Методика педагогического сопровождения развития сюжетно-ролевых игр
учебно-методический материал
Ведушим видом игровой деятельности дошкольников является сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевые иры составляют основной пласт творческих игр, присущих дошкольникам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методика педагогического сопровождения развития сюжетно-ролевых игр | 23.8 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сюжетно-ролевые игры детей от 3-х лет»
«Игра – это искра, зажигающая огонек
Пытливости и любознательности»
В.А.Сухомлинский
Содержание понятия “сюжетно-ролевая игра”.
Игра – основной вид деятельности в дошкольный период.
Ведущим видом игровой деятельности дошкольников является сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевые игры составляют основной пласт творческих игр, присущих дошкольникам. В их состав могут входить элементы строительно-конструктивных, театрализованных и других игр.
Психолог Д.Б. Эльконин дает такое определение сюжетно-ролевой игры: “Ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними”.
Л.С. Выготский отмечал, что основой сюжетно-ролевой игры является мнимая, или воображаемая, ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет игровые действия в созданной им самим игровой обстановке.
Источник сюжетно-ролевых игр дошкольников – окружающий мир предметов, людей, природа, жизнь и деятельность детей и взрослых.
А.В. Запорожец отмечал: “Игра, как и сказка, учит ребенка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков”.
Игра занимает важное место в жизни дошкольника и является преобладающим видом самостоятельной детской деятельности. В сюжетно-ролевых играх развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П. Усова).
Свободная сюжетная игра – самая интересная для детей дошкольного возраста деятельность. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее субъективное чувство свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений, что не всегда происходит в других видах продуктивной деятельности дошкольников. Сюжетная игра не требует от ребенка конкретного “продукта”. В ней все происходит “как будто”. Ребенок может успешно осуществлять любую деятельность взрослых, включаться в любые ситуации, проживать “желаемые события”. Эти возможности расширяют практический мир ребенка, создают положительный эмоциональный фон развития.
Источником сюжетно-ролевых игр является окружающий мир во всем его многообразии. Сюжетно-ролевые игры органично включаются в разные виды организованной и самостоятельной деятельности детей и имеют важное значение в их развитии и воспитании.
Методика педагогического сопровождения развития сюжетных игр в младшей группе.
Особенности игр детей:
- Главное в игре для ребенка – действие с игрушкой.
- Отсутствует подготовительный этап в игре. Игра начинается от игрушки – увидел – захотел поиграл.
- Появляются простые бытовые сюжеты взаимосвязанные с личным опытом.
- Длительность игры незначительная, тк мало опыта и игровых навыков (не более 10 мин).
- Внимание ребенка направлено на действия с предметами, отношение к реальности нетребовательное.
- Ролевого взаимодействия со сверстниками в игре пока нет. В основном «игра рядом», автономная игра, по два-три человека.
- Но ребенок видит сверстника в игре и оценивает его игру, взаимодействует его игровые идеи, действия. Но играет рядом в параллельных ролях, а не вместе.
- Часто возникают ссоры из-за игрушек.
- Основные темы игры: семья, шофер, врач, строители, магазин, парикмахерская и тд .
Основные задачи воспитателя:
- Помогать детям придумывать новое содержание игры, но сохранять при этом его творчество и самостоятельность.
- Помогать детям подключаться к играм сверстников, готовить их к ролевому взаимодействию.
- Обогащать впечатления детей по бытовой тематике и труду взрослых.
Методика работы:
- Важно помнить о том, что данный возраст связан с кризисом «3-х лет», поэтому ребенок стремится к самостоятельности и не хочет подчиняться советам взрослого в игре.
- Воспитатель может влиять на игру ребенка, приняв в ней участие в роли «ученика» (т.е. в параллельной роли), не претендуя на главенство в игре, подбрасывать своими игровыми действиями игровые идеи для копирования ребенком.
- Воспитатель в совместной дидактической игре с куклой обучает детей разными игровыми действиями, помогает объединиться вокруг себя все желающим играть в данный момент. В совместной игре воспитатель помогает объединять 2-3 знакомых сюжета, придумывать новый сюжет, организовывать игровую обстановку. Воспитатель помогает детям играть, выполняя роли «консультанта», учит поддерживать ролевой диалог.
- Воспитатель использует косвенные приемы обогащения детей знаниями об окружающем мире (важно давать новые знания небольшими дозами!!!)
- Воспитатель в педагогической оценке фиксирует внимание детей на то, что ребенок может взять на себя роль и подобрать под нее действия («как настоящий врач все делает правильно, сначало осматривает больного, а потом дает ему лекарства, делает укол…..)
Предметно-развивающая среда.
Атрибуты: ( Это возраст атрибутов!!!!)
- Необходимые атрибуты, обозначающие внешний знак роли (халат, фуражка…),
+атрибуты-орудия, помогающие изображать действия взрослых + атрибуты-орудия, помогающие изображать действия взрослых + атрибуты, побуждающие к ролевому взаимодействию (телефон, весы…). Атрибуты действующие, приближенные к реальным предметам + предметы-заместители
Стационарные уголки:
- Кукольный уголок (жилая комната с крупной мебелью, куклы дошкольники, голыши, наборы посуды, одежда, постельные принадлежности, игрушки-животные.
- Бытовой уголок (стирка-купание-глажение).
- Ряжение (зеркало, вешалка для атрибутов, сундучок, бысы, косынки, сарафаны, передники, украшение и атрибуты для мальчиков….).
- Больница
- Уголок игрушек-двигателей – «Гараж» (крупные коляски, машины, самосвалы, грузовики….)
- Строительный уголок (ковер, простые строительные наборы, игрушки для обыгрывания построек, большие модули для совместных с воспитателем построек и коллективного обыгрывания)
- Атрибуты для игр мальчиков – аэродромы, речные порты, машинные парки и тд.
Уголки должны пополняться в течение года. Новые атрибуты надо обязательно вносить при детях, рассматривая и обыгрывая их.
Игровые зоны должны быть подвижны –создаваться и убираться (во время игры).
Методика педагогического сопровождения развития сюжетных игр в средней группе.
Особенности игр детей:
- Главное в игре – ролевое взаимодействие (появляется интерес к замыслу партнера).
- Все стремятся к выполнению главной роли (как более понятной, насыщенной разными интересными игровыми действиями).
- Сверстника в игре ребенок выбирает по внешним симпатиям (вид характера), а не по игровым возможностям.
- Игровые объединения небольшие 2-3 человека.
- Появляется ролевой диалог (дети больше говорят, меньше проигрывают)
- Основу игры составляет короткий сюжет (быт, труд взрослых + некоторые фантазийные сюжеты из мультфильмов).
- Длительность игры несколько увеличивается, но игра быстро прерывается из-за недостатка знаний.
- Самостоятельного предварительного сговора на игру пока еще нет.
- Ребенок не очень охотно принимает взрослого в игру, т.к. все внимание поглощает сверстники.
Основные задачи воспитателя:
- Учить объединяться в игре, распределять роли, играть сообща
- Обогащать содержание и тематику детских игр.
- Учить самостоятельно создавать и развивать игровые сюжеты.
Методика работы:
- Воспитатель включается в игу только в случае необходимости, т.к. дети доброжелательно принимает его в свою игру только в качестве интересного источника игровых идей и новых игровых действий, либо как игрового партнера на второстепенную роль
- Воспитатель в самостоятельных играх детей должен выполнять своеобразную роль «человека», помогающего нескольким играющим подгруппами объединяться периодически в общем сюжете (магазин-семья-парикмахерская)
- Воспитатель должен работать над развитием содержания детских игр. Для этого целесообразно на месяц определить 1-2 темы игры и планомерно обогащать их содержание
Приемы работы воспитателя:
КОСВЕННЫЕ
- Наблюдения, экскурсии
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Чтение художественной литературы
- Просмотр видео материалов
- Внесение новых игрушек и атрибутов
- Совместное изготовление атрибутов
ПРЯМЫЕ
- Организация сговора и настроя на игру
- Помощь в составление плана-сюжета игры
- Помощь в создании игровой обстановки
- Эпизодическое участие в игре
- Контроль всего хода игры
- Оценка взаимоотношений детей в игре
Предметно-развивающая среда.
Атрибуты малозначимы, главное взаимоотношения!
Должно быть много предметов-заместителей + дуги, ширмы, атрибуты-костюмы изображать действия взрослых +атрибуты, побуждающие ролевому взаимодействию. Атрибуты действующие, приближенные к реальным предметам + предметы-заменители.
Стационарные уголки:
- Кукольный уголок (разнообразная мебель, посуда, предметы культуры быта + куклы в профессиональной одежде + игрушки сказочные персонажи + театральные игрушки)
- Уголок игрушек-двигателей – «Гараж» (машины разных размеров и назначения с функционирующими деталями)
- Строительный уголок (ковер, тематические строительные наборы, игрушки для обыгрывания построек, схемы, чертежи, фотографии построек)
Оборудование для сюжетно-ролевых игр может храниться на полках, должны иметь значки, обозначающие тему игры. Однако при возможности желательно иметь стационарные игровые уголки.
Методика педагогического сопровождения развития сюжетных игр в старших группах.
Особенности игр детей:
- Главное в игре – развитие сюжета. Игра достигает кульминации в своем развитии. Дети начинают ценить партнеров по игре за их игровые качества, гордится своей хорошей игрой.
- Темы игр разнообразные появляются романтические, героические, фантазийные сюжеты
- Активно развивается режиссерская игра
- Игра возникает от замысла, замыслы разнообразны, оригинальны
- Основу игр составляют правила, придуманные самими детьми, основанными на правдивости, изображения реальной жизни
- Количество ролей в одной игре увеличивается до 5-7, роль становиться более выразительной, насыщенной
- Игровые интересы устойчивые, дети могут играть в одну и тужу игру много дней подряд
- Игровые интересы мальчиков и девочек различны
- Появляются игровые лидеры. Главное – сюжет, события, отношения между ролями, ролевой диалог
- Четко выражен подготовительный этап к игре (сговор, распределение ролей, составление сюжета)
Основные задачи воспитателя:
- Главное – формирование товарищеских отношений в игре
- Развитие активной самостоятельной игровой деятельности
- Обучение технике игры: формирование ролевого взаимодействия, обучение сюжетосложению.
- Помощь в согласовании действий в игре между разными ролями
Методика работы:
- Основное место занимают косвенные приемы: экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, видеофильмов, чтение художественной литературы. Универсальный прием является рассказ воспитателя из личного опыта или об увиденных играх. Разговор с детьми о прошедших играх самих детей.
- Обучение сюжетосложению (приемы «расшатывания сюжета», создание «тематических книжек»)
- Прямые приемы: эпизодическое участие в игре ( в роли консультанта, диспетчера); подсказка нового направления в игре, совет; участие в сговоре по поводу содержания игры; показ способов использования технических игрушек.
Предметно-развивающая среда.
Атрибуты вновь обретают особую значимость. Дети любят развернутую, хорошо обустроенную обстановку.
Ребенок менее зависим в игре от предметного окружения, т.к. игра уже идет от замысла. Дети сами создают игровую обстановку. Однако наличие атрибутов делает игру более интересной, выразительной.
Воспитатель при создании игровой среды в группе важно учитывать интересы мальчиков и девочек.
Атрибуты должны быть многофункциональными, для того, чтобы была возможность использовать их во многих играх.
Атрибуты и игрушки могут хранится на полках в коробках с символами или надписями печатным буквами. Важно выделить достаточно места для развертывания коллективных игр и предоставить детям время для игры.
В группе обязательно должно быть много книг, журналов для рассматривания по темам, интересующим детей и отражающимся в игровых сюжетах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Педагогическое сопровождение развития ребенка от 3х месяцев до 1 года в условиях учреждения дополнительного образования детей"
Известный педагог А.С. Макаренко сказал: «Воспитание начинается с первого вздоха ребёнка, и если мать начала думать о воспитании сына на шестом месяце его жизни, то она опоздала на полгода». В первый ...
"Психолого-педагогическое сопровождение развития детской одаренности "
Психолого-педагогическое сопровождение развития детской одаренности....
Деятельность педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения в рамках психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в дошкольном возрасте
В своей работе опираюсь именно на принципы психолого-педагогического сопровождения образовательно-воспитательного процесса.ЦЕЛЬ психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном ...
Педагогическое сопровождение развития сюжетно-ролевой игры в средней группе детского сада.
В работе отражены влияние игры на физическое воспитание детей и роль педагога в организации игры и развитии игровых умений детей средней группы детского сада. Приведены результаты диагностики игровых ...
педагогическая статья " педагогическое сопровождение развития связной речи детей пятого года жизни средствами театрализованных игр"
педагогическая статья " педагогическое сопровождение развития связной речи детей пятого года жизни средствами театрализованных игр"...
«Технология развития личностного потенциала детей средствами индивидуализации воспитательно-образовательного процесса», индивидуальный образовательный маршрут психолого-педагогического сопровождения развития ребенка.
Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса....