ТИКО - конструктор и Камешки Марблс, как средство интеграции технического и художественно- эстетического образования
консультация
Развитие творческих способностей дошкольников средствам арт-технологий с учетом использования возможностей современной образовательной среды.
Как мы знаем, STEM-технология — это интеграция технического и художественно-эстетического развития, которая направлена на увеличение потенциала мыслительно-интеллектуального и личностного развития детей.
Поиск новых технологий, способствующих развитию данных навыков привел нас к нетрадиционному использованию Камешек Марблс исовременной технологии в линейке конструкторов нового поколения-ТИКО. Подбор специальных заданий, приемов, игр нам помог адаптировать данный материал подSTEM -технологию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tiko.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТИКО - конструктор и Камешки Марблс как средство интеграции технического и художественно- эстетического образования |
|
Развитие творческих способностей дошкольников средствам арт-технологий с учетом использования возможностей современной образовательной среды.
Как мы знаем, STEM-технология — это интеграция технического и художественно-эстетического развития, которая направлена на увеличение потенциала мыслительно-интеллектуального и личностного развития детей.
Поиск новых технологий, способствующих развитию данных навыков привел нас к нетрадиционному использованию Камешек Марблс исовременной технологии в линейке конструкторов нового поколения-ТИКО. Подбор специальных заданий, приемов, игр нам помог адаптировать данный материал подSTEM -технологию.
Камешки Марблс- это яркий, разнообразный по форме, цвету, фактуре материал, отвечающий потребностям детей в эстетическом познании мира, способствующий психоэмоциональному благополучию.
Камешки – интересный, доступный, природный, и к тому же многогранный материал для множества маленьких затей. Идей достаточно много, которые можно использовать с пользой: играть, творить, изучать математику, конструировать, развивать мелкую моторику, восприятие и логическое мышление.
Марблс как элемент декора
Дети очень любят собирать различные камушки и играть с ними. Их привлекает всё таинственное, а камни обладают какой-то неведомой энергетикой.
При помощи камешков можно изготавливать украшения, разные поделки или конструкции. Ребенок берёт любой конструктор, собирает постройку, поделку и украшает её камешками Марблс.
Наряду с такими камешками в работе можно использовать различные фигурки, отображающие реальные изображения: листики, яблочки, звездочки разного цвета, желуди, совы, морские обитатели.
Их рекомендуется применять в работе с сюжетной картины, например, «Развесь осенние (весенние) листики на дерево», «Осенью в саду созревают яблоки», «На дубе выросли желуди», «Подводное царство» и т.д.
Картины и узоры дети в начале года выполняют, используя шаблоны, по образцу или по замыслу, а также по словесным инструкциям педагога. В течение года, по мере взросления детей, сложность заданий и рисунков увеличивается.
Все это способствует развитию технического творчества ребенка, что и является одним из преимуществ STEM технологии.
Рисование шариками Марблс
Очень интересен метод рисования с помощью Марблс (доступен для детей от 3 лет).
Для выполнения задания понадобится: картонная коробка с высокими краями, на дно которой нужно положить белый лист бумаги, Марблс, жидкая гуашь или любые другие жидкие краски. Затем нужно капнуть на бумагу краску и катать шарики по коробке. Когда рисунок высохнет, можно капнуть краску другого цвета и запустить чистые шарики.
Получившиеся картины похожи на разноцветные нити. Во время рисования дети не просто катают шарик хаотично, а перемещают его из угла в угол (по диагонали), от одной стороны к другой (с права на лево, сверху в низ), необходимо прокатывать шарик через краску. Это еще и экспериментирование,
мы брали шарики и получали линии, и брали многогранники и рисунок получался из точек и брызг. Применяя шарики Марблс можно развивать фантазию и творчество, активизировать мыслительную деятельность, развивает координацию. Ребенок испытывает ощущение успеха от каждого выполненного им задания, видит оценку своего труда.
Ещё один нетрадиционный приём – это «Рисование на песке». Песочные игры полезны для детей, страдающих гиперактивностью, тревожностью и речевыми проблемами. Дети с удовольствием рисуют на песке. А если взять в руки камешки Марблс и при помощи этих камешков создать рисунок на песке: водить камушком по песку, декорировать. Создавать на песке композиций при помощи различных мелких игрушек, разыгрывание знакомых сказок или придумывание своих историй. Эти игры успокаивают детей, легко и естественно формируют представления об окружающем мире, навыки самоконтроля и саморегуляции,что также является преимуществом STEM -технологии.
ТИКО- это
Т- творчество
И- интеллект
К- командная работа , коммуникативные умения
О- оригинальное мышление, организаторские умения.
Сегодня всё большее внимание уделяется развитию творческих способностей, креативности ребёнка дошкольного возраста. Современный ребенок– прирожденный творец, изобретатель, исследователь.
Именно дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей.
Использовать конструктор ТИКО можно в рамках: коллективной образовательной деятельности, проектной деятельности, игры-драматизации, свободной деятельности, сюжетно-ролевой игры и во всех видах деятельности.
Технология ТИКО-моделирования интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах объединяет в себе элементы игры и экспериментирования, помогает формировать у дошкольников элементарные представления о геометрии, развивает логическое мышление, любознательность, учит договариваться со сверстниками, что является одним и из направлений STEM технологии.
ТИКО- моделирование можно использовать в различных направлениях детской деятельности для развития детского творчества:
1) В физкультурном уголке –для спортивных игр и соревнований можно использовать различные атрибуты, построенные из тико-деталей (гантели, дорожки для перепрыгивания)
2) В кукольном уголке–можно сконструировать мебель, куколок, одежду которую можно стирать и гладить.
3) Для сюжетно-ролевых игр –фен, руль, спасательный круг ит.д.
4) В уголке изодеятельности- узоры и орнаменты из тико деталей.
5) В театрализованном уголке- можно конструировать декорации, персонажей из сказок. Создавать театр масок.
6) В строительном уголке – дома, мосты, гаражи, технику.
Любой процесс конструирования сопровождается игрой, а выполненные детьми поделки,сами становятся предметом многих игр.
В заключении можно сказать, что применение нетрадиционного материала – «Марблс» и конструктора ТИКО в образовательном процессе способствует развитию у дошкольников творческих способностей и попутно навыков и умений, отвечающих запросам современного общества – на удовлетворение которых направлены STEM- технологи.
Список литературы:
1. Карпова Н.М. Тико – конструирование [Текст]: метод, рекомендации/ Н.М Карпова.
2. Конина Е.Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики.[Текст]/Е.Ю.Конина. – М:ООО «Издательство « Айрис – пресс», 2007.
3. ТИКО – конструирование Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста
4. Коллектив авторов: Н.М. Карпова, И.В.Логинова, Т.Н. Николаева, М.Н.Кириллова, С.А.Андреева, В.С. Тармышова, С.В. Горцева, С.Г.Петрова; 2012г – 68с. ООО НПО «РАНТИС» Россия, Санкт- Петербург, ул.Зверинская, 42
5. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопеда в 2-х частях. М., «ВЛАДОС», 2003.
6. Комарова Л.А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях. Альбом для дошкольника / Л.А.Комарова. – М.: Издательство ГНОМ,
7. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: кн. Для воспитателя дет. Сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988. 3.
Интернет-ресурсы:
8. Источник: http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/ - интернет-ресурсы (методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО: программа, тематическое планирование, презентации для занятий, схемы)
9. http://ya-uchitel.ru/ /infourok.ru http://logoportal.ru/kamushki-marbls/.htm
10. http://logoportal.ru/kamushki-marbls/.html114. – 32с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация в образовательном пространстве ДОО модели художественно - эстетического образования детей на основе интеграции образовательных областей
Организация в образовательном пространстве ДОО модели художественно - эстетического образования детей на основе интеграции образовательных областей...
Интеграция экологического и художественно - эстетического образования при организации игр исследовательской направленности.
в статье показана значимость игр для детей дошкольного возраста и возможность интеграции экологического и художественно – эстетического образования при организации игровой исследовательской деят...
Камешки «Марблс» как средство развития речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья
С целью эффективной работы по коррекции общего недоразвития речи у дошкольников, мы используем нетрадиционный вид игры – шарики Марблс и камешки Кабошона. ...
Камешки «Марблс» как средство развития речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья
Камешки «Марблс» как средство развития речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья...
Применение в образовательной деятельности у детей с ТНР камешков МАРБЛС, как средство развития ВПФ
Свою работу на коррекционной группе, я начала строить с анализирования карт развития детей, пришла к выводу, что дети с ТНР имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслите...
Камешки Марблс - как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Камешки Марблс удачно применяются в работе с детьми дошкольного возраста, так как отвечает всем требованиям ФГОС и сочетают в себе разнообразные методы традиционных и инновационных игровых приёмов. Ра...
«Камешки марблс как средство мотивации к обучению на логопедических занятиях».
Выступление на методическом совете «Камешки марблс как средство мотивации к обучению на логопедических занятиях»....