«Использование пальчиковых игр для развития детей раннего возраста».
статья (младшая группа)

Редько Любовь Владимировна
Введение. Пальчиковые игры – это простые, веселые игры и упражнения, которые помогают
налаживать прочный эмоциональный контакт взрослого с детьми. Для детей нет ничего
интереснее игры, а игры с пальчиками очень увлекательны и поэтому нравятся детям.
Пальчиковые игры являются уникальным средством для развития мелкой моторики и развития
речи, они развивают внимание, мышление и воображение. Пальчиковые игры – это инсценировка
каких – либо рифмованных историй, потешек, сказок, при помощи пальцев. Они отражают
реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления
природы.
Актуальность.
Работая с детьми раннего возраста и наблюдая за ними во время
образовательной, игровой и совместной деятельности, мы пришли к следующему выводу: у
большинства детей, на начало учебного года, плохо развита мелкая моторика рук. Некоторые
дети имеют мышечную напряженность, другие малоподвижны, застенчивы и скованны. Наблюдая
за поступившими в группу детьми, мы обратили также внимание на то, что, все дети могут брать и
захватывать различные предметы, мелкие игрушки, ладонью одной и другой руки, но не могут их
взять с помощью нескольких пальцев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_3.odt11.72 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование пальчиковых игр для развития детей раннего возраста».

                                                                              «Ум ребенка находится на кончиках пальцев.

Чем больше мастерства в руке, тем ребенок умнее».

 В.А.Сухомлинский.

Введение. Пальчиковые игры – это простые, веселые игры и упражнения, которые помогают налаживать прочный эмоциональный контакт взрослого с детьми. Для детей нет ничего интереснее игры, а игры с пальчиками очень увлекательны и поэтому нравятся детям.

Пальчиковые игры являются уникальным средством для развития мелкой моторики и развития речи, они развивают внимание, мышление и воображение. Пальчиковые игры – это инсценировка каких – либо рифмованных историй, потешек, сказок, при помощи пальцев. Они отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.

 Актуальность. Работая с детьми раннего возраста и наблюдая за ними во время образовательной, игровой и совместной деятельности, мы пришли к следующему выводу: у большинства детей, на начало учебного года, плохо развита мелкая моторика рук. Некоторые дети имеют мышечную напряженность, другие малоподвижны, застенчивы и скованны. Наблюдая за поступившими в группу детьми, мы обратили также внимание на то, что, все дети могут брать и захватывать различные предметы, мелкие игрушки, ладонью одной и другой руки, но не могут их взять с помощью нескольких пальцев.

Возникла проблема: как помочь детям добиться ловкости и точности движений кистей рук и пальцев? Известный академик В.М.Бехтерев, занимающийся изучением центральной нервной системы человека, доказал, что движения руки активизируют зоны головного мозга, ответственные за речь. Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами человека.

Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, массаж указательного - улучшает работу желудка, среднего пальца – кишечника, позвоночника, безымянного – помогает работе сердца. Очень важно с самого раннего возраста правильно развивать мышцы ребенка, чтобы в будущем у него была хорошая моторика и реакция. Особенно это важно для развития руки пальцев ребенка, от этого зависит его дальнейшее успешное развитие. Чем точнее движения кистей рук и пальцев, тем сильнее развита мелкая моторика ребенка и тем ближе к норме его речь. Исходя из выше изложенного поставили перед собой такие задачи:

1. Учить детей простым пальчиковым играм и упражнениям;

2. Развивать мелкую моторику рук;

3. Стимулировать развитие чувственного восприятия, развивать подвижность пальцев;

4. Совершенствовать умение подражать взрослому и понимать смысл речи.

Наблюдая за воспитанниками нашей группы, мы заметили, что пальчиковые игры способствуют снятию напряжения, стабилизируют эмоциональное состояние, мгновенно переключают ребенка с капризов или нервозности на телесные ощущения и успокаивают его. Наши воспитанники очень любят играть в различные игры, но особенно им нравятся пальчиковые игры, сопровождаемые стихотворной речью, которые превращаются в маленькие сценки, мини спектакли. Дети проявляют особенный интерес к персонажам и образам пальчиковых игр, они увлеченно повторяют за взрослым, а потом и вместе с ним стихотворный текст и движения игры, получая от нее истинное удовольствие. Такие игры коротки по времени и занимают от трех до пяти минут времени в течении дня, но при их разучивании и ежедневном повторении результат не заставит себя долго ждать. М.М.Кольцова пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией». Параллельно речи развивается зрительное и слуховое внимание, мышление, воображение, быстрота реакции, а так - же эмоциональная выразительность.

Подготовительным этапом для пальчиковых игр во время адаптации детей к детскому саду стал

  • массаж кистей рук;
  • поглаживание кистей рук;
  • разогрев ладошек (поглаживание внутренних сторон одна об другую);
  • растирание и легкое надавливание от кончиков пальчиков к ладони (для увеличения чувствительности);
  • легкое продвижение и надавливание на верхнюю и нижнюю часть пальцев по всей длине пальца);
  • тихие и звонкие хлопки в ладоши.

Этапы разучивания игр: 

1. Воспитатель сам выполняет движения пальчиковой игры, а ребенок смотрит.

2. Воспитатель выполняет действия руками ребенка;

3. Ребенок выполняет движения самостоятельно, подражая воспитателю.

На следующем этапе приступаем (в соответствии с возрастом от полутора до трех лет) к самым простым и веселым пальчиковым играм, таким как: «Коза рогатая», «Сорока - ворона», «Бумажный мячик», «Пляшут ручки» -  для установления прочного эмоционального контакта взрослого и ребенка, потому, что еще продолжается адаптация детей.

Пальчиковые игры присутствуют во всем режиме дня. Так утром пальчиковые игры проводим с небольшой подгруппой или же индивидуально, это игры: «С добрым утром», «Здравствуй, солнышко», «Пальчики здороваются» - для создания положительного настроения.

Перед едой используем игры: «Мы делили апельсин», «Мальчик – пальчик». «Сорока – белобока». Во время одевания на прогулку повторяем пальчиковые игры «Собираемся гулять», «Разве это пальчики» и «Варежка».

На прогулке, после наблюдения за птицами, домашними животными, насекомыми, детям предлагаем с помощью пальчиков отобразить их и характерные им движения. Наблюдения за изменениями погоды проводим с такими пальчиковыми играми «Дождик». «Домик», «Цветочек» и «В лес корзину я беру».  

Во время умывания и причесывания повторяем пальчиковые игры «Расти коса до пояса», и «Водичка - водичка».

Перед сном и после пробуждения повторяем пальчиковую игру «Котя – коток», «Потягушечки» и «Раз, два, три, четыре, пять». Имитируя движения пальчиковой игры за взрослым, дети активизируют мелкую моторику рук, кисти рук и пальцы становятся более «послушными», тогда мы предлагаем им пальчиковые игры «Печем пирожки», «Мы капусту рубим», «Ручки -  пальчики», «Торт», «В детский сад идти пора», «Мизинчик» - с более энергичными движениями кистей рук. Таким образом, у тех детей, с которыми ежедневно играют в пальчиковые игры, делают массаж кисти и пальцев, значительно ускоряется развитие. Из этого следует, что двигательная активность кисти рук и пальцев, увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. Вывод: в результате можно заключить - пальчиковые игры создают хорошее эмоциональное состояние, расширяют кругозор и словарный запас детей, формируют знание о своем теле, дают элементарные математические представления, начальные экологические знания и главное -  воспитывают уверенность в себе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности использования «пальчиковых» игр в развитии детей раннего возраста в детском саду и семье.

СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава I Психолого-педагогические особенности игровой деятельности ребенка – дошкольника………………..…………….. 1.1 Генетические корни игры…………..……………………………… 1.2 Игра – ведущий вид де...

«ЗНАЧЕНИЕ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»....

Значение пальчиковых игр в развитии детей раннего возраста.

В статье говорится о важности применения пальчиковых игр в занятиях с детьми раннего возраста и даны методические рекомендации по их проведению....