"Дары Фребеля"
методическая разработка

Харитонова Елена Валентиновна

Дополнительная программа по познавательному развитию для детей 4-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dary_frebelya_dlya_4-7_let.doc634 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад №7» г.о. Саранск

Рассмотрена и одобрена                                                                       «Утверждаю»

на заседании педагогического                                                        Заведующая МАДОУ

совета №___ от                                                           «Центр развития ребенка- детский сад №7»

«__» _________ 2018                                                                           _________Н.А. Вельматкина

                                                                                                Протокол №     от

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

«ДАРЫ ФРЕБЕЛЯ»

Возраст детей: 4-7 лет

Срок реализации: 3 год

                                                                               Составитель:    

                                                                                               

                                                                                               Харитонова Е.В.

Саранск 2018


СОДЕРЖАНИЕ

1.

Паспорт программы

3

2.

Пояснительная записка

5

3.

Учебно-тематический план

11

4.

Содержание изучаемого курса

15

5.

Методическое обеспечение

35

6.

Список литературы

36


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Программа по познавательному развитию «Дары Фребеля» (далее - Программа)

Руководитель программы

Воспитатель (первая квалификационная категория)

Харитонова Елена Валентиновна

Организация-исполнитель

МАДОУ «ЦРР - детский сад №7»

г.о. Саранск

Адрес организации

исполнителя

г. Саранск ул. Проспект 70 лет Октября д. 71 «а»

Цель программы

Полноценное всестороннее развитие ребенка

Направленность программы

Познавательная

Срок реализации программы

3 года

Вид программы

Уровень реализации программы

 адаптированная  

 дошкольное образование

Система реализации контроля за исполнением программы

координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;

практическую работу осуществляет педагогический коллектив

Ожидаемые конечные результаты программы

Для воспитанников 4-5лет:    

  • Знать: названия объемных геометрических фигур, умение детей описывать знакомую фигуру.
  • Уметь: различать геометрические фигуры (шар, цилиндр, куб);

     упорядочивать геометрические фигуры по форме;

     выделять признаки фигур с помощью зрительного анализатора.

  • Владеть: объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию; отражать в игре действия с предметами и человеческие взаимоотношения.

Для воспитанников 5-6лет:

  • Знать: основные цвета спектра; геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник).
  •  Уметь: использовать сенсорные  эталоны для оценки свойств предметов; сотрудничать, договариваться друг с другом, развитие навыков планирования.
  • Владеть: понимать на слух текст художественного произведения,

 приобщение к художественной литературе, формирование интереса к драматизации литературных произведений.

Для воспитанников 6-7лет:

  • Знать: различать и называть основные цвета спектра с оттенками; различать и называть геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, овал, треугольник, прямоугольник, цилиндр, полукруг, призма).
  • Уметь:  слушать и различать звуки в окружающей обстановке; ориентироваться в окружающей обстановке и во времени; сотрудничать, договариваться друг с другом,
  • Владеть: восприятие  иллюстраций, литературных произведений, музыки, природы, социальных явлений.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Направленность программы. 

Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Именно игра является ведущей деятельностью ребёнка в период дошкольного возраста. Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё и педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Фрёбель. Фридрих Фрёбель (1782 г.р.-1852) - немецкий гуманист, педагог, автор оригинальной системы воспитания и обучения дошкольников в коллективе, создатель первых детских садов (1837 г). Для своего детского сада разработал набор игр и игрушек, которые дети получали в подарок. По мнению Фридриха Фрёбеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение. «Дитя, которое играет самостоятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается также способным, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе» - говорил Ф. Фрёбель.

Теория Фребеля впервые в истории дошкольной педагогики явилась целостной, методически разработанной и оснащенной пособиями разнообразного содержания общественного дошкольного воспитания. Ф. Фребель разработал свой дидактический материал (т.е. «обучающий» материал) для детей дошкольного возраста – первый в мире дидактический материал для дошкольников. В дары Фребеля входили разные по форме, величине и цвету предметы: шарики, куб, мячи, цилиндр, палочки для выкладывания, полоски для плетения и т.д.

  1. Новизна программы.

Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фребеля» в соответствии с ФГОС ДО открывает новые возможности использования данного игрового набора в процессе реализации примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования. Комплект легко согласовывается с любой общеобразовательной программой ДОУ. Также он может найти применение при работе с авторскими методиками развития и воспитания дошкольников в различных организациях, оказывающих образовательные услуги, и в процессе семейного воспитания. Комплект является составной частью, развивающей предметно-пространственной образовательной среды. Его структура и содержание разработаны в соответствии с принципом реализации ведущей игровой деятельности в дошкольном возрасте и личностно-ориентированного подхода в развитии и воспитании ребенка.

  1. Актуальность программы. 

При использовании дидактического материала «Дары Фребеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения. Использование этих материалов в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия математики.  Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики.

Перспективность работы по данной программе заключается в том, что использование игровых наборов Ф.Фребеля «Цвет и форма», «Узоры», «Мосты», «Дары» является актуальным для современного детского сада не только сегодня, но и в будущем, так как развитие ребенка происходит через игровую деятельность, способствует познавательному развитию детей с младшего дошкольного возраста.

4. Отличительные особенности программы.

Игровые наборы и дары Фребеля являются составной частью, развивающей предметно-пространственной образовательной среды. Его структура и содержание разработаны в соответствии с принципом реализации ведущей игровой деятельности в дошкольном возрасте и личностно-ориентированного подхода в развитии и воспитании ребенка. Работа с игровыми наборами создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.

5. Педагогическая целесообразность программы.

Основные принципы программы:

В ФГОС ДО утверждены основные принципы дошкольного образования, полностью соответствующие принципам педагогики Фрёбеля, реализация которых способствует решению поставленных перед образовательными организациями задач.

• Принципы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.

• Принципы педагогики Фрёбеля.

• Реализация принципов обеспечивает решение задач ФГОС ДО

6. Цель программы.

       Обеспечение условий для построения целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребёнка, и обеспечение возможности для реализации игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности детей дошкольного возраста в образовательной организации, экспериментировании с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательной активности, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участия в подвижных играх, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

7. Задачи программы.

Обучающие задачи:

1. Усвоение систематизированных знаний.

2. Формирование сенсомоторных умений и навыков.

3.Развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов.

4. Формирование представлений об окружающем мире.

Воспитательные задачи:

1.        Воспитывать самостоятельность в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности.

2.        Воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий.

3.        Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.

  1. Освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
  2. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

Развивающие задачи:

  1. Развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, воображение).
  2. Развитие словарного запаса речи.
  3. Воспитание умения выражать свои эмоции.
  4. Развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных ощущений.

8. Возраст детей: 4-7 лет.

9. Срок реализации дополнительной образовательной программы: 3 года.

10. Форма детского образовательного объединения: кружок.

Режим организации занятий:

первый год  обучения: 1 раз в неделю, продолжительностью

по 15 минут (16 часов 8 минут в год),

          второй год : 2 раза в неделю продолжительностью по 20 минут (21 час 7 минут в год),

        третий год обучения: 2 раза в неделю по 25 минут (24 часа в год).

11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Для воспитанников 4-5лет:    

  • Знать: названия объемных геометрических фигур, умение детей описывать знакомую фигуру.
  • Уметь: различать геометрические фигуры (шар, цилиндр, куб);

     упорядочивать геометрические фигуры по форме;

     выделять признаки фигур с помощью зрительного анализатора.

  • Владеть: объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию; отражать в игре действия с предметами и человеческие взаимоотношения.

Для воспитанников 5-6лет:

  • Знать: основные цвета спектра; геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник).
  •  Уметь: использовать сенсорные  эталоны для оценки свойств предметов; сотрудничать, договариваться друг с другом, развитие навыков планирования.
  • Владеть: понимать на слух текст художественного произведения,

 приобщение к художественной литературе, формирование интереса к драматизации литературных произведений.

Для воспитанников 6-7лет:

  • Знать: различать и называть основные цвета спектра с оттенками; различать и называть геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, овал, треугольник, прямоугольник, цилиндр, полукруг, призма).
  • Уметь:  слушать и различать звуки в окружающей обстановке; ориентироваться в окружающей обстановке и во времени; сотрудничать, договариваться друг с другом,
  • Владеть: восприятие  иллюстраций, литературных произведений, музыки, природы, социальных явлений.

12. Форма подведения итогов.

Форма подведения итогов реализации дополнительной познавательной  программы: участие в семинарах, конференциях, открытые занятия, мастер – классы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4-5 ГОДА

п/п

Наименование

модулей, разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

кол-во занятий

мин.

1

Знакомство с «Дарами Фребеля»

2

30 мин

10  мин

20 мин

2

«Волшебный мешочек»

3

45 мин

15 мин

30 мин

3

«Путешествие колобка»

1

15 мин

5 мин

10 мин

4

«Лови-лови»

1

15 мин

5 мин

10 мин

5

«Три поросенка»

1

15 мин

5 мин

10 мин

6

«Веревочка»

1

15 мин

5  мин

10 мин

7

«Угадай песню»

1

15 мин

5 мин

10 мин

8

«Знаки дорожного движения»

1

15 мин

5 мин

10 мин

9

«Сборщики»

1

15 мин

5 мин

10 мин

10.

«Украшаем елку»

1

15 мин

5 мин

10 мин

11.

«Зеркало»

1

15 мин

5 мин

10 мин

12

«Спрятанная игрушка»

1

15 мин

5 мин

10 мин

13

«Большая стирка»

1

15 мин

5 мин

10 мин

14

«В лес»

1

15 мин

5 мин

10 мин

15

«Эстафета»

1

15 мин

5 мин

10 мин

16

«Волшебники»

1

15 мин

5 мин

10 мин

17

«Золушка»

1

15 мин

5 мин

10 мин

18

«Умею-не умею»

1

15 мин

5 мин

10 мин

19

«Магазин»

1

15 мин

5 мин

10 мин

20

«Пианино»

1

15 мин

5 мин

10 мин

21

«Тише, мыши»

1

15 мин

5 мин

10 мин

22

«Космос»

1

15 мин

5 мин

10 мин

23

«Аукцион»

1

15 мин

5 мин

10 мин

24

«Ручеек»

1

15 мин

5 мин

10 мин

25

«Кот, петух и лиса»

1

15 мин

5 мин

10 мин

26

«Бабочки»

1

15 мин

5 мин

10 мин

Итого:

29

7 часов 15 мин

2 часа

25 мин

4 часа

50 мин

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 5-6 ЛЕТ

п/п

Наименование

модулей, разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

кол-во занятий

мин.

1

Знакомство с новыми «Дарами Фребеля»

2

40 мин

20 мин

20 мин

2

«Дорожное движение»

1

20 мин

10 мин

10 мин

3

«Волшебный мешочек»

3

60 мин

         15 мин

35 мин

4

«Для чего еще…»

1

20 мин

         5 мин

15 мин

5

«Приглашаем в теремок»

1

20 мин

5 мин

15 мин

6

«Одного поля ягоды»

1

20 мин

5 мин

15 мин

7

«Бабочки»

1

20 мин

5 мин

15 мин

8

«Небоскреб»

1

20 мин

5 мин

15 мин

9

«Три медведя»

1

20 мин

5 мин

15 мин

10

«Боулинг»

1

20 мин

5 мин

15 мин

11

«Пароход»

1

20 мин

5 мин

15 мин

12

«Три поросенка»

1

20 мин

5 мин

15 мин

13

«Лови-лови»

1

20 мин

5 мин

15 мин

14

«В мире фигур»

1

20 мин

5 мин

15  мин

15

«Фанты»

1

20 мин

5 мин

15 мин

16

«На лугу»

1

20 мин

5 мин

15 мин

17

«Аэропорт»

1

20 мин

5 мин

15 мин

18

«Гномы и великаны»»

1

20 мин

5 мин

15 мин

19

«Угадай песню»

1

20 мин

5 мин

15 мин

20

«Украшаем елку»

1

20 мин

5 мин

15 мин

21

«Ручеек»»

1

20 мин

5 мин

15 мин

22

«Знаки дорожного движения»

1

20 мин

5 мин

15 мин

23

«Морские обитатели»

1

20 мин

5 мин

15  мин

24

«Экскурсия в музей»

1

20 мин

5 мин

15 мин

25

«Зеркало»

1

20 мин

5 мин

15 мин

26

«Спрятанная игрушка»

1

20 мин

5 мин

15 мин

27

«За окном»

1

20 мин

5 мин

15  мин

28

«Посади дерево»

1

20 мин

5 мин

15 мин

29

«В лес»

1

20 мин

5 мин

15 мин

30

«Золушка»

1

20 мин

5 мин

15 мин

31

«Пир на весь мир»

1

20 мин

5 мин

15 мин

32

«Для чего еще?»

1

20 мин

5 мин

15 мин

33

«Пастушок»

1

20 мин

5 мин

15 мин

34

«Шаровая молния»

1

20 мин

5 мин

15 мин

35

«Путешествие»

1

20 мин

5 мин

15 мин

36

«Пчелы и змеи»

1

20 мин

5 мин

15 мин

37

«Умею-не умею»

1

20 мин

5 мин

15 мин

38

«Магазин»

1

20 мин

5 мин

15 мин

39

«Пианино»

1

20 мин

5 мин

15 мин

40

«Почта»

1

20 мин

5 мин

15 мин

41

«Одного поля ягоды»

1

20 мин

5 мин

15 мин

42

«Приглашаем в теремок»

1

20 мин

5 мин

15 мин

43

«Костерок»

1

20 мин

5 мин

15 мин

44

«Космос»

1

20 мин

5 мин

15 мин

45

«Аукцион»

1

20 мин

5 мин

15 мин

46

«Веревочка»

1

20 мин

5 мин

15 мин

47

«Путешествие по городам»

1

20 мин

5 мин

15 мин

48

«Аптека»

1

20 мин

5 мин

15 мин

49

«Веселые нотки»

1

20 мин

5 мин

15 мин

50

«Волшебный мяч»

1

20 мин

5 мин

15 мин

51

«Кот, петух и лиса»

1

20 мин

5 мин

15 мин

52

«Волшебники»

1

20 мин

5 мин

15 мин

53

«Эстафета»

1

20 мин

5 мин

15 мин

54

«Поможем лягушке»

1

20 мин

5 мин

15 мин

55

«Три котенка»

1

20 мин

5 мин

15 мин

Итого:

     58

19 часов 20 мин

5 часов

 5 мин

14 часов 15 мин

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 6-7 ЛЕТ

п/п

Наименование

модулей, разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

кол-во занятий

мин.

1

«Настроение»

1

25 мин

5 мин

20 мин

2

«Дорожное движение»

1

25 мин

5 мин

20 мин

3

«Ловец жемчуга»

1

25 мин

5 мин

20 мин

4

«Туристический автобус»

1

25 мин

5  мин

20 мин

5

«Волшебный мешочек»

2

50 мин

10 мин

40 мин

6

«Капризная принцесса»

1

25 мин

5 мин

20 мин

7

«Я-змея»

1

25 мин

5 мин

20 мин

8

«Пароход»

1

25 мин

5 мин

20  мин

9

«Фанты»

1

25 мин

5 мин

20 мин

10

«На лугу»

1

25 мин

5 мин

20 мин

11

«Итальянское кафе»

1

25 мин

5 мин

20 мин

12

«Хозяюшка»

1

25 мин

5 мин

20 мин

13

«Вверх дном»

1

25 мин

5 мин

20 мин

14

«Аэропорт»

1

25 мин

5 мин

20 мин

15

«Путаница»

1

25 мин

5 мин

20 мин

16

«Гномы и великаны»

1

25 мин

5 мин

20 мин

17

«Веселый и грустный»

1

25 мин

5 мин

20  мин

18

«Угадай песню»

1

25 мин

5 мин

20 мин

19

«Обводим глазками фигуры»

1

25 мин

5 мин

20 мин

20

«Ручеек»

1

25 мин

5 мин

20  мин

21

«Украшаем елку»

1

25 мин

5 мин

20  мин

22

«Морские обитатели»

1

25мин

5 мин

20 мин

23

«Знаки дорожного движения»

1

25 мин

5 мин

20 мин

24

«Экскурсия в музей»

1

25 мин

5 мин

20 мин

25

«Зеркало»

1

25 мин

5 мин

20 мин

26

«Красная Шапочка»

1

25 мин

5 мин

20 мин

27

«Спрятанная игрушка»

1

25 мин

5 мин

20 мин

28

«Живая шляпа»

1

25 мин

5 мин

20 мин

29

«Путешествие»

1

25 мин

5 мин

20 мин

30

«Посади дерево»

1

25 мин

5 мин

20 мин

31

«Гербы и флаги»

1

25 мин

5 мин

20 мин

32

«В лес»

1

25 мин

5 мин

20 мин

33

«Веселая карусель»

1

25 мин

5 мин

20 мин

34

«Золушка»

1

25 мин

5 мин

20 мин

35

«Пир на весь мир»

1

25 мин

5 мин

20 мин

36

«Для чего еще?»

1

25 мин

5 мин

20 мин

37

«Пастушок»

1

25 мин

5 мин

20 мин

38

«Шаровая молния»

1

25 мин

5 мин

20 мин

39

«Умею-не умею»

1

25 мин

5 мин

20 мин

40

«Магазин»

1

25 мин

5 мин

20 мин

41

«Пианино»

1

25 мин

5 мин

20 мин

42

«Почта»

1

25 мин

5 мин

20 мин

43

«Одного поля ягоды»

1

25 мин

5 мин

20 мин

44

«Стихийные бедствия»

1

25 мин

5 мин

20 мин

45

«Костерок»

1

25 мин

5 мин

20 мин

46

«Кормушка для птиц»

1

25 мин

5 мин

20 мин

47

«Космос»

1

25 мин

5 мин

20 мин

48

«Аукцион»

1

25 мин

5 мин

20 мин

49

«Джунгли»

1

25 мин

5 мин

20 мин

50

«Путешествие по городам»

1

25 мин

5 мин

20 мин

51

«Аптека»

1

25 мин

5 мин

20 мин

52

«Веселые нотки»

1

25 мин

5 мин

20 мин

53

«Волшебный мяч»

1

25 мин

5 мин

20 мин

54

«Веревочка»

1

25 мин

5 мин

20 мин

55

«Волшебники»

1

25 мин

5 мин

20 мин

56

«Эстафета»

1

25 мин

5 мин

20 мин

57

«Поможем лягушке»

1

25 мин

5 мин

20 мин

Итого:

     58

23 часа 20 мин

5 часов

18 часов

20 мин

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

 «Дары Фребеля»

Модуль/

Тема

Содержание

Методы обучения

Формы

работы

Работа с родителями

ОКТЯБРЬ

Тема № 1

Знакомство с «Дарами Фребеля».

Знакомство с цветами. Первичное понимание формы.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Консультация «Интересные факты о дарах и играх Фребеля»

Знакомство с «Дарами Фребеля».

Знакомство с формами и свойствами предметов, развитие исследовательских навыков.

Игровой,

практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Консультация «Сенсорное восприятие – основа познания мира»

Тема №2

«Волшебный мешочек».

Развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности; развитие элементарных математических представлений.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Родительское собрание на тему: «Дары Фребеля-первые дидактические игры для детей дошкольного возраста»

Тема №3

«Путешествие колобка».

Приобщение к художественной литературе, развитие воображения, мышления, речи.

 Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Создание традиции «Семейное чтение»

                                        НОЯБРЬ

Тема №4

«Лови-лови»

Учить координации движений, развивать двигательную активность, игровую деятельность

Игровой, практический,наглядный

Групповая,

индивидуальная

Анкетирование родителей «Чем занят ребенок дома?»

Тема №5

«Волшебный мешочек»

Развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, развитие элементарных математических представлений.

Игровой, практический, наглядный.

 Групповая,

индивидуальная

Рекомендация «Привязывайте новые знания цветов к эмоциям

Тема №6

«Три поросенка»

Приобщение к художественной литературе, научить эмоционально-выразительно отображать характер героев сказки.

Игровой, практический,наглядный

Групповая,

индивидуальная

Тема №7

«Веревочка»

Развитие координации движений,  овладение основными движениями, развитие двигательной активности.

Игровой, практический.наглядный

Групповая,

индивидуальная

Играем дома: «Найди лишний», «Разложи по цветам», «Сложи бусы», «Цветные дни»

ДЕКАБРЬ

Тема №8

«Угадай песню»

Формирование восприятия музыки и простейших исполнительных навыков в области музыки.

Игровой, наглядный, практический

Групповая,

индивидуальная

Консультация «Какую музыку слушаем дома»

Тема №9

«Знаки дорожного движения»

Формирование основ безопасного поведения на дороге, формирование первоначальных представлений о необходимости соблюдения правил дорожного движения; реализация самостоятельной конструктивной деятельности детей.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Беседа о необходимости  соблюдения правил дорожного движения в присутствии ребенка

Тема №10

«Сборщики»

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие координации движений, крупной и мелкой моторики рук, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Консультация «Играя – познаем»

Тема №11

«Украшаем елку»

Становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование у детей интереса к изобразительному творчеству.

Игровой, практический,наглядный

Групповая,

индивидуальная

Совместное рисование новогодней елочки.

ЯНВАРЬ

Тема №12

«Зеркало»

Развитие общения и взаимодействия ребенка  со сверстниками, воображения, творческой активности.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Консультация «Роль семьи в развитии познавательной активности»

Тема №13

«Спрятанная игрушка»

Закреплять представления о геометрической фигуре квадрат, использовать в игре только предметы квадратной формы.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Консультация «Как помочь ребенку запомнить геометрические фигуры»

Тема №14

«Большая стирка»

Развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, воображения, творческой активности, формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Мастер-класс «Знакомство с методом работы в парах» игры: «Фигуру передаю, о маме говорю», «Времена года»…

ФЕВРАЛЬ

Тема №15

«Эстафета»

Развитие быстроты, ловкости, двигательной активности; становление саморегуляции в двигательной сфере.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Консультация «Наши помощники-органы чувств»

Тема №16

«В лес»

Становление эстетического отношения к окружающему миру природы, развитие любознательности; формирование основ безопасности в природе.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Консультация «Учим видеть красоту природы»

Тема№17

«Волшебники»

Обогащение активного словаря, формирование грамматически правильного строя речи; развитие фантазии; развитие коммуникативных навыков; развитие конструктивной деятельности.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Наблюдение на прогулке «Какой формы предмет»

Тема №18

«Золушка»

Развивать интерес к совместным играм, формировать первичные представления о свойствах объектов окружающего мира.

Словесный, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Памятка «Чем занять ребенка в выходные»

МАРТ

Тема №19

«Волшебный мешочек»

Развивать сенсорные навыки и познавательно-исследовательскую деятельность; развитие элементарных математических представлений.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Список произведений, рекомендуемых для чтения детям

Тема №20

«Умею-не умею»

Становление ценностей здорового образа жизни, развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, развитие грамматически правильной речи.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Анкетирование «Здоровый образ жизни»

Тема №21

«Магазин»

Формирование первичных представлений о профессиях, позитивных установок к различным видам труда и творчества. Развитие мелкой моторики, воображения, творческой активности.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Консультация «Совершаем покупки вместе с ребенком»

Тема №22

«Пианино»

Развивать музыкально-сенсорное восприятие; учить вслушиваться, выделять, различать, сравнивать музыкальные звуки, контрастные по высоте.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Консультация «Игры с детьми «Учимся ориентироваться в пространстве»

АПРЕЛЬ

Тема №23

«Тише, мыши»

Овладение подвижными играми с правилами, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие координации движений.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Совместное изготовление картинки из бумаги, составление рассказа о проделанной работе.

Тема №24

« Космос»

Формирование представлений об объектах окружающего мира, обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира, развитие воображения.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Консультация «Как сделать конструктор для детей своими руками»

Тема №25

«Аукцион»

Учить владеть речью как средством общения.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Консультация для родителей «Полезные игрушки»

Тема №26

«Ручеек»

Развитие и обогащение умений импровизировать с простейшими музыкально-художественными образами в музыкальных играх и танцах.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Мастер –класс «Игры с мячом»

МАЙ

Тема №27

«Кот, Петух и Лиса»

Учить понимать на слух текст сказки, приобщение к художественной литературе, развитие воображения, речи, игровой деятельности.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Оформление родительского уголка «Наши достижения»

Тема №28

«Бабочки»

Обогащение активного словаря, развитие фантазии, формирование грамматически правильного строя речи, развитие конструктивной деятельности.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Показ презентации «Творческий отчет за год»

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

 «Дары Фребеля»

Модуль/

Тема

Содержание

Методы обучения

Формы

работы

Работа с родителями

ОКТЯБРЬ

Тема № 1

Знакомство с «Дарами Фребеля».

Знакомство с цветами, первичное понимание формы.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Консультация «Интересные факты о дарах и играх Фребеля»

Знакомство с «Дарами Фребеля».

Знакомство с формами и свойствами предметов, развитие исследовательских навыков.

Игровой,

практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

         Тема №2

«Дорожное движение»

Усвоение норм, принятых в обществе, формирование основ безопасного поведения на улице, первичных представлений об объектах окружающего мира; реализация самостоятельной конструктивной деятельности детей.

Игровой,

практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Анкета для родителей

«Выявление интересов и знаний родителей воспитанников

по вопросам познавательного развития дошкольников»

Тема №3

«Волшебный мешочек».

Развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности; развитие элементарных математических представлений.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Тема №4

«Для чего еще…»

Формирование активного словаря; развитие общения детей с помощью вербальных и невербальных средств; развитие фантазии, творчества, мышления, мелкой моторики. Развитие игровой деятельности.

 Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Консультация для родителей «Дидактические игры для дошкольников»

Тема №5

«Приглашаем в теремок»

Формирование первичных представлений о профессиях, позитивных установок к различным видам труда и творчества; развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками; развитие мелкой моторики, воображения, творческой активности, реализация самостоятельной конструктивно-модельной деятельности.

 Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Тема №6

«Одного поля ягоды»

Развитие представлений об объектах окружающего мира, мире природы, развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности; расширение кругозора; формирование познавательных действий, развитие речевого творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности.

 Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Нарисовать с ребенком ягоды, повторить их названия.

Тема№7

«Бабочки»

Становление эстетического отношения к окружающему миру природы, формирование у детей интереса к изобразительному творчеству; развитие первичных представлений о разнообразии мира природы (на примере бабочек); знакомство с основами композиции; обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира.

 Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

                                        НОЯБРЬ

Тема №8

«Небоскреб»

Развитие диалогической речи, коммуникативных навыков, умения сотрудничать, договариваться друг с другом, развитие навыков планирования.

 Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Консультация для родителей «Читаем дома»

Тема №9

«Три медведя»

Понимание на слух текста сказки, приобщение к художественной литературе, формирование интереса к драматизации литературных произведений.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Тема №10

«Боулинг»

Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, развитие координации движений, ловкости, мелкой моторики.

Игровой, практический, наглядный.

 Групповая,

индивидуальная

Беседа дома о видах спорта

Тема №11

«Пароход»

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, первичных представлений о профессиях людей

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Тема №12

«Три поросенка»

Приобщение к художественной литературе, научить эмоционально-выразительно отображать характер героев сказки.

Игровой, практический. наглядный

Групповая,

индивидуальная

Список произведений, рекомендуемых для чтения детям

Тема №13

«Лови-лови»

Учить координации движений, развивать двигательную активность, игровую деятельность

Игровой, практический. наглядный

Групповая,

индивидуальная

Тема №14

«В мире фигур»

Развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, развитие элементарных математических представлений, расширение кругозора, развитие восприятия, мышления, внимания, памяти, игровой деятельности.

Игровой, практический. наглядный

Групповая,

индивидуальная

Консультация «Как помочь ребенку запомнить геометрические фигуры»

Тема  №15

«Фанты»

Развитие диалогической речи, коммуникативных навыков, умения сотрудничать, развитие общения детей с помощью вербальных и невербальных средств, развитие фантазии, воображения, памяти.

Игровой, практический. наглядный

Групповая,

индивидуальная

ДЕКАБРЬ

Тема №16

«Волшебный мешочек»

Развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности; развитие элементарных математических представлений.

Игровой, наглядный, практический

Групповая,

индивидуальная

Рекомендация «Привязывайте новые знания цветов к эмоциям»

Тема №17

«На лугу»

Формирование представлений о разнообразии мира природы, расширение кругозора, обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Тема №18

«Аэропорт»

Развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками, воображения, творческой активности, формирование познавательных действий.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Консультация «Как сделать конструктор для детей своими руками»

Тема №19

«Гномы и великаны»

Развитие эмоциональной отзывчивости на простые музыкальные образы, выраженные контрастными средствами, формирование первичных представлений о свойствах музыкального звука.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Тема №20

«Угадай песню»

Формирование восприятия музыки и простейших исполнительных навыков в области пения.

Игровой, наглядный, практический

Групповая,

индивидуальная

Нарисовать ёлку с новогодними  игрушками.

Выставка рисунков «Скоро, скоро новый год!»

Тема №21

«Украшаем елку»

Становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование у детей интереса к изобразительному творчеству.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Тема №22

«Ручеек»

Развитие и обогащение умений импровизировать с простейшими музыкально-художественными образами в музыкальных играх и танцах.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Беседа с родителями о необходимости соблюдения правил дорожного движения в присутствии ребенка.

Тема №23

«Знаки дорожного движения»

Формирование основ безопасного поведения на дороге, формирование первоначальных представлений о необходимости соблюдения правил дорожного движения.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

ЯНВАРЬ

Тема №24

«Морские обитатели»

Формирование представлений о разнообразии мира природы, расширение кругозора, обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира, реализация самостоятельной творческой деятельности.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Консультация «Роль семьи в развитии познавательной активности»

Тема №25

«Экскурсия в музей»

Развитие связной монологической речи, активного словаря, развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа и общечеловеческих ценностях.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Тема №26

«Зеркало»

Развитие общения и взаимодействия ребенка  со сверстниками, воображения, творческой активности.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Играем дома: «Найди лишний», «Разложи по цветам», «Сложи бусы», «Цветные дни

Тема №27

«Спрятанная игрушка»

Закреплять представления о геометрической фигуре квадрат, использовать в игре только предметы квадратной формы.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Тема №28

«За окном»

Развитие любознательности, воображения, знакомство с основами композиции.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Поиграем с детьми «Где спряталась мышка?»

Тема № 29

«Посади дерево»

Развитие предпосылок ценностно-смыслового понимания мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру природы, стимулирование бережного отношения к природе, развитие мелкой моторики, мышления, воображения.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

ФЕВРАЛЬ

Тема №30

«В лес»

Становление эстетического отношения к окружающему миру природы, развитие любознательности; формирование основ безопасности в природе.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Анкетирование «Здоровый образ жизни»

Тема №31

«Золушка»

Развивать интерес к совместным играм, формировать первичные представления о свойствах объектов окружающего мира.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Тема№32

«Пир на весь мир»

Формирование первичных представлений о семье, обязанностях в домашнем хозяйстве, развитие мелкой моторики, творческого мышления, воображения , игровой деятельности

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Консультация для родителей «Ребенок-ваш помощник»

Тема №33

«Для чего еще?»

Формирование активного словаря, развитие общения детей с помощью вербальных и невербальных средств, развитие фантазии, творчества, мышления, мелкой моторики, развитие игровой деятельности.

Словесный, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Тема №34

«Пастушок»

Развитие музыкальной деятельности, элементарное музыкальное творчество, формирование первичных представлений о свойствах музыкального звука, простейших средствах музыкальной выразительности.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Памятка «Чем занять ребенка в выходные»

Тема №35

«Шаровая молния»

Формирование основ безопасного поведения в природе, первоначальных представлений об особенностях природных явлений, реализация самостоятельной конструктивной деятельности детей.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Тема №36

«Путешествие»

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме; формирование позитивных установок к творчеству; развитие творческой активности, любознательности и познавательной мотивации, первичных представлений о свойствах и отношениях окружающего мира, реализация самостоятельной творческой конструктивной деятельности.

Словесный, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Наблюдение на прогулке «Какой формы предмет»

Тема №37

«Пчелы и змеи»

Развитие речевого творчества, познавательной активности, внимания, воображения, звуковой культуры речи, игровой деятельности.

Словесный, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

МАРТ

Тема №38

«Волшебный мешочек»

Развивать сенсорные навыки и познавательно-исследовательскую деятельность; развитие элементарных математических представлений.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

«Рисуем с папой»-нарисовать подарок маме

Тема №39

«Умею-не умею»

Становление ценностей здорового образа жизни, развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, развитие грамматически правильной речи.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Тема №40

«Магазин»

Формирование первичных представлений о профессиях, позитивных установок к различным видам труда и творчества. Развитие мелкой моторики, воображения, творческой активности.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Консультация для родителей «Полезные игрушки»

Тема №41

«Пианино»

Развивать музыкально-сенсорное восприятие; учить вслушиваться, выделять, различать, сравнивать музыкальные звуки, контрастные по высоте.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Тема №42

«Почта»

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, первичных представлений о профессиях людей, развитие творческой активности воображения.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Сходить с ребенком на экскурсию на почту.

Тема №43

«Одного поля ягоды»

Развитие представлений  об объектах окружающего мира, мире природы, развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора, развитие речевого творчества

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Тема №44

«Приглашаем в теремок»

Формирование первичных представлений о профессиях, позитивных установок к различным видам труда и творчества, развитие мелкой моторики, воображения, творческой активности.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Выучить профессии взрослых членов семьи.

Тема №45

«Костерок»

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, формирование позитивных установок к творчеству, развитие творческой активности.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

АПРЕЛЬ

Тема №46

«Космос»

Формирование представлений об объектах окружающего мира, обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира, развитие воображения.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Совместное изготовление ракеты из бросового материала.

Тема №47

« Аукцион»

Учить владеть речью как средством общения.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Тема №48

«Веревочка»

Развитие координации движений,  овладение основными движениями, развитие двигательной активности.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Консультация для родителей «Полезные игрушки»

Тема №49

«Путешествие по городам»

Развитие интереса к совместным играм, формирование чувства принадлежности к сообществу детей группы, развитие связной речи при составлении рассказа, усвоение норм, принятых в обществе, формирование первичных представлений о родине и Отечестве.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Тема №50

«Аптека»

Развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками, воображения, творческой активности, формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Сходить с ребенком на экскурсию в аптеку.

Тема №51

«Веселые нотки»

Развитие музыкальной деятельности, формирование основ музыкальной грамоты, развитие воображения и творческой активности, мелкой моторики, игровой деятельности.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Тема №52

«Волшебный мяч»

Развитие координации движений, овладение основными движениями, развитие двигательной активности, становление саморегуляции в двигательной сфере, мелкой моторики.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Мастер –класс»Игры с мячом»

Тема №53

«Кот, петух и лиса»

Учить понимать на слух текст сказки, приобщение к художественной литературе, развитие воображения, речи, игровой деятельности.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

МАЙ

Тема №54

«Волшебники»

Обогащение активного словаря, развитие фантазии, формирование грамматически правильного строя речи, развитие конструктивной деятельности.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Оформление родительского уголка «Наши достижения»

Тема №55

«Эстафета»

Развитие быстроты, ловкости, двигательной активности, становление саморегуляции в двигательной сфере.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Тема №56

«Поможем лягушке»

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, первичных представлений об объектах окружающего мира, об особенностях природы, реализация самостоятельной конструктивной деятельности.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Показ презентации «Творческий отчет за год»

Тема №57

«Три котенка»

Приобщение к художественной литературе, формирование интереса к драматизации литературных произведений, развитие воображения, речи, игровой деятельности, умения эмоционально-выразительно отображать характер героев.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

 «Дары Фребеля»

Модуль/

Тема

Содержание

Методы обучения

Формы

работы

Работа с родителями

ОКТЯБРЬ

Тема № 1

«Настроение»

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, формирование первичных представлений о себе и других людях, эмоциональных состояниях, настроении.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Консультация «Сенсорное восприятие – основа познания мира»

          Тема №2

«Дорожное движение»

Усвоение норм, принятых в обществе, формирование основ безопасного поведения на улице, первичных представлений об объектах окружающего мира; реализация самостоятельной конструктивной деятельности детей.

Игровой,

практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

         Тема №3

«Ловец жемчуга»

Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук.

Игровой,

практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Родительское собрание на тему: «Дары Фребеля-первые дидактические игры для детей дошкольного возраста»

Тема №4

«Туристический автобус»

Развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, развитие элементарных математических представлений, расширение кругозора, развитие познавательной активности, любознательности.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Тема №5

«Волшебный мешочек»

Развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, развитие элементарных математических представлений.

 Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Анкетирование родителей «Чем занят ребенок дома?»

Тема №6

«Капризная принцесса»

Развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, развитие элементарных математических представлений, расширение кругозора, развитие восприятия, мышления, воображения, внимания, памяти, реализация самостоятельной творческой деятельности.

 Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Тема №7

«Я-змея»

Обогащение активного словаря, формирование грамматически правильного строя речи, развитие фантазии, развитие коммуникативных навыков, формирование навыков работы в группе.

 Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Консультация «Веселая игра в «Слова»

Тема№8

«Пароход»

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, первичных представлений о профессиях людей.

 Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

                                        НОЯБРЬ

Тема №9

«Фанты»

Развитие диалогической речи, коммуникативных навыков, умения сотрудничать, развитие общения детей с помощью вербальных и невербальных средств, развитие фантазии, воображения, памяти.

 Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Консультация «Развитие общения у дошкольников»

Тема №10

«На лугу»

Формирование представлений о разнообразии мира природы, расширение кругозора, обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Тема №11

«Итальянское кафе»

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, первичных представлениях о социокультурных ценностях нашего народа, отечественных традициях, развитие творческой активности.

Игровой, практический, наглядный.

 Групповая,

индивидуальная

Консультация «Ребенок-ваш помощник»

Тема №12

«Хозяюшка»

Развивать интерес к совместным играм, формировать первичные представления о свойствах объектов (цвете, форме, размере).

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Тема №13

«Вверх дном»

Усвоение норм, принятых в обществе, формирование основ безопасного поведения в быту, первичных представлений об объектах окружающего мира.

Игровой, практический. наглядный

Групповая,

индивидуальная

Играем дома: «Найди лишний», «Разложи по цветам», «Сложи бусы», «Цветные дни»

Тема №14

«Аэропорт»

Развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками, воображения, творческой активности, формирование познавательных действий.

Игровой, практический. наглядный

Групповая,

индивидуальная

Тема №15

«Путаница»

Развитие речевого творчества, познавательной активности, внимания, воображения.

Игровой, практический. наглядный

Групповая,

индивидуальная

Консультация «Как сделать конструктор для детей своими руками»

Тема  №16

«Гномы и великаны»

Развитие эмоциональной отзывчивости на простые музыкальные образы, выраженные контрастными средствами, формирование первичных представлений о свойствах музыкального звука.

Игровой, практический. наглядный

Групповая,

индивидуальная

ДЕКАБРЬ

Тема №17

«Веселый и грустный»

Формирование первичных представлений о себе и других людях, эмоциональных состояниях, настроении.

Игровой, наглядный, практический

Групповая,

индивидуальная

Рекомендация «Привязывайте новые знания цветов к эмоциям»

Тема №18

«Угадай песню»

Формирование восприятия музыки и простейших исполнительных навыков в области пения.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Тема №19

«Обводим глазками фигуры»

Развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Консультация «Как помочь ребенку запомнить геометрические фигуры»

Тема №20

«Ручеек»

        Развитие и обогащение умений импровизировать с простейшими музыкально-художественными образами в музыкальных играх и танцах.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Тема №21

«Украшаем елку»

Становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование у детей интереса к изобразительному творчеству

Игровой, наглядный, практический

Групповая,

индивидуальная

Нарисовать ёлку с новогодними  игрушками.

Выставка рисунков «Скоро, скоро новый год!»

Тема №22

«Морские обитатели»

Формирование представлений о разнообразии мира природы, расширение кругозора, обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира, реализация самостоятельной творческой деятельности.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Тема №23

«Знаки дорожного движения»

Формирование основ безопасного поведения на дороге, формирование первоначальных представлений о необходимости соблюдения правил дорожного движения.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Беседа с родителями о необходимости соблюдения правил дорожного движения в присутствии ребенка.

Тема №24

«Экскурсия в музей»

Рразвитие связной монологической речи, активного словаря, развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа и общечеловеческих ценностях.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

ЯНВАРЬ

Тема №25

«Зеркало»

Развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, воображения, творческой активности.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Консультация «Роль семьи в развитии познавательной активности»

Тема №26

«Красная Шапочка»

Приобщение к художественной литературе, формирование интереса к драматизации литературных произведений, развитие воображения, мышления, речи, игровой, изобразительной деятельности.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Тема №27

«Спрятанная игрушка»

Закреплять представления о геометрической фигуре квадрат, использовать в игре только предметы квадратной формы.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Консультация «Играя – познаем»

Тема №28

«Живая шляпа»

Приобщение к художественной литературе, развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания литературного произведения, развитие воображения, мышления, речи.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Тема №29

«Путешествие»

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме; формирование позитивных установок к творчеству; развитие творческой активности.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Мастер-класс «Знакомство с методом работы в парах» игры: «Фигуру передаю, о маме говорю», «Времена года»…

Тема № 30

«Посади дерево»

Развитие предпосылок ценностно-смыслового понимания мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру природы, стимулирование бережного отношения к природе, развитие мелкой моторики, мышления, воображения.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

ФЕВРАЛЬ

Тема №31

«Гербы и флаги»

Развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками, воображения, творческой активности, формирование познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, малой родине и Отечестве.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Совместная экскурсия по достопримечательностям г.Саранска

Тема №32

«В лес»

Становление эстетического отношения к окружающему миру природы, развитие любознательности, формирование основ безопасности в природе.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Тема№33

«Веселая карусель»

Развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Наблюдение на прогулке «Какой формы предмет»

Тема №34

«Золушка»

Развитие интереса к совместным играм, формирование первичных представлений о свойствах объектов окружающего мира.

Словесный, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Тема №35

«Пир на весь мир»

Формирование первичных представлений о семье, обязанностях в домашнем хозяйстве, развитие мелкой моторики, творческого мышления, воображения, игровой деятельности.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Памятка «Чем занять ребенка в выходные»

Тема №36

«Для чего еще…»

Формирование активного словаря, развитие общения детей с помощью вербальных и невербальных средств, развитие фантазии, творчества, мышления, мелкой моторики, развитие игровой деятельности.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Тема №37

«Пастушок»

Развитие музыкальной деятельности, элементарное музыкальное творчество, формирование первичных представлений о свойствах музыкального звука, простейших средствах музыкальной выразительности.

Словесный, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Консультация «Какие развивающие игры нужны детям»

Тема №38

«Шаровая молния»

Формирование основ безопасного поведения в природе, первоначальных представлений об особенностях природных явлений, реализация самостоятельной конструктивной деятельности детей.

Словесный, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

МАРТ

Тема №39

«Умею-не умею»

Становление ценностей здорового образа жизни, развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, развитие грамматически правильной речи.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Совместный просмотр познавательного мультфильм «Наши помощники-органы чувств»

Тема №40

«Магазин»

Формирование первичных представлений о профессиях, позитивных установок к различным видам труда и творчества, развитие мелкой моторики, воображения, творческой активности.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Тема №41

«Пианино»

Развивать музыкально-сенсорное восприятие, учить вслушиваться, выделять, различать, сравнивать музыкальные звуки, контрастные по высоте.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Консультация «Как развивать память у детей»

Тема №42

«Почта»

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, первичных представлений о профессиях людей, развитие творческой активности воображения.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Тема №43

«Одного поля ягоды»

Развитие представлений  об объектах окружающего мира, мире природы, развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора, развитие речевого творчества

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Памятка «Формируем полезные привычки»

Тема №44

«Стихийные бедствия»

Формирование основ безопасного поведения в природе, первоначальных представлений об особенностях природных явлений.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Тема №45

«Костерок»

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, формирование позитивных установок к творчеству, развитие творческой активности.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Консультация «Безопасность детей-наше общее дело»

Тема №46

«Кормушка для птиц»

Воспитание эмоционально-отзывчивого отношения к природе, формирование представлений об объектах окружающего мира, разнообразии мира природы.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

АПРЕЛЬ

Тема №47

«Космос»

Формирование представлений об объектах окружающего мира, обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира, развитие воображения.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Совместное рисование нашей планеты. Выставка рисунков.

Тема №48

« Аукцион»

Учить владеть речью как средством общения.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Тема №49

«Джунгли»

Формирование представлений о разнообразии мира природы, расширение кругозора, знакомство с основами композиции, развитие общения со сверстниками, воображения, самостоятельной творческой деятельности.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Консультация для родителей «Полезные игрушки»

Тема №50

«Путешествие по городам»

Развитие интереса к совместным играм, формирование чувства принадлежности к сообществу детей группы, развитие связной речи при составлении рассказа, усвоение норм, принятых в обществе, формирование первичных представлений о родине и Отечестве.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Тема №51

«Аптека»

Развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками, воображения, творческой активности, формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Совместная экскурсия в аптеку.

Тема №52

«Веселые нотки»

Развитие музыкальной деятельности, формирование основ музыкальной грамоты, развитие воображения и творческой активности, мелкой моторики, игровой деятельности.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Тема №53

«Волшебный мяч»

Развитие координации движений, овладение основными движениями, развитие двигательной активности, становление саморегуляции в двигательной сфере, мелкой моторики.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Консультация «Значение и организация утренней гимнастики в семье»

Тема №54

«Веревочка»

Развитие координации движений,  овладение основными движениями, развитие двигательной активности.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

МАЙ

Тема №55

«Волшебники»

Обогащение активного словаря, развитие фантазии, формирование грамматически правильного строя речи, развитие конструктивной деятельности.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Оформление родительского уголка «Наши достижения»

Тема №56

«Эстафета»

Развитие быстроты, ловкости, двигательной активности, становление саморегуляции в двигательной сфере.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Тема №57

«Поможем лягушке»

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, первичных представлений об объектах окружающего мира, об особенностях природы, реализация самостоятельной конструктивной деятельности.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

Показ презентации «Творческий отчет за год»

Тема №58

«Волшебный мешочек»

Развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, развитие элементарных математических представлений.

Игровой, практический, наглядный

Групповая,

индивидуальная

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

  1. Формы занятий, планируемых по каждой теме.

На занятиях используются групповые и индивидуальные формы организованного обучения.        

Принципы комплектования группы и организации работы

• Учет интересов и способностей детей.

• Желание родителей.

• Добровольное участие.

• Учет психофизических особенностей детей.

  1. Приемы и методы организации.

В соответствии с основными формами мышления дошкольника, определяющими характер способов его деятельности в процессе обучения, используются три группы методов:

•        игровой метод (дидактические игры).

•        наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).

•        практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.

  1. Дидактический материал: 

Игровой набор «Дары Фрёбеля» изготовлен из качественного натурального материала (дерева и хлопка). В составе набора 14 модулей:

• Модуль 1 «Шерстяные мячики»

• Модуль 2 «Основные тела»

• Модуль 3 «Куб из кубиков»

• Модуль 4 «Куб из брусков»

• Модуль 5 «Кубики и призмы»

• Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики»

• Модуль 7 «Цветные фигуры»

• Модуль 8 «Палочки»

• Модуль 9 «Кольца и полукольца»

• Модуль 10 «Фишки»

• Модуль 11 (J1) «Цветные тела»

• Модуль 12 (J2) «Мозаика. Шнуровка»

• Модуль 13 (5B) «Башенки»

• Модуль 14 (5Р) «Арки и цифры»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО».

Информационное обеспечение.

  1. http://www.psychologos.ru/articles/view/pedagogika_frebelya Педагогика Фребеля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дары Фребеля

Дары Фребеля (презентация)...

Презентация "Дары Фребеля"

В этой  презентации я дала краткое описание биографии немецкого педагога 19 века Фридриха Фребеля и рассказала о его "Дарах"  детям. Фридрих Фребель изобрёл систему раннего развития ребёнка ...

Мастер-класс "Волшебные дары" по "Дары Фребеля"

Мастер-класс "Волшебные дары". Воспитатель Щурова Г.В. Фридрих Фребель – немецкий педагог 19 века. С его именем связано возникновение первых детских садов. Он первый, кто заговорил о необходимо...

Занятие с использованием игрового набора «Дары Фребеля». «Дары осени»

Дети на занятии закрепять и уточнят  знания об осени, названии осенних месяцев. Используя набор "Дары Фребеля" дети научатся делать узоры...

Дары Фребеля. Работа с даром №9(кольца и полукольца)

В публикации продставлена информация о Дарах Фребеля, а именно о Даре №9.Использование игрового набора развивает у детей способность наблюдать, развивает пространственное мышление, сенсорное восприяти...

Самоанализ ООД по речевому развитию с использованием Даров Фребеля «Путешествие в волшебную страну Даров Фребеля»

Самоанализ ООД по речевому развитию с использованием Даров Фребеля «Путешествие в волшебную страну Даров Фребеля»...