Лепбук- как средство познавательного развития детей дошкольного возраста.
статья

   В данной статье раскрывается сущьность понятия "Лепбук" и значение работы с лепбуками в процессе позновательного развития детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лепбук - как средство познавательного развития детей

дошкольного возраста.

Детство – пора поисков ответов на разные вопросы. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребёнка приобретает познавательная деятельность, которая представляет собой не только процесс усвоения знаний, умений, навыков, но, главным образом, поиск знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого в процессе сотрудничества.

Современное общество нуждается в конструктивной личности, способной к познавательно - исследовательской самореализации, к проявлению инициативности и творчества в решении актуальных проблем. Первоосновы такой личности нужно заложить уже в дошкольном возрасте.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в образовательной области «Познавательное развитие» говорится о том, что «познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности…».

Проблема познавательного развития, создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста, на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях. К ней обращались многие педагоги и психологи, как отечественные (П. П. Блонский, В. П. Вахтеров, П. Ф. Каптерев, Е. И. Конради, А.А. Смирнов и др.), так и зарубежные (Д. Болдуин, В. Штерн и др.).

Современные психологи изучали различные аспекты познавательного развития дошкольников. Например, формирование познавательных интересов у детей разного возраста изучали Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.И. Сорокина, Г.И. Щукина и другие. Особенности проявления познавательной потребности у детей рассматривали Д. Б. Богоявленская, B.C. Юркевич, а возрастную специфику проявления детской любознательности Д. Б. Годовикова, В. Г. Иванов, Г. Лямина. Процессом развития детских вопросов занимались Н. Бабич, Л. Ф. Захаревич, Е. О. Смирнова, А. И. Сорокина, Н. Б. Шумакова.

Новое время диктует новые задачи и заставляет педагогов искать новые продуктивные формы работы с детьми по развитию развития познавательно-исследовательских способностей детей дошкольного возраста. Существует мнение, что нужно как можно раньше научить ребёнка читать, считать. Однако доказано, что важнее развить у него мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.

Следовательно, проблема развития познавательной активности у детей является актуальнойВ особенности она важна в отношении детей старшего дошкольного возраста. Нынешние дети живут и воспитываются в эпоху информатизации, в связи с ситуациями быстро меняющейся жизни, когда от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Необходимо развивать в детях умение быть пытливыми, общительными, умеющими не теряться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными и творческими личностями.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует нас, педагогов, на создание благоприятных условий для познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Я хочу познакомить вас с новой технологией, интересным методическим пособием – лэпбуком. В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях». Еще его называют «тематическая папка» или «коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками», которые дают возможность размещать информацию в виде небольших текстов, рисунков, графиков и диаграмм на любую тему и в любой форме.

Лэпбук – это папка формата А3, А4, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по теме лэпбука: от интересных игр до лексики и большого количества интересно поданной информации.

С чего начать? Тема – план – макет – оформление. Тема должна обязательно быть интересна детям, а также соответствовать их возрасту (т.е. выполнима). Чтобы полностью раскрыть тему, необходим подробный план того, что должен включать в себя лэпбук. Макет наглядно покажет расположение окошек, книжек-раскладушек и т.д. Ну а затем можно будет приступать к оформлению.

Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру он умещался на коленях. Педагог собирает эту книгу, склеивает ее отдельные части в единое целое, использует всевозможные цвета и формы и креативно оформляет ее. Лэпбук – собирательный образ книги, плаката и раздаточного материала, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы. Он не только расширяет кругозор ребят, но и формирует навыки и умения. Если вы хотите закрепить определенную тему с детьми, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации, то рекомендую выбрать вам лэпбук.

Лэпбук развивает творческие способности и коммуникативные навыки. И это просто интересно! Дошкольникам нужны эмоциональные, яркие и увлекательные занятия!

Также лэпбук – эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству. Родители оказывают организационную, техническую, информационную и мотивационную поддержку.

Работа с лэпбуком способствует организации партнерской деятельности взрослого с детьми. Воспитатель включается в деятельность наравне с детьми, а дошкольники добровольно присоединяются к работе. Дети свободно общаются и перемещаются во время деятельности, каждый работает в своем темпе.

Использование лэпбука в работе с детьми дошкольного возраста позволяет им самостоятельно собирать нужную информацию, структурировать большой объем знаний, развивать креативное и творческое мышление. Лэпбук объединяет взрослых и детей для увлекательного и полезного занятия, может разнообразить совместную деятельность ребенка и взрослого, а также побуждает интерес у детей к познавательному развитию.

В заключении хочется отметить, что данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Лэпбук – это эффективное средство для развития познавательных способностей у дошкольников.

Такая увлекательная форма работы при детско-взрослом взаимодействии, как совместно с педагогами, так и семейные проекты, развивает более доверительные отношения при работе с семьей, повышает родительскую (профессиональную) компетентность и дает возможность не только узнать интересы и потенциал дошкольника, но и развивать их. «Книга на коленях» является также очень мобильной системой. Ее можно без трудностей перевозить, переносить, а также дать «погостить» в другую группу или даже домой ребенку.

Список литературы:

  1. Блохина Е., Лиханова Т. Лэпбук – «наколенная книга» // Обруч. 2015. №4. с. 29–30.
  2. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М.: Педагогика, 1986.
  3. Гаврина С.В., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г. Развиваем познавательные способности у детей 5–7 лет. М.: Академия развития, 2006.
  4. Мартынова Н.Т. Лэпбук как вид совместной деятельности взрослого и детей. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/proekt-lepbuk-prednaznachen-dlya-sovmestnoy-deyateln...
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: Перспектива, 2014.
  6. Холодова О., Крашенинников Е. Развитие познавательных способностей дошкольников. Для занятий с детьми 4–7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2016.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Сказки - средство познавательного развития детей дошкольного возраста"

Для чего нужны нам сказки?    Что в них ищет человек?       Может быть, добро и ласку.           Может бы...

Театр как средство познавательного развития детей дошкольного возраста

Ознакомить родителей с театральными играми как средством познавательного развития детей дошкольного возраста.Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомлен...

«Мини-музей как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»

Мини-музеи ДОУ соответствуют содержанию образовательной программы дошкольного образования ДОУ и помогают реализовать ее общие задачи, а также задачи отдельных разделов программы. Внедрение музейно-пед...

Лепбук - как средство познавательного развития детей дошкольного возраста. Статья.

Лепбук - как средство познавательного развития детейдошкольного возраста. Детство – пора поисков ответов на разные вопросы. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельн...

Математический лепбук - универсальное средство всестороннего развития детей дошкольного возраста

Дидактическое пособие лэпбук – это яркая, красочная, интерактивная папка с кармашками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой помещены материалы по теме. Это один из способов орган...