Консультация для воспитателей «Эйдетика новое и эффективное направление по развитию памяти у детей»
консультация (старшая группа)

Ашимова Гульэра Касымжановна

              «Эйдетика новое и эффективное направление по развитию памяти у детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Воспитатель МБДОУ «Солнышко» Ашимова Г.К.

              «Эйдетика новое и эффективное направление по развитию памяти у детей»

                                                                              «Воображение важнее знаний, ибо знание ограниченно.

 Воображение же охватывает всё на свете, стимулирует

прогрессии является источником эволюции».

Альберт Эйнштейн

          Формирование с детства развитой личности, само созидающей индивидуальности - это фундаментальная задача современности. Этот процесс особенно важен вовремя нахождения ребенка в ДОУ. К решению этой задачи необходимо идти с помощью разработки и внедрения новейших методик, направленных на формирование психологического здоровья личности ребенка в основных сферах: деятельность, общение, самосознание.

          В современном быстроизменяющемся мире необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Важнее знание о том, как информацию добыть или создавать новую. Происходит смещение акцента с усвоения фактов (результат - знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат - умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер процессов воспитания и обучения. Поэтому необходимо введения метода эйдетики, как нового связующего звена между потребностями детей в их творческой реализации в познавательной деятельности и в общей  системе дошкольного образования без индивидуальных образовательных маршрутов, с целью использовать все сенсорные каналы восприятия и памяти.

         Классик французской психологии Пьер Жане сказал: «Память – это преодоление отсутствия». А наш современник – российский психолог Г. К. Середа дал такое определение: «Память – это психический процесс, представляющий собой продукт предшествующего и условие предстоящего действия (процесса, опыта)». Восприятия, ощущения, мышление, при помощи которых ребенок познает окружающий мир, обычно не исчезают бесследно. Память – свойство мозга, в основе которого лежат процессы, обеспечивающие запоминание, сохранение, воспроизведение (припоминание), узнавание и забывание информации. 

          Метод эйдетики способствует формированию коммуникативных компетенций, развитию образно-ассоциативного стиля мышления и всех видов памяти, что в свою очередь является необходимым условием формирования творческой, креативного развития детей, открытой к познанию современного мира. Новизна метода заключается в комбинировании методов и приемов данной методики и создании системы применения их в непосредственной образовательной деятельности в ДОУ, нацеленных на познавательную и творческую активность детей  дошкольного возраста. Целью использования данного метода является раскрытие интеллектуального и творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством использования метода образной подачи информации.

         Эйдетика – современное направление, ориентированная на развитие образного мышления и памяти ребенка. Методика привлекает все анализаторы ребенка: позволяет не только увидеть, но и потрогать, услышать, попробовать, понюхать; подает новое через хорошо знакомые детям образы. Увлекательные, интересные, очень полезные упражнения этой уникальной методики позволят развить образную память ребенка и способствуют лучшему усвоению предметов.

         Эйдетика – это методология развития внимания и памяти, использующая для запоминания информации образно-ассоциативные приемы ее восприятия. Способность воспроизводить яркий зрительный образ через длительное время после его воздействия на органы чувств – эйдетизм – врожденный дар человека. Термин «эйдетизм» ввел немецкий психолог Эрих Йенш. Основатель «Школы Эйдетики» Игорь Матюгин полагает, что «познание ребенком окружающего мира и переработка информации одновременно в трех сферах представлений (знак, образ, действие) достигается за счет развития и формирования эйдетических способностей, гармонизация логического и образного мышления способствует раскрытию творческой личности, ее потенциала».

          Методы обучения, которые предлагает эйдетика, опираются на образное мышление ребенка, и включают в себя систему игровых упражнений на развитие памяти, внимания, воображения. Усваивая полезную информацию с помощью игры, ребенок получает не только положительные эмоции, но и легко и надолго запоминает, все, что необходимо. Подключая к процессу развития внимания и памяти ребенка его слух, зрение, обоняние, тактильные ощущения, активные движения и позитивные эмоции, можно добиться высоких результатов. Радость обучения делает ребенка более здоровым, повышается работоспособность, развивается память и способность концентрировать внимание возрастают. Улучшаются взаимоотношения ребенка с окружающими.

          Ученые доказали, что образное мышление присуще человеку всегда, ведь заложено в нем от природы. Не зря в восточном изречении говорится: „Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай коснуться – и я поймуˮ. Не случайно дошкольников называют „исследователямиˮ и „почемучкамиˮ. Наблюдательные педагоги и внимательные родители сами замечают: ребенок, знакомясь с окружающим, изучает его на практике – стремиться посмотреть, понюхать, коснуться, проверить на прочность, попробовать на вкус. И тогда именно эйдетика поможет дошкольникам в познании окружающей действительности и раскрытии ее разнообразия, подскажет способы ее изучения.

            Методы и приемы эйдетики основываются на умении человека ассоциировать. Виды ассоциаций, которые используются в эйдетике:

1) зрительные;

2) слуховые;

3) двигательные;

4) тактильные;

5) обонятельные;

6) вкусовые.

         Методы эйдетики очень разнообразные: запоминание слов, стихов, имен, цифр, текстов, картинок и т.п. Особенностью этих методов являются: больше яркости, эмоциональности, меньше логичности, визуализация. Благодаря этим методам у детей развивается зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, фотографическая память, произвольное внимание, вербальное и невербальное мышление, воспроизведение, творческое воображение и речь.

      Воспитатель ДОУ, используя приемы эйдетики, как целостную, специально организованную игру-занятие или его часть, как отдельный учебно-развивающий или развлекательно-развивающий элемент повседневной жизни, может предоставить дошкольникам максимальную свободу для творчества и самовыражения, одновременной активизации разнообразных чувств каждого ребенка логопедической группы. Именно при использовании таких видов работы у дошкольника  появляется уверенность в собственных силах, раскрывается эмоциональность, желание поделиться своими размышлениями и убеждениями, обосновать их, пользуясь при этом четкой, фонетически, лексически и грамматически правильной связной речью.

       Итак, применение во время игр-занятий методов и приемов эйдетики помогает воспитателю через неповторимый мир разнообразных образов сформировать речи детей, побуждает дошкольников к непринужденному и более легкому познанию окружающей действительности, стимулирует его коммуникативную активность, способствует развитию образного мышления, разных видов внимания и памяти, оптико-пространственную ориентацию и внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная диагностика и занятия, направленные на развитие памяти у детей в возрасте от 3 до 7 лет

Предлагаемые задания для диагностики развития памяти можно использовать и в качестве развивающих упражнений для занятий с детьми. В заданиях не приводятся количественные критерии для оценки памяти. В ...

Консультация для воспитателей на тему: «Сказкотерапия – эффективное средство для развития речи детей младшего дошкольного возраста».

Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических пр...

Консультация для воспитателей «Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста»

Применение инновационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет в более доступной и привлекательной для детей, достигнуть высокого качест...

Консультация для воспитателей «Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста»

Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста В настоящее время существенно повысились требования к качеству организации образовательного процесса в детс...