Профессиональный стандарт педагога-психолога в сфере образования
материал
Приказ Минтруда России от 24.07.2015 № 514н
Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prof.standart.doc | 527.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Редакция от 31 авг 2015
Приказ Минтруда России от 24.07.2015 № 514н
Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)"
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 года № 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 4, ст.293; 2014, № 39, ст.5266),
приказываю:
1. Утвердить прилагаемый* профессиональный стандарт "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)".
* Приложение в формате .PDF см. по ссылке.
2. Установить, что профессиональный стандарт "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.
Министр
М.А.Топилин
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
18 августа 2015 года,
регистрационный № 38575
Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 24 июля 2015 года № 514н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ (ПСИХОЛОГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ)
509 | |
Регистрационный номер |
I. Общие сведения
Деятельность по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса | 01.002 | |
(наименование вида профессиональной деятельности) | Код |
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, основных и дополнительных образовательных программ; оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления |
Группа занятий:
2320 | Преподаватели в средней школе | 2445 | Психологи |
3310 | Преподавательский персонал начального образования | 3320 | Персонал дошкольного воспитания и обучения |
3330 | Преподавательский персонал специального обучения | - | - |
(код ОКЗ <1>) | (наименование) | (код ОКЗ) | (наименование) |
Отнесение к видам экономической деятельности:
85.11 | Образование дошкольное |
85.12 | Образование начальное общее |
85.13 | Образование основное общее |
85.14 | Образование среднее общее |
85.21 | Образование профессиональное среднее |
85.22 | Образование высшее |
85.30 | Обучение профессиональное |
85.4 | Образование дополнительное |
(код ОКВЭД <2>) | (наименование вида экономической деятельности) |
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции | ||||
код | наименование | уровень квалификации | наименование | код | уровень (подуровень) квалификации |
A | Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ | 7 | Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ | A/01.7 | 7 |
Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций | A/02.7 | 7 | |||
Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса | A/03.7 | 7 | |||
Коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации | A/04.7 | 7 | |||
Психологическая диагностика детей и обучающихся | A/05.7 | 7 | |||
Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса | A/06.7 | 7 | |||
Психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях) | A/07.7 | 7 | |||
B | Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления | 7 | Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации | B/01.7 | 7 |
Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации | В/02.7 | 7 | |||
Психологическое консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации | В/03.7 | 7 | |||
Психологическая коррекция поведения и развития детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации | В/04.7 | 7 | |||
Психологическая диагностика особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, по запросу органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних | B/05.7 | 7 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование | Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ | Код | A | Уровень квалификации | 7 |
Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий | Психолог Педагог-психолог Психолог образовательной организации |
Требования к профессиональному образованию и обучению | Высшее образование по профильным направлениям |
Требования к опыту практической работы | - |
Особые условия допуска к работе | К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации <3> |
Другие характеристики | - |
Дополнительные характеристики
Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ | 2320 | Преподаватели в средней школе |
2445 | Психологи | |
3310 | Преподавательский персонал начального образования | |
3320 | Персонал дошкольного воспитания и обучения | |
3330 | Преподавательский персонал специального обучения | |
ЕКС <4> | - | Педагог-психолог, психолог |
ОКПДТР <5> | 25484 | Педагог-психолог |
ОКСО <6> | 0303 | Психология |
050706 | Педагогика и психология | |
050716 | Специальная психология | |
050717 | Специальная дошкольная педагогика и психология |
3.1.1. Трудовая функция
Наименование | Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ | Код | A/01.7 | Уровень (подуровень) квалификации | 7 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Формирование и реализация планов развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей |
Разработка программ развития универсальных учебных действий, программ воспитания и социализации обучающихся, воспитанников, коррекционных программ | |
Разработка психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных обучающихся и воспитанников | |
Разработка совместно с педагогом индивидуальных учебных планов обучающихся с учетом их психологических особенностей | |
Разработка и реализация мониторинга личностной и метапредметной составляющей результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленной федеральными государственными образовательными стандартами | |
Оформление и ведение документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) | |
Необходимые умения | Использовать качественные и количественные методы психологического обследования |
Обрабатывать и интерпретировать результаты обследований | |
Анализировать возможности и ограничения используемых педагогических технологий, методов и средств обучения с учетом возрастного и психофизического развития обучающихся | |
Разрабатывать психологические рекомендации по проектированию образовательной среды, обеспечивающей преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению ко всем уровням реализации основных общеобразовательных программ | |
Проводить мониторинг личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы с использованием современных средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) | |
Разрабатывать и реализовывать дополнительные образовательные программы, направленные на развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся | |
Владеть приемами преподавания, организации дискуссий, проведения интерактивных форм занятий | |
Разрабатывать индивидуальные учебные планы, анализировать и выбирать оптимальные педагогические технологии обучения и воспитания обучающихся в соответствии с их возрастными и психофизическими особенностями | |
Необходимые знания | Методология психолого-педагогической науки, основы возрастной и педагогической психологии, методы, используемые в педагогике и психологии |
Методологические основы организации и проведения мониторинга личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы обучающимися на всех уровнях общего образования | |
Теория и методы организации психологического исследования | |
Методы статистического анализа данных психологического исследования | |
Методы верификации результатов исследования | |
Методы интерпретации и представления результатов исследования | |
Методологические основы проектирования образовательной среды, основы психодидактики | |
Методы организационно-методического сопровождения основных общеобразовательных программ | |
Профессиональная этика | |
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей | |
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка | |
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности | |
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования | |
Другие характеристики | - |
3.1.2. Трудовая функция
Наименование | Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций | Код | A/02.7 | Уровень (подуровень) квалификации | 7 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Психологический мониторинг и анализ эффективности использования методов и средств образовательной деятельности |
Психологическая экспертиза программ развития образовательной организации с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды | |
Консультирование педагогов и преподавателей образовательных организаций при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей обучающихся | |
Оказание психологической поддержки педагогам и преподавателям в проектной деятельности по совершенствованию образовательного процесса | |
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) | |
Необходимые умения | Владеть приемами работы с педагогами и преподавателями по организации эффективных учебных взаимодействий с обучающимися и обучающихся между собой |
Владеть приемами повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей), педагогов, преподавателей и администрации образовательной организации | |
Разрабатывать совместно с педагогами и преподавателями индивидуальный образовательный маршрут с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося | |
Участвовать в поиске путей совершенствования образовательного процесса совместно с педагогическим коллективом | |
Разрабатывать и реализовывать программы психологического сопровождения инновационных процессов в образовательной организации, в том числе программы поддержки объединений обучающихся и ученического самоуправления | |
Владеть методами психологической оценки параметров образовательной среды, в том числе ее безопасности и комфортности, и образовательных технологий | |
Необходимые знания | История и теория проектирования образовательных систем |
Теории и методы педагогической психологии, история и теории организации образовательного процесса | |
Методы психолого-педагогической диагностики, используемые в мониторинге оценки качества результатов и содержания образовательного процесса | |
Процедуры и методы интерпретации и представления результатов психолого-педагогического обследования | |
Психологические методы оценки параметров образовательной среды, в том числе комфортности и психологической безопасности образовательной среды | |
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей | |
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка | |
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности | |
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования | |
Другие характеристики | - |
3.1.3. Трудовая функция
Наименование | Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса | Код | A/03.7 | Уровень (подуровень) квалификации | 7 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Консультирование обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и другим вопросам |
Консультирование администрации, педагогов, преподавателей и других работников образовательных организаций по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам | |
Консультирование педагогов и преподавателей по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося | |
Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития, профессионального самоопределения и другим вопросам | |
Консультирование администрации образовательной организации, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся | |
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) | |
Необходимые умения | Владеть приемами работы с педагогами, преподавателями с целью организации эффективных взаимодействий, обучающихся и их общения в образовательных организациях и в семье |
Разрабатывать совместно с педагогами и преподавателями индивидуальный образовательный маршрут с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося | |
Владеть способами оценки эффективности и совершенствования консультативной деятельности | |
Проводить индивидуальные и групповые консультации обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной карьеры, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками | |
Необходимые знания | Современные теории и методы консультирования |
Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными нормами их развития | |
Этические нормы организации и проведения консультативной работы | |
Содержание работы межведомственных организаций (ресурсных центров) для информирования субъектов образовательного процесса о способах получения отраслевой психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи | |
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей | |
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка | |
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности | |
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования | |
Другие характеристики | - |
3.1.4. Трудовая функция
Наименование | Коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации | Код | A/04.7 | Уровень (подуровень) квалификации | 7 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Разработка и реализация планов проведения коррекционно- развивающих занятий для детей и обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении |
Организация и совместное осуществление педагогами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, социальными педагогами психолого-педагогической коррекции выявленных в психическом развитии детей и обучающихся недостатков, нарушений социализации и адаптации | |
Формирование и реализация планов по созданию образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе одаренных обучающихся | |
Проектирование в сотрудничестве с педагогами индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся | |
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) | |
Необходимые умения | Контролировать ход психического развития обучающихся на различных уровнях образования различных типов образовательных организаций |
Разрабатывать программы коррекционно-развивающей работы | |
Применять стандартные методы и приемы наблюдения за нормальным и отклоняющимся психическим и физиологическим развитием детей и обучающихся | |
Проводить коррекционно-развивающие занятия с обучающимися и воспитанниками | |
Оценивать эффективность коррекционно-развивающей работы в соответствии с выделенными критериями | |
Необходимые знания | Современные теории, направления и практики коррекционно-развивающей работы |
Современные техники и приемы коррекционно-развивающей работы и психологической помощи | |
Закономерности развития различных категорий обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями | |
Стандартные методы и технологии, позволяющие решать коррекционно-развивающие задачи, в том числе во взаимодействии с другими специалистами (учителями-дефектологами, учителями-логопедами) | |
Закономерности групповой динамики, методы, приемы проведения групповой коррекционно-развивающей работы | |
Способы и методы оценки эффективности и совершенствования коррекционно-развивающей работы | |
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей | |
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка | |
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности | |
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования | |
Другие характеристики | - |
3.1.5. Трудовая функция
Наименование | Психологическая диагностика детей и обучающихся | Код | A/05.7 | Уровень (подуровень) квалификации | 7 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Психологическая диагностика с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы |
Скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи | |
Составление психолого-педагогических заключений по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся | |
Определение степени нарушений в психическом, личностном и социальном развитии детей и обучающихся, участие в работе психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов | |
Изучение интересов, склонностей, способностей детей и обучающихся, предпосылок одаренности | |
Осуществление с целью помощи в профориентации комплекса диагностических мероприятий по изучению способностей, склонностей, направленности и мотивации, личностных, характерологических и прочих особенностей в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования соответствующего уровня | |
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) | |
Необходимые умения | Подбирать или разрабатывать диагностический инструментарий, адекватный целям исследования |
Планировать и проводить диагностическое обследование с использованием стандартизированного инструментария, включая обработку результатов | |
Проводить диагностическую работу по выявлению уровня готовности или адаптации детей и обучающихся к новым образовательным условиям | |
Выявлять особенности и возможные причины дезадаптации с целью определения направлений оказания психологической помощи | |
Осуществлять социально-психологическую диагностику особенностей и уровня группового развития формальных и неформальных коллективов обучающихся, диагностику социально-психологического климата в коллективе | |
Диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности, препятствующие нормальному протеканию процесса развития, обучения и воспитания и совместно с педагогом, преподавателем разрабатывать способы их коррекции | |
Проводить мониторинг личностных и метапредметных образовательных результатов обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования соответствующего уровня | |
Осуществлять диагностику одаренности, структуры способностей | |
Владеть способами оценки эффективности и совершенствования диагностической деятельности, составления психологических заключений и портретов личности обучающихся | |
Необходимые знания | Теория, методология психодиагностики, классификация психодиагностических методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требования |
Методы и технологии, позволяющие решать диагностические и развивающие задачи | |
Методы сбора, обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики | |
Методы математической обработки результатов психологической диагностики | |
Способы интерпретации и представления результатов психодиагностического обследования | |
Психология личности и социальная психология малых групп | |
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей | |
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка | |
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности | |
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования | |
Другие характеристики | - |
3.1.6. Трудовая функция
Наименование | Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса | Код | A/06.7 | Уровень (подуровень) квалификации | 7 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций с современными исследованиями в области психологии дошкольного, младшего школьного, подросткового, юношеского возраста |
Информирование субъектов образовательного процесса о формах и результатах своей профессиональной деятельности | |
Ознакомление педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития ребенка (в рамках консультирования, педагогических советов) | |
Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации | |
Просветительская работа с родителями (законными представителями) по принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей, в том числе одаренности ребенка | |
Информирование о факторах, препятствующих развитию личности детей, воспитанников и обучающихся о мерах по оказанию им различного вида психологической помощи | |
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) | |
Необходимые умения | Осуществлять психологическое просвещение педагогов, преподавателей, администрации образовательной организации и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития детей и обучающихся |
Разрабатывать и реализовывать программы повышения психологической компетентности субъектов образовательного процесса, работающих с различными категориями обучающихся | |
Применять методы педагогики взрослых для психологического просвещения субъектов образовательного процесса, в том числе с целью повышения их психологической культуры | |
Владеть навыками преподавания, ведения дискуссий, презентаций | |
Необходимые знания | Задачи и принципы психологического просвещения в образовательной организации с учетом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся |
Формы и направления, приемы и методы психологического просвещения с учетом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся | |
Основы педагогики, формы и способы обучения взрослых участников образовательного процесса, работающих с различными категориями обучающихся | |
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей | |
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка | |
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности | |
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования | |
Другие характеристики | - |
3.1.7. Трудовая функция
Наименование | Психологическая профилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях) | Код | A/07.7 | Уровень (подуровень) квалификации | 7 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Выявление условий, неблагоприятно влияющих на развитие личности обучающихся |
Разработка психологических рекомендаций по проектированию образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития обучающегося на каждом возрастном этапе, для своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности, ее аффективной, интеллектуальной и волевой сфер | |
Планирование и реализация совместно с педагогом превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения | |
Разъяснение субъектам образовательного процесса необходимости применения сберегающих здоровье технологий, оценка результатов их применения | |
Разработка рекомендаций субъектам образовательного процесса по вопросам психологической готовности и адаптации к новым образовательным условиям (поступление в дошкольную образовательную организацию, начало обучения, переход на новый уровень образования, в новую образовательную организацию) | |
Разработка рекомендаций для педагогов, преподавателей по вопросам социальной интеграции и социализации дезадаптивных обучающихся и воспитанников, обучающихся с девиантными и аддиктивными проявлениями в поведении | |
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) | |
Необходимые умения | Планировать и организовывать работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии обучающихся, в том числе социально уязвимых и попавших в трудные жизненные ситуации |
Разрабатывать психологические рекомендации по соблюдению в образовательной организации психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития обучающихся на каждом возрастном этапе | |
Вырабатывать рекомендации педагогам, родителям (законным представителям), воспитателям и другим работникам образовательных организаций по оказанию помощи обучающимся в адаптационный, предкризисный и кризисный периоды | |
Проводить мероприятия по формированию у обучающихся навыков общения в разновозрастной среде и в среде сверстников, развитию навыков поведения в виртуальной и поликультурной среде | |
Необходимые знания | Закономерности и возрастные нормы психического, личностного и индивидуального развития на разных возрастных этапах, способы адаптации и проявления дезадаптивного поведения детей, подростков и молодежи к условиям образовательных организаций |
Признаки и формы дезадаптивных состояний у детей, подростков и молодежи | |
Современные теории формирования и поддержания благоприятного социально-психологического климата в коллективе, технологии и способы проектирования безопасной и комфортной образовательной среды | |
Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными особенностями их развития | |
Теории и методы предотвращения "профессионального выгорания" специалистов, причины возникновения, методы предупреждения и снятия психологической перегрузки педагогического коллектива | |
Основы возрастной физиологии и гигиены обучающихся, обеспечения их безопасности в образовательном процессе | |
Превентивные методы работы с обучающимися "группы риска" (из неблагополучных семей, находящихся в состоянии посттравматического стрессового расстройства, попавших в трудную жизненную ситуацию, склонных к суициду и другим формам аутоагрессии) | |
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей | |
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка | |
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности | |
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования | |
Другие характеристики | - |
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование | Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления | Код | B | Уровень квалификации | 7 |
Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий | Психолог Педагог-психолог Психолог образовательной организации |
Требования к профессиональному образованию и обучению | Высшее образование по профильным направлениям |
Требования к опыту практической работы | - |
Особые условия допуска к работе | К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации |
Другие характеристики | - |
Дополнительные характеристики
Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ | 2320 | Преподаватели в средней школе |
2445 | Психологи | |
3310 | Преподавательский персонал начального образования | |
3320 | Персонал дошкольного воспитания и обучения | |
3330 | Преподавательский персонал специального обучения | |
ЕКС | - | Педагог-психолог, психолог |
ОКПДТР | 25484 | Педагог-психолог |
ОКСО | 030301 | Психология |
050706 | Педагогика и психология | |
050711 | Социальная педагогика | |
050716 | Специальная психология | |
050717 | Специальная дошкольная педагогика и психология | |
050718 | Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях |
3.2.1. Трудовая функция
Наименование | Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации | Код | B/01.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 7 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, с современными исследованиями в области психологии дошкольного, младшего школьного, подросткового, юношеского возраста лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления |
Ознакомление педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (в рамках консультирования, педагогических советов) | |
Просветительская работа с родителями (законными представителями) лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления | |
Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления | |
Помощь в формировании психологической культуры субъектов образовательного процесса | |
Помощь в сохранении и укреплении психологического здоровья лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления | |
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) | |
Необходимые умения | Осуществлять психологическое просвещение педагогов, преподавателей, администрации образовательной организации и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления |
Информировать субъектов образовательного процесса о факторах, препятствующих развитию личности лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления | |
Разрабатывать и реализовывать образовательные программы по повышению психологической компетентности субъектов образовательного процесса, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья, детьми и обучающимися, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетними обучающимися, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления | |
Владеть навыками преподавания, проведения дискуссий, презентаций | |
Необходимые знания | Задачи и принципы психологического просвещения в образовательной организации с учетом особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления |
Формы и направления, приемы и методы психологического просвещения с учетом особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления | |
Основы педагогики, формы и способы обучения взрослых субъектов образовательного процесса, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья, детьми и обучающимися, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетними обучающимися, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления | |
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей | |
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка | |
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности | |
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования | |
Другие характеристики | - |
3.2.2. Трудовая функция
Наименование | Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации | Код | B/02.7 | Уровень (подуровень) квалификации | 7 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Выявление условий, затрудняющих становление и развитие личности лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей |
Профилактическая работа с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления | |
Разработка предложений по формированию сберегающих здоровье образовательных технологий, здорового образа жизни | |
Разработка рекомендаций родителям (законным представителям) по вопросам психологической готовности к переходу на следующий уровень образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления | |
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) | |
Необходимые умения | Планировать и организовывать работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации |
Создавать и поддерживать в образовательной организации и организации, осуществляющей образовательную деятельность, психологические условия обучения и воспитания, необходимые для нормального психического развития и формирования личности лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, на каждом возрастном этапе | |
Способствовать созданию благоприятного психологического климата в образовательной организации и организации, осуществляющей образовательную деятельность | |
Разрабатывать рекомендации по созданию и поддержанию благоприятных условий развития на переходных и кризисных этапах жизни обучающихся | |
Вырабатывать рекомендации педагогам, преподавателям, родителям (законным представителям), воспитателям и работникам образовательной организации по оказанию помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья в адаптационный период | |
Эффективно взаимодействовать с педагогами и другими специалистами образовательной организации по вопросам развития обучающихся в ведущей для возраста деятельности | |
Необходимые знания | Способы адаптации детей, подростков и молодежи к условиям образовательных организаций различных типов |
Современные теории формирования и поддержания благоприятного социально-психологического климата в коллективе | |
Методы коррекции социально-психологического климата, урегулирования конфликтов | |
Признаки и формы дезадаптивных состояний у детей, подростков и молодежи | |
Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с возрастными нормами их развития | |
Теории и методы предотвращения "профессионального выгорания" специалистов | |
Основы возрастной физиологии и гигиены обучающихся, обеспечения их безопасности в образовательном процессе | |
Типичные случаи возникновения и методы предупреждения и снятия психологической перегрузки педагогического коллектива | |
Теории профессиональной и социально-психологической адаптации, методы и способы обеспечения их эффективности | |
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей | |
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка | |
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности | |
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования | |
Другие характеристики | - |
3.2.3. Трудовая функция
Наименование | Психологическое консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации | Код | B/03.7 | Уровень (подуровень) квалификации | 7 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Консультирование обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам |
Консультирование преподавателей и других работников образовательной организации и организации, осуществляющей образовательную деятельность, по проблемам взаимоотношений с обучающимися и другим профессиональным вопросам | |
Консультирование педагогических работников по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося | |
Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья, а также находящимися в трудных жизненных ситуациях, по вопросам их профессионального самоопределения | |
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) | |
Необходимые умения | Применять современные методы психологического консультирования в соответствии с задачами консультирования и особенностями клиентов |
Консультировать администрацию образовательных организаций, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся | |
Проводить индивидуальные и групповые консультации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками | |
Владеть приемами повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) и педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций | |
Владеть приемами работы с педагогами, преподавателями с целью организации эффективных учебных взаимодействий обучающихся, их общения в образовательных организациях и в семье | |
Разрабатывать совместно с педагогами и преподавателями индивидуальные программы для построения индивидуального образовательного маршрута для лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося | |
Необходимые знания | Современные технологии и методы консультирования |
Теория, методология психологического консультирования, классификация методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требования | |
Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с возрастными нормами их развития | |
Методы и технологии, позволяющие решать консультационные и развивающие задачи | |
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей | |
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка | |
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности | |
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования | |
Другие характеристики | - |
3.2.4. Трудовая функция
Наименование | Психологическая коррекция поведения и развития детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации | Код | B/04.7 | Уровень (подуровень) квалификации | 7 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Разработка и реализация планов коррекционно-развивающих занятий для обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения |
Организация и осуществление совместно со специалистами (педагогами, преподавателями, учителями-дефектологами, учителями-логопедами) психолого-педагогической коррекции отклонений в психическом развитии обучающихся, нарушений социализации | |
Формирование совместно с иными педагогическими работниками для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также для обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, образовательной среды, удовлетворяющей их интересам и потребностям | |
Разработка программ психологической коррекции поведения и нарушений в развитии обучающихся и сопровождение их реализации в образовательной организации и организации, осуществляющей образовательную деятельность | |
Проведение коррекционно-развивающих занятий с обучающимися в соответствии с категорией детей с ограниченными возможностями здоровья | |
Разработка и проведение профилактических, диагностических, развивающих мероприятий в образовательных организациях различных типов | |
Разработка и реализация программ профилактики и коррекции девиаций и асоциального поведения обучающихся | |
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) | |
Необходимые умения | Владеть приемами формирования личности как сознательного субъекта поведения и социального действия |
Оценивать уровень и отклонения от нормального хода психического развития обучающихся на различных уровнях образования в образовательных организациях | |
Применять методы психологической коррекции психических особенностей личности (в зависимости от возраста, пола, особых образовательных потребностей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также находящихся в трудной жизненной ситуации) | |
Реализовывать индивидуально-ориентированные меры по снижению или устранению отклонений в психическом и личностном развитии обучающихся | |
Необходимые знания | Современные теории, направления и практика психокоррекционной работы |
Теория психологической коррекции | |
Методы и приемы индивидуальной психокоррекции | |
Этапы групповой динамики, методы, приемы проведения групповой психокоррекционной работы | |
Приемы и способы повышения личностной активности в процессе психокоррекции | |
Методы и способы определения и контроля результативности психокоррекции | |
Стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи | |
Методы и приемы наблюдения за психическим и физическим развитием обучающихся | |
Формы и признаки отклоняющегося поведения у подростков, способы и методы коррекции этих форм поведения | |
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей | |
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка | |
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности | |
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования | |
Другие характеристики | - |
3.2.5. Трудовая функция
Наименование | Психологическая диагностика особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, по запросу органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних | Код | B/05.7 | Уровень (подуровень) квалификации | 7 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Психологическая диагностика с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы |
Скрининговые обследования с целью мониторинга психического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления | |
Составление психолого-педагогических заключений по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления | |
Определение степени нарушений в психическом и личностном развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления | |
Изучение интересов, склонностей, способностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления | |
Осуществление с целью профориентации комплекса диагностических мероприятий по изучению мотивации, личностных, характерологических особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления | |
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) | |
Необходимые умения | Подбирать диагностический инструментарий, адекватный целям исследования и возможностям конкретного обучающегося |
Проводить диагностическое обследование обучающихся с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов | |
Проводить диагностическую работу по выявлению уровня готовности или адаптации к новым образовательным условиям | |
Осуществлять диагностическую работу по выявлению особенностей и причин дезадаптации обучающихся с целью определения направлений оказания психолого-педагогической помощи | |
Осуществлять социально-психологическую диагностику особенностей и уровня группового развития формальных и неформальных ученических коллективов, диагностику социально-психологического климата в коллективе | |
Выявлять психологические причины и способствовать устранению нарушений межличностных отношений, обучающихся с учителями, сверстниками, родителями (законными представителями) | |
Диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления | |
Проводить мониторинг личностных и метапредметных образовательных результатов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования у лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления | |
Необходимые знания | Теория, методология психодиагностики, классификация психодиагностических методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требования |
Стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические задачи | |
Методы сбора, первичной обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики | |
Методы математической обработки результатов психологической диагностики | |
Способы интерпретации и представления результатов психодиагностического обследования | |
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей | |
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка | |
Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности | |
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования | |
Другие характеристики | - |
IV. Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
ГБОУ ВПО города Москвы "Московский городской психолого-педагогический университет", город Москва | |
Ректор | Рубцов Виталий Владимирович |
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1. | ГБОУ "Самарский региональный социопсихологический центр", город Самара |
2. | ГОУ "Уральский государственный педагогический университет", город Екатеринбург |
3. | ГОУ ВПО "Башкирский государственный педагогический университет", город Уфа, Республика Башкортостан |
4. | Общероссийская общественная организация "Федерация психологов образования России", город Москва |
5. | ФГБОУ "Волгоградский государственный социально-педагогический университет", город Волгоград |
6. | ФГОУ ВПО "Южный федеральный университет", город Ростов-на-Дону |
<1> Общероссийский классификатор занятий.
<2>Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
<3>Статья 65 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 27, ст. 2878; 2008, № 30, ст. 3616; 2011, № 49, ст. 7031; 2013, № 48, ст. 6165, № 52, ст. 6986).
<4> Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
<5> Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
<6> Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
© Материал из Справочной системы «Образование»
https://1obraz.ru
Дата копирования: 25.03.2021
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональный стандарт педагога - психолога.
Профессиональный стандарт для педагогов - психологов в соответствии с ФГОС....
«Должностная инструкция педагога-психолога в процессе внедрения профессионального стандарта педагога-психолога»
Методическая разработка предназначена для педагогов-психологов ДОУ. Разработана в соответствии с профессиональным стандартом педагога-психолога....
Видеотрансляция работы конференции «Этапы и результаты апробации профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».
Видеотрансляция работы конференции «Этапы и результаты апробации профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»....
Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"
27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»...
План-график мероприятий («дорожная карта») по внедрению профессионального стандарта педагога-психолога
Примерная разработка по внедрению профессионального стандарта педагога-психологп....