Игры, задания и упражнения для развития логического мышления у детей 5-7 лет.
материал (подготовительная группа)
Подборка игр и упражненеий для детей старшего дошкольного возраста на развитие логического мышления. Занимательные игры и упражнения помогут в обучений выделять главное , обобщать и делать соответствующее умозаключения. Постепенно логические игры развивают у ребенка умение думать и рассуждать самостоятельно, что так важно для гормоничного развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_zadaniya_i_uprazhneniya_dlya_razvitiya_logicheskogo.docx | 24.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры, задания и упражнения для развития логического
мышления у детей 5-7 лет.
Учим выделять существенные признаки предмета.
Вы можете научить описывать различные свойства окружающих его предметов.
Задание: попросите ребенка рассказать о следующих предметах.
Дом. – Какой он? Из чего сделан? Какого цвета? Для чего предназначен? Какого размера?
Арбуз. – Какой он? Какой у него вкус, цвет, величина? Съедобный или нет?
Тетрадь.- Какая она? Из какого материала сделана? Какого размера? Для чего предназначена? К каким предметам относится?
Автомобиль. - Какой он Из чего сделан Для чего предназначен Какого размера К какой группе предметов относится
Дерево. – Какое оно? Живое или нет ? К какой группе предметов относится? Какие листья по форме? Какого оно цвета?
Пример. Огурец – зеленый, продолговатый, твердый, съедобный: это овощ.
Чтобы сделать занятие с ребенком более интересным, развивать не только способность описывать различные свойства предметов, речь, но и воображение, попросите ребенка придумать о данном предмете сказку или необычную фантастическую историю. Задайте ему вопрос, например о яблоке:
- Какое оно?
- В каких сказках, известных тебе, речь идет о волшебном яблоке?
- Расскажи одну из сказок.
- Попробуй придумать какую-нибудь новую сказку или историю, где речь идет также о яблоке или яблоках.
Игра «кто летает?»
Эта игра развивает мышление ребенка, а также внимание, умение выделять главные, существенные признаки предметов.
Ход игры: взрослый становится ведущим. Он говори: «Сейчас мы выясним, кто может летать, а кто не может. Я буду спрашивать, а ты сразу, без пауз, отвечай. Если назову, например, стрекозу, ты скажешь: «Летает», - и показывайте, как она это делает, разведя руки в стороны, как крылья. Если я тебя спрошу: «Поросенок летает?» - промолчите и не поднимай руки.
Итак, отвечай. Орел летает? Воробей летает? Корова летает? Змея летает?
Самолет летает? Собака летает? Змея летает? Вертолет летает? Ежик летает? Воздушный шар летает? Летучая мышь летает?» и т. д.
Игра «Кто плавает?»
Эта игра развивает мышление и внимание ребенка, умение выделять главные, существенные признаки предметов.
Ход игры: взрослый-ведущий говорит: «Сейчас мы с тобой узнаем, кто может плавать, а кто нет. Я буду спрашивать, а ты сразу, без паузы, отвечай. Если назову, например, лягушку, отвечай; «Плавает». Если я тебя спрошу: «Курица плавает? – то следует промолчать.
Итак, отвечай: индюк плавает? Утка плавает? Крокодил плавает? Дельфин плавает? Камень плавает? Теплоход плавает? Лодка плавает? и т. д.
Игра «Съедобное - несъедобное»
Эта игра развивает мышление, внимание, умение выделять существенные признаки предметов.
Игру можно проводить в помещение и на улице, для игры необходим мяч.
Можно играть с одним ребенком или с группой ребят; старшие дети могут играть с младшими.
Ход игры: ведущий объясняет: « Я буду называть предметы (например, яблоко, сахар, хлеб, окно, кукла, стол, карандаш и т. д.) Если названный предмет съедобный, то вы должны поймать брошенный мяч и передвинуться «по классам» вперед на одну клетку. Если названный предмет несъедобен, то вы должны отбить брошенный мяч, а затем также передвинутся вперед на одну клетку». Если дан неправильный ответ (мяч не пойман, хотя предмет съедобен, или пойман, хотя предмет не съедобен), то ребенок должен остаться в прежнем классе. Классов можно нарисовать мелом до 10, если вы играете с 1-2 детьми, и 5-6, если вы играете с 4-5 детьми. Тот ребенок, который первый приходит в последний класс, становиться ведущим.
Игра «Обобщение»
Цель: научить ребенка обобщать.
- Назвать группу слов общим словом: январь февраль март июнь
- Назвать группу слов общим словом: понедельник воскресенье среда четверг
- Назвать группу слов общим словом: стол диван кресло стул
- Назвать группу слов общим словом: А Б В С Н
- Назвать группу слов общим словом: Елена, Надежда, Любовь, Вера
- Назвать группу слов общим словом: Москва, Баку, Рига, Минск
- Назвать группу слов общим словом: морковь, свекла, лук, картофель
- Назвать группу слов общим словом: чашка, блюдце, стакан, кастрюля.
- Продолжи перечисления и назови группу одним общим словом: грабли, лопата,…………….
- Продолжи перечисления и назови группу одним общим словом: стол, диван,…………….
- Продолжи перечисления и назови группу одним общим словом: прятки, жмурки,…………….
- Продолжи перечисления и назови группу одним общим словом: ботинки, туфли,…………….
- Продолжи перечисления и назови группу одним общим словом: ручка, карандаш,…………….
- Продолжи перечисления и назови группу одним общим словом: зима, осень,…………….
- Продолжи перечисления и назови группу одним общим словом: пальто, куртка,…………….
- Продолжи перечисления и назови группу одним общим словом: Иван, Петр,…………….
- Продолжи перечисления и назови группу одним общим словом: Петров, Сидоров,…………….
- Продолжи перечисления и назови группу одним общим словом: капуста, картофель,…………….
- Продолжи перечисления и назови группу одним общим словом: апельсин, лимон,…………….
- Продолжи перечисления и назови группу одним общим словом: коза, корова,…………….
- Продолжи перечисления и назови группу одним общим словом: клубника, смородина,…………….
- Продолжи перечисления и назови группу одним общим словом: заяц, волк,…………….
Игра «Верю – не верю»
Дети-дошкольники – на удивление доверчивые создания. Все, что говорит взрослый, для них является чуть ли не аксиомой. А значит нужно учить их не воспринимать все за чистую монету.
Правила: ведущий передаёт игроку какую-то информацию, которую необходимо опровергнуть или подтвердить. Например:
«Все шарики красные».
«Зимой всегда идёт снег».
«Все птицы улетают на юг».
«Некоторые карандаши сломаны».
«Летом мы надеваем рукавицы».
«Чай всегда горячий».
«Блины нужно есть с вареньем.
Лучше подобрать такие фразы, на которые нельзя дать однозначные ответы. Факты, содержащиеся в ней, должны быть понятны ребёнку. Каждый свой ответ малышу необходимо обосновывать.
Например, фраза «сок нельзя есть ложкой» считается выдумкой, т. к. сок можно заморозить.
Игра «Ассоциация»
Ассоциативные связи у людей формируются ещё с малых лет. От них напрямую зависит тип мышления, возможности памяти. Данная игра учит детей отделять существенные и второстепенные свойства предмета.
Перед тем как играть, объясните дошкольнику задание: «Я назову тебе слова. Первое будет главным. Из остальных тебе нужно выбрать те, без которых главному слову никак не обойтись».
Примеры:
Космос (спутник, скафандр, Луна, звёзды).
Птица (крыло, дерево, весна, парк, яйца).
Река (рыба, вода, лодка, удочка, птицы, мяч).
Решение логических задач.
Логические задачи - особый раздел по развитию словесно - логического мышления, включающий в себя целый ряд разнообразных упражнений.
1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля ел яблоко большое и сладкое. Что в этих яблоках одинаковое? разное?
2. Толя и Игорь рисовали. Один мальчик рисовал дом, а другой - ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?
Задачи на сравнение.
Начинать обучение решению таких задач можно с самых простых, в которых требуется ответить на один вопрос и которые опираются на наглядные представления.
- Ира аккуратнее, чем Лиза. Лиза аккуратнее, чем Наташа. Кто самый аккуратный? (Ира)
- Когда рыжему коту легче попасть в квартиру? (Когда в квартире открыта дверь)
- Серый, маленький, выглядит как слон. Что за животное? (Слоненок)
- На какой вопрос никто не сможет ответить утвердительно? (Ты сейчас спишь?)
- Какого вида камни нельзя найти в океане? (Сухие)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и игровые упражнения в развитии словаря у детей раннего возраста
Одним из эффективных средств формирования словаря детей раннего возраста в нашей работе выступают дидактические игры. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра служит одним из...
Игры и игровые упражнения для развития речи у детей среднего возраста.
Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого...
Доклад на собрании» Задания и упражнения на развитие математических способностей детей».
Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к комп...
Игры, задания и упражнения для развития памяти детей 7 лет
Игры, задания и упражнения для развития памяти детей 7 лет...
"Библиотека коррекционной помощи" консультация для педагогов по теме: "Игры, задания и упражнения, способствующие развитию восприятия у детей младшего и старшего дошкольного возраста"
Игры на развитие восприятия у детей младшего и старшего дошкольного возраста...
"Библиотека коррекционной помощи для педагогов" консультация по теме: " Игры, задания и упражнения, способствующие развитию пространственно-временных представлений у детей дошкольников"".
игры на развитие пространственно-временных представлений у дошкольников...
"Библиотека коррекционной помощи для педагогов" консультация по теме: " Игры, задания и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики у детей дошкольников"
игры и упражнения на развитие моторики у детей...