Детское экспериментирование – как метод познавательного развития дошкольников
статья (подготовительная группа)

Дашкевич Ольга Ивановна

О необходимости проведения экспериментов в познавательном развитии детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx30.17 КБ

Предварительный просмотр:

«Детское экспериментирование – как метод познавательного развития  дошкольников»

Добрый день! Меня зовут: Дашкевич О.И.  Я работаю воспитателем в детском саду №456.

Тема моей работы: Детское экспериментирование – как метод познавательного развития дошкольников.

Актуальность выбранной  мною темы в том, что  в настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс современной школы. Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно- деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников – представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой. Исследованы своеобразие и виды детского экспериментирования (Н.Н. Поддьяков), особенности вариативного поиска дошкольников в условиях оперирования многофакторными объектами (А.Н. Поддьяков), рассмотрены возможности организации экспериментирования в дошкольном образовательном учреждении (О.В. Дыбина, Л.Н. Прохорова, И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир). Содержательные аспекты детского экспериментирования нашли отражение в современных дошкольных образовательных программах («Детство», «Развитие», «Детское экспериментирование», «Наш дом - природа», «Ребенок в мире поиска»).

Вместе с тем, до настоящего времени не сложилась целостная концепция развития исследовательской активности  дошкольников в экспериментировании, раскрывающая сущность исследовательской активности, ее структуру и педагогические основы.  Данный факт ощутимо затрудняет реализацию возрастного потенциала исследовательской активности дошкольника. Нередко, несмотря на наличие в дошкольных учреждениях «зон экспериментирования», детское экспериментирование носит формальный, ситуативный характер, у дошкольников наблюдается низкий уровень исследовательской активности. 
В результате развивающие возможности детского экспериментирования остаются нереализованными в практике дошкольного образовательного учреждения.

Известно, что любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться на первых порах к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно направленность переходит в познавательную активность, когда у него проявляется интерес в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. Ведь с самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами, дети с удовольствием и интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой. Таким образом, предметы и явления живой и неживой природы являются объектами наблюдения и игр уже с рождения.     

Из своего  опыта работы с детьми я заметила, что в обыденной жизни дети сами часто экспериментируют с различными предметами: они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами («тонет или не тонет»), определяют на вкус, например, «сладкое-горькое», пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Это и побудило меня к целенаправленному развитию у детей познавательного интереса в процессе экспериментальной деятельности.

Я определила цель своей работы и наметила основные задачи

Цель: Развитие познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

Задачи:

        Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.

        Учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

        Развивать личностные свойства — целеустремленность, настойчивость, решительность.

Для того чтобы реализовать поставленные задачи, я составила перспективное планирование по  месяцам. Его особенность - максимально эффективно использовать в работе с детьми по ознакомлению с явлениями природы благоприятные периоды каждого сезона. Например, познание свойств снега проводим в зимний период, а изучение песка - теплые месяца, в него можно играть; ознакомление же с луной, звездами, ночным небом организовывается в ноябре, декабре, январе - в это время самый короткий день, и поэтому возможны наблюдения на прогулке и т.д.

Правила при выборе темы поисково-экспериментальной деятельности:

  • Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.
  • Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования (ребенок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, умения, навыки).
  • Педагог должен разрабатывать любое занятие, точно сформулировать вопросы, задачи, последовательность
    действий так, чтобы каждый ребенок мог действовать осмысленно.
  • Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
  • Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Дети младшей, средней, а иногда старшей группы не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

Структура детского экспериментирования

  • Постановка проблемы, которую необходимо разрешить.
  • Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы).
  • Выдвижение гипотез ( поиск возможных путей решения)
  • Проверка гипотез (сбор данных, экспериментирование, реализация в действиях).
  • Анализ полученных результатов (подтвердились ли гипотезы).
  • Формулирование выводов.

Критерии эффективности детской  исследовательской  деятельности

1. Соответствие целей и согласованность действий педагогов, родителей и детей.

2. Создание условий для исследовательской деятельности дошкольников  педагогами в саду, родителями дома.

3. Самостоятельность и добровольность участия в исследовательской деятельности.

4. Системность и учет возрастных особенностей ребенка.

5. Важно, чтобы рядом находились взрослые, которые достаточно деликатны, чтобы ребенка-исследователя не ломать, не навязывать ему свое видение мира, не подменять своими действиями. Ребенок может ошибиться, но это будет его ошибка, его опыт. Методом проб и ошибок человек познает мир и приходит к правильным выводам. Пусть это будет маленький результат, но это результат, к которому ребенок пришел сам, самостоятельно (конечно же  под умелым ненавязчивом руководстве педагога или родителя).

Направления работы: обогащение развивающей предметно-пространственной среды, взаимодействие с родителями, работа с детьми.

Для реализации поставленных задач необходимо создать условия в предметно-развивающей среде группы (уголок экспериментирования, мини-лаборатория)

Для реализации всего объема работы  была создана развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая возможность, проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками групп. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, помимо традиционных уголков природы в группах общими усилиями педагогов оборудована и постоянно оснащается детская  лаборатория, где представлены  различные материалы для исследования:

  • приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
  • разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
  • технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
  • разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
  •  красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
  • медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы  активно используем – это опыты. Их проводим как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности.   Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Зимой на прогулке юные исследователи решают важные проблемы: что произойдет со снегом, если его положить на ладошку, как освободить бусинки из ледяного плена и т.п.

Из опыта «Морозные узоры» по теме «Снег» дети усвоили то, что снег тает, когда тепло, а именно на ладошке или в помещении. Также дети усвоили, что из липкого снега можно слепить снежки и делать постройки, а из рыхлого – нет. Все эти знания детей закреплялись практически, дети лепили снеговиков и из настоящего снега и из пластилина. 

Опыт «Рыхлый или твердый» позволил детям сделать вывод, что снег можно проткнуть палочкой, а лед нельзя (он твердый, жесткий). Между снежинками живет воздух-невидимка, поэтому снег - рыхлый.

Из опыта «Прозрачный - непрозрачный» дети сделали вывод, что через снег ничего не видно (он белый, непрозрачный), а через лед видно (он - прозрачный, цвет не имеет). Но лед можно сделать цветным. Для этого на прогулке мы с ребятами замораживали цветные льдинки (дети сами смешивали воду с гуашью). Льдинками украсили зимний участок.

Во время опыта «Освобождение пуговки из ледяного плена», ребята предлагали разные варианты: погреть в руках (но тогда замерзнут руки), на батарее (можно обжечься), разбить лед молотком (можно сломать пуговицу), можно просто оставить в группе (но тогда долго ждать). Вместе с детьми пришли  к выводу, что самый безопасный и эффективный способ достать пуговицу: погрузить льдинку в теплую воду. Льдинка в воде растает, так как температура воды выше, температуры льда.

Работая по теме «Воздух», я знакомила детей с его свойствами и ролью в жизни человека. Маленькие исследователи в играх: «Мы ищем воздух», «Ворчливый шарик», «Веселая полоска» открывали для себя элементарную закономерность - мы дышим воздухом, воздух есть везде, он лёгкий и невидимый, движение воздуха - это ветер, его можно увидеть в воде, в виде пузырьков. Ребята учились делать элементарные умозаключения. Например, при решении проблемы «Можно ли услышать воздух?» Мнения детей разделились: одни говорили, что воздух можно услышать, но не могли объяснить, как; другие говорили, что воздух услышать нельзя. Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.

Планируя работу с детьми по теме «Вода», я ориентировалась на уже имеющиеся знания детей. Я убедилась в том, что игры - эксперименты с водой позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей и являются прекрасным средством для развития познавательной активности. На занятиях: «Какой бывает вода?», «Лёд - это твёрдая вода» дети учились самостоятельно различать воду в трёх физических состояниях, выделять и называть их особенности, делать простые умозаключения: вода бывает жидкой, твёрдой - в виде льда и в виде подвижного летучего пара ,  а также, что может произойти с водой, когда становится холодно - она замерзает и превращается в лёд. А при проведении опыта «Лед легче воды» ребята убедились в том, что сначала лед плавает и не тонет, держится на воде. Но через некоторое время он все-таки исчезает – тает.  О газообразном состоянии воды дети узнали из опыта «Пар - это тоже вода», когда поместив зеркальце над паром, они увидели, что на нем выступили капельки воды.  

Рассказывать об экспериментах и открытиях юных воспитанников можно бесконечно. Мы на практике убедились в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Быть может, в недалеком будущем «на пыльных тропинках далеких планет» останутся следы наших ребят—любознаек и почемучек.

При организации детской экспериментальной деятельности, я постоянно ставлю перед собой вопрос: А нужно ли это ребёнку сейчас? Какое дальнейшее применение этого, он найдёт в обыденной жизни? Большинство ответов положительные. Значит, я выбрала нужное и ценное содержание для своей работы. Ведь детские удивительные открытия находятся рядом, а посему только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни. А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям!

Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. С этой целью для родителей мы  проводим различные консультации: «Экспериментируем вместе с папой», « Играем с песком, водой и глиной», даём рекомендации по вопросам: что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию; какие можно провести  эксперименты дома с детьми, Дни открытых дверей. Родители принимали  активное участие в конкурсах Уголков экспериментирования, помогали  в их оборудовании и пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Были разработаны советы родителям «Как помочь маленькому исследователю», картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома.  Проведено анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома» с целью выявить степень участия  родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.

Уже сейчас видны результаты нашей работы. Дети научились анализировать, делать выводы, могут сами объяснить младшим детям некоторые закономерности в природе. Они с большим интересом проводят опыты, сами создают условия для проведения опытов и наблюдений. Интересно наблюдать за детьми, когда они самостоятельно находят ответы на заданные вопросы. Сколько радости, интереса и восторга в их глазах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Детское экспериментирование – как метод познавательного развития детей дошкольного возраста в период перехода на ФГОС ДО"

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимаетс...

Статья в педагогическую газету "Детское экспериментирование как метод познавательного развития детей дошкольного возраста в период перехода на ФГОС ДО"

В данной статья раскрыты актуальность  и достоинства метода детского экспериментирования в дошкольном возрасте,  в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в условиях реализа...

Статья в педагогическую газету "Детское экспериментирование как метод познавательного развития детей дошкольного возраста в период перехода на ФГОС ДО"

В данной статья раскрыты актуальность  и достоинства метода детского экспериментирования в дошкольном возрасте,  в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в условиях реализа...

"Детское экспериментирование как метод познавательного развития детей дошкольного возраста в период перехода на ФГОС ДО" Консультация для воспитателей

Экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего....

Детское экспериментирование как метод познавательного развития

Консультация для родителей "Детское экспериментирование как метод познавательного развития"...

выступление на педсовете.Опыт работы на тему:"Роль детского экспериментирования как метод познавательного развития в ознакомлении старших дошкольников с природой родного края

Детское экспериментирование с введением ФГОС дошкольного образования получила новый виток в развитии. Именно исследовательская деятельность, помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, ,...

Семинар-практикум с педагогами на тему: «Детское экспериментирование –ведущий метод познавательно-исследовательской деятельности дошкольников».

Задачи семинара:-Теоретическая часть: поделиться опытом работы с педагогами ДОУ по экспериментально-исследовательской деятельности, проводимой с дошкольниками;-Практическая часть: продемонстриро...