проект по финансовой грамотности для дошкольников
проект (подготовительная группа)
"Финансовая азбука для дошколенка"- ПРОЕКТ СПОСОБСТВУЮЩИЙ РАСШИРЕНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ О МИРЕ ФИНАНСОВ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_finansovaya_azbuka_dlya_doshkolnikov.docx | 28.24 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
познавательно-речевого развития воспитанников № 25 «Солнышко»
села Покойного Буденновского района»
Проект
«Финансовая азбука для дошкольников»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Воспитатель :
Багринцева Татьяна Николаевна
2021 г
Паспорт проекта
Руководители проекта: Багринцева Татьяна Николаевна
Разработчики проекта:
Исполнители проекта:
Тип проекта: информационно-познавательный
Срок реализации проекта: Март- Май 2021 г
База реализации проекта: МДОУ ДС№ 25 «Солнышко» с. Покойное
Аннотация проекта
Проект по экономическому воспитанию «Финансовая грамотность» разработан в рамках тематической недели «Дом. Семья» комплексно-тематического планирования образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.
Введение
Проект по экономическому воспитанию «Финансовая азбука для дошкольников» включает следующую информацию:
• актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость,
• цели и задачи образовательной деятельности с детьми в рамках предложенного проекта,
• сроки и этапы реализации проекта,
• управление и обеспечение проекта,
• ожидаемые результаты после реализации проектных мероприятий и показатели эффективности проекта,
• планируемые мероприятия в рамках проекта,
Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.
Актуальность проекта:
В современном мире ребенок встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр. Дети стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком. Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.
Обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
Введение элементов экономического воспитания в образовательную деятельность с дошкольниками - это не дань моде, а, прежде всего, необходимость ещё в детстве дать детям представление о рыночной экономике и её закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей.
Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.
Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.
Постановка проблемы
Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена, коррупция в соответствии с их возрастными особенностями.
Основные идеи проекта:
1. Человек в современном мире не может сам производить всё, что ему нужно для жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров.
2. Обмен товарами – путь удовлетворения экономических потребностей.
3. Деньги – универсальное и удобное средство обмена.
4. Заработная плата – цена работы по производству товаров.
5. Цена – количество денег, которые люди платят за товар.
6. Рынок – обмен товарами продавцами и покупателями.
7. Семейный бюджет – деньги, которые семья может тратить на свои нужды по своему усмотрению.
8.Коррупция в жизни человека.
Цель проекта:
Заложить основы экономического образа мышления у ребёнка – дошкольника.
Задачи:
- Формировать основы экономической культуры у детей-дошкольников.
- Активизировать познавательную деятельность, развивающую основы экономики, посредством разнообразных видов детской деятельности.
- Совершенствовать коммуникативные качества детей.
- Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
- Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций экономических отношений посредством игровых действий.
- Укреплять взаимоотношения в детском коллективе (взаимопомощь, взаимовыручка, дружеские отношения и пр.).
- Расширять познания в сфере финансовой грамотности и ответственности.
Участники проекта:
• дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
• воспитатели группы,
• родители.
Сроки реализации проекта: в течение 3 месяцев.
Этапы проекта:
1 этап – Организационный:
• Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.
• Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Финансовая азбука для дошкольников».
• Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
• Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
2 этап - Практический: Реализация проектных мероприятий.
3 этап - Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры «Путешествие по стране Экономике»
Управление и обеспечение проекта
Проектные мероприятия реализуются в групповом помещении детского сада и посредством «познавательных маршрутов».
Реализация проектных мероприятий в детском саду организуется по интегрированному принципу в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. А также создание условий для организации самостоятельной деятельности детей в рамках проекта.
Формы работы
• беседа, обсуждение, дискуссия,
• просмотр слайд-презентации, мультфильма,
• чтение художественной литературы,
• игровые ситуации,
• решение проблемных ситуаций,
• рассматривание картин,
• сюжетно-ролевая игра,
• продуктивная деятельность,
• экскурсия,
• «познавательные маршруты».
Ресурсное обеспечение:
1. Компьютерное оборудование
2. Денежные знаки современные, других стран, недавнего прошлого и пр.
3. Художественная литература: Романов А. «Чудеса в кошельке», К. И. Чуковский «Муха цокотуха»
4. Мультфильмы С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама».
5. Сюжетные картины «В магазине», «На рынке»
6. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин»
7. Материалы к изобразительной деятельности
Объем и содержание работ
Направление деятельности | Содержание деятельности | Сроки реализации | Исполнители и соисполнители |
Подготовительный этап | |||
Работа с детьми
| Проведение исследования уровня финансовых знаний и умений | Март 2021 г | Воспитатели |
Работа с родителями | Проведение опроса осведомленности о методах развития финансовых знаний и умений, о готовности родителей заниматься с детьми | Март 2021 г | Воспитатели, родительский комитет. |
Работа с педагогами МБДОУ | Выступление на методическом семинаре | Май 2021 г | Педагог , методист |
Практический этап | |||
Работа с детьми | Деловая игра для родителей и детей «Азбука финансов» | март | Педагог |
Занятие с детьми «Путешествие в страну Экономград» | март | Педагог | |
Развивающее занятие с детьми «Семейный бюджет и расходы семьи» | апрель | Педагог | |
Игровое занятие для детей «Поиск сокровищ пирата Финансиста» | апрель | Педагог | |
Викторина по экономическому воспитанию «Путешествие в денежную страну» | май | Педагог | |
Работа с родителями | Методический семинар «Основы финансовой грамотности в семье» | март | Педагог, ст.воспитатель |
Стендовые консультации для родителей по теме проекта | В течение всего времени реализации проекта | педагоги | |
Обобщение опыта работы в семье и ДОУ по развитию финансовой грамотности детей | май | педагоги | |
Работа с педагогами МБДОУ | Выступление на методических семинарах | В течение всего времени реализации проекта | педагоги |
Заключительный этап | |||
Работа с детьми | Проведение исследования уровня финансовых знаний и умений выявление динамики и полученных результатов | Май 2021 | педагоги |
Работа с родителями | Собрание с родителями | Май 2021 | педагоги |
Работа с педагогами МБДОУ | Выступление на методическом совете, подготовка и представление доклада на конференцию | Апрель-май 2021 | педагоги |
Предполагаемые результаты
По завершению проектных мероприятий дети могут:
1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
3. Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.
4. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
5. Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей
6. Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
7. Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.
Критерии и показатели эффективности проекта
Показателями эффективности реализации проекта являются следующие критерии:
1. Дети используют в сюжетно-ролевых играх понятия деньги, цена, товар.
2. Бережно относятся к своим вещам, игрушкам, книгам.
3. При коммуникативном общении со сверстниками и взрослыми рассказывают, обсуждают ситуации, когда вследствие экономии денежных средств семейного бюджета были сделаны более важные приобретения, в том числе организован семейный отдых.
4. В беседе дают оценку товару, представленному в рекламных роликах.
Формы представления результатов
1. Выступление на заседаниях методического совета МДОУ.
2. Публикация результатов проекта.
3. Применение в практике педагогической деятельности.
Список литературы
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/
2. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А.Блохина, О.В.Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.
3. Гладкова О.А., Коломийченко Л.В. Актуальность проблемы повышения экономической грамотности детей старшего дошкольного возраста // Пермский педагогический журнал. 2018. №9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по финансовой грамотности для дошкольников 6-7 лет
Актуальность: Для чего нужны деньги? Откуда они появились? Эти и многие вопросы на эту тему волнуют каждого ребенка. В данном проекте мы постараемся разобраться, как появились денежные отношения и так...
"Из опыта работы творческой группы проекта по финансовой грамотности старших дошкольников "Экономыч" с использованием современных ИКТ – технологий"
В статье представлен отчет из опыта работы педагогов проекта "Экономыч" по финансовой грамотности старших дошкольников с использованием ИКТ - технологий. Педагоги смогут узнать, как можно пр...
Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»
Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...
Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».
Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности"....
проект о финансовой грамотности для дошкольников средней группы по ФГОС
ПРОЕКТ О ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ...
Проект по финансовой грамотности старшего дошкольника Тема: «Азбука юного финансиста»
Цель: сформировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста....
ПРОЕКТ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ "ЮНЫЙ ФИНАНСИСТ"
Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников; совершенствование коммуникативных качеств детей; развитие основ финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов ...