Путешествие по Тульскому краю
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: Формирование у дошкольников знаний о родном городе, народных промыслах Тулы и тульской области. Воспитание уважения к труду народных мастеров. Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного процесса «Путешествие по Тульскому краю». Создать условия для развития интереса к народному творчеству, культуре и традициям.
Задачи: Формирование у детей знаний о родном городе, народных промыслах Тулы и тульской области; Воспитание чувства радости за наш народ, богатый обычаями, трудолюбием, умением работать и веселиться от души; Воспитание умения использовать в практике речевого общения с взрослыми и сверстниками элементов объяснительной речи и поддерживать коллективное общение; Развитие творческих способностей и фантазии детей, чувства цвета, умения создавать композицию; Сплочение детского коллектива через совместное творчество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_tulskomu_krayu.docx | 39.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственно образовательная деятельность
по теме: «Путешествие по Тульскому краю».
Цель: Формирование у дошкольников знаний о родном городе, народных промыслах Тулы и тульской области. Воспитание уважения к труду народных мастеров. Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного процесса «Путешествие по Тульскому краю». Создать условия для развития интереса к народному творчеству, культуре и традициям.
Задачи: Формирование у детей знаний о родном городе, народных промыслах Тулы и тульской области; Воспитание чувства радости за наш народ, богатый обычаями, трудолюбием, умением работать и веселиться от души; Воспитание умения использовать в практике речевого общения с взрослыми и сверстниками элементов объяснительной речи и поддерживать коллективное общение; Развитие творческих способностей и фантазии детей, чувства цвета, умения создавать композицию; Сплочение детского коллектива через совместное творчество.
Актуальность проблемы: В настоящее время предлагается много путей и способов воспитания у детей любви к родному городу, но нельзя забывать, что патриотизм формируется у каждого ребенка индивидуально, он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. Вот почему задача воспитателей и родителей сделать так, чтобы эти переживания были яркими и незабываемыми. Расширение кругозора детей – одна из задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, познавательную активность, творческие способности, а также развивает доброе, заботливое отношение к миру.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организация начала занятия
(Стоя)
Воспитатель:
Здравствуйте, ребятишки!
Девчонки и мальчишки!
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Занятие наше необычное,
Даже очень символичное.
Ребята вы любите путешествовать?
Дети: Да!
Воспитатель: Назовите пожалуйста время года. (слайд1)
Дети: Осень.
Воспитатель: Часть суток. (слайд2)
Дети: Утро.
Воспитатель: День недели, если он……..
Дети: ………..
Воспитатель: Посмотрите, какое доброе, ласковое солнышко заглянуло к нам в окошко, как оно тепло нам улыбается. (слайд 3). Давайте и мы с вами улыбнемся друг другу. А чтобы настроение стало еще лучше я предлагаю Вам сегодня по путешествовать по нашему Тульскому краю. Путешествие наше не простое, а волшебное. Мы с вами узнаем очень много интересного о нашем городе и Тульском крае. Для начала давайте с вами поздороваемся, но не как всегда, а по необычному. Хотите, научу! Если я хлопну один раз нужно поздороваться друг с другом ладошками, если два раза – пальчиками, три раза – поклониться друг другу. Правило: каждое действие вы должны выполнять с новым партнёром. Раз, два, три, начало игры!
(выполняют задание)
Воспитатель: Что бы отправиться в путешествие надо набраться сил, а для этого надо преодолеть препятствия, которые находятся у нас на пути.
(звучит музыка «Богатырская наша сила», дети выполняют задание.)
Ой, осторожно тропинка очень узкая. Идём аккуратно, спокойно. Вдруг появились лужи. Обходим лужи…. Одна… вторая…третья… Что это? Мостик – такой крутой, идём только по одному. Осторожно…. А теперь через тропинку упало дерево, Да какое огромное! Ветки во все стороны!… Перелезаем через упавшее дерево…. Ух! Наконец – то пришли. Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам стать юными краеведами. Краеведы – это люди, которые изучают историю родного края. Хотите побыть краеведами?.
Дети: Да.
Воспитатель: Я буду экскурсоводом. Экскурсовод, это специально обученный человек, хорошо знающий историю, культуру и географию. Теперь мы можем отправляться в наше с вами путешествие. И начнем мы его….. Ну ка, отгадайте загадку.
Древнерусский город-
До сих пор он молод.
Оружейный там завод,
И молва давно идет
О пряниках печатных
И самоварах знатных.
Воспитатель: Что это за город?
Дети: Тула (слайд 4)
Воспитатель: правильно, это город Тула. Тула является столицей нашего Тульского края.
Воспитатель:
Стоит на свете Тула городок.
Стоит не слишком низок невысок.
Но только тот, кто в Туле не бывал.
Тот матушки России не видал!
Воспитатель: Правильно. Город Тула возник, как крепость русского государства. Когда-то вблизи Тулы проходил торговый путь, главная дорога с юга на Москву. Долгое время Тула была первым русским городом на пути кочевников и защищала южные границы государства. В XVI веке была построена крепость – Тульский кремль. Все население размещалось на территории кремля. Это и был весь город. (слайд 5)
Воспитатель: А, как называют город Тулу???????????
Дети: Тула-мастеровая, Тула-щит России, Тула-город герой
Воспитатель: Какие пословицы и поговорки вы знаете о Тулу?
Дети: Ребенку дорог пряник, а старцу – покой; Тарас есть пряники горазд, а Филат и каше рад; Хлеба не станет – будем пряники есть; Без работы пряников не купишь; «Делай так, как туляк!»; «Дай туляку железо, он из него сотворит чудо»; «Туляки - стальные души»; «Тула - столица русских мастеров», «Туляки блоху подковали и на цепь посадили»; «Туляки тем хороши, что все родом от Левши», «Прицелишься ловко – не подведет тульская винтовка», «Туляк в гости приглашает - самоваром привечает»; «В Тулу со своим самоваром не ездят»; «Для друзей у Тулы - пряник, для врагов у Тулы меч», «Пекут всем на удивленье пряник тульский загляденье»; «Когда в Тулу приезжают, гостей пряником встречают»; «Тульский край - пряничный рай». «Гармонь-отрада гостю рада»; «Под гармонику поем, да друзей к себе зовем»; «Гармонь наша хороша, славна, как русская душа»; «Коль баян, друзья, поет в миг душа у всех замрет».
Воспитатель: А, чем знаменит город Тула?
Дети: пряниками, самоварами, оружием, гармошками.
Воспитатель: Почему называют Тулу мастеровой?
Дети: потому что, здесь много мастеров. Здесь производят пряники, гармошки, самовары, оружие и др.
Воспитатель: Правильно. Давайте поговорим с вами немного об этих изделиях.
Отгадайте загадку
И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит,
Он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает,
Кипяточек разливает.
Дети: Самовар (слайд 6)
Воспитатель: В 1778 году купец Назар Лисицын первым в Туле зарегистрировал самоварную фабрику и заложил основу для будущего семейного дела Лисицыных. Лицисыны выпускаются самовары самых разнообразных форм и отделок: бочонки, вазы, с чеканкой, с гравировкой, богато декорируются краны и изящные ручки. Самовары изготавливали из красной, зеленой, желтой меди, томпака, мельхиора, серебра, иногда медь золотили (как подарочные), но основу во все времена составляла зеленая медь – латунь.(слайд 7). В 1990 году в Туле на улице Менделеевская у стен Кремля был открыт музей «Тульские самовары» (слайд 8)
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру «Чего не хватает?». Я вам буду показывать картинки самоваров, а вы будите говорить чего у них не хватает. (слайд 9)
Воспитатель: Молодцы справились с заданием. А вот еще загадка.
Очень ароматные,
Сладкие и мятные.
Сверху мы в глазурном глянце,
Словно в радостном румянце.
Дети: Пряники (слайд 10)
Воспитатель: Известно, что в давние времена тульские мастера изготавливали жамки - маленькие пряники округлой формы без какого-либо оформления. Для придания особых вкусовых качеств в тесто жамок добавляли орехи, мед, мяту. Чтобы как-то выделиться туляки стали изготавливать печатные пряники. Печатные пряники - это классические тульские пряники. Это пряники круглой, овальной или прямоугольной формы, на которые нанесен какой-нибудь затейливый художественный узор и текст. Печатные пряники изготавливались с помощью специальных деревянных форм. (слайд 11) Эти формы создавались из дощечек на которых вырезался узор в зеркальном отражении. Благодаря таким формам пряники получали уникальное оформление, в котором находили отражение тульские достопримечательности, праздничные или событийные зарисовки, поздравления и прочие элементы культуры. У каждого кулинара были свои формы для создания пряников, а пряничных мастеров в то время было много, поэтому и различных пряников было огромное множество. Почти каждый пряник был индивидуален и не похож на изделие конкурента. Но одного оригинального оформления и уникального стиля было бы недостаточно для завоевания любви во всем мире, тульские пряники еще и славились удивительным вкусом. В то время можно было найти заварные, медовые, горчичные, сливочные, фруктовые, мятные и другие пряники. У каждого хозяина пряничного заведения был свой секрет изготовления пряников. Рецепты мастера хранили в строжайшей тайне, кулинарных книг не заводили, чтобы нельзя было узнать дозировку ингредиентов. В настоящее время выпускаются варианты на любой вкус от простых незамысловатых до большие сувенирных экземпляров, украшенных рисунком, узорами и надписями. (слайд 12) В центре Тулы установлен памятник прянику на площади Ленина напротив Дворца бракосочетания. Памятник прянику сделан из бронзы, весит более тонны и в диаметре составляет более 2 метров. (слайд 13). В Туле с 1996 года действует, музей пряников, где можно встретить самые оригинальные варианты тульского десерта. (слайд 14)
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру. «Собери пряник» - надо из разрезанных картинок собрать целый пряник.
Воспитатель: Молодцы и с этим заданием справились. Вот вам еще одна загадка.
Дети: Гармошка (слайд 15)
Воспитатель: Тула – Родина первой хроматической гармони, которая стала прообразом современного баяна. Звучала гармонь и на свадьбах, и на вечерних гуляниях. Но многие гармонисты мечтали о таком инструменте, на котором можно было бы играть не только простые, но и исполнять сложные музыкальные произведения. Вот такую гармонь и придумал наш земляк Николай Иванович Белобородов. Изготовил её лучший мастер Леонтий Чулков. Назвали её баяном, в честь легендарного певца – сказителя Киевской Руси – Баяна. Тульские баяны звучали и звучат во многих странах мира. (слайд 16)
Я купил себе гармонь
У неё меха огонь!
Заиграю там и тут
Вмиг улыбки расцветут!
Собирайся в круг народ
Под рукой гармонь поет!
В Туле нет музея гармошке, но зато есть музей человеку который ее придумал, Николаю Ивановичу Белобородову (слайд 17).
Воспитатель: Под гармошку любят петь частушки, и я вам предлагаю спеть частушки.
Дети:
Под гармонь, друзья, пляшите,
Песнь о Туле заводите.
Эх, Тула, Тула – я,
Тула – родина моя!
Наши деды и отцы
Были чудо-кузнецы.
Слава шла во все концы –
Вот какие молодцы!
Сложа руки не сидели –
Подковать блоху сумели,
Удивили целый свет.
Лучше нашей Тулы нет!
Самовар наш тульский медный –
Украшение стола,
Тульский трек велосипедный
Знает вся наша страна.
Всякий знает тульский пряник,
Наших примусов огонь,
Самовар и медный чайник,
И весёлую гармонь. (слова Вячеслава Горчакова)
Воспитатель: Вот и повеселились! Скажите, а почему Тулу называют щитом России?
Дети: Потому что Тула всегда защищала Москву от нападения врагов. Она стояла на пути к Москве и не пропускала врага к Москве. В Туле построен оружейный завод, где производят оружие для защиты от врагов.
Воспитатель: В далеком 1712 году по указу царя Петра I (слайд 18) в Туле был построен первый в России оружейный завод. (слайд 19) О мастерстве тульских оружейников, их умении защищать себя и свою землю от злого врага сохранились легенды и написаны песни. Давайте ребята вспомним гимн города «Тульская оборонная».
Дети: исполняют гимн на слова Гурьяна В., музыку Новикова А.
Воспитатель: В Туле производили оружие всегда только для защиты и никогда для нападения. В Туле есть музей оружия. (слайд 20) Его история начинается в 1724 году, когда по указу Петра I пушки, выпущенные на знаменитом теперь Тульском оружейном заводе, стали отдавать на хранение. Через полвека на базе собранной коллекции была основана Палата редкого и образцового оружия. В 1873 году под нее выделили отдельное помещение. Для публики музей открыли лишь в 1924 году. На время Великой Отечественной войны коллекцию вывезли на Урал. Она вернулась на родину на прежнее место — территорию завода — в декабре 1945 года. С этого момента начинается новый этап в развитии Тульского музея оружия. Количество посетителей росло год от года, и музей уже не мог размещаться в стенах оборонного предприятия. В 1959-м было принято решение «переселить» коллекцию в здание неподалеку от кремля, однако оно не было приспособлено под музейные нужды, и в 1985-м состоялся очередной переезд. На этот раз было выбрано реконструированное здание бывшего Богоявленского собора на территории кремля, переданное заводу еще в 1979 году. В 1996-м в связи с нехваткой экспозиционных площадей зашла речь о строительстве дополнительного здания. В 2012 году состоялось его торжественное открытие, и именно это шестиэтажное здание прежде всего ассоциируется с Музеем оружия в Туле. Его верхняя часть оригинально оформлена в виде богатырского шлема — идеальный «открыточный» облик.
Воспитатель: Вот мы с вами по путешествовали по городу Туле, а сейчас я вас приглашаю еще в один город. Посмотрите на экран (Слайд 21). Узнали, что это за город?
Дети: наш
Воспитатель: А, как он называется?
Дети: Донской
Воспитатель: А, люди живущие в нем?
Дети: Дончане.
Воспитатель: Город ДОНСКОЙ расположен в Тульской области в верховьях реки Дон. В писцовых книгах 1571—1572 упоминается «починок Ходырев на усть речки Бобрика». Речка (правый приток Дона) получила название по наименованию животного бобр, обитавшего в прошлом на реках Центральной России. По ней уже были названы: приустьевая возвышенность Бобрик-гора, соседнее село Боборики и вся окрестная местность как уезд Бобрики. Бобрик-гора принадлежала Екатерине II, по распоряжению которой в 1773—1776 гг. там была построена пышная усадьба для её внебрачного сына, получившего по землевладению фамилию Бобринский. В 1883 сооружены шахта и 2 штольни, вокруг которых сложился горняцкий посёлок, получивший по близости к реке Дон название Донской. В 1929 году посёлок при Бобриковском руднике отнесен к категории рабочих посёлков с присвоением ему наименования Донской. 19 сентября 1939 года рабочий посёлок Донской получил статус города. В середине ноября 1941 г. донская земля стала ареной жестоких боев. С 18 по 26 ноября 1941 года натиск превосходящих сил немцев в районе г.Донского сдерживала 329-я стрелковая дивизия под командованием полковника Г.О. Мартиросяна. После отступления 329-ой дивизии Донской оказался в руках немцев. 13 декабря 1941 г. частями 328-ой и 330-ой стрелковых дивизий Донской был освобождён. Сразу же после изгнания оккупантов начались восстановительные работы. В рядах защитников Отечества стойко и мужественно сражалось 12 628 дончан, 3 826 человек пали смертью храбрых. За отвагу и воинскую доблесть 8 600 человек награждены орденами и медалями. Среди них шесть Героев Советского Союза.
Вот какой славный у нас город.
Воспитатель: А вы знаете стихи о нашем городе?
Дети: читают стихи
Воспитатель. В нашей городе живут мужественные и честные люди, которые относятся друг к другу по-доброму. Радуются мирному небу, яркому солнцу. Еще очень любят играть. Я предлагаю встать в круг и поиграть в игру «Ваня».
Игра «Ваня».
(Дети стоят в кругу, в центре Ваня. Хоровод идет в одну сторону, Ваня идет в другую)
Ходит Ваня, ходит Ваня,
посреди кружочка, посреди кружочка.
Ищет Ваня, ищет Ваня для себя дружочка, для себя дружочка.
(Ваня имитирует поиск, дети, стоя на месте, показывают рукой на него)
Нашел Ваня, нашел Ваня для себя дружочка, для себя дружочка
(приглашает кого-нибудь к себе в круг)
(дети хлопают, Ваня и выбранный ребенок выполняют танцевальное движение).
Воспитатель: Давайте сложим из букв название нашего города и скажем из каких букв и звуков состоит название нашего города.
Дети: складывают слово
Д-согласный, твердый, звонкий
О-гласный, безударный
Н-согласный, твердый, глухой
С- согласный, твердый, глухой
К- согласный, твердый, глухой
О-гласный, ударный
Й-звонкий, согласный, мягкий
Воспитатель: Молодцы! Продолжаем путешествовать, и я вас приглашаю посетить одну волшебную деревеньку. (Слайд 22)
Есть под Тулой деревенька,
Филимоново зовут.
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут.
И добро там не простое,
И не злато, серебро.
Филимоновской игрушкой
Называется оно.
Сильно вытянуты шеи
И корова, как жираф,
И медведь, что Змей Горыныч,
Только это просто так.
Чтобы звери, птицы, кони,
Барышни, солдаты,
И коровы, и медведи
Нравились ребятам.
Чтоб добром и красотою сердце согревало
И чтоб сказка никогда нас не покидала.
(Стихотворение с сайтаhttp://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/5/3971/3971217_np_stixi.pdf )
Воспитатель: Угадали, что же это за волшебная деревня.
Дети: Филимоново.
Воспитатель: А, чем же прославилась эта деревушка.
Дети: Игрушкой
Воспитатель: Предание гласит, что "глиняное дело" начал тут горшечник Филимон, прибыл он в здешние края по желанию жены князя Воротынского - Анастасии, а было это во времена Ивана Грозного. Тощие, недостаточные для развития земледелия почвы давали плохой урожай, и развитие побочного промысла было необходимо. Богатые залежи хорошей глины послужили основой возникновения в Филимонове и соседних деревнях гончарного ремесла. На игрушки шла глина особого сорта - "синика", запасы ее находились лишь вокруг Филимонова.
Воспитатель:
Я привык с малолетства к труду,
Проявляя упорство, отвагу.
И к стихам своим долго иду
Из глубин светлых чувств на бумагу.
С тайной живописи я в ладу.
Вдохновенье рождается в звуках.
На холсты краски жизни кладу,
И блуждает душа моя в муках.
Яркость древних ремесел люблю.
Я народной игрушкой взволнован.
Моих пращуров дух я леплю,
Светлой сказкой навек околдован.
Филимоновская деревушка
Синий лес, холмы, косогор
Лепят там из глины игрушку
И расписывают до сих пор.
Да, из красной обычной глины
Появляются вдруг на свет
Зайцы, коники, павлины
И солдатиков войско цвет.( Николай Васильевич Денисов)
Я предлагаю вам разукрасить игрушку.
Дети: раскрашивают глиняные игрушки
Воспитатель: Ну что ж, ребята, вы отличные краеведы. Мы собрали много нужной информации и теперь вы смело можете рассказывать об этом своим знакомым, друзьям об истории нашего родного края. Пройдут годы, вы станете взрослыми и где бы вы не были в ваших сердцах всегда будут жить воспоминания о нашем городе, нашем крае. Ведь в нем вы родились, росли, нашли друзей, научились многому хорошему.
Игра «Мечты сбываются»
Воспитатель предлагает детям взять в руки заранее подготовленные воздушные шарики и от всего сердца, держа шарик в руке помечтать о том, что он сделает для своего города, когда вырастет и станет большим.
Дети мечтают вслух.
Воспитатель: Я верю, что ваши мечты сбудутся, что вы всегда будете любить свой город, свой край и внесете немалый вклад в его процветание. На этом наше путешествие и закончилось, и я предлагаю вам связать все шарики вместе и выпустить их на прогулке вместе со своими мечтами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект беседы на тему: «Тульский край накануне и в период Великой Отечественной войны».
Конспект беседы о события развивающихся во время ВОВ в Тульской области....
Конспект беседы на тему: «Тульский край накануне и в период Великой Отечественной войны».
Конспект беседы о события развивающихся во время ВОВ в Тульской области....
Конспект занятия по разделу "Экологическое воспитание детей" по теме: "Лекарственные растения Тульского края"
Конспект занятия по разделу "Экологическое воспитание детей" по теме: "Лекарственные растения тульского края" с использованием регионального компонентаСтаршая группа...
Новгородский А. Е. "Филимоновская любота". Народный фольклор Тульского края.
Стихотворение Новгородского Александра Евгеньевича о филимоновской игрушке (Тульская область) "Филимоновская любота". Пословицы и поговорки Тульского края....
Содержание образовательной деятельности по ознакомлению детей с Тульским краем.
Цели, задачи, формы работы с детьми, перспективное планирование работы по ознакомлению с Тульским краем...
прект для подготовительной группы "Люби и знай свой Тульский край"
Проект направлен на привлечение дошкольников к изучению родного края. Актуальность настоящего проекта определяется стремлением расширить познания дошкольников об истории родного края, его культуре, тр...
Моя Родина Россия, край родной мой – Тульский край. Итоговое занятие в подготовительной группе.
Воспитывать у детей любовь к Отчизне, развивать чувство гордости за достижения туляков в истории Российского государства....