Статья "Особенности преодоления сопротивления персонала в дошкольных организациях инновационными изменениями"
статья
Целью научной статьи является выработка конкретного перечня рекомендаций руководству и персоналу дошкольных организаций, направленных на преодоление сопротивления изменениям. Задачи исследования: выявить причины сопротивления инновационным изменениям, определить особенности сопротивления именно в дошкольных организациях, предложить пути решения проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности преодоления сопротивления персонала в дошкольных организациях инновационным изменениям
Features of overcoming the resistance of staff in preschool organizations to innovative changes
Юлия Лебедюк
Julia Lebeduk
Аннотация. Целью научной статьи является выработка конкретного перечня рекомендаций руководству и персоналу дошкольных организаций, направленных на преодоление сопротивления изменениям. Задачи исследования: выявить причины сопротивления инновационным изменениям, определить особенности сопротивления именно в дошкольных организациях, предложить пути решения проблемы.
Annotation. The purpose of the scientific article is to develop a specific list of recommendations to the staff of preschool organizations aimed at overcoming resistance to change. Objectives of the study: to identify the causes of resistance to innovative changes, to determine the characteristics of resistance in preschool organizations, to propose ways to solve the problem.
«Движение это жизнь!» – емкая фраза древнегреческого философа Аристотеля как нельзя лучше отражает сущность и значение инноваций, инновационных изменений. Благодаря изменениям возможно качественное улучшение любых процессов, а, следовательно, и результатов, в том числе в образовательной сфере. Внедрение инноваций в сфере образования является конкурентным преимуществом государства.
Прежде всего, обратимся к понятию «инновация». В результате изучения обширной научной литературы, мы выявили, что существует множество трактовок данного понятия, и различаются они в зависимости от того, о какой сфере применения инноваций идет речь. В общем виде трактовка термина приводится в Большой российской энциклопедии: инновация (лат. innovatio – обновление, новшество, нововведение) – конечный результат научно-технического или иного творчества, приводящего к существенному изменению жизнедеятельности человека, общества, природы [1].
Близким является понятие «инновационная деятельность». Применительно к образовательной сфере интересным представляется определение Е.В. Гончаровой и И.С. Телегиной: инновационная деятельность – это комплекс мер и технологий по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования [2, с.104].
Таким образом, внедрение инноваций является совершенно необходимым процессом, который способствует развитию любой системы. Как правило, инициатором инновационных изменений является руководство учреждения, организации, государства.
Несмотря на все положительные стороны инноваций, зачастую инновационные изменения встречают сопротивление коллектива, что отражает естественные свойства психики человека, его защитную реакцию от нового и неизвестного. В научной психологической литературе неоднократно подчеркивается: психика человека устроена таким образом, что он предпочитает ожидаемый, предсказуемый результат, и не изменения, которые приведут к неизвестным результатам.
Среди основных причин, которые вызывают сопротивление коллектива в любой сфере деятельности учреждения или организации инновационным изменениям: недоверие к нововведениям, желание сохранить ценности, боязнь бесконтрольности ситуации, мнение коллектива, отсутствие личной заинтересованности [5].
Кроме того, среди возможных причин: отсутствие позитивного опыта инновационных изменений, отсутствие преемственности в изменениях, недостаток информации о предстоящих преобразованиях, нездоровый психологический климат в коллективе, недостаточно высокий уровень авторитета руководителя и ряд других.
Противодействие инновационному процессу со стороны сотрудников проявляется как явное сопротивление (открытый отказ от принятия нововведений) и неявное (скрытые действия сотрудников по снижению эффективности инновационного процесса) [3].
В различных сферах присутствуют свои особенности преодоления сопротивления персонала инновационным изменениям. Рассмотрим особенности в дошкольных организациях, которые мы выявили на основе изучения научной литературы.
Первая особенность заключается в том, что в сфере дошкольного образования достаточно сильными являются традиции, имеется ценный опыт педагогической работы с детьми, который апробирован, показал свою эффективность и систематизирован в научной педагогической литературе. В связи с этим внедрение инновационных изменений сопряжено с риском получение недостаточно качественного результата, поскольку не все инновации являются широко зарекомендовавшими себя в педагогической работе. Поэтому может присутствовать сопротивление педагогического коллектива, который стремится сохранить традиции, устоявшиеся подходы в воспитании и образовании детей дошкольного возраста.
Вторая особенность состоит в том, что объектом работы педагогического коллектива дошкольных учреждений являются дети, а по отношению к ним требуется особенно высокий уровень обеспечения их физической, нравственной, интеллектуальной безопасности. Стандарты обеспечения безопасности отражены в нормативно-правовых актах федерального уровня, образовательных программах, научной педагогической литературе. В связи с этим, важно, чтобы инновационные изменения были согласованы с обеспечением безопасности детей и высокого уровня образовательного процесса.
Третья особенность состоит в том, что большинство педагогических работников облают высшим профессиональным образованием, имеют представления о значении инновационных изменений, следовательно, могут быть готовы к внедрению инноваций, если инновации являются действительно ценными и внедряются постепенно, не разрушая накопленный опыт.
Приведем основные особенности преодоления сопротивления персонала в дошкольных организациях инновационным изменениям на рис. 1.
Рис. 1. Основные особенности преодоления сопротивления персонала в дошкольных организациях инновационным изменениям
В научной педагогической литературе выделяют следующие направления инновационной деятельности дошкольных образовательных учреждений: 1) развитие дошкольника; 2) личностно-профессиональное развитие педагогов и специалистов; 3) совершенствование управления дошкольной организацией [2, с.22].
В сфере дошкольного образования инновационные изменения могут быть как совершенно уникальными, нигде ранее не применявшимися, так и заимствованные из опыта работы других образовательных организаций. В любом случае такие изменения являются инновационными для каждой конкретной организации, поскольку становятся новой частью ее опыта. Например, если в дошкольной организации ранее не был создан «живой уголок» в рамках экологического воспитания детей, и он создается, а также применяются методы экологического моделирования, то это уже является инновационным изменением в рамках данной образовательной организации.
В научной литературе зачастую отмечается, что «инновационное развитие системы дошкольного образования так же, как и других ступеней, невозможно без информатизации учреждения» [4, с.143]. Действительно, это так, но также важным является и обучение персонала дошкольной организации правильно и эффективно пользоваться информационными технологиями.
На основе изученной литературы в сфере управления персоналом, психологии, педагогики можем сформулировать следующий конкретный перечень рекомендаций персоналу дошкольных организаций, направленных на преодоление сопротивления изменениям.
1. Прежде всего, руководство дошкольной организации должно произвести оценку состоятельности предлагаемых инновационных изменений: преобразования должны быть полезными, конструктивными, реально выполнимыми с учетом материальных, временных и иных ресурсов.
2. Персоналу дошкольной организации следует предоставить максимально полную информацию о планируемых изменениях: выгодах, который получит каждый воспитатель; предъявляемых к педагогу требованиях; показателях измерения инновационных изменений и так далее;
3. Руководству дошкольной организации следует обеспечить всестороннюю поддержку педагогического коллектива на всех этапах внедрения инновационных изменений: от планирования до оценки результатов;
4. Персонал дошкольной организации должен быть обеспечен необходимыми ресурсами для внедрения инноваций: например, при создании программы применения информационно-коммуникативных технологий организацией должны быть приобретены интерактивные доски, предоставлены воспитателям возможности для обучения работы с новыми устройствами, выделено время на изучение дополнительных материалов и так далее;
5. Внедрение инновационных изменений должно происходить постепенно, в соответствии с представленным коллективу планом.
Приведем кратко рекомендации персоналу дошкольных организаций, направленных на преодоление сопротивления изменениям, на рис. 2.
Рис. 2. Рекомендации персоналу дошкольных организаций, направленных на преодоление сопротивления изменениям
Таким образом, существуют определенные особенности преодоления сопротивления персонала в дошкольных организациях инновационным изменениям. Их учет и проведение планомерной, научно обоснованной работы руководства дошкольных организаций по внедрению инноваций будет способствовать повышению качества образовательного процесса.
Список литературы
1. Большая российская энциклопедия URL: https://bigenc.ru/economics/text/2012242 (дата обращения: 20.11.2018).
2. Гончарова Е.В., Телегина И.С. Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении: учебно-методическое пособие. – Нижневартовск: издательство государственного университета, 2013. – 126 с.
3. Дибров А.М. Сопротивление инновационному процессу и его преодоление на уровне организации // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – №2.
4. Кулачинская А.Ю. Управление инновациями в ДОУ // Молодой ученый. – 2014. – №12. – С.143-145.
5. Удальцова Н.Л. Сопротивление инновациям и методы его преодоления в компании // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2017. – №10(104).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Позитивные методы преодоления сопротивления "
Темой этой беседы - педагогическая ситуация, с которой время от времени сталкиваются все родители и педагоги - сопротивление сотрудничеству....
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ КОМПЛЕКСНОМ ПОДХОДЕ К ПРЕОДОЛЕНИЮ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В статье рассматривается современный комплексный подход к преодолению заикания, а также опыт инновационных технологий в коррекционной работе с детьми с заиканием....
«Организация и методика преодоления «сопротивлений воспитанию» в условиях современной школы»
Целевой установкой воспитательного процесса выступает следующее: каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития детей, не только развития и...
Организация инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации
В статье рассматриваются организация инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации. Раскрыт пер-спективный план МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приори-тетным осу...
Модель взаимодействия персонала ДОО в организации туристских прогулок
Методические рекомендации для педагогов по планированию туристических походов в ДОО в соответсвии с ФГОС ДО...
Методическая разработка по оптимальным кадровым технологиям для организации и развития персонала дошкольной организации
Приоритетными направлениями для развития деятельности ДОУ являются: повышение качества дошкольного образования. Ниже приведена подборка эффективных технологий по профессиональному развитию персонала д...
Статья "Особенности преодоления сопротивления персонала в дошкольных организациях инновационными изменениями"
Целью научной статьи является выработка конкретного перечня рекомендаций руководству и персоналу дошкольных организаций, направленных на преодоление сопротивления изменениям. Задачи исследования: выяв...