"Дары Фребеля"
методическая разработка
Дополнительная программа по познавательному развитию для детей 4-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dary_frebelya_dlya_4-7_let.doc | 634 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад №7» г.о. Саранск
Рассмотрена и одобрена «Утверждаю»
на заседании педагогического Заведующая МАДОУ
совета №___ от «Центр развития ребенка- детский сад №7»
«__» _________ 2018 _________Н.А. Вельматкина
Протокол № от
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
«ДАРЫ ФРЕБЕЛЯ»
Возраст детей: 4-7 лет
Срок реализации: 3 год
Составитель:
Харитонова Е.В.
Саранск 2018
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Паспорт программы | 3 |
2. | Пояснительная записка | 5 |
3. | Учебно-тематический план | 11 |
4. | Содержание изучаемого курса | 15 |
5. | Методическое обеспечение | 35 |
6. | Список литературы | 36 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Программа по познавательному развитию «Дары Фребеля» (далее - Программа) |
Руководитель программы | Воспитатель (первая квалификационная категория) Харитонова Елена Валентиновна |
Организация-исполнитель | МАДОУ «ЦРР - детский сад №7» г.о. Саранск |
Адрес организации исполнителя | г. Саранск ул. Проспект 70 лет Октября д. 71 «а» |
Цель программы | Полноценное всестороннее развитие ребенка |
Направленность программы | Познавательная |
Срок реализации программы | 3 года |
Вид программы Уровень реализации программы | адаптированная дошкольное образование |
Система реализации контроля за исполнением программы | координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив |
Ожидаемые конечные результаты программы | Для воспитанников 4-5лет:
упорядочивать геометрические фигуры по форме; выделять признаки фигур с помощью зрительного анализатора.
Для воспитанников 5-6лет:
приобщение к художественной литературе, формирование интереса к драматизации литературных произведений. Для воспитанников 6-7лет:
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Направленность программы.
Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Именно игра является ведущей деятельностью ребёнка в период дошкольного возраста. Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё и педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Фрёбель. Фридрих Фрёбель (1782 г.р.-1852) - немецкий гуманист, педагог, автор оригинальной системы воспитания и обучения дошкольников в коллективе, создатель первых детских садов (1837 г). Для своего детского сада разработал набор игр и игрушек, которые дети получали в подарок. По мнению Фридриха Фрёбеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение. «Дитя, которое играет самостоятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается также способным, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе» - говорил Ф. Фрёбель.
Теория Фребеля впервые в истории дошкольной педагогики явилась целостной, методически разработанной и оснащенной пособиями разнообразного содержания общественного дошкольного воспитания. Ф. Фребель разработал свой дидактический материал (т.е. «обучающий» материал) для детей дошкольного возраста – первый в мире дидактический материал для дошкольников. В дары Фребеля входили разные по форме, величине и цвету предметы: шарики, куб, мячи, цилиндр, палочки для выкладывания, полоски для плетения и т.д.
- Новизна программы.
Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фребеля» в соответствии с ФГОС ДО открывает новые возможности использования данного игрового набора в процессе реализации примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования. Комплект легко согласовывается с любой общеобразовательной программой ДОУ. Также он может найти применение при работе с авторскими методиками развития и воспитания дошкольников в различных организациях, оказывающих образовательные услуги, и в процессе семейного воспитания. Комплект является составной частью, развивающей предметно-пространственной образовательной среды. Его структура и содержание разработаны в соответствии с принципом реализации ведущей игровой деятельности в дошкольном возрасте и личностно-ориентированного подхода в развитии и воспитании ребенка.
- Актуальность программы.
При использовании дидактического материала «Дары Фребеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения. Использование этих материалов в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия математики. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики.
Перспективность работы по данной программе заключается в том, что использование игровых наборов Ф.Фребеля «Цвет и форма», «Узоры», «Мосты», «Дары» является актуальным для современного детского сада не только сегодня, но и в будущем, так как развитие ребенка происходит через игровую деятельность, способствует познавательному развитию детей с младшего дошкольного возраста.
4. Отличительные особенности программы.
Игровые наборы и дары Фребеля являются составной частью, развивающей предметно-пространственной образовательной среды. Его структура и содержание разработаны в соответствии с принципом реализации ведущей игровой деятельности в дошкольном возрасте и личностно-ориентированного подхода в развитии и воспитании ребенка. Работа с игровыми наборами создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.
5. Педагогическая целесообразность программы.
Основные принципы программы:
В ФГОС ДО утверждены основные принципы дошкольного образования, полностью соответствующие принципам педагогики Фрёбеля, реализация которых способствует решению поставленных перед образовательными организациями задач.
• Принципы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.
• Принципы педагогики Фрёбеля.
• Реализация принципов обеспечивает решение задач ФГОС ДО
6. Цель программы.
Обеспечение условий для построения целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребёнка, и обеспечение возможности для реализации игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности детей дошкольного возраста в образовательной организации, экспериментировании с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательной активности, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участия в подвижных играх, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
7. Задачи программы.
Обучающие задачи:
1. Усвоение систематизированных знаний.
2. Формирование сенсомоторных умений и навыков.
3.Развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов.
4. Формирование представлений об окружающем мире.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать самостоятельность в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности.
2. Воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий.
3. Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.
- Освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
- Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
Развивающие задачи:
- Развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, воображение).
- Развитие словарного запаса речи.
- Воспитание умения выражать свои эмоции.
- Развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных ощущений.
8. Возраст детей: 4-7 лет.
9. Срок реализации дополнительной образовательной программы: 3 года.
10. Форма детского образовательного объединения: кружок.
Режим организации занятий:
первый год обучения: 1 раз в неделю, продолжительностью
по 15 минут (16 часов 8 минут в год),
второй год : 2 раза в неделю продолжительностью по 20 минут (21 час 7 минут в год),
третий год обучения: 2 раза в неделю по 25 минут (24 часа в год).
11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Для воспитанников 4-5лет:
- Знать: названия объемных геометрических фигур, умение детей описывать знакомую фигуру.
- Уметь: различать геометрические фигуры (шар, цилиндр, куб);
упорядочивать геометрические фигуры по форме;
выделять признаки фигур с помощью зрительного анализатора.
- Владеть: объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию; отражать в игре действия с предметами и человеческие взаимоотношения.
Для воспитанников 5-6лет:
- Знать: основные цвета спектра; геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник).
- Уметь: использовать сенсорные эталоны для оценки свойств предметов; сотрудничать, договариваться друг с другом, развитие навыков планирования.
- Владеть: понимать на слух текст художественного произведения,
приобщение к художественной литературе, формирование интереса к драматизации литературных произведений.
Для воспитанников 6-7лет:
- Знать: различать и называть основные цвета спектра с оттенками; различать и называть геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, овал, треугольник, прямоугольник, цилиндр, полукруг, призма).
- Уметь: слушать и различать звуки в окружающей обстановке; ориентироваться в окружающей обстановке и во времени; сотрудничать, договариваться друг с другом,
- Владеть: восприятие иллюстраций, литературных произведений, музыки, природы, социальных явлений.
12. Форма подведения итогов.
Форма подведения итогов реализации дополнительной познавательной программы: участие в семинарах, конференциях, открытые занятия, мастер – классы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4-5 ГОДА
№ п/п | Наименование модулей, разделов и тем | Количество часов | |||
всего | теория | практика | |||
кол-во занятий | мин. | ||||
1 | Знакомство с «Дарами Фребеля» | 2 | 30 мин | 10 мин | 20 мин |
2 | «Волшебный мешочек» | 3 | 45 мин | 15 мин | 30 мин |
3 | «Путешествие колобка» | 1 | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
4 | «Лови-лови» | 1 | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
5 | «Три поросенка» | 1 | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
6 | «Веревочка» | 1 | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
7 | «Угадай песню» | 1 | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
8 | «Знаки дорожного движения» | 1 | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
9 | «Сборщики» | 1 | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
10. | «Украшаем елку» | 1 | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
11. | «Зеркало» | 1 | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
12 | «Спрятанная игрушка» | 1 | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
13 | «Большая стирка» | 1 | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
14 | «В лес» | 1 | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
15 | «Эстафета» | 1 | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
16 | «Волшебники» | 1 | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
17 | «Золушка» | 1 | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
18 | «Умею-не умею» | 1 | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
19 | «Магазин» | 1 | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
20 | «Пианино» | 1 | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
21 | «Тише, мыши» | 1 | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
22 | «Космос» | 1 | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
23 | «Аукцион» | 1 | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
24 | «Ручеек» | 1 | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
25 | «Кот, петух и лиса» | 1 | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
26 | «Бабочки» | 1 | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
Итого: | 29 | 7 часов 15 мин | 2 часа 25 мин | 4 часа 50 мин |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 5-6 ЛЕТ
№ п/п | Наименование модулей, разделов и тем | Количество часов | |||
всего | теория | практика | |||
кол-во занятий | мин. | ||||
1 | Знакомство с новыми «Дарами Фребеля» | 2 | 40 мин | 20 мин | 20 мин |
2 | «Дорожное движение» | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
3 | «Волшебный мешочек» | 3 | 60 мин | 15 мин | 35 мин |
4 | «Для чего еще…» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
5 | «Приглашаем в теремок» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
6 | «Одного поля ягоды» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
7 | «Бабочки» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
8 | «Небоскреб» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
9 | «Три медведя» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
10 | «Боулинг» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
11 | «Пароход» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
12 | «Три поросенка» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
13 | «Лови-лови» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
14 | «В мире фигур» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
15 | «Фанты» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
16 | «На лугу» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
17 | «Аэропорт» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
18 | «Гномы и великаны»» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
19 | «Угадай песню» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
20 | «Украшаем елку» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
21 | «Ручеек»» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
22 | «Знаки дорожного движения» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
23 | «Морские обитатели» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
24 | «Экскурсия в музей» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
25 | «Зеркало» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
26 | «Спрятанная игрушка» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
27 | «За окном» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
28 | «Посади дерево» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
29 | «В лес» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
30 | «Золушка» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
31 | «Пир на весь мир» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
32 | «Для чего еще?» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
33 | «Пастушок» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
34 | «Шаровая молния» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
35 | «Путешествие» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
36 | «Пчелы и змеи» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
37 | «Умею-не умею» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
38 | «Магазин» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
39 | «Пианино» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
40 | «Почта» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
41 | «Одного поля ягоды» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
42 | «Приглашаем в теремок» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
43 | «Костерок» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
44 | «Космос» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
45 | «Аукцион» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
46 | «Веревочка» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
47 | «Путешествие по городам» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
48 | «Аптека» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
49 | «Веселые нотки» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
50 | «Волшебный мяч» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
51 | «Кот, петух и лиса» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
52 | «Волшебники» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
53 | «Эстафета» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
54 | «Поможем лягушке» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
55 | «Три котенка» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
Итого: | 58 | 19 часов 20 мин | 5 часов 5 мин | 14 часов 15 мин |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 6-7 ЛЕТ
№ п/п | Наименование модулей, разделов и тем | Количество часов | |||
всего | теория | практика | |||
кол-во занятий | мин. | ||||
1 | «Настроение» | 1 | 25 мин | 5 мин | 20 мин |
2 | «Дорожное движение» | 1 | 25 мин | 5 мин | 20 мин |
3 | «Ловец жемчуга» | 1 | 25 мин | 5 мин | 20 мин |
4 | «Туристический автобус» | 1 | 25 мин | 5 мин | 20 мин |
5 | «Волшебный мешочек» | 2 | 50 мин | 10 мин | 40 мин |
6 | «Капризная принцесса» | 1 | 25 мин | 5 мин | 20 мин |
7 | «Я-змея» | 1 | 25 мин | 5 мин | 20 мин |
8 | «Пароход» | 1 | 25 мин | 5 мин | 20 мин |
9 | «Фанты» | 1 | 25 мин | 5 мин | 20 мин |
10 | «На лугу» | 1 | 25 мин | 5 мин | 20 мин |
11 | «Итальянское кафе» | 1 | 25 мин | 5 мин | 20 мин |
12 | «Хозяюшка» | 1 | 25 мин | 5 мин | 20 мин |
13 | «Вверх дном» | 1 | 25 мин | 5 мин | 20 мин |
14 | «Аэропорт» | 1 | 25 мин | 5 мин | 20 мин |
15 | «Путаница» | 1 | 25 мин | 5 мин | 20 мин |
16 | «Гномы и великаны» | 1 | 25 мин | 5 мин | 20 мин |
17 | «Веселый и грустный» | 1 | 25 мин | 5 мин | 20 мин |
18 | «Угадай песню» | 1 | 25 мин | 5 мин | 20 мин |
19 | «Обводим глазками фигуры» | 1 | 25 мин | 5 мин | 20 мин |
20 | «Ручеек» | 1 | 25 мин | 5 мин | 20 мин |
21 | «Украшаем елку» | 1 | 25 мин | 5 мин | 20 мин |
22 | «Морские обитатели» | 1 | 25мин | 5 мин | 20 мин |
23 | «Знаки дорожного движения» | 1 | 25 мин | 5 мин | 20 мин |
24 | «Экскурсия в музей» | 1 | 25 мин | 5 мин | 20 мин |
25 | «Зеркало» | 1 | 25 мин | 5 мин | 20 мин |
26 | «Красная Шапочка» | 1 | 25 мин | 5 мин | 20 мин |
27 | «Спрятанная игрушка» | 1 | 25 мин | 5 мин | 20 мин |
28 | «Живая шляпа» | 1 | 25 мин | 5 мин | 20 мин |
29 | «Путешествие» | 1 | 25 мин | 5 мин | 20 мин |
30 | «Посади дерево» | 1 | 25 мин | 5 мин | 20 мин |
31 | «Гербы и флаги» | 1 | 25 мин | 5 мин | 20 мин |
32 | «В лес» | 1 | 25 мин | 5 мин | 20 мин |
33 | «Веселая карусель» | 1 | 25 мин | 5 мин | 20 мин |
34 | «Золушка» | 1 | 25 мин | 5 мин | 20 мин |
35 | «Пир на весь мир» | 1 | 25 мин | 5 мин | 20 мин |
36 | «Для чего еще?» | 1 | 25 мин | 5 мин | 20 мин |
37 | «Пастушок» | 1 | 25 мин | 5 мин | 20 мин |
38 | «Шаровая молния» | 1 | 25 мин | 5 мин | 20 мин |
39 | «Умею-не умею» | 1 | 25 мин | 5 мин | 20 мин |
40 | «Магазин» | 1 | 25 мин | 5 мин | 20 мин |
41 | «Пианино» | 1 | 25 мин | 5 мин | 20 мин |
42 | «Почта» | 1 | 25 мин | 5 мин | 20 мин |
43 | «Одного поля ягоды» | 1 | 25 мин | 5 мин | 20 мин |
44 | «Стихийные бедствия» | 1 | 25 мин | 5 мин | 20 мин |
45 | «Костерок» | 1 | 25 мин | 5 мин | 20 мин |
46 | «Кормушка для птиц» | 1 | 25 мин | 5 мин | 20 мин |
47 | «Космос» | 1 | 25 мин | 5 мин | 20 мин |
48 | «Аукцион» | 1 | 25 мин | 5 мин | 20 мин |
49 | «Джунгли» | 1 | 25 мин | 5 мин | 20 мин |
50 | «Путешествие по городам» | 1 | 25 мин | 5 мин | 20 мин |
51 | «Аптека» | 1 | 25 мин | 5 мин | 20 мин |
52 | «Веселые нотки» | 1 | 25 мин | 5 мин | 20 мин |
53 | «Волшебный мяч» | 1 | 25 мин | 5 мин | 20 мин |
54 | «Веревочка» | 1 | 25 мин | 5 мин | 20 мин |
55 | «Волшебники» | 1 | 25 мин | 5 мин | 20 мин |
56 | «Эстафета» | 1 | 25 мин | 5 мин | 20 мин |
57 | «Поможем лягушке» | 1 | 25 мин | 5 мин | 20 мин |
Итого: | 58 | 23 часа 20 мин | 5 часов | 18 часов 20 мин |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
«Дары Фребеля»
№ | Модуль/ Тема | Содержание | Методы обучения | Формы работы | Работа с родителями |
ОКТЯБРЬ | |||||
Тема № 1 | Знакомство с «Дарами Фребеля». | Знакомство с цветами. Первичное понимание формы. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Консультация «Интересные факты о дарах и играх Фребеля» |
Знакомство с «Дарами Фребеля». | Знакомство с формами и свойствами предметов, развитие исследовательских навыков. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Консультация «Сенсорное восприятие – основа познания мира» | |
Тема №2 | «Волшебный мешочек». | Развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности; развитие элементарных математических представлений. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Родительское собрание на тему: «Дары Фребеля-первые дидактические игры для детей дошкольного возраста» |
Тема №3 | «Путешествие колобка». | Приобщение к художественной литературе, развитие воображения, мышления, речи. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Создание традиции «Семейное чтение» |
НОЯБРЬ | |||||
Тема №4 | «Лови-лови» | Учить координации движений, развивать двигательную активность, игровую деятельность | Игровой, практический,наглядный | Групповая, индивидуальная | Анкетирование родителей «Чем занят ребенок дома?» |
Тема №5 | «Волшебный мешочек» | Развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, развитие элементарных математических представлений. | Игровой, практический, наглядный. | Групповая, индивидуальная | Рекомендация «Привязывайте новые знания цветов к эмоциям |
Тема №6 | «Три поросенка» | Приобщение к художественной литературе, научить эмоционально-выразительно отображать характер героев сказки. | Игровой, практический,наглядный | Групповая, индивидуальная | |
Тема №7 | «Веревочка» | Развитие координации движений, овладение основными движениями, развитие двигательной активности. | Игровой, практический.наглядный | Групповая, индивидуальная | Играем дома: «Найди лишний», «Разложи по цветам», «Сложи бусы», «Цветные дни» |
ДЕКАБРЬ | |||||
Тема №8 | «Угадай песню» | Формирование восприятия музыки и простейших исполнительных навыков в области музыки. | Игровой, наглядный, практический | Групповая, индивидуальная | Консультация «Какую музыку слушаем дома» |
Тема №9 | «Знаки дорожного движения» | Формирование основ безопасного поведения на дороге, формирование первоначальных представлений о необходимости соблюдения правил дорожного движения; реализация самостоятельной конструктивной деятельности детей. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Беседа о необходимости соблюдения правил дорожного движения в присутствии ребенка |
Тема №10 | «Сборщики» | Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие координации движений, крупной и мелкой моторики рук, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Консультация «Играя – познаем» |
Тема №11 | «Украшаем елку» | Становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование у детей интереса к изобразительному творчеству. | Игровой, практический,наглядный | Групповая, индивидуальная | Совместное рисование новогодней елочки. |
ЯНВАРЬ | |||||
Тема №12 | «Зеркало» | Развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, воображения, творческой активности. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Консультация «Роль семьи в развитии познавательной активности» |
Тема №13 | «Спрятанная игрушка» | Закреплять представления о геометрической фигуре квадрат, использовать в игре только предметы квадратной формы. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Консультация «Как помочь ребенку запомнить геометрические фигуры» |
Тема №14 | «Большая стирка» | Развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, воображения, творческой активности, формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, реализация самостоятельной творческой деятельности детей. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Мастер-класс «Знакомство с методом работы в парах» игры: «Фигуру передаю, о маме говорю», «Времена года»… |
ФЕВРАЛЬ | |||||
Тема №15 | «Эстафета» | Развитие быстроты, ловкости, двигательной активности; становление саморегуляции в двигательной сфере. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Консультация «Наши помощники-органы чувств» |
Тема №16 | «В лес» | Становление эстетического отношения к окружающему миру природы, развитие любознательности; формирование основ безопасности в природе. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Консультация «Учим видеть красоту природы» |
Тема№17 | «Волшебники» | Обогащение активного словаря, формирование грамматически правильного строя речи; развитие фантазии; развитие коммуникативных навыков; развитие конструктивной деятельности. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Наблюдение на прогулке «Какой формы предмет» |
Тема №18 | «Золушка» | Развивать интерес к совместным играм, формировать первичные представления о свойствах объектов окружающего мира. | Словесный, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Памятка «Чем занять ребенка в выходные» |
МАРТ | |||||
Тема №19 | «Волшебный мешочек» | Развивать сенсорные навыки и познавательно-исследовательскую деятельность; развитие элементарных математических представлений. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Список произведений, рекомендуемых для чтения детям |
Тема №20 | «Умею-не умею» | Становление ценностей здорового образа жизни, развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, развитие грамматически правильной речи. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Анкетирование «Здоровый образ жизни» |
Тема №21 | «Магазин» | Формирование первичных представлений о профессиях, позитивных установок к различным видам труда и творчества. Развитие мелкой моторики, воображения, творческой активности. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Консультация «Совершаем покупки вместе с ребенком» |
Тема №22 | «Пианино» | Развивать музыкально-сенсорное восприятие; учить вслушиваться, выделять, различать, сравнивать музыкальные звуки, контрастные по высоте. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Консультация «Игры с детьми «Учимся ориентироваться в пространстве» |
АПРЕЛЬ | |||||
Тема №23 | «Тише, мыши» | Овладение подвижными играми с правилами, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие координации движений. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Совместное изготовление картинки из бумаги, составление рассказа о проделанной работе. |
Тема №24 | « Космос» | Формирование представлений об объектах окружающего мира, обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира, развитие воображения. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Консультация «Как сделать конструктор для детей своими руками» |
Тема №25 | «Аукцион» | Учить владеть речью как средством общения. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Консультация для родителей «Полезные игрушки» |
Тема №26 | «Ручеек» | Развитие и обогащение умений импровизировать с простейшими музыкально-художественными образами в музыкальных играх и танцах. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Мастер –класс «Игры с мячом» |
МАЙ | |||||
Тема №27 | «Кот, Петух и Лиса» | Учить понимать на слух текст сказки, приобщение к художественной литературе, развитие воображения, речи, игровой деятельности. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Оформление родительского уголка «Наши достижения» |
Тема №28 | «Бабочки» | Обогащение активного словаря, развитие фантазии, формирование грамматически правильного строя речи, развитие конструктивной деятельности. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Показ презентации «Творческий отчет за год» |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
«Дары Фребеля»
№ | Модуль/ Тема | Содержание | Методы обучения | Формы работы | Работа с родителями | ||||
ОКТЯБРЬ | |||||||||
Тема № 1 | Знакомство с «Дарами Фребеля». | Знакомство с цветами, первичное понимание формы. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Консультация «Интересные факты о дарах и играх Фребеля» | ||||
Знакомство с «Дарами Фребеля». | Знакомство с формами и свойствами предметов, развитие исследовательских навыков. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | ||||||
Тема №2 | «Дорожное движение» | Усвоение норм, принятых в обществе, формирование основ безопасного поведения на улице, первичных представлений об объектах окружающего мира; реализация самостоятельной конструктивной деятельности детей. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Анкета для родителей «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам познавательного развития дошкольников» | ||||
Тема №3 | «Волшебный мешочек». | Развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности; развитие элементарных математических представлений. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | |||||
Тема №4 | «Для чего еще…» | Формирование активного словаря; развитие общения детей с помощью вербальных и невербальных средств; развитие фантазии, творчества, мышления, мелкой моторики. Развитие игровой деятельности. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Консультация для родителей «Дидактические игры для дошкольников» | ||||
Тема №5 | «Приглашаем в теремок» | Формирование первичных представлений о профессиях, позитивных установок к различным видам труда и творчества; развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками; развитие мелкой моторики, воображения, творческой активности, реализация самостоятельной конструктивно-модельной деятельности. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | |||||
Тема №6 | «Одного поля ягоды» | Развитие представлений об объектах окружающего мира, мире природы, развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности; расширение кругозора; формирование познавательных действий, развитие речевого творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Нарисовать с ребенком ягоды, повторить их названия. | ||||
Тема№7 | «Бабочки» | Становление эстетического отношения к окружающему миру природы, формирование у детей интереса к изобразительному творчеству; развитие первичных представлений о разнообразии мира природы (на примере бабочек); знакомство с основами композиции; обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | |||||
НОЯБРЬ | |||||||||
Тема №8 | «Небоскреб» | Развитие диалогической речи, коммуникативных навыков, умения сотрудничать, договариваться друг с другом, развитие навыков планирования. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Консультация для родителей «Читаем дома» | ||||
Тема №9 | «Три медведя» | Понимание на слух текста сказки, приобщение к художественной литературе, формирование интереса к драматизации литературных произведений. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | |||||
Тема №10 | «Боулинг» | Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, развитие координации движений, ловкости, мелкой моторики. | Игровой, практический, наглядный. | Групповая, индивидуальная | Беседа дома о видах спорта | ||||
Тема №11 | «Пароход» | Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, первичных представлений о профессиях людей | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | |||||
Тема №12 | «Три поросенка» | Приобщение к художественной литературе, научить эмоционально-выразительно отображать характер героев сказки. | Игровой, практический. наглядный | Групповая, индивидуальная | Список произведений, рекомендуемых для чтения детям | ||||
Тема №13 | «Лови-лови» | Учить координации движений, развивать двигательную активность, игровую деятельность | Игровой, практический. наглядный | Групповая, индивидуальная | |||||
Тема №14 | «В мире фигур» | Развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, развитие элементарных математических представлений, расширение кругозора, развитие восприятия, мышления, внимания, памяти, игровой деятельности. | Игровой, практический. наглядный | Групповая, индивидуальная | Консультация «Как помочь ребенку запомнить геометрические фигуры» | ||||
Тема №15 | «Фанты» | Развитие диалогической речи, коммуникативных навыков, умения сотрудничать, развитие общения детей с помощью вербальных и невербальных средств, развитие фантазии, воображения, памяти. | Игровой, практический. наглядный | Групповая, индивидуальная | |||||
ДЕКАБРЬ | |||||||||
Тема №16 | «Волшебный мешочек» | Развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности; развитие элементарных математических представлений. | Игровой, наглядный, практический | Групповая, индивидуальная | Рекомендация «Привязывайте новые знания цветов к эмоциям» | ||||
Тема №17 | «На лугу» | Формирование представлений о разнообразии мира природы, расширение кругозора, обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | |||||
Тема №18 | «Аэропорт» | Развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками, воображения, творческой активности, формирование познавательных действий. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Консультация «Как сделать конструктор для детей своими руками» | ||||
Тема №19 | «Гномы и великаны» | Развитие эмоциональной отзывчивости на простые музыкальные образы, выраженные контрастными средствами, формирование первичных представлений о свойствах музыкального звука. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | |||||
Тема №20 | «Угадай песню» | Формирование восприятия музыки и простейших исполнительных навыков в области пения. | Игровой, наглядный, практический | Групповая, индивидуальная | Нарисовать ёлку с новогодними игрушками. Выставка рисунков «Скоро, скоро новый год!» | ||||
Тема №21 | «Украшаем елку» | Становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование у детей интереса к изобразительному творчеству. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | |||||
Тема №22 | «Ручеек» | Развитие и обогащение умений импровизировать с простейшими музыкально-художественными образами в музыкальных играх и танцах. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Беседа с родителями о необходимости соблюдения правил дорожного движения в присутствии ребенка. | ||||
Тема №23 | «Знаки дорожного движения» | Формирование основ безопасного поведения на дороге, формирование первоначальных представлений о необходимости соблюдения правил дорожного движения. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | |||||
ЯНВАРЬ | |||||||||
Тема №24 | «Морские обитатели» | Формирование представлений о разнообразии мира природы, расширение кругозора, обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира, реализация самостоятельной творческой деятельности. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Консультация «Роль семьи в развитии познавательной активности» | ||||
Тема №25 | «Экскурсия в музей» | Развитие связной монологической речи, активного словаря, развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа и общечеловеческих ценностях. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | |||||
Тема №26 | «Зеркало» | Развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, воображения, творческой активности. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Играем дома: «Найди лишний», «Разложи по цветам», «Сложи бусы», «Цветные дни | ||||
Тема №27 | «Спрятанная игрушка» | Закреплять представления о геометрической фигуре квадрат, использовать в игре только предметы квадратной формы. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | |||||
Тема №28 | «За окном» | Развитие любознательности, воображения, знакомство с основами композиции. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Поиграем с детьми «Где спряталась мышка?» | ||||
Тема № 29 | «Посади дерево» | Развитие предпосылок ценностно-смыслового понимания мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру природы, стимулирование бережного отношения к природе, развитие мелкой моторики, мышления, воображения. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | |||||
ФЕВРАЛЬ | |||||||||
Тема №30 | «В лес» | Становление эстетического отношения к окружающему миру природы, развитие любознательности; формирование основ безопасности в природе. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Анкетирование «Здоровый образ жизни» | ||||
Тема №31 | «Золушка» | Развивать интерес к совместным играм, формировать первичные представления о свойствах объектов окружающего мира. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | |||||
Тема№32 | «Пир на весь мир» | Формирование первичных представлений о семье, обязанностях в домашнем хозяйстве, развитие мелкой моторики, творческого мышления, воображения , игровой деятельности | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Консультация для родителей «Ребенок-ваш помощник» | ||||
Тема №33 | «Для чего еще?» | Формирование активного словаря, развитие общения детей с помощью вербальных и невербальных средств, развитие фантазии, творчества, мышления, мелкой моторики, развитие игровой деятельности. | Словесный, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | |||||
Тема №34 | «Пастушок» | Развитие музыкальной деятельности, элементарное музыкальное творчество, формирование первичных представлений о свойствах музыкального звука, простейших средствах музыкальной выразительности. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Памятка «Чем занять ребенка в выходные» | ||||
Тема №35 | «Шаровая молния» | Формирование основ безопасного поведения в природе, первоначальных представлений об особенностях природных явлений, реализация самостоятельной конструктивной деятельности детей. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | |||||
Тема №36 | «Путешествие» | Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме; формирование позитивных установок к творчеству; развитие творческой активности, любознательности и познавательной мотивации, первичных представлений о свойствах и отношениях окружающего мира, реализация самостоятельной творческой конструктивной деятельности. | Словесный, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Наблюдение на прогулке «Какой формы предмет» | ||||
Тема №37 | «Пчелы и змеи» | Развитие речевого творчества, познавательной активности, внимания, воображения, звуковой культуры речи, игровой деятельности. | Словесный, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | |||||
МАРТ | |||||||||
Тема №38 | «Волшебный мешочек» | Развивать сенсорные навыки и познавательно-исследовательскую деятельность; развитие элементарных математических представлений. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | «Рисуем с папой»-нарисовать подарок маме | ||||
Тема №39 | «Умею-не умею» | Становление ценностей здорового образа жизни, развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, развитие грамматически правильной речи. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | |||||
Тема №40 | «Магазин» | Формирование первичных представлений о профессиях, позитивных установок к различным видам труда и творчества. Развитие мелкой моторики, воображения, творческой активности. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Консультация для родителей «Полезные игрушки» | ||||
Тема №41 | «Пианино» | Развивать музыкально-сенсорное восприятие; учить вслушиваться, выделять, различать, сравнивать музыкальные звуки, контрастные по высоте. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | |||||
Тема №42 | «Почта» | Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, первичных представлений о профессиях людей, развитие творческой активности воображения. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Сходить с ребенком на экскурсию на почту. | ||||
Тема №43 | «Одного поля ягоды» | Развитие представлений об объектах окружающего мира, мире природы, развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора, развитие речевого творчества | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | |||||
Тема №44 | «Приглашаем в теремок» | Формирование первичных представлений о профессиях, позитивных установок к различным видам труда и творчества, развитие мелкой моторики, воображения, творческой активности. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Выучить профессии взрослых членов семьи. | ||||
Тема №45 | «Костерок» | Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, формирование позитивных установок к творчеству, развитие творческой активности. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | |||||
АПРЕЛЬ | |||||||||
Тема №46 | «Космос» | Формирование представлений об объектах окружающего мира, обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира, развитие воображения. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Совместное изготовление ракеты из бросового материала. | ||||
Тема №47 | « Аукцион» | Учить владеть речью как средством общения. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | |||||
Тема №48 | «Веревочка» | Развитие координации движений, овладение основными движениями, развитие двигательной активности. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Консультация для родителей «Полезные игрушки» | ||||
Тема №49 | «Путешествие по городам» | Развитие интереса к совместным играм, формирование чувства принадлежности к сообществу детей группы, развитие связной речи при составлении рассказа, усвоение норм, принятых в обществе, формирование первичных представлений о родине и Отечестве. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | |||||
Тема №50 | «Аптека» | Развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками, воображения, творческой активности, формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, реализация самостоятельной творческой деятельности детей. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Сходить с ребенком на экскурсию в аптеку. | ||||
Тема №51 | «Веселые нотки» | Развитие музыкальной деятельности, формирование основ музыкальной грамоты, развитие воображения и творческой активности, мелкой моторики, игровой деятельности. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | |||||
Тема №52 | «Волшебный мяч» | Развитие координации движений, овладение основными движениями, развитие двигательной активности, становление саморегуляции в двигательной сфере, мелкой моторики. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Мастер –класс»Игры с мячом» | ||||
Тема №53 | «Кот, петух и лиса» | Учить понимать на слух текст сказки, приобщение к художественной литературе, развитие воображения, речи, игровой деятельности. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | |||||
МАЙ | |||||||||
Тема №54 | «Волшебники» | Обогащение активного словаря, развитие фантазии, формирование грамматически правильного строя речи, развитие конструктивной деятельности. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Оформление родительского уголка «Наши достижения» | ||||
Тема №55 | «Эстафета» | Развитие быстроты, ловкости, двигательной активности, становление саморегуляции в двигательной сфере. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | |||||
Тема №56 | «Поможем лягушке» | Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, первичных представлений об объектах окружающего мира, об особенностях природы, реализация самостоятельной конструктивной деятельности. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Показ презентации «Творческий отчет за год» | ||||
Тема №57 | «Три котенка» | Приобщение к художественной литературе, формирование интереса к драматизации литературных произведений, развитие воображения, речи, игровой деятельности, умения эмоционально-выразительно отображать характер героев. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
«Дары Фребеля»
№ | Модуль/ Тема | Содержание | Методы обучения | Формы работы | Работа с родителями | ||||
ОКТЯБРЬ | |||||||||
Тема № 1 | «Настроение» | Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, формирование первичных представлений о себе и других людях, эмоциональных состояниях, настроении. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Консультация «Сенсорное восприятие – основа познания мира» | ||||
Тема №2 | «Дорожное движение» | Усвоение норм, принятых в обществе, формирование основ безопасного поведения на улице, первичных представлений об объектах окружающего мира; реализация самостоятельной конструктивной деятельности детей. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | |||||
Тема №3 | «Ловец жемчуга» | Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Родительское собрание на тему: «Дары Фребеля-первые дидактические игры для детей дошкольного возраста» | ||||
Тема №4 | «Туристический автобус» | Развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, развитие элементарных математических представлений, расширение кругозора, развитие познавательной активности, любознательности. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | |||||
Тема №5 | «Волшебный мешочек» | Развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, развитие элементарных математических представлений. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Анкетирование родителей «Чем занят ребенок дома?» | ||||
Тема №6 | «Капризная принцесса» | Развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, развитие элементарных математических представлений, расширение кругозора, развитие восприятия, мышления, воображения, внимания, памяти, реализация самостоятельной творческой деятельности. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | |||||
Тема №7 | «Я-змея» | Обогащение активного словаря, формирование грамматически правильного строя речи, развитие фантазии, развитие коммуникативных навыков, формирование навыков работы в группе. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Консультация «Веселая игра в «Слова» | ||||
Тема№8 | «Пароход» | Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, первичных представлений о профессиях людей. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | |||||
НОЯБРЬ | |||||||||
Тема №9 | «Фанты» | Развитие диалогической речи, коммуникативных навыков, умения сотрудничать, развитие общения детей с помощью вербальных и невербальных средств, развитие фантазии, воображения, памяти. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Консультация «Развитие общения у дошкольников» | ||||
Тема №10 | «На лугу» | Формирование представлений о разнообразии мира природы, расширение кругозора, обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | |||||
Тема №11 | «Итальянское кафе» | Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, первичных представлениях о социокультурных ценностях нашего народа, отечественных традициях, развитие творческой активности. | Игровой, практический, наглядный. | Групповая, индивидуальная | Консультация «Ребенок-ваш помощник» | ||||
Тема №12 | «Хозяюшка» | Развивать интерес к совместным играм, формировать первичные представления о свойствах объектов (цвете, форме, размере). | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | |||||
Тема №13 | «Вверх дном» | Усвоение норм, принятых в обществе, формирование основ безопасного поведения в быту, первичных представлений об объектах окружающего мира. | Игровой, практический. наглядный | Групповая, индивидуальная | Играем дома: «Найди лишний», «Разложи по цветам», «Сложи бусы», «Цветные дни» | ||||
Тема №14 | «Аэропорт» | Развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками, воображения, творческой активности, формирование познавательных действий. | Игровой, практический. наглядный | Групповая, индивидуальная | |||||
Тема №15 | «Путаница» | Развитие речевого творчества, познавательной активности, внимания, воображения. | Игровой, практический. наглядный | Групповая, индивидуальная | Консультация «Как сделать конструктор для детей своими руками» | ||||
Тема №16 | «Гномы и великаны» | Развитие эмоциональной отзывчивости на простые музыкальные образы, выраженные контрастными средствами, формирование первичных представлений о свойствах музыкального звука. | Игровой, практический. наглядный | Групповая, индивидуальная | |||||
ДЕКАБРЬ | |||||||||
Тема №17 | «Веселый и грустный» | Формирование первичных представлений о себе и других людях, эмоциональных состояниях, настроении. | Игровой, наглядный, практический | Групповая, индивидуальная | Рекомендация «Привязывайте новые знания цветов к эмоциям» | ||||
Тема №18 | «Угадай песню» | Формирование восприятия музыки и простейших исполнительных навыков в области пения. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | |||||
Тема №19 | «Обводим глазками фигуры» | Развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Консультация «Как помочь ребенку запомнить геометрические фигуры» | ||||
Тема №20 | «Ручеек» | Развитие и обогащение умений импровизировать с простейшими музыкально-художественными образами в музыкальных играх и танцах. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | |||||
Тема №21 | «Украшаем елку» | Становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование у детей интереса к изобразительному творчеству | Игровой, наглядный, практический | Групповая, индивидуальная | Нарисовать ёлку с новогодними игрушками. Выставка рисунков «Скоро, скоро новый год!» | ||||
Тема №22 | «Морские обитатели» | Формирование представлений о разнообразии мира природы, расширение кругозора, обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира, реализация самостоятельной творческой деятельности. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | |||||
Тема №23 | «Знаки дорожного движения» | Формирование основ безопасного поведения на дороге, формирование первоначальных представлений о необходимости соблюдения правил дорожного движения. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Беседа с родителями о необходимости соблюдения правил дорожного движения в присутствии ребенка. | ||||
Тема №24 | «Экскурсия в музей» | Рразвитие связной монологической речи, активного словаря, развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа и общечеловеческих ценностях. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | |||||
ЯНВАРЬ | |||||||||
Тема №25 | «Зеркало» | Развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, воображения, творческой активности. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Консультация «Роль семьи в развитии познавательной активности» | ||||
Тема №26 | «Красная Шапочка» | Приобщение к художественной литературе, формирование интереса к драматизации литературных произведений, развитие воображения, мышления, речи, игровой, изобразительной деятельности. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | |||||
Тема №27 | «Спрятанная игрушка» | Закреплять представления о геометрической фигуре квадрат, использовать в игре только предметы квадратной формы. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Консультация «Играя – познаем» | ||||
Тема №28 | «Живая шляпа» | Приобщение к художественной литературе, развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания литературного произведения, развитие воображения, мышления, речи. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | |||||
Тема №29 | «Путешествие» | Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме; формирование позитивных установок к творчеству; развитие творческой активности. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Мастер-класс «Знакомство с методом работы в парах» игры: «Фигуру передаю, о маме говорю», «Времена года»… | ||||
Тема № 30 | «Посади дерево» | Развитие предпосылок ценностно-смыслового понимания мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру природы, стимулирование бережного отношения к природе, развитие мелкой моторики, мышления, воображения. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | |||||
ФЕВРАЛЬ | |||||||||
Тема №31 | «Гербы и флаги» | Развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками, воображения, творческой активности, формирование познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, малой родине и Отечестве. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Совместная экскурсия по достопримечательностям г.Саранска | ||||
Тема №32 | «В лес» | Становление эстетического отношения к окружающему миру природы, развитие любознательности, формирование основ безопасности в природе. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | |||||
Тема№33 | «Веселая карусель» | Развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Наблюдение на прогулке «Какой формы предмет» | ||||
Тема №34 | «Золушка» | Развитие интереса к совместным играм, формирование первичных представлений о свойствах объектов окружающего мира. | Словесный, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | |||||
Тема №35 | «Пир на весь мир» | Формирование первичных представлений о семье, обязанностях в домашнем хозяйстве, развитие мелкой моторики, творческого мышления, воображения, игровой деятельности. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Памятка «Чем занять ребенка в выходные» | ||||
Тема №36 | «Для чего еще…» | Формирование активного словаря, развитие общения детей с помощью вербальных и невербальных средств, развитие фантазии, творчества, мышления, мелкой моторики, развитие игровой деятельности. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | |||||
Тема №37 | «Пастушок» | Развитие музыкальной деятельности, элементарное музыкальное творчество, формирование первичных представлений о свойствах музыкального звука, простейших средствах музыкальной выразительности. | Словесный, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Консультация «Какие развивающие игры нужны детям» | ||||
Тема №38 | «Шаровая молния» | Формирование основ безопасного поведения в природе, первоначальных представлений об особенностях природных явлений, реализация самостоятельной конструктивной деятельности детей. | Словесный, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | |||||
МАРТ | |||||||||
Тема №39 | «Умею-не умею» | Становление ценностей здорового образа жизни, развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, развитие грамматически правильной речи. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Совместный просмотр познавательного мультфильм «Наши помощники-органы чувств» | ||||
Тема №40 | «Магазин» | Формирование первичных представлений о профессиях, позитивных установок к различным видам труда и творчества, развитие мелкой моторики, воображения, творческой активности. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | |||||
Тема №41 | «Пианино» | Развивать музыкально-сенсорное восприятие, учить вслушиваться, выделять, различать, сравнивать музыкальные звуки, контрастные по высоте. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Консультация «Как развивать память у детей» | ||||
Тема №42 | «Почта» | Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, первичных представлений о профессиях людей, развитие творческой активности воображения. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | |||||
Тема №43 | «Одного поля ягоды» | Развитие представлений об объектах окружающего мира, мире природы, развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора, развитие речевого творчества | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Памятка «Формируем полезные привычки» | ||||
Тема №44 | «Стихийные бедствия» | Формирование основ безопасного поведения в природе, первоначальных представлений об особенностях природных явлений. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | |||||
Тема №45 | «Костерок» | Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, формирование позитивных установок к творчеству, развитие творческой активности. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Консультация «Безопасность детей-наше общее дело» | ||||
Тема №46 | «Кормушка для птиц» | Воспитание эмоционально-отзывчивого отношения к природе, формирование представлений об объектах окружающего мира, разнообразии мира природы. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | |||||
АПРЕЛЬ | |||||||||
Тема №47 | «Космос» | Формирование представлений об объектах окружающего мира, обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира, развитие воображения. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Совместное рисование нашей планеты. Выставка рисунков. | ||||
Тема №48 | « Аукцион» | Учить владеть речью как средством общения. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | |||||
Тема №49 | «Джунгли» | Формирование представлений о разнообразии мира природы, расширение кругозора, знакомство с основами композиции, развитие общения со сверстниками, воображения, самостоятельной творческой деятельности. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Консультация для родителей «Полезные игрушки» | ||||
Тема №50 | «Путешествие по городам» | Развитие интереса к совместным играм, формирование чувства принадлежности к сообществу детей группы, развитие связной речи при составлении рассказа, усвоение норм, принятых в обществе, формирование первичных представлений о родине и Отечестве. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | |||||
Тема №51 | «Аптека» | Развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками, воображения, творческой активности, формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, реализация самостоятельной творческой деятельности детей. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Совместная экскурсия в аптеку. | ||||
Тема №52 | «Веселые нотки» | Развитие музыкальной деятельности, формирование основ музыкальной грамоты, развитие воображения и творческой активности, мелкой моторики, игровой деятельности. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | |||||
Тема №53 | «Волшебный мяч» | Развитие координации движений, овладение основными движениями, развитие двигательной активности, становление саморегуляции в двигательной сфере, мелкой моторики. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Консультация «Значение и организация утренней гимнастики в семье» | ||||
Тема №54 | «Веревочка» | Развитие координации движений, овладение основными движениями, развитие двигательной активности. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | |||||
МАЙ | |||||||||
Тема №55 | «Волшебники» | Обогащение активного словаря, развитие фантазии, формирование грамматически правильного строя речи, развитие конструктивной деятельности. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Оформление родительского уголка «Наши достижения» | ||||
Тема №56 | «Эстафета» | Развитие быстроты, ловкости, двигательной активности, становление саморегуляции в двигательной сфере. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | |||||
Тема №57 | «Поможем лягушке» | Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, первичных представлений об объектах окружающего мира, об особенностях природы, реализация самостоятельной конструктивной деятельности. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная | Показ презентации «Творческий отчет за год» | ||||
Тема №58 | «Волшебный мешочек» | Развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, развитие элементарных математических представлений. | Игровой, практический, наглядный | Групповая, индивидуальная |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
- Формы занятий, планируемых по каждой теме.
На занятиях используются групповые и индивидуальные формы организованного обучения.
Принципы комплектования группы и организации работы
• Учет интересов и способностей детей.
• Желание родителей.
• Добровольное участие.
• Учет психофизических особенностей детей.
- Приемы и методы организации.
В соответствии с основными формами мышления дошкольника, определяющими характер способов его деятельности в процессе обучения, используются три группы методов:
• игровой метод (дидактические игры).
• наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
• практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
- Дидактический материал:
Игровой набор «Дары Фрёбеля» изготовлен из качественного натурального материала (дерева и хлопка). В составе набора 14 модулей:
• Модуль 1 «Шерстяные мячики»
• Модуль 2 «Основные тела»
• Модуль 3 «Куб из кубиков»
• Модуль 4 «Куб из брусков»
• Модуль 5 «Кубики и призмы»
• Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики»
• Модуль 7 «Цветные фигуры»
• Модуль 8 «Палочки»
• Модуль 9 «Кольца и полукольца»
• Модуль 10 «Фишки»
• Модуль 11 (J1) «Цветные тела»
• Модуль 12 (J2) «Мозаика. Шнуровка»
• Модуль 13 (5B) «Башенки»
• Модуль 14 (5Р) «Арки и цифры»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО».
Информационное обеспечение.
- http://www.psychologos.ru/articles/view/pedagogika_frebelya Педагогика Фребеля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дары Фребеля
Дары Фребеля (презентация)...
Презентация "Дары Фребеля"
В этой презентации я дала краткое описание биографии немецкого педагога 19 века Фридриха Фребеля и рассказала о его "Дарах" детям. Фридрих Фребель изобрёл систему раннего развития ребёнка ...
Мастер-класс "Волшебные дары" по "Дары Фребеля"
Мастер-класс "Волшебные дары". Воспитатель Щурова Г.В. Фридрих Фребель – немецкий педагог 19 века. С его именем связано возникновение первых детских садов. Он первый, кто заговорил о необходимо...
Занятие с использованием игрового набора «Дары Фребеля». «Дары осени»
Дети на занятии закрепять и уточнят знания об осени, названии осенних месяцев. Используя набор "Дары Фребеля" дети научатся делать узоры...
Дары Фребеля. Работа с даром №9(кольца и полукольца)
В публикации продставлена информация о Дарах Фребеля, а именно о Даре №9.Использование игрового набора развивает у детей способность наблюдать, развивает пространственное мышление, сенсорное восприяти...
Самоанализ ООД по речевому развитию с использованием Даров Фребеля «Путешествие в волшебную страну Даров Фребеля»
Самоанализ ООД по речевому развитию с использованием Даров Фребеля «Путешествие в волшебную страну Даров Фребеля»...