Музыкально - театрализованная деятельность, как средство самовыражения, раскрепощения и как фактор развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
статья
Музыкально - театрализованная деятельность, как средство самовыражения, раскрепощения и как фактор развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкально - театрализованная деятельность, как средство самовыражения, раскрепощения и как фактор развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Е. Н. Румянцева
Музыкальный руководитель
МКДОУ «Д/с № 5» Коркинский район, п. Первомайский
Театр — это волшебный край, в котором ребёнок
радуется, играя, а в игре он познает мир.
С.И. Мерзлякова
Дошкольный период - это время, когда закладываются основы нравственного и физического развития ребенка, формируется его личность, что делает его одним из самых ответственных периодов в жизни каждого ребенка. В этот период дети интенсивно растут и развиваются. Поэтому так важно с раннего возраста развивать у ребенка интерес к его культуре, литературе, театру и музыке.
Родители играют ключевую роль в театральной деятельности, рассказывая и показывая различные истории и детские рифмы. С 3-4 лет дети подражают взрослым и воссоздают отрывки из литературных произведений в собственном досуге.
В современном мире, в связи с постоянной занятостью, родители больше не уделяют должного внимания своим детям и оставляют их развиваться самостоятельно с помощью всевозможных гаджетов. Дети живут в своем собственном маленьком мире, не развиваясь и не взаимодействуя со сверстниками. Это привело к серьезной проблеме. Дошкольники не умеют общаться друг с другом, ладить, сопереживать друг другу, не умеют выражать себя и не освобождены эмоционально.
Как преподаватель музыки в дошкольном учреждении я разработала проект "Музыкально-театрализованная деятельность, как средство самовыражения, раскрепощения и как фактор развития творческих способностей детей дошкольного возраста" для решения этой проблемы.
Музыкальные и театральные постановки помогли и продолжают помогать решать многие актуальные проблемы в воспитании дошкольников:
- формирование правильного эстетического вкуса;
- развитие навыков общения;
- развитие речи, памяти, внимания и воображения;
- чтобы собрать детей вместе в игру;
- чтобы создать положительное настроение;
- способствовать нравственному воспитанию.
Театральная игра с детьми сделала их жизнь более интересной и содержательной, наполнила яркими впечатлениями и радостью творчества. И самое главное, навыки, которые дети приобретают во время музыкальных и театральных постановок и спектаклей, могут быть использованы в повседневной жизни.
Цель моего проекта: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста для их самовыражения и раскрепощения, через музыкально-театрализованную деятельность.
Задачи:
Обучающие:
- Формировать у детей театрально - творческие способности, навыки театральной культуры;
- Содействовать гармонизации отношений между детьми и взрослыми;
- Формировать представление о различных видах театра.
Развивающие:
- Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление;
- Развивать у детей коммуникативные способности: умение общаться со взрослыми и детьми, опираясь на правила речевого общения, побуждать к умению строить ролевые диалоги в процессе обыгрывания сказки;
- Снимать зажатость и скованность;
- Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к устному народному творчеству через театрализованную деятельность;
- Воспитывать умение преодолевать застенчивость и включаться в театрализованную игру;
- Воспитывать театральную культуру.
Для выполнения поставленных задач я использую:
- театрализованные игры;
- музыкальные спектакли;
- музыкальные сказки;
- музыкальные сценки;
- постановки кукольного театра.
Для успешного развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности необходимы следующие условия:
- соблюдение принципа свободы;
- накопление впечатлений от восприятия искусства;
- накопление опыта исполнительства (пение, движение, игра на музыкальных инструментах);
- развитие основных музыкальных способностей;
- оснащения музыкального творчества, как в детском саду, так и в семье музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев, детскими музыкальными инструментами.
Основной целью деятельности музыкального театра является формирование у детей музыкальных навыков, развитие у них чувства ритма, тембра и динамики в доступной форме игры, поощрение самостоятельной деятельности с использованием знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкальные игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают их инициативу, самостоятельность и способность воспринимать и различать основные характеристики музыкального звучания. Педагогическая ценность музыкальных игр состоит в том, что они дают детям возможность применять полученные знания на практике.
Драматические игры позволяют решать многие педагогические задачи, связанные с развитием музыкальной выразительности.
Благодаря музыкальной театральной деятельности дети не только приобретают конкретные музыкальные знания, но и развивают необходимые личностные качества и, что более важно, социальную ответственность и навыки.
Одна из основных задач музыкального образования - научить детей понимать красоту и пробудить интерес к искусству.
Таким образом, музыкальная и театральная деятельность способствует общему развитию ребенка и становится настоящим праздником. Музыка помогает передать сущность персонажей в движении и создавать образы. Она пробуждает у детей чувство творчества, решительность, эмоциональную реакцию на музыку, чувство гармонии, музыкальное и слуховое восприятие, чувство ритма. Дети с удовольствием играют с песнями и рассказами на знакомые литературные темы. Музыка вызывает счастливые эмоции, развивает память, развивает у детей языковые навыки, эстетический вкус, способствует творческой инициативе, развивает личность ребенка, воспитывает нравственные ценности, снимает барьеры и жесткость, развивает чувство ритма и координации движений, пластическую выразительность и музыкальность, умение использовать тональность, выражение основных эмоций, воспитывает уважение к другим людям.
Музыкальный театр требует от детей самостоятельного приобретения и освоения музыкальных знаний и творческих процессов, творчества для выражения воображения, интуиции, фантазии, личного умения слушать и уверенности в собственной интерпретации музыки. Когда возникают трудности в игре, я призываю детей активизировать творческое мышление, задавая вопросы и создавая проблемные ситуации, чтобы помочь детям развить сюжет и логику музыкальных образов и развить игру. Я поддерживаю творческую инициативу ребенка, создавая "картинные ситуации из жизни ребенка" и позволяя ему сравнивать, соотносить и выбирать из изображений, чтобы найти ту идею, которая, по его мнению, лучше всего выражает его мысли о том или ином явлении.
Таким образом, музыкально-театрализованная деятельность создает необходимые условия для развития нравственных качеств личности ребенка и закладывает исходные основы общей культуры человека.
Список литературы:
- Кошманская И.П. Театр в детском саду. Серия «Мир вашего ребенка». – Ростов на Дону, Феликс, 2004.
- Маханева М.Д. Театральные занятия в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений. – М., Сфера, 2001.
- Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1999. - №11.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: "Музыкально - театрализованная деятельность - как фактор развития творческих способностей детей дошкольного возраста".
Из опыта педагогической работы музыкального руководителяМБОУ – Первомайская СОШ (дошкольное отделение)Филимоненко Натальи Евгеньевны«Музыкально - театрализованная деятельность - как фактор развития тв...
Мастер-класс "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально-театрализованной деятельности"
Мастер-класс проводился для музыкальных руководителей ДОУ...
Презентация «Музыкально - театрализованная деятельность - как фактор развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
В данной презентации раскрывается вопрос развития у детей творческих способностей....
МУЗЫКАЛЬНО - ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Статья Шапкина И.И. (ноябрь 2018)
в статье рассматриваются методы и приемы использования музыкально-театрализованной деятельности для развития творческих способностей детей дошкольного возраста....
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально-театрализованной деятельности
Обучение музыкальных руководителей использованию педагогической технологии по развитию музыкально-театрализованной деятельности детей дошкольного возраста...
Предметно - пространственная среда как фактор развития творческих способностей детей дошкольного возраста
опыт работы...
Презентация "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально-театрализованной деятельности"
Презентация сопровождает проведение мастер класса по теме:"Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально-театрализованной деятельности"...