Методика педагогического сопровождения развития сюжетно-ролевых игр
учебно-методический материал

Ковалева Анна Анатольевна

Ведушим видом игровой деятельности дошкольников является сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевые иры составляют основной пласт творческих игр, присущих дошкольникам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

«Сюжетно-ролевые игры детей от 3-х лет»

«Игра – это искра, зажигающая огонек

Пытливости и любознательности»

В.А.Сухомлинский

Содержание понятия “сюжетно-ролевая игра”.

Игра – основной вид деятельности в дошкольный период.

Ведущим видом игровой деятельности дошкольников является сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевые игры составляют основной пласт творческих игр, присущих дошкольникам. В их состав могут входить элементы строительно-конструктивных, театрализованных и других игр.

Психолог Д.Б. Эльконин дает такое определение сюжетно-ролевой игры: “Ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними”.

Л.С. Выготский отмечал, что основой сюжетно-ролевой игры является мнимая, или воображаемая, ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет игровые действия в созданной им самим игровой обстановке.

Источник сюжетно-ролевых игр дошкольников – окружающий мир предметов, людей, природа, жизнь и деятельность детей и взрослых.

А.В. Запорожец отмечал: “Игра, как и сказка, учит ребенка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков”.

Игра занимает важное место в жизни дошкольника и является преобладающим видом самостоятельной детской деятельности. В сюжетно-ролевых играх развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П. Усова).

Свободная сюжетная игра – самая интересная для детей дошкольного возраста деятельность. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее субъективное чувство свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений, что не всегда происходит в других видах продуктивной деятельности дошкольников. Сюжетная игра не требует от ребенка конкретного “продукта”. В ней все происходит “как будто”. Ребенок может успешно осуществлять любую деятельность взрослых, включаться в любые ситуации, проживать “желаемые события”. Эти возможности расширяют практический мир ребенка, создают положительный эмоциональный фон развития.

Источником сюжетно-ролевых игр является окружающий мир во всем его многообразии. Сюжетно-ролевые игры органично включаются в разные виды организованной и самостоятельной деятельности детей и имеют важное значение в их развитии и воспитании.

Методика педагогического сопровождения развития сюжетных игр в младшей группе.

Особенности игр детей:

  • Главное в игре для ребенка – действие с игрушкой.
  • Отсутствует  подготовительный этап в игре. Игра начинается от игрушки – увидел – захотел поиграл.
  • Появляются простые бытовые сюжеты взаимосвязанные с личным опытом.
  • Длительность игры незначительная, тк мало опыта и игровых навыков (не более 10 мин).
  • Внимание ребенка направлено на действия с предметами, отношение к реальности нетребовательное.
  • Ролевого взаимодействия со сверстниками в игре пока нет. В основном «игра рядом», автономная игра, по два-три человека.
  • Но ребенок видит сверстника в игре и оценивает его игру, взаимодействует его игровые идеи, действия. Но играет рядом в параллельных ролях, а не вместе.
  • Часто возникают ссоры из-за игрушек.
  • Основные темы игры: семья, шофер, врач, строители, магазин, парикмахерская и тд .

Основные задачи воспитателя:

  • Помогать детям придумывать новое содержание игры, но сохранять при этом его творчество и самостоятельность.
  • Помогать детям подключаться к играм сверстников, готовить их к ролевому взаимодействию.
  • Обогащать впечатления детей по бытовой тематике и труду взрослых.

Методика работы:

  • Важно помнить о том, что данный возраст связан с кризисом «3-х лет», поэтому ребенок стремится к самостоятельности и не хочет подчиняться советам взрослого в игре.
  • Воспитатель может влиять на игру ребенка, приняв в ней участие в роли «ученика» (т.е. в параллельной роли), не претендуя на главенство в игре, подбрасывать своими игровыми действиями игровые идеи для копирования ребенком.
  • Воспитатель в совместной дидактической игре с куклой обучает детей разными игровыми действиями, помогает объединиться вокруг себя все желающим играть в данный момент. В совместной игре воспитатель помогает объединять 2-3 знакомых сюжета, придумывать новый сюжет, организовывать  игровую обстановку. Воспитатель помогает детям играть, выполняя роли «консультанта», учит поддерживать ролевой диалог.
  • Воспитатель использует косвенные приемы обогащения детей знаниями об окружающем мире (важно давать новые знания небольшими дозами!!!)
  • Воспитатель в педагогической оценке фиксирует внимание детей на то, что ребенок может взять на себя роль и подобрать под нее действия («как настоящий врач все делает правильно, сначало осматривает больного,  а потом дает ему лекарства, делает укол…..)

Предметно-развивающая среда.

Атрибуты: ( Это возраст атрибутов!!!!)

  • Необходимые атрибуты, обозначающие внешний знак роли (халат, фуражка…),

+атрибуты-орудия, помогающие изображать действия взрослых + атрибуты-орудия, помогающие изображать действия взрослых + атрибуты, побуждающие к ролевому взаимодействию (телефон, весы…). Атрибуты действующие, приближенные к реальным предметам + предметы-заместители

Стационарные уголки:

  • Кукольный уголок (жилая комната с крупной мебелью, куклы дошкольники, голыши, наборы посуды, одежда, постельные принадлежности, игрушки-животные.
  • Бытовой уголок (стирка-купание-глажение).
  • Ряжение (зеркало, вешалка для атрибутов, сундучок, бысы, косынки, сарафаны, передники, украшение и атрибуты для мальчиков….).
  • Больница
  • Уголок игрушек-двигателей – «Гараж» (крупные коляски, машины, самосвалы, грузовики….)
  • Строительный уголок (ковер, простые строительные наборы, игрушки для обыгрывания построек, большие модули для совместных с воспитателем построек и коллективного обыгрывания)
  • Атрибуты для игр мальчиков – аэродромы, речные порты, машинные парки и тд.

Уголки должны пополняться в течение года. Новые атрибуты надо обязательно вносить при детях, рассматривая и обыгрывая их.

Игровые зоны должны быть подвижны –создаваться и убираться (во время игры).

Методика педагогического сопровождения развития сюжетных игр в средней группе.

Особенности игр детей:

  • Главное в игре – ролевое взаимодействие (появляется интерес к замыслу партнера).
  • Все стремятся к выполнению главной роли (как более понятной, насыщенной разными интересными игровыми действиями).
  • Сверстника в игре ребенок выбирает по внешним симпатиям (вид характера), а не по игровым возможностям.
  • Игровые объединения небольшие 2-3 человека.
  • Появляется ролевой диалог (дети больше говорят, меньше проигрывают)
  • Основу игры составляет короткий сюжет (быт, труд взрослых + некоторые фантазийные сюжеты из мультфильмов).
  • Длительность игры несколько увеличивается, но игра быстро прерывается из-за недостатка знаний.
  • Самостоятельного предварительного сговора на игру пока еще нет.
  • Ребенок не очень охотно принимает взрослого в игру, т.к. все внимание поглощает сверстники.

Основные задачи воспитателя:

  • Учить объединяться в игре, распределять роли, играть сообща
  • Обогащать содержание и тематику детских игр.
  • Учить самостоятельно создавать и  развивать игровые сюжеты.

Методика работы:

  • Воспитатель включается в игу только в случае необходимости, т.к. дети доброжелательно принимает его в свою игру только в качестве интересного источника игровых идей и новых игровых действий, либо как игрового партнера на второстепенную роль
  • Воспитатель в самостоятельных играх детей должен выполнять своеобразную роль «человека», помогающего нескольким играющим подгруппами объединяться периодически в общем сюжете (магазин-семья-парикмахерская)
  • Воспитатель должен работать над развитием содержания детских игр. Для этого целесообразно на месяц определить 1-2 темы игры и планомерно обогащать их содержание

Приемы работы воспитателя:

КОСВЕННЫЕ

  • Наблюдения, экскурсии
  • Занятия по ознакомлению с окружающим миром
  • Чтение художественной литературы
  • Просмотр видео материалов
  • Внесение новых игрушек и атрибутов
  • Совместное изготовление атрибутов

ПРЯМЫЕ

  • Организация сговора и настроя на игру
  • Помощь в составление плана-сюжета игры
  • Помощь в создании игровой обстановки
  • Эпизодическое участие в игре
  • Контроль всего хода игры
  • Оценка взаимоотношений детей в игре

Предметно-развивающая среда.

Атрибуты малозначимы, главное взаимоотношения!

Должно быть много предметов-заместителей + дуги, ширмы, атрибуты-костюмы изображать действия взрослых +атрибуты, побуждающие ролевому взаимодействию. Атрибуты действующие, приближенные к реальным предметам + предметы-заменители.

Стационарные уголки:

  • Кукольный уголок (разнообразная мебель, посуда, предметы культуры быта + куклы в профессиональной одежде + игрушки сказочные персонажи + театральные игрушки)
  • Уголок игрушек-двигателей – «Гараж» (машины разных размеров и назначения с функционирующими деталями)
  • Строительный уголок (ковер, тематические строительные наборы, игрушки для обыгрывания построек, схемы, чертежи, фотографии построек)

Оборудование для сюжетно-ролевых игр может храниться на полках, должны иметь значки, обозначающие тему игры. Однако при возможности желательно иметь стационарные игровые уголки.

Методика педагогического сопровождения развития сюжетных игр в старших группах.

Особенности игр детей:

  • Главное в игре – развитие сюжета. Игра достигает кульминации в своем развитии. Дети начинают ценить партнеров по игре за их игровые качества, гордится своей хорошей игрой.
  • Темы игр разнообразные появляются романтические,  героические, фантазийные сюжеты
  • Активно развивается режиссерская игра
  • Игра возникает от замысла, замыслы разнообразны, оригинальны
  • Основу игр составляют правила, придуманные самими детьми, основанными на правдивости, изображения реальной жизни
  • Количество ролей в одной игре увеличивается до 5-7, роль становиться более выразительной, насыщенной
  • Игровые интересы устойчивые, дети могут играть в одну и тужу игру много дней подряд
  • Игровые интересы мальчиков и девочек различны
  • Появляются игровые лидеры. Главное – сюжет, события, отношения между ролями, ролевой диалог
  • Четко выражен подготовительный этап к игре (сговор, распределение ролей, составление сюжета)

Основные задачи воспитателя:

  • Главное – формирование товарищеских отношений в игре
  • Развитие активной самостоятельной игровой деятельности
  • Обучение технике игры: формирование ролевого взаимодействия, обучение сюжетосложению.
  • Помощь в согласовании действий в игре между разными ролями

Методика работы:

  • Основное место занимают косвенные приемы: экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, видеофильмов, чтение художественной литературы. Универсальный прием является рассказ воспитателя из личного опыта или об увиденных играх. Разговор с детьми о прошедших играх самих детей.
  • Обучение сюжетосложению (приемы «расшатывания сюжета», создание «тематических книжек»)
  • Прямые приемы: эпизодическое участие в игре ( в роли консультанта, диспетчера); подсказка нового направления в игре, совет; участие в сговоре по поводу содержания игры; показ способов использования технических игрушек.

Предметно-развивающая среда.

Атрибуты вновь обретают особую значимость. Дети любят развернутую, хорошо обустроенную обстановку.

Ребенок менее зависим в игре от предметного окружения, т.к. игра уже идет от замысла. Дети сами создают игровую обстановку. Однако наличие атрибутов делает игру более интересной, выразительной.

Воспитатель при создании игровой среды в группе важно учитывать интересы мальчиков и девочек.

Атрибуты должны быть многофункциональными, для того, чтобы была возможность использовать их во многих играх.

Атрибуты и игрушки могут хранится на полках в коробках с символами или надписями печатным  буквами. Важно выделить достаточно места для развертывания коллективных игр и предоставить детям время для игры.

В группе обязательно должно быть много книг, журналов для рассматривания по темам, интересующим детей и отражающимся в игровых сюжетах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогическое сопровождение развития ребенка от 3х месяцев до 1 года в условиях учреждения дополнительного образования детей"

Известный педагог А.С. Макаренко сказал: «Воспитание начинается с первого вздоха ребёнка, и если мать начала думать о воспитании сына на шестом месяце его жизни, то она опоздала на полгода». В первый ...

"Психолого-педагогическое сопровождение развития детской одаренности "

Психолого-педагогическое сопровождение развития детской одаренности....

Деятельность педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения в рамках психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в дошкольном возрасте

В своей работе опираюсь именно на принципы психолого-педагогического сопровождения образовательно-воспитательного процесса.ЦЕЛЬ психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном ...

Педагогическое сопровождение развития сюжетно-ролевой игры в средней группе детского сада.

В работе отражены влияние игры на физическое воспитание детей и роль педагога в организации игры и развитии игровых умений детей средней группы детского сада. Приведены результаты диагностики игровых ...

педагогическая статья " педагогическое сопровождение развития связной речи детей пятого года жизни средствами театрализованных игр"

педагогическая статья " педагогическое сопровождение развития связной речи детей пятого года жизни средствами театрализованных игр"...