Значение пальчиковых игр в развитии детей раннего возраста.
статья по развитию речи (младшая группа) по теме

Тимчук Надежда Дмитриевна

В статье говорится о важности применения пальчиковых игр в занятиях с детьми раннего возраста и даны методические рекомендации по их проведению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работая с детьми раннего возраста, понимаешь, как важно использовать пальчиковые игры на занятиях. Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит выражение: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука - это инструмент всех инструментов», сказал еще Аристотель. «Рука - это своего рода внешний мозг», писал Кант.

Всем известно, что уровень развития высших форм познавательной деятельности находится в прямой зависимости от состояния двигательного анализатора в целом, а особенно от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук!

В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. И в то же время этот период жизни ребенка не случайно называют «нежный возраст». Нужно быть очень осторожным и деликатным в вопросах развития и образования малышей раннего возраста. Любящие родители, наверное, заметили, с какой радостью малыш усваивает любую информацию, приобретает любые навыки с легкостью и азартом. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.

Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Почему же это так? Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлению речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы готовят почву для дальнейшего развития речи.

Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Если вы хотите, чтобы ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти.

Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр.

  1. Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинацию пальцев, движения. Это не только подготовит малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
  2. Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
  3. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
  4. Выполняйте упражнения вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
  5. При выполнении упражнений необходимо привлекать, по возможности, все пальцы руки.
  6. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
  7. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
  8. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.
  9. В идеале: каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2-3 раза.
  10. При повторных проведениях игры дети нередко начинают говорить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движениями.
  11. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми.
  12. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
  13. Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
  14. Никогда не заставляйте. Попробуйте разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Очень хорошо для развития речи то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешают и успокаивают. Насколько ребенку понравится игра зависит от взрослых. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей с полутора-двух лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого, умение сделать в нужном месте паузы, сказать тихо или громко, угадать, когда нужно повторить движение без текста, определить, где нужно говорить очень медленно и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ЗНАЧЕНИЕ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»....

Статья на тему: "Значение пальчиковых игр в развитии детей раннего возраста"

Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей раннего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции. Исследования учёных доказали, что у...

Значение пальчиковых игр в развитии детей раннего возраста

Значение пальчиковых игр в развитии детей раннего возраста...

Консультация для родителей "Значение пальчиковых игр в развитии детей раннего возраста"

Данная консультация дает представление родителям о пальчиковых играх не только как о развлечении малыша, но и  подробно рассказывает о том, что развитие мелкой моторики рук ведет к развитию ...

Консультация "Значение пальчиковых игр в развитии детей раннего возраста"

Сегодня все педагоги, без исключения, знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Между тем,...

Консультация : "Значение пальчиковых игр в развитии детей раннего возраста ".

Консультация  Значение пальчиковых игр в развитии детей раннего возрастаУм ребенка находится на кончиках его пальцев В. А. СухомлинскийМногие исследователи, занимающиеся проблемой воспи...

«ЗНАЧЕНИЕ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. И в то же время этот период жизни ребенка не случайно н...


 

Комментарии

Кравченко Екатерина Евгеньевна

Замечательная статья, Надежда Дмитриевна! Можно и родителям такую зачитать.