"Библиотека коррекционной помощи для педагогов" консультация по теме: "Игры направленные на развитие памяти у детей дошкольного возраста".
консультация по коррекционной педагогике
Игры на развитие памяти у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_pamyat.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Игры направленные на развитие памяти
у детей дошкольного возраста
Способность запоминать и воспроизводить информацию – очень важное для обучения в школе качество.
Ребенок 5-6 лет лучше запоминает непроизвольно, особенно то, что ярко, интересно, вызывает сильные эмоции. Однако для школы важно, чтобы ребенок мог управлять своей памятью (ставить перед собой осознанную цель – запомнить, приложив силу и волю), т. е. у него должно быть развито произвольное запоминание. Острота детской памяти значительно зависит от того, понимает ли ребенок смысл запоминаемого. Осмысленное запоминание поможет глубоко усвоить материал, вызвав в сознании яркие образы, представления, ассоциации, более надежно закрепит нужную информацию в долговременной памяти. Потому постоянно учите ребенка использовать свое воображение, находить ассоциации, придумывать истории, связанные с тем, что нужно запомнить.
Как можно чаще тренируйте ребенка в рассказывании и заучивании наизусть литературных произведений. Прочитав сказку, помогите ребенку освоить основные приемы запоминания: разделение текста на части с выделением смысла каждой (с помощью наводящих вопросов); повторение. Попросите ребенка нарисовать картинки, а затем пусть он по ним перескажет вам сказку. Разучивая стихи, рисуйте к каждой строчке простой рисунок-символ. Взяв в руки «шпаргалку», ребенок успешнее воспроизведет рифмы.
Предлагаю вам упражнения для развития кратковременной и долговременной памяти разных видов. Чем больше вы станете тренировать ребенка, тем легче будет ему учиться.
Зрительная память
«10 картинок»
Предложите ребенку рассмотреть 10 картинок с изображением знакомых предметов. Через 30 секунд попросите назвать все, что он запомнил. Проверяем кратковременную память: 6-7 предметов, названных 6-7- летним ребенком – хороший результат. Покажите ребенку те картинки, про которые он забыл. Через 10 минут (а потом через 1 час) попросите снова вспомнить изображения. Обычно ребенок называет 7-8 предметов из 10 (это хороший показатель долговременной памяти).
«Запомни и нарисуй»
Предложите ребенку в течение 1 минуты посмотреть на рисунок с изображением несложных узоров или геометрических фигур, цифр, букв, а затем нарисовать все, что он запомнил.
«Я фотоаппарат»
Пусть ребенок представит себя фотоаппаратом (фотографом, художником, детективом), который может запечатлеть любой предмет, ситуацию, человека. Например: ребенок в течение нескольких секунд рассматривает все предметы на письменном столе. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить.
«Шкафчики»
Склейте «шкафчики» из 3 и более спичечных коробков. Спрячьте в один из них (на глазах у ребенка) мелкую игрушку. Уберите коробки на несколько секунд, а потом попросите ребенка найти спрятанную игрушку.
«Что изменилось?»
Разложите на столе 5-8 фигурок (игрушек). Ребенок внимательно рассматривает их, затем отворачивается. В это время уберите одну или две фигурки, добавьте новые, поменяйте их местами. Спросите, какие игрушки исчезли, добавились или поменялись местами.
«Прогулка в картинках»
Гуляя на улице, обращайте внимание ребенка на дорожные знаки, рекламные щиты, названия магазинов. Вернувшись домой, попросите его нарисовать те знаки, которые он запомнил.
«Художник»
Ребенок, играя роль художника, внимательно рассматривает того, кого будет «рисовать» (это может быть и папа, и игрушка). Потом отворачивается и дает его словесный портрет.
Слуховая память
«10 слов»
Прочитайте ребенку 10 слов. Попросите его повторить те, которые он запомнил. Обычно дошкольник повторяет 5-6 слов. Это показатель хорошей кратковременной памяти. Назовите ребенку те слова, которые он забыл. Вернитесь к упражнению через час и, не называя слов, попросите ребенка вспомнить их. Долговременная память считается хорошей, если удалось вспомнить 7-8 слов.
«Слушай и повторяй»
Простучите карандашом по столу определенное число раз и попросите ребенка воспроизвести услышанное.
«Я положил в мешок»
Эта игра развлечет вас во время длительных поездок. Для начала скажите: «Я положила в мешок яблоки». Ребенок повторяет сказанное вами и добавляет что-то свое: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Следующий игрок повторяет всю фразу и добавляет новое слово. И так далее. Игра развивает объем памяти.
«Опосредованное запоминание»
Положите перед ребенком карточки с изображением предметов (обезьяна, книга, сыр, платье, луна, мороженое, дерево, метла). Скажите, что сейчас вы прочтете слова, которые надо запомнить, а он пусть подберет к каждому слову самую подходящую картинку, чтобы она помогла вспомнить слово. Слова для запоминания: еда, учение, зоопарк, работа, лес, одежда, сладость, ночь. Например при названии слова ночь ребенок должен выбрать карточку «Луна». Спросите, какие слова ребенок запомнил. Через 15 минут покажите ребенку картинки, которые он выбрал для запоминания, и снова попросите назвать слова. Количество правильно названных слов может свидетельствовать о развитии у ребенка логических связей в процессе запоминания.
«Пары слов»
Прочитайте ребенку пары слов: шум-вода, стол-обед, мост-река, карандаш-альбом, лес-медведь. Затем повторно произносите первое слово из каждой пары, а ребенок должен вспомнить второе слово к каждой паре. Выполнение задания говорит о хорошем уровне логической и смысловой памяти.
Тактильная память
Отражает способность запоминать ощущение от прикосновения к различным предметам.
«Что это?»
Приготовьте разные на ощупь предметы: теплые, холодные, гладкие, шершавые, мягкие, твердые. Положите часть из них на стол, а часть – под стол. Предложите ребенку потрогать все предметы. Затем попросите вспомнить, что лежит на столе, а что под ним.
«Дощечки»
Приготовьте 10 дощечек с разной поверхностью, проставьте на них порядковые номера и наклейте материалы: 1 – мех, 2 – наждачная бумага, 3 – фланель, 4 – расплавленный воск со свечи, 5 – толстый шнурок, 6 – спички или палочки, 7 – целлофан, 8 – фольга, 9 – бархат, 10 – вельвет. Разложите дощечки по порядку от 1 до 10.
Пусть ребенок закроет глаза и тщательно ощупает каждую поверхность. При этом ему нужно запомнить в каком порядке лежат дощечки. Затем перемешайте дощечки и попросите ребенка на ощупь разложить их в заданном порядке.
Моторно-зрительная память
«Запомни движение»
Покажите ребенку движения, состоящие из 3-4 действий. Он должен повторить эти действия, сначала в заданном порядке, а затем в обратном. Например: постоять, покачиваясь на одном месте, покружиться, подпрыгнуть.
«Согласованные действия»
Встаньте рядом с ребенком и предложите показать парные действия (пилка дров, гребля в лодке, перетягивание каната). Затем попросите ребенка вспомнить последовательность действий: какое движение было вторым, четвертым, первым?
Полезные советы
Повторение – мать учения. Частое обращение к прошлым событиям укрепляет нашу память о них.
Ассоциация – основа тренировки памяти. Чтобы запомнить новую информацию, ее необходимо связать с чем-то, что вы уже знаете, посредством образов.
Пусть в детском меню будет больше продуктов, богатых фосфором, йодом, железом, магнием, цинком и витаминами группы В. Фрукты, овощи, ягоды, мед, орехи, злаки, нежирное мясо, рыба, печенка, молочные продукты «накормят» мозг и улучшат память.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развитие памяти детей дошкольного возраста"
По материалам книги Т.В. Большевой "Учимся по сказке". Развитие памяти, внимания, воображения и мышления в дошкольном возрасте с использованием мнемотехники....
Развитие памяти детей дошкольного возраста
Развитие памяти детей дошкольного возрастаПериод с 3 до 7 лет психологи называют временем интенсивного психического развития. В это время наблюдаются прогрессивные изменения в различных сферах –...
Игры и упражнения на развитие памяти детей дошкольного возраста
Игры и упражнения на развитие памяти детей дошкольного имладшего школьного возраста.1. Упражнение «10 слов».Ребенку предлагается 10 слов для запоминания. Например: книга, луна, звон, мед, окно, лед, д...
Конспект мастер-класса "Развитие памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники"
В настоящее время у детей наблюдаются такие проблемы, как общее недоразвитие речи, скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, недостаточно развитое логическое мышление. А вед...
Мастер - класс «Развитие памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники»
Ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации - методом мнемотехники....
Развитие памяти детей дошкольного возраста на разных этапах дошкольного детства
Развитие памяти детей дошкольного возраста на разных этапах дошкольного детства....
Развитие памяти детей дошкольного возраста. Методики исследования и развития
Памятью - называется познавательный процесс, в ходе которого происходит запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидуумом его опыта, ранее приобретенных знаний. Память - это инте...