
9. Родительское собрание: «Роль семьи в воспитании детей».
10. Выставки детских работ по видам деятельности:
Рисование | Лепка/аппликация |
Тема «Добро пожаловать в мир творчества» | Лепка. Тема: «Гость из сказки» |
Тема: «Дары осени» | Аппликация. Тема: «Репка». |
Тема: «Солнечная осень» | Аппликация. Тема: «Солнечная осень» |
Тема: «Я в мире человек» | Лепка. Тема: «Я в мире человек» |
Тема: «Наша дружная семья» | Лепка. Тема: «Мой любимый пирожок» |
Тема: Рисование «Открытка для моей семьи». | Тема: Аппликация «Мой дом» |
Тема: Рисование «Мама, папа, я- дружная семья» | Тема: Лепка «Дом» |
Тема: Рисование «Мой город» | Тема: Аппликация «Дома на нашей улице». |
Тема: Рисование «Городской транспорт» | Тема: Лепка «Транспорт» |
Тема: Рисование «Профессии» | Тема: Лепка «Компот» |
Тема: Рисование «Мы помощники» | Тема: Аппликация «Разбитая ваза» |
Тема: Рисование «Поможем маме сварить суп» | Тема: Лепка «Мы помощники». |
Тема: Рисование «Снежная улица». | Тема: Аппликация «Снежинки» |
Тема: Рисование «Зеленая елочка» | Тема: Лепка «Украшение для елки» |
Тема: Рисование «Елочные шары» | Тема: Аппликация «Разноцветная гирлянда» |
Тема: Аппликация «Подарки к Новому году» | |
Тема: Рисование «Зимний пейзаж» | Тема: Лепка «Снеговик» |
Тема: Рисование «Зимующие птицы» | Тема: Лепка «Ягодки для птиц» |
Тема: Рисование «Белочка» | Тема: «Мишка» |
Тема: Рисование «Моя игрушка». | Тема: Лепка «Пирамидка» |
Тема: Аппликация «Куколка» | |
Тема: Рисование «Большое сердце» | Тема: Лепка «Сердечко» |
Тема: Аппликация «Наши защитники» | |
Тема: Рисование «Здравствуй, весна!» | Тема: Лепка «Веточка мимозы» |
Тема: Рисование «Мамин праздник» | Тема: Лепка «Чашечка для мамы» |
Тема: Рисование «Матрешка» | Тема: Лепка «Дымковская лошадка» |
Тема: Рисование «Дымковский петушок». | Тема: Лепка «Юбочка для барыни» |
Тема: Рисование «Наступила весна» | Тема: Лепка «Подснежник» |
Тема: Коллективная аппликация «Добро пожаловать в космос» | |
Тема: Рисование «Звонкий дождик» | Тема: Лепка «Радуга» |
Тема: Рисование «1 мая» | Тема: Аппликация «Спасибо деду за победу!» |
Тема: Рисование «Фиалка» | Тема: Лепка «Кактус» |
Тема: Рисование «Арбуз» | Тема: Лепка «Клубничка» |
11. Фотовыставка «Я и моя семья».
12. Педсовет по теме «Развитие детей в художественно-эстетическом направлении через семейные традиции».
13. Диагностика детей, анализ
III этап - заключительный.
Срок: апрель - май 2020 года.
Задача этапа : Систематизировать и представить на итоговом педагогическом совете опыт работы по использованию инновационных технологий в форме доклада.
2.3 Результаты экспериментального исследования
Диагностика по художественно-эстетическому развитию детей с ОВЗ в группе старшего возраста комбинированной направлености
Список детей старшей группы:
- Бабаназаров Хамудулла
- Карабут Юлиана
- Мазюкин Станислав
- Пелевин Иван
- Николаева Николь
- Романов Арсений
- Тайлонов Марк-Али
- Кузнецов Назар
- Кузнецов Анатолий
Ф.И. ребенка | Рисование | ||||||||||||
1. Умеет передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок | 2. Умеет рисовать различными изобразительными материалами (карандаши, гуашь, акварель, мелки, фломастер, разнообразные кисти) | 3. Умеет рисовать кистью разными способами: широкие линии- всем ворсом, тонкие- концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки | 4. Знает цвет- фиолетовый, а также оттенки (голубой, розовый, темно-зеленый, сиреневый) | 5. Умеет смешивать краски для получения новых цветов и оттенков | 6. Умеет соотносить предметы в сюжете по величине | ||||||||
НГ | СГ | НГ | СГ | НГ | СГ | НГ | СГ | НГ | СГ | НГ | СГ | ||
Бабаназаров Х. | 2 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 2 | 4 | 2 | 3 | 1 | 3 | |
Карабут Ю. | 2 | 4 | 4 | 4 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | |
Мазюкин С. | 2 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | |
Пелевин И. | 1 | 3 | 3 | 4 | 2 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 2 | 3 | |
Николаева Н. | 2 | 4 | 3 | 4 | 1 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 2 | 3 | |
Романов А. | 2 | 3 | 3 | 4 | 1 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | |
Тайлонов М. | 2 | 4 | 3 | 4 | 2 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | |
Кузнецов Н. | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | |
Кузнецов А. | 3 | 4 | 4 | 4 | 2 | 4 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 4 | |
Общий балл диагностики | 1,7 | 3,7 | 3,5 | 4 | 2,2 | 3,7 | 2,5 | 3,6 | 2,5 | 3,5 | 2,1 | 3,4 | |
Ф.И. ребенка | Лепка | ||||||||||||
1. Умеет лепить из глины, пластилина, пластической массы. Умеет лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты) | 2. Умеет сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми | 3. Умеет лепить мелкие детали; пользоваться стекой; использовать дополнительные материалы (зернышки, бусинки) | |||||||||||
НГ | СГ | НГ | СГ | НГ | СГ | ||||||||
Бабаназаров Х. | 2 | 4 | 1 | 3 | 3 | 4 | |||||||
Карабут Ю. | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | |||||||
Мазюкин С. | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | |||||||
Пелевин И. | 4 | 4 | 2 | 4 | 3 | 4 | |||||||
Николаева Н. | 2 | 4 | 2 | 4 | 2 | 3 | |||||||
Романов А. | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | |||||||
Тайлонов М. | 3 | 4 | 3 | 4 | 2 | 3 | |||||||
Кузнецов Н. | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | |||||||
Кузнецов А. | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | |||||||
Общий балл диагностики | 3 | 4 | 2,5 | 3,8 | 2,7 | 3,7 | |||||||
Ф.И.ребенка | Аппликация | ||||||||||||
1. Умеет преобразовывать одни геометрические фигуры в другие ( квадрат в 2-4 треугольника, прямоугольник в полоски или маленькие квадраты) | 2. Умеет вырезать одинаковые фигуры из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения- из бумаги, сложенной пополам | 3. Умеет создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения | |||||||||||
НГ | СГ | НГ | СГ | НГ | СГ | ||||||||
Бабаназаров Х. | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 4 | |||||||
Карабут Ю. | 3 | 4 | 2 | 4 | 3 | 4 | |||||||
Мазюкин С. | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | |||||||
Пелевин И. | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | |||||||
Николаева Н. | 2 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | |||||||
Романов А. | 3 | 4 | 2 | 3 | 3 | 4 | |||||||
Тайлонов М. | 2 | 4 | 2 | 4 | 3 | 4 | |||||||
Кузнецов Н. | 2 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | |||||||
Кузнецов А. | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | |||||||
Общий балл диагностики | 2,6 | 3,7 | 2,6 | 3,7 | 3,4 | 4 |
Обозначение: НГ- начало года, СГ- середина года
Оценка результатов диагностики:
4 балла (высокий уровень)- ребенок самостоятельно справляется с заданием
3 балла (средний уровень)- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого
2 балла (уровень ниже среднего)- ребенок справляется с заданием со второй попытки
1 балл (низкий уровень)- ребенок не справляется с заданием
Инструментарий для проведения диагностики (Приложение 1)
Результаты диагностики по художественно- эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста представлены на рисунках 4, 5, 6.
Средний балл по умению передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, составляет в начале года 1,7, в середине года 3,7.
Средний балл по умению рисовать различными изобразительными материалами, составляет в начале года 3,5, в середине года 4.
Средний балл по умению рисовать кистью разными способами, составляет в начале года 2,2, в середине года 3,7.
Средний балл по знаниям цветов и оттенков, составляет в начале года 2,5, в середине года 3,6.
Средний балл по умению смешивать краски для получения новых цветов и оттенков, составляет в начале года 2,5, в середине года 3,5.
Средний балл по умению соотносить предметы в сюжете по величине, составляет в начале года 2,1, в середине года 3,4.
По диаграмме, представленной на рисунке 4 видно, что результаты по рисованию с начала года выросли к середине года на 1,5 балла.
Рисунок 4. Рисование.
Средний балл по умению лепить из глины, пластилина, пластической массы и умению лепить с натуры и по представлению знакомые предметы, составляет в начале года 3, в середине года 4.
Средний балл по умению сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми, составляет в начале года 2,5, в середине года 3,8.
Средний балл по умению лепить мелкие детали; пользоваться стекой; использовать дополнительные материалы, составляет в начале года 2,7, в середине года 3,7.
По диаграмме, представленной на рисунке 5 видно, что результаты по лепке с начала года выросли к середине года на 1 балл.
Рисунок 5. Лепка.
Средний балл по умению преобразовывать одни геометрические фигуры в другие, составляет в начале года 2,6, в середине 3,7.
Средний балл по умению вырезать одинаковые фигуры из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения- из бумаги, сложенной пополам, составляет в начале года 2,6, в середине года 3,7.
Средний балл по умению создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения, составляет в начале года 3,4, в середине года 4.
По диаграмме, представленной на рисунке 6 видно, что результаты по аппликации с начала года выросли к середине года на 0,9 балла.
Рисунок 6. Аппликация.
Согласно полученным баллам по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста в середине года от 3- до 4 баллов. Дети разделены на два уровня: высокий - от 3,0 до 4 баллов, средний – от 2,0 до 3,0 баллов. Таким образом: 40% детей имеют высокий уровень , 50 % детей имеют уровень выше среднего и 10 % детей имеют средний уровень.
Выводы
Воспитание художественно-эстетического отношения к окружающему способствует формированию многих качеств личности ребенка. Это сложный и длительный процесс. Для которого необходимо понимание ребенком прекрасного в искусстве и в жизни, чтобы накопить элементарные эстетические впечатления. Следовательно, мысль о ведущем месте в осуществлении художественно-эстетического воспитания в учреждениях ДО- верна. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.
Дети приобретают такие навыки и умения наблюдать за явлениями окружающего мира, всматриваться в них, видеть как общие свойства, присущие многим объектам, так и характерные, индивидуальные, что помогает им потом при изображении наблюдаемого. Воспитывая у детей эстетический вкус, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего мира, беречь ее.
Работа по художественно-эстетическому воспитанию в учреждении ДО связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы организации ее очень разнообразны, и результаты проявляются в различных видах деятельности.
Во всей системе учебно-воспитательного процесса, художественно-эстетическое воспитание занимает важное место, так как это не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений мировоззрения. Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Природа, труд, окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, дополнительное образование - все, то что может быть прекрасным имеет воспитательное значение. Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно.
ДОУ является одним из основных и главных средств художественно-эстетического воспитания – эта гипотеза подтвердилась на практике, благодаря анализу учреждения ДО «МБДОУ «Детский сад №28 комбинированного вида».
Корректность выдвинутой гипотезы и теоретическое изучение проблемы нашего исследования, а так же результаты педагогического эксперимента подтвердили её и позволили сформулировать следующие выводы:
• Исследование доказало, что формирование основ художественно-эстетического вкуса старших дошкольников в ДОУ работает на практике.
• На основе выявленных знаний с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей были проведены специальные занятия с использованием игровой мотивации.
Таким образом, гипотеза, подтвердилась. Формирование основ художественно-эстетического развития старших дошкольников в ДОУ, будут эффективными, если:
• организация художественно- творческой деятельности в условиях дошкольного учреждения строится на базе современных методик, учитывающих психологические особенности данной возрастной категории;
• в педагогической практике реализован принцип индивидуального подхода;
• в педагогическую практику внедрена специальная профильная программа художественно-эстетического развития;
• осуществляется совместная работа детей и родителей под руководством педагога дополнительного образования.
Диагностика по выявлению художественно- эстетического развития у детей старшего дошкольного возраста, которая была проведена в начале года и в середине года, показала что: умение детей по рисованию, лепке и аппликации в средней группе выросла на 1,3 балла; умение по рисованию, лепке и аппликации в старшей группе выросла на 1 балл.
Представленный проект направлен на успешное развитие художественно- эстетических навыков у детей старшего возраста.
Исследование показало, что познавательный интерес у дошкольников довольно велик, а наличие интереса является первым условием успешного воспитания, главное чтобы семья поддерживала этот интерес и помогала ему развиваться в условиях ДОУ.
Приложение № 1
Инструментарий для проведения диагностики по художественно-эстетическому развитию у детей старшего дошкольного возраста
Цель | Виды деятельности | Критерии оценки |
Рисование | ||
Цель: Умеет рисовать различными изобразительными материалами (карандаши, гуашь, акварель, мелки, фломастер, разнообразные кисти). Умеет соотносить предметы в сюжете по величине | Самостоятельное рисование «Красивые цветы». Материалы: карандаши, разнообразные кисти, гуашь, акварель, баночки для краски, фломастеры, цветные мелки, бумага А4. Задание: Ребенку предлагается самостоятельно нарисовать цветы большого и маленького размера на листе бумаге А4, разными изобразительными материалами. Большие цветы, дети рисуют красками, маленькие- карандашами, мелками и фломастерами. Дети выполняют задание самостоятельно. | 1 балл - ребенок не понимает задания. 2 балла - ребенок справляется с заданием со второй попытки. 3 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 4 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием |
Цель: Умеет передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок | Рисование по мотивам сказки «Теремок». Материалы: цветные мелки, бумага А4. Задание: Педагог напоминает содержание сказки «Теремок», демонстрирует иллюстрации к сказке. Затем просит детей самостоятельно нарисовать теремок на листе бумаги А4. | 1 балл - ребенок не справляется с заданием 3 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 4 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием |
Цель: Умеет рисовать кистью разными способами: широкие линии- всем ворсом, тонкие- концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки | Рисование «Домик в деревне». Материалы: кисти, акварель, баночки для краски, бумага А4. Задание: Педагог предлагает детям нарисовать домик в деревне. Педагог акцентирует внимание детей на то, что дом необходимо раскрасить коричневой краской, крышу и окошки в доме- желтой, а траву- на которой стоит дом, зеленой краской. Дети выполняют задание самостоятельно. | 1 балл - ребенок не справляется с заданием. 3 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 4 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием |
Цель: Знает цвет- фиолетовый, а также оттенки (голубой, розовый, темно-зеленый, сиреневый) | Дидактическая игра «Назови цвет». Материал: набор карточек 12 цветов (белый, черный, красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, коричневый, голубой, розовый, темно-зеленый, сиреневый) Задание: Перед ребенком выкладывается набор карточек разного цвета. Педагог просит ребенка назвать цвет каждой карточки. Покажи карточку синего (белого, коричневого и т.д.) цвета. | 1 балл - ребенок не справляется с заданием. 3 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 4 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием |
Цель: Умеет смешивать краски для получения новых цветов и оттенков | Рисование «Грустный светофор». Материалы: гуашь желтого и синего цвета по количеству детей, кисточки, баночки для краски, нарисованный на листе А3 светофор без зеленого огонька. Задание: Педагог рассказывает, что встретил по дороге на занятия «Грустного светофора», и решил взять его с собой на занятия. Затем, педагог предлагает детям рассмотреть светофор; задает вопросы «чего же не хватает у светофора?» Обращает внимание детей, что у светофора нет зеленого цвета. Педагог предлагает разрисовать светофор зеленым цветом, делая акцент на том, что у нас есть только синий и желтый. Педагог предоставляет детям возможность придумать как можно получить зеленый цвет. Дети выполняют смешивание красок, самостоятельно. | 1 балл - ребенок не справляется с заданием. 3 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 4 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием |
Лепка | ||
Цель: Умеет лепить из глины, пластилина, пластической массы. Умеет лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты). Умеет сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми. Умеет лепить мелкие детали; пользоваться стекой; использовать дополнительные материалы | Самостоятельная лепка предмета. | 1 балл - ребенок не справляется с заданием |
Аппликация | ||
Цель: Умеет преобразовывать одни геометрические фигуры в другие ( квадрат в 2-4 треугольника, прямоугольник в полоски или маленькие квадраты) | Задание «Вот такие фигуры!» Материалы: вырезанные квадраты и прямоугольники из картона по количеству детей, ножницы. Задание: Педагог показывает квадрат и прямоугольник, спрашивает у детей, как называются эти геометрические фигуры. Затем педагог спрашивает из каких других геометрических фигур состоит квадрат и прямоугольник. При неправильном ответе детей, подсказывает им. Далее педагог предлагает создать новые геометрические фигуры из заготовленных квадратов и прямоугольников. Дети выполняют задание самостоятельно. | 1 балл - ребенок не справляется с заданием. 3 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 4 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием |
Цель: Умеет вырезать одинаковые фигуры из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения- из бумаги, сложенной пополам | Аппликация «Яркая бабочка» Материалы: двухсторонняя цветная бумага, бумага А4, клей, ножницы. Задание: Педагог демонстрирует детям, как можно вырезать бабочку с одинаковыми крыльями из двухсторонней бумаги. Педагог помогает нарисовать на сложенной половине бумаги одну сторону бабочки детям, у которых возникают проблемы. Затем дети вырезают бабочек, и приклеивают их на простую бумагу А4. Педагог говорит, что необходимо украсить крылышки бабочек разноцветными кружочками. Показывает как сложить бумагу гармошкой, рисует кружок и вырезает его. Таким образом получается одновременно несколько кружочков. Дети следуя инструкции педагога, вырезают кружочки и приклеивают их на крылышки бабочек. | 1 балл - ребенок не справляется с заданием. 3 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 4 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием |
Цель: Умеет создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения | Самостоятельная аппликация «Моя любимая игрушка» Материалы: цветная двухсторонняя бумага, картон, карандаши, клей, бумага А4, ножницы. Задание: Педагог предлагает детям создать свою аппликацию на тему «Моя любимая игрушка». Ребенок выполняет задание самостоятельно. | 1 балл - ребенок не справляется с заданием. 3 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 4 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Формирование художественно-эстетического развития у детей старшего дошкольного возраста через декоративно-прикладное искусство "Чудесная тестопластика".
Проект «Формирование художественно-эстетического развития у детей старшего дошкольного возраста через декоративно-прикладное искусство «Чудесная тестопластика»....
Проект по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста "Страна красок"
Конспект проекта по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста "Страна красок"Задачи:1. Образовательная: Формировать валеологическую куль...
Опыт работы по теме «Развитие художественно-эстетических способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
laquo;Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»....
Музыкально- познавательный проект « Песни военных лет » ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ (художественно-эстетическое развитие) для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Проект нацелен на формирование представлений дошкольников о роли песен во время войны, об истории их создания....
Проект по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Умелые ручки»
Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действ...
Презентация проекта «Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ
Актуальность: Дошкольный возраст – является важным и неповторимым периодом в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте у ребенка устанавливается связь с внешним миром. В дошкольном возрасте...
Педагогический проект по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Мы любим творчество»
Новизна проекта состоит в возможности совмещения процесса обучения с практикой изготовления изделий из разнообразных художественных материалов....