Доклад на собрании» Задания и упражнения на развитие математических способностей детей».
консультация на тему

Иващенко Светлана Георгиевна

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации уже с дошкольного возраста, стремлением  родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад  на собрании» Задания и упражнения на развитие математических способностей детей».

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации уже с дошкольного возраста, стремлением  родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, который он впитывает как губка, например, научить ребенка считать до 100, до 1000 и т. д., не овладев полным знанием в пределах 10. Однако всегда ли этодает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему скучно?

Основное усилие и педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. Важно воспитать и привить интерес к математике.

Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с раннего возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать, например, потребность в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен.

Вместе с тем принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира. Не допустить вербализма, формальности знаний ребенка. Весь процесс обучения должен быть настроен на как можно более раннее возникновение « почему?» Это возникновение интереса к процессу, к причине, горящие глаза и желание узнать еще и еще. Здесь закладывается мотивационная база дальнейшего развития личности, формируется познавательный интерес, желание узнать что-то новое.

Черпать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий по математике в детском саду, но и из повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходите вы, родители. Здесь ваша помощь неоценима, помощь родителей, которые желают внести свою лепту в дело развития и воспитания своего ребенка. Совместный поиск решения проблем помогает организовать обучение детей и взрослых, которое не только способствует лучшему усвоению математики, но и обогащает духовный мир ребенка, устанавливает связи между старшими и младшими, необходимые им в дальнейшем для  решения жизненных проблем.

Мамам и папам, бабушкам и дедушкам хочу напомнить, что принудительное обучение бесполезно и даже вредно. Выполнение заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем?»

Обсуждение заданий следует начинать тогда, когда малыш не очень возбужден и не занят каким- либо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра- дело добровольное.

Пожертвуйте ребенку немного своего времени и не обязательно свободного – по дороге домой или в детский сад, на кухне, на прогулке, в магазине, когда одеваетесь и т.д. Ведь в программе по математике в детском саду выделены основные темы: « Количество и счет», « Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве и времени». Согласитесь, всем этим понятиям вы можете уделить внимание и в повседневной жизни.

Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире,  их количество. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная и т. д. Для старших спросите, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет. Выбери предмет, похожий по форме на ту или иную фигуру. Спросите, чего у людей по два: две руки, две ноги, два уха, два глаза и т.д. И чего по одному.

По дороге в детский сад рассмотрите деревья ( выше- ниже, толще- тоньше). Если ваш ребенок рисует, спросите его о длине карандашей, сравните их по длине, чтоб ребенок в жизни употреблял такие слова, как длинный- короткий, широкий- узкий, высокий- низкий. Используйте игрушки разной величины, различной длины и толщины палочки, веревки, ленточки. Важно, чтобы эти слова были в лексиконе у детей, ребенок должен к школе пользоваться правильными словами для сравнения по величине.

Во время чтения книг обращайте внимание детей на характерные особенности животных: у зайца- длинные уши, короткий хвост, у коровы четыре ноги, у козы рога меньше, чем у оленя и т.д. Сравнивайте все вокруг по величине.

Дети знакомятся с цифрами. Обращайте внимание на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни, в различных ситуациях: номера домов, машин и т.д.

Приобретите ребенку игру с цифрами. Предложите разложить цифры по порядку.

Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и во времени. Обращайте внимание на это в повседневной жизни. Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди, сзади. Обращайте внимание на то, когда происходят те или иные события, используя слова: слева, сегодня ,завтра. Называйте день недели, спрашивайте его: какой день был вчера, какой будет завтра.

Обратите внимание детей на часы в вашем доме, особенно на те, что установлены в электроприборах, например, стиральной машине. Объясните, для чего они.

Познакомьте детей с деньгами, монетками, чтоб ребенок знал, сколько рублей содержится в той или иной монете, цифра на монете обозначает количество рублей, что количество монет не соответствует количеству рублей.

В непосредственной обстановке, на кухне, вы можете ребенка познакомить с объемом ( вместимостью сосудов), сравнив по вместимости разные кастрюли и чашки.

Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством времени, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения на развитие математических способностей для детей пяти - семи лет

В данном метериале предлагаются упражнения на развитие математических способностей для детей пяти - семи лет...

Упражнения на развитие математических способностей для детей пяти - семи лет

рекомендованные для родителей занимательные задания  на развитие математических способностей для детей старшего дошкольного возраста...

Упражнения на развитие математических способностей для детей 5-7 лет

упражнения на развитие математических способностей...

ЦОР "Система заданий, упражнений по развитию математических способностей для детей с ОНР"

Система заданий, упражнений  по развитию  математических способностейдля детей с ОНР...

В помощь родителям Игры и упражнения на развитие математических способностей для детей пяти - семи лет

Упражнение 1Материал: набор фигур - пять кругов (синие: большой и два маленьких, зеленые:большой и маленький, маленький красный квадрат).Задание: "Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (...

Консультация для родителей на родительском собрании «Роль дидактической игры в развитии математических способностей детей»

В.А. Сухомлинский писал: «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огр...

Консультация для родителей: «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений»

laquo;Развитие математических способностей детей дошкольноговозраста посредством дидактических игр и упражнений».   Дошкольное детство – короткий, но важный период в жизни каждо...