Проектно-тематическое планирование в старшей группе " Народные промыслы России"
учебно-методическое пособие (старшая группа)
Мы живем в такое трудное время, когда нарушены естественные связи людей с их корнями, историей, поэтому активизация работы с детьми в этом направлении имеет огромное значение. Только подлинная культура с ее традициями, народным духом может противостоять всему тому, что в изобилие преподносится сейчас различными средствами массовой информации. Сегодня образование – это не только приобретение воспитанниками знаний, умений, навыков, сколько упорядоченный способ присвоения социально-культурных ценностей. Тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом. Если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Знание национальной культуры – это не просто получение новой информации, это эффективное воспитание и развитие личностных качеств, формирование определенного мировоззрения, гордости за свой народ, за свою Родину, уважительное отношение к семье. К культурному наследию своих предков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_promysly.docx | 69.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектно-тематическое планирование в старшей группе ГБДОУ №:60 Приморского района г. С-Петербурга тема « Народные промыслы России»
составила воспитатель: Корсакова Е.Н. Тип проекта: познавательно – творческий. По количеству участников: групповой. По контингенту участников: смешанный (дети, родители, педагоги). По продолжительности: среднесрочный 3-4 недели
Актуальность проекта: Мы живем в такое трудное время, когда нарушены естественные связи людей с их корнями, историей, поэтому активизация работы с детьми в этом направлении имеет огромное значение. Только подлинная культура с ее традициями, народным духом может противостоять всему тому, что в изобилие преподносится сейчас различными средствами массовой информации. Сегодня образование – это не только приобретение воспитанниками знаний, умений, навыков, сколько упорядоченный способ присвоения социально-культурных ценностей. Тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом. Если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Знание национальной культуры – это не просто получение новой информации, это эффективное воспитание и развитие личностных качеств, формирование определенного мировоззрения, гордости за свой народ, за свою Родину, уважительное отношение к семье. К культурному наследию своих предков.
Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с народными промыслами;
- Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;
- Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;
- Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;
- Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;
- Развивать навыки художественного творчества детей;
Методы реализации проекта: наглядный, словесный, практический.
Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:
• Познавательная деятельность
• Речевая деятельность
• Художественно-творческая деятельность
• Игровая деятельность
• Работа с родителями
Приемы: Формы организации проекта:
Опрос детей.
Непрерывная Образовательная Деятельность
Чтение литературных произведений
Заучивание стихотворений детьми;
Загадывание загадок
Беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
Проведение дидактических игр;
Ознакомление детей с иллюстративным материалом
Сюжетно – ролевые игры.
Экспериментирование;
Организация образовательных путешествий.
Организация работы в центре «Искусство»
Организация работы с родителями
Самостоятельная деятельность детей.
Форма организации детей:
индивидуальная, в малых подгруппах, фронтальная
Работа с родителями:
Подобрать детскую литературу о видах и истории возникновения народных промыслов.
Сбор коллекции предметов разных видов народных промыслов
Оформление альбомов с рисунками детей «Народные промыслы России»
Форма итогового мероприятия: Создание музея «Красота ненаглядная» народные промыслы России.
Образовательная области | Центры активности | Непосредственная образовательная деятельность | Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами |
Социально- коммуникативное развитие
Познавательное развитие Речевое развитие Художественно- эстетическое развитие Физическое развитие | Сбор Центр «Сюжетно-ролевая игра» «Театрализация» Центр Манипулятивно- математический Центр «Наука и природа» Центр « Литература» Центр «Искусство» | Просмотр презентаций: «Сине-голубое чудо. Гжель», «Золотая хохлома», «Дымковские мастера», «Чудо Городецких мастеров» «Филимоновские свистульки» Цель: Познакомить детей с историй и местом возникновения промысла Выделить характерные особенности. Повторить названия предметов обихода, объяснить назначение редко используемых и неиспользуемых в современном быту предметов. Познавательная беседа «Что такое ремесло? »; Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала; Викторина «Матрёшкины загадки». Цель: Разгадывание загадок на тему «Народные промыслы» Пальчиковые игры: «Мы плели-плели», «Цветок»; Сюжетно – ролевые игры: «Ярмарка» Цель: Развивать у детей способность совместно развертывать игру, согласовывать собственный замысел с замыслами сверстников; развивать диалогическую речь детей, закрепить разнообразие и выразительность ролевых действий. Цель: учить передавать обстановку уличной ярмарочной торговли. «Мастерская народных умельцев »; Викторина «Матрёшкины загадки». Театр на конусах «Гуси-лебеди» Цель: познакомить детей с новым произведением, развивать внимание и память, при запоминании сюжета сказки используя театрализованную игру Закрепление представлений детей о театре. Развитие интереса к игре. Учить менять первоначально взятую роль по ходу развёртывания игры. Математическая игра «Расскажи про свой узор» Цель: закреплять пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу. Дидактическая игра « Повтори узор». Закрепить умение детей составлять целое изображение из частей. Уточнить представления детей о гжельской посуде, особенностях росписи. Повторить названия предметов посуды. Математическая игра «Живые числа» - Цель: упражнять в счет (прямом и обратном) в пределах 10. Совершенствовать умение обозначать число цифрами. Развивать представление о том, что результат счета не зависит от его направления. Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу. Строительная игра «Мастерская форм». Цель: Закреплять у детей знания геометрических форм. Выкладывать геометрические фигуры и предметы по условиям. Веселые матрёшки» (по образцу) Цель: Учить создавать оригинальные игрушки из использованных ранее ёмкостей, развивать фантазию, мелкую моторику рук. Оформить выставку для детей. Рассмотреть старинную посуду (из чего делали, как использовали). Исследование предметов народного творчества старины. Цель: Познакомить детей с предметами народного творчества по теме проекта. Экспериментирование: «Свойства глины»; Цель: эксперименты с глиной - опытным путем выяснить свойства глины и определить, почему её используют при изготовлении посуды Коллекционирование: Изделия народного творчества страны создание мини музея «Народные промыслы «России»
Составление описательных рассказов о дымковских игрушках - Цель: обогащать словарь, способствовать развитию связной речи. Чтение стихотворения Л.Гулыга «Пестрый хоровод». Задачи: развивать интерес к изучению народных промыслов, усиливая их восприятие через народный фольклор. «Пересказ рассказов из книги Г.Снегирева «Про пингвинов». Цель: Учить детей свободно, без повторов и ненужных слов пересказывать из книги Г.Снегирева «Про пингвинов». В.В.Гербова, с.95. Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома» Рассказывание: русская народная сказка «Гуси-лебеди» Рисование тема «Золотая хохлома». Цель: Расширять представления о хохломском промысле; учить рисовать отдельные элементы хохломской росписи; формировать умение работать концом кисти, развивать воображение. «Роспись чашки с блюдцем. Гжель» Цель: Расширять знания об истории гжельского промысла. Помочь освоить простые элементы росписи, воспитывать уважение к народным умельцам. «Веселые матрешки» Цель: Учить рисовать растительный узор в стиле Полхов-Майданской росписи, используя акварель. Вызывать интерес и воспитывать уважение к работе народных мастеров. Лепка Дымковские игрушки. Дымковский конь. Показать особенности конструктивного способа лепки дымковского коня. Закрепить умение соблюдать пропорциональное соотношение частей, учить соединять части фигурки. Пластилинография «Веселые матрешки»; Лепка из глины и роспись «Блюдце. Гжель»; Лепка из пластилина «Филимоновские игрушки»; Рисование «Укрась тарелочку. Хохлома»; Изготовление «Чудо валенок» аппликация с использованием не традиционных материалов; Рисование «Гжельские петушки». рисование Ежедневное проведение утренней гимнастики, физкультминуток, динамических пауз, бодрящих гимнастик Подвижные народные игры; Цель: Прививать любовь к народным играм: Учить детей выбирать водящих при помощи считалки, узнавать товарищей по описанию одежды, по голосу, самостоятельно придумывать загадки. Закреплять умения согласовывать свои действия с текстом. Развивать ловкость и координацию движений.
| Тематические беседы: «Русская изба» «Филимоновские игрушки свистульки» «Дымковские мастера» «Веселые матрешки» «Что такое хохлома? » «Гжель сине-голубое чудо» Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»; Д/игры: «Узнай по описанию» «Укрась слово». «Назови ласково» «Когда это бывает?» Экскурсия в музей ДОУ «Русская изба» Цель: Расширять представление детей о народных промыслах. Способствовать формированию у детей подлинной любви и уважения к своей Родине, к ее историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусств. К нам пришли гости», «Магазин промыслов» «Угостим матрешек чаем»; Цель: продолжать развивать умения самостоятельно распределять роли и договариваться о ходе игры., Театрально-игровая деятельность по русским народным сказкам: «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка». Д/и «Назови число» - закрепить с детьми соседей числа. «Сложи узор» - развивать умение анализировать образец, пространственное восприятие. «Мозаика» - развитие мелкой моторики. Диктант по клеточкам - развивать умение ориентироваться на плоскости листа в клетку. «Назови по порядку» - упражнять детей в порядковом счёте. Д/и: игры «Сложи картинку» Цель: Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память. «Волшебное превращение круга» (конструирование из бумаги, бумажная скульптура). «Опыты с бумагой» Цель: формировать представления о бумаге и её свойствах «Дерево и его свойства»; «Выбери ткань» «Проходит ли вода через песок и глину?»
Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи). Иллюстрации по теме «Народные промыслы». Чтение стихов: М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица». А. Дьякова «Весёлая дымка». Л. Гулыга «Пёстрый хоровод». В.В.Гаврилова «Индюк» «Водоноска». П.Синявский «Хохломская роспись». Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома». «Подарок из Жостова», «Дымковская игрушка», «Узоры Гжели», П. Воронько «Лучше нет родного края» Рисование Расписывание ложек под хохлому, «Матрёшкин хоровод» (все виды росписи, лепка и роспись игрушек из глины: «Барыня», «Свистулька» и др. Лепка из пластилина «Филимоновские игрушки»; Рисование «Укрась тарелочку. Хохлома»; Изготовление «Чудо валенок» аппликация с использованием не традиционных материалов; Рисование «Гжельские петушки». рисование Аппликация. «Придумай узор» « Укрась чайник» Хороводные народные игры «Гуси-Лебеди», «Каравай», «Лохматый пес», «У Миланьи, у старушки», «У медведя во бору»; Цель; Познакомить детей с многообразием народных игр. Разучить некоторые из них. Учить убегать от водящего в заданном направлении. Развивать скоростные качества, вербальное воображение. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
| Иллюстративный материал по теме « Народные промыслы» Выставка предметов народных промыслов России. Куклы в Русских национальных костюмах (картины, открытки) Географическая карта России Атрибуты к сюжетно-ролевым играм внести в группу заранее изготовленные народные игрушки Настольные театры: «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка». Театр на конусах «Гуси-лебеди» Дидактические игры: «Подбери тень» «Найди пару» «Составь букет» «Разрезные картинки» «Русские узоры» лото «Хохлома» «Художественные промыслы», «Найди отличия», «Кому что нужно», «Чудо узоры», «Собери узор»; «Какие предметы подходят для работы» Картографы: «Дерево и его свойства»; «Выбери ткань» Образцы посуды: деревянная, бумажная, фарфоровая, пластиковая фотографии, иллюстрации, книги, журналы, открытки для рассматривания Дидактические игры: «Составь картинку». «Реставраторы» «Из какой сказки петушок» «Узнай элементы узора», «Найди пару», «Собери целое» Раскраски, силуэты, обводки, карандаши, краски, фломастеры, мелки, пластилин, альбомы для рисованя Атрибуты для проведения спортивных игр. | Познакомить родителей с предстоящим проектом, его задачами (в форме объявления)
Консультация для родителей «Народные ремесла и промыслы» Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи); Рекомендация в выходные дни посетить с детьми Этнографический музей; привлечение родителей к сбору предметов народных промыслов для мини-музея; совместное изготовление поделок/выставка «Народные промыслы» своими руками; Рекомендация в выходные дни посетить с детьми Этнографический музей; Заинтересованность родителей деятельностью ребенка в группе; Помощь детям в разучивании стихов;
|
Приложение
.
Русская народная игрушка
История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка - одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие.
Основным материалом для изготовления игрушек были глина и дерево, а начиная с первой половины 19 века - папье-маше. Мастерили также игрушки и из соломы, мха, еловых шишек, льна. Как глиняные, так и деревянные игрушки изготавливались во многих местах России. Можно указать наиболее важные центры: деревянную игрушку больше всего делали в Московской и Нижегородской губерниях, глиняную - в вятке, Туле, Каргополе. Многие из промыслов существуют и по сегодняшний день. Наиболее крупным центром деревянной игрушки издавна был Сергиев Посад с прилегающими к нему селениями. В игрушках Сергиева Посада преобладали жанровые изображения, фигурки барынь, гусаров, монахов. Очень интересными по форме и раскраске были "барыни-дуры" (как их называли сами кустари), 30-40 см. высотой, они вырезались из так называемого "трехгранника". Из одной его стороны получалась "спина", а две другие грани, сходящиеся на угол, обрабатывались мастером наподобие высокого рельефа.
Немногоцветная условная роспись создавала выразительный художественный образ. По сюжету и стилистически с "барынями" и "гусарами" связаны скульптурные миниатюрки - "китайская мелочь". Это крошечные, раскрашенные деревянные фигурки, величиной в 4-5 см., разнообразные и любопытные по своим сюжетам.
Другим центром игрушек, образовавшимся позже, в начале 18 века, была деревня Богородская, ставшая крупным промыслом деревянной игрушки. Богородская резьба и сейчас занимает значительное место в декоративном искусстве. Богородские мастера, передавая из поколения в поколение традиции своего искусства, создали игрушки своеобразные, неповторимые.
Прекрасно используя художественную выразительность фактуры и цвета дерева, мастера умело сочетают в игрушке гладкую обработку поверхности с неглубокими порезками и выемками, которыми они передают различные детали. Для богородских игрушек характерны сюжетные, групповые композиции, жанровые сцены, мастера часто используют сказочные и исторические темы. Многие игрушки делаются движущимися, что усиливает их выразительность.
Крупным центром производства деревянной и детской игрушки была и Нижегородская губерния, во многих ее районах - Городецком, Семеновском, Федосеевском - вырезались и расписывались игрушки. Основной сюжет городецких игрушек - лошади в упряжках. Лаконизм этих игрушек породил своеобразную стилизованность формы. Раскраска этих игрушек близка к раскраске детской мебели, сундуков, туесков, создавших славу городецкой росписи.
Особый интерес представляет собой дымковская игрушка, по названию слободы Дымково, близ города Кирова. Ассортимент дымковских игрушек чрезвычайно разнообразен: барыни, кормилицы, всадники, гусары, фантастические птицы и животные, многофигурные сюжетные композиции. Упрощенно-лаконичной пластике дымковских игрушек соответствует характер ее декоративной росписи, поражающей своей красочностью, оригинальностью.
Глиняные игрушки Воронежской, Тульской, Архангельской областей по внешнему виду отличаются друг от друга, но всем им присущи необыкновенная ясность и простота форм, красота и фантазия.
На лучших образцах народной игрушки учатся современные художники, учатся искать мудрость в простоте, учатся совершенному владению материалом.
Русская матрешка.
Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу, привезенному из Японии.
Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий.
Первая матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца. Ее создателями были токарь В.П. Звездочкин, который выточил первых деревянных кукол и художник С.В.Малютин. Изначальные сюжеты русских матрешек были исключительно женскими: румяных и полных деревянных красных дев рядили в сарафаны и платки, изображали их с кошками, собачками, корзинками, цветами, хлебом-солью и т.п. Неожиданно выяснилось, что русские матрешки пользуются большой популярностью в Европе, особенно в Германии и Франции. В начале XX-го века начался просто массовый вывоз матрешек за границу. Собственно в это время за матрешками и закрепилось репутация “исконно русских”.
- Интересно и то, что после появления первой матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им кукла Матрена! И все они делали это по-разному.
Матрёшки из Сергиева Посада
Я из Сергиева Посада. Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор на переднике узор.
Знаменит платочек мой разноцветною каймой.
До конца 90х годов XIX века матрёшки изготовлялись в московской мастерской “Детское воспитание”, а после её закрытия производство и роспись матрёшки освоили учебные показательные мастерские в Сергиевом Посаде, старинном центре по изготовлению игрушек. Именно здесь вскоре началось массовое производство этой игрушки, и был выбран тип матрёшки, которую называют Сергиево-Посадской или Загорской. Бурный расцвет искусства изготовления и росписи Сергиево-Посадской матрёшки в первые десятилетия XX века был настолько своеобразен, что определил стиль росписи матрёшки в России на многие годы. В это время были созданы основные типы росписи Сергиево-Посадской матрёшки, главной отличительной чертой которой является стремление отобразить в росписи современную жизнь. Сергиев Посад был колоритным исконно русским городком. Большая базарная площадь, расположенная напротив монастыря, почти всегда была заполнена пёстрой шумной толпой: купцами, монахами, богомольцами, ремесленниками. В 1910 году в Сергиевом Посаде была организована артель “Кустарь-художник” - куда вошли почти все местные мастера. В 1928 году она была преобразована в фабрику игрушек, существующую и по сей день. Матрёшка из Сергиева Посада имеет ряд отличительных черт: приземистую форму, верх, плавно переходящий в утолщающую нижнюю часть фигурки, роспись гуашью и лаковое покрытие.
Матрёшки из Полховского Майдан
А я, подружки, из Майдана.
Могу я стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
Своей формой Полховская матрешка заметно отличается от своих Сергиевских и семеновских сестер. Кроме того, удивляет ее необыкновенное многообразие от многоместных, подчеркнуто вытянутых по вертикали фигурок с маленькой, жестко очерченной головкой до примитивных одноместных фигурок – столбиков и толстеньких, похожих на грибки, куколок. Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново-красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. “Цветы с наводкой” – наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись, более близкая и “пестрение” – украшение при помощи отдельных мазков, “тычков” и точек. Мастера Полховского Майдана, как и мериновские и семеновские соседи, расписывают матрешку анилиновыми красками по предварительно загрунтованной поверхности. Красители разводятся спиртовым раствором. Роспись же Сергиевских матрешек производится без предварительного рисунка гуашью и лишь изредка акварелью и темперой, а интенсивность цвета достигается при помощи лакировки.
Матрёшка семёновская
Я из тихого зеленого городка Семёнова.
Я в гости к вам пришла.
Букет цветов садовых розовых, бардовых
В подарок принесла.
Одним из основных центров по изготовлению и росписи матрёшек является город Семёнов. Именно здесь родилась знаменитая хохломская роспись, в орнаментальных рисунках которой есть мотивы, восходящие к культуре древней Руси. В своей росписи семёновские мастера идут от традиций “травного” орнамента Древней Руси. Мастера - семёновцы оставляют больше незакрашенного дерева, расписывают матрёшку анилиновыми красками, затем лакируют. Вначале намечают росчерком тонкой кисточки контуры лица, глаза, губы, наводят румянец. Затем рисуют платок на голове у матрёшки, рисуют юбку, передник, руки. Основой композиции в росписи семёновской матрёшки, считается фартук, на котором изображён букет пышных цветов. В манере исполнения этого букета и просматриваются приёмы росписи древнерусских мастеров. С течением времени рисунок букета как бы наливался соками трав, становился более плотным, красочным и живописным. В настоящее время мастера используют в росписи три цвета – красный, синий и желтый, варьируя сочетания цветов платка, сарафана и фартука. Главным в колорите семёновской матрёшки является решение основного цвета в букете, который задаёт тон всему цветовому строю. Букет по традиции располагается на фартуке асимметрично, несколько смещён вправо. Семёновские токари создали свою форму матрёшки, которая в отличие от Сергиево-Посадской матрёшки имеет большую стройность, относительно тонкий “верх”, который резко переходит в утолщённый “низ”. Знаменитая семёновская матрёшка отличается от матрёшек других центров своей многоместностью; в неё вкладывают до 15-18 разноцветных кукол. Именно в Семёнове была выточена самая большая 72-местная матрёшка, диаметр которой 0,5 метра, а высота 1 метр.
Вятская матрешка
Наши губки бантиком,
Да щечки будто яблоки,
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Мы матрешки вятские
Всех на свете краше.
Расписные, яркие
Сарафаны наши.
Жители Вятки и окрестных деревень издавна занимались производством игрушек. Особое своеобразие вятской расписной деревянная куклы в том, что матрёшку стали не только расписывать анилиновыми красителями, но и инкрустировать соломкой. Инкрустация соломкой художественных изделий из дерева на столярной основе, главным образом коробок и шкатулок, известна в этих краях давно. Для инкрустации используется ржаная соломка, которая выращивается на специальных участках и аккуратно срезается серпом вручную. Одна часть соломы для получения декоративного эффекта проваривается в растворе соды до золотистого цвета, другая остаётся белой. Затем солому разрезают, приглаживают, штампиком выбивают детали нужного рисунка. Наклеивают соломку по сырому нитроцеллюлозному лаку. Расписанную анилиновыми красителями и инкрустированную соломкой матрёшку покрывают масляным лаком. Вятская матрёшка наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо этой матрёшки завораживает и притягивает вас, настолько они мило и приветливо.
Авторская матрешка
В настоящее время фантазии современных художников нет границ. Традиционный тип Сергиево-Посадской матрёшки, держащёй в руке какой-нибудь предмет, в настоящее время пополнился многочисленными вариантами матрёшек – девушек, женщин, иногда даже пожилых, с корзинами, полными фруктов, самоварами и лукошками. Все большее распространение получают матрешки, на фартуках которых изображены сюжеты из русских народных сказок. Художники, обладающие достаточным техническим мастерством, воспроизводят эти сцены в технике лаковой миниатюрной живописи декоративного Палеха или реалистического Федоскина. Заметнее становится тенденция использовать в росписи современной матрешки декоративные мотивы, характерные для традиционных центров русской народной культуры.
Особенности изготовления и этапы росписи матрешки.
- Интересно, а как же рождается матрешка?
Делают матрешек из лиственницы, липы и осины, срубленных обязательно ранней весной.
Древесина выдерживается два - три года, затем обтачивается на станках, тщательно обрабатывается.
Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтобы не было ни сучка, ни трещинки, и, только убедившись в качестве заготовки, приступает к работе.
Сначала точит самую маленькую матрешечку, порой она бывает совсем крошечной, меньше ногтя, затем больше, больше ...
Этапы росписи матрешки. Шлифовка заготовки. Обводка контура узора. Прорисовывание фона. Прорисовывание деталей. Окончательная обводка. Лакировка.
Золотая хохлома
Золотая хохлома – один из старинных самобытных русских народных промыслов, на протяжении веков формирующий быт и жизненный уклад целых поколений и являющийся неотъемлемой частью российской культуры.
"Хохлома" - старинное местное слово, связанное с языком проживавших на территории Заволжья финно-угорских народов. Имя Хохлома было дано протекающей здесь реке, на которой возникла деревня - тоже Хохлома, разросшаяся еще к XVI веку в крупное торговое поселение. В течение нескольких столетий ремесленники, родившиеся в окрестных деревнях, свозили сюда для продажи изготовляемую ими расписную деревянную посуду и ложки, которые также стали называть хохломой.
Искусство хохломы возникло и развивалось в лесах Заволжья, в массовом местном промысле, изготовлявшем деревянную токарную посуду и ложки, впитывая в себя драгоценное наследие художественной культуры Древней Руси и вековой трудовой и творческий опыт множества талантливых мастеров народных ремесел. От одного поколения художников к другому в промысле передается уникальная технология окраски дерева в золотой цвет без применения золота, известная еще иконописцам Древней Руси и приспособленная местными самобытными изобретателями к декорировке деревянной посуды. Производство хохломской посуды долгое время сдерживалось дороговизной привозимого олова. Обеспечить оловом мастеров мог только очень состоятельный заказчик. В Заволжье такими заказчиками оказались монастыри. Так, села Хохлома, Скоробогатово и около 80 селений по рекам Узоле и Керженцу работали на Троице-Сергиев монастырь. Из документов монастыря видно, что крестьяне этих сел вызывались для работы в мастерских Лавры, где могли познакомиться с производством праздничных чаш и ковшей. Не случайно, что именно хохломские и скоробогатовские села и деревни стали родиной оригинальной росписи посуды, так похожей на драгоценную.
Так, начиная с XVII века, на всю Россию славилась расписная деревянная посуда заволжских мастеров. «Парадная» посуда изготавливалась по особым заказам небольшими партиями из разных пород дерева, разных форм и художественной отделки, и предназначалась для дарения именитым гостям и иностранным послам.
Искусство хохломы - это не только красиво выполненная роспись, но и умение создавать выразительную форму изделия, знание сложной технологии обработки дерева. И немногие знают, сколько труда и терпения, сноровки и истинного вдохновения требует людей разных специальностей этот сложный процесс.
Хохломской рисунок еще характерен тем, что на черном, золотистом или красном фоне создавался лиственно-ягодный, так называемый травный, орнамент – изображения земляники, малины, ежевики, крыжовника, смородины, рябины и т.п. – выполненный сочетаниями красного и золотистого, красного и черного или же золотистого и черного цветов.
В современной хохломской росписи сохраняется стиль и колорит традиционного орнамента, «верхового» и «фонового», но цветовая гамма - расширена. Кроме черного, красного и золотого цвета - традиционного триколора, пришедшего из иконописи, используются зеленый и желтый, оранжевый и коричневый цвета. Символом хохломской росписи стала огненная жар-птица, украшенная яркими цветами. Столицей золотой хохломы по праву считается город Семенов, расположенный в Нижнегородской области.
Сегодня Семенов это развитый туристический центр в котором проводиться фестиваль «Золотая хохлома - душа России». Здесь есть что посмотреть. Туристы могут посетить музейно-туристический центр «Золотая Хохлома» или фабрику «Хохломская роспись», чтобы пройтись по ее цехам, увидеть, как рождается и расписывается деревянная ложка, панно, матрешка, красивая посуда, мебель. Гостям нашего города предоставляется возможность приобрести уникальные изделия народных промыслов. Так семеновская хохлома стала для всего мира визитной карточкой города. Это действительно душа России.
Гжельское искусство
Первое упоминание Гжели в исторических документах ("Духовная грамота" Ивана Калиты ).XVI век. В завещании царя Ивана IV "Грозного" Гжель значится среди "государевых дворцовых волостей". XVII век. В 1663 году царь Алексей Михайлович издает указ "во гжельских волостях для аптекарских и алхимических сосудов приискать глины".
В 1710 году Гжельская волость целиком приписывается к аптекарскому приказу "для дела алхимической посуды" и к концу века состоит из 16 деревень, где находится 681 двор и живет 4542 человека. Начало XIX века.
Продукция Гжели именуется "палевой и цветной посудой", "лучшею из всех делаемых в России сего рода посуд", а сама Гжельская волость "весьма славной".
Уже в эпоху Петра I делались попытки организовать в России производство художественной керамики, но результаты их дали себя знать лишь в середине XVIII в.
Честь создания русского художественного фаянса принадлежит московскому купцу Афанасию Гребенщикову, который на своем заводе впервые в России в 1747 году освоил выпуск тонкой майолики или ценины, как ее тогда называли. Майоликовые изделия имели толстый цветной черепок, покрытый белой эмалью; большая часть их оставалась без росписи. Славу же гребенщиковской посуды составили именно те изделия, которые несли на своей чуть голубоватой поверхности прекрасные синие рисунки. Формы их были выдержаны в стиле барокко и заимствовались с фарфоровой и серебряной посуды, а роспись ориентировалась на образцы модного дельфтского фаянса из Голландии, который становился эстетическим идеалом своего времени. Преобладали орнаментальные мотивы, исполненные синей краской, каждый из которых был не копией, а вариантом "противу заморского образца". Они составлялись из элементов, характерных для росписей эпохи: рокайльных завитков, стилизованных корзин с цветами, мотивов раковины, каемок с диагональными пересечениями. Орнаменты покрывали крупные суповые чаши (терины), блюда, лотки, на каждом предмете имея оригинальную трактовку, в основе которой лежал принцип крупного декоративного пятна на светлом фоне.
Другой характерный принцип декорирования гребенщиковской посуды - белый кружевной узор на голубоватом фоне с геометрическими элементами и элементами корзиночного плетения. Не все изделия завода Гребенщикова имеют равноценное художественное значение: одни из них - высокие образцы майолики, созданные подлинными мастерами, другие выдают руку начинающего мастера. Первые делались на заказ, использовались при императорском дворе, в казенных учреждениях или в домах аристократии (например, суповая миска с гербом известного писателя и театрального деятеля П. А. Сумарокова), вторые шли в продажу. Завод Гребенщикова оказал влияние на все дальнейшее развитие русской художественной керамики. В частности, огромное значение имел опыт этого завода для крупнейшего гончарного района России - Гжели.
В истории русской керамики Гжель занимает особое место не только потому, что именно она стала центром народного керамического искусства, но и в силу того, что снабжала многие заводы глиной, поставляла превосходные кадры гончаров; они, в свою очередь, несли глубокие традиции гончарного искусства в другие места: гжельские крестьяне повсеместно основывали керамические предприятия. С гжельской майолики XVIII в. и начинается история развития народной художественной керамики в России. Вслед майолике в XIX веке началось изготовление полуфаянса, фарфора и фаянса. Всего за 50 лет Гжель освоила все основные виды художественных изделий из глины.
Наиболее яркие страницы этой истории приходятся на вторую половину XVIII в., когда в Гжели, расположенной в 50 верстах от Москвы, почти все население 30 деревень стало изготовлять майолику. По своеобразию и мастерству исполнения наиболее интересны кумганы и квасники, для которых характерна специфическая, многократно варьируемая форма. Дисковидное набухшее тулово с хоботообразным носиком устанавливалось на львиные лапы и увенчивалось двучастной шейкой с крышкой. У квасников в середине тулова-диска - отверстие. Неповторимую прелесть придают гжельским кумганам и квасникам скульптурные фигурки, размещавшиеся то на "плече" дисковидных сосудов, то на самой поверхности их: изображения мужчин с музыкальными инструментами, женщин, читающих книги, мамок с детьми; иногда из фигурок составлялись жанровые сценки охоты, войны и т. п. Такого рода сосуды служили украшением праздничного стола, наполнялись брагой, пивом и фруктовыми квасами. Большой интерес представляет и роспись на гжельских майоликовых изделиях, не претендующая на изысканность, выполненная в манере, близкой лубку. Она отличается мастерством композиции и цветовой гармонией. Каждая картинка - плод творчества гончара, человека зачастую неграмотного, но с чутьем художника, позволяющем объединить в своем творчестве наблюдения над природой, городской и деревенской жизнью, впечатления от других видов искусства и плоды собственной фантазии. Уверенной рукой на необожженную эмаль наносился коричневый контур, который внутри заполнялся зеленой, синей, коричневой и желтой краской. Архитектурные мотивы, животный и растительный мир нашли, главным образом, отражение в гжельских рисунках, иногда человеческие фигуры, но более всего - птицы, столь любимые народным искусством. Они изображались в разных позах: стоящими, сидящими, порхающими, клюющими, устроившимися на ветвях, оглядывающимися назад.
Еще одну черту, присущую народному искусству, унаследовала гжельская майолика - сопровождать изображение надписями о времени изготовления сосуда, именах мастера или владельца. Благодаря гжельским сосудам мы знаем таких мастеров Гжели XVIII в., как Никифор Семенович Гусятников, Иван Никифорович Срослай, Иван Иванович Кокун.
Особую область гжельской майолики составляет скульптура. Она столь же своеобразна, как и посуда, необычайно жизненна, мастерски, с остроумно найденными решениями выполнена. Образы, взятые из реального быта своего времени, привлекают не только художественным мастерством исполнения, но и высокой степенью обобщения.
Гжельская майоликовая мелкая пластика способствовала в дальнейшем пробуждению интереса к этой области декоративно-прикладного искусства и появлению множества фарфоровых фигурок и композиций не только на гжельских, но и других русских фарфоровых заводах. В XIX в. получили распространение еще два вида художественной керамики - полуфаянс (его создавали только в Гжели) и тонкий фаянс.
Искусство полуфаянса явилось прямым продолжением гжельской майолики. Остался почти без изменений ассортимент изделий (кувшины, кумганы, квасники, рукомои, чернильницы, солоницы), сохранялась прежняя архитектура форм, столь же бережное отношение к декору и его связи с формой. Но полуфаянс отличался от майолики технологически, родился в другое время, и потому его художественный образ стал иным.
Изделия из полуфаянса имели белый черепок, однако он все еще оставался толстым, его расписывали после обжига синей краской и поливали прозрачной глазурью. Сочетание белого черепка с синей росписью, которая носила почти исключительно орнаментальный характер с преобладанием растительных форм, составляет специфику полуфаянса.
Благородное сочетание синей краски и белого фона знали и использовали с давних пор: в китайском фарфоре, дельфтском фаянсе, английском тонком фаянсе. Однако по образному содержанию, композиционному строю, характеру мазка, месту, которое занимали на сосуде, гжельские синие росписи на белом фоне полуфаянсового черепка совершенно самостоятельное явление в керамике.
XIX век принес бурное развитие фаянсовой промышленности, развивавшейся параллельно с производством полуфаянса в Гжели. Изменилась технология фаянсового производства, иным стал художественный образ нового керамического материала. В отличие от майолики и полуфаянса, фаянс имел тонкий, белый, легкий черепок, покрытый прозрачной глазурью. Он шел на изготовление, главным образом, столовой посуды. Чрезвычайно разнообразны способы его декорирования: цветные поливы по гладкой или рельефной поверхности, подкрашивание массы, кистевая роспись красками и люстром. Однако самое широкое распространение получил способ переводной печати, изобретенный в Англии специально для этого вида керамики. Он оказался наиболее экономичным, что было чрезвычайно важно для художественной промышленности.
В советское время основное место стало принадлежать тонкому фаянсу. Полуфаянс нашел продолжение в другом керамическом материале - он вдохновил советских художников на создание гжельского фарфора, сохранившего традиции полуфаянса и, в определенной мере, его художественный образ.
После полуфаянса настал фарфоровый период в производстве Гжели. К концу XIX века гжельским умельцам удалось добиться неординарных художественных и технологических высот при изготовлении посуды. Тончайший фаянс и белоснежный фарфор не только радовали глаз, но и были очень прочными.
После революционных событий 1917 года все гжельские заводы были национализированы и пребывали в запустении вплоть до середины XX века.
Сегодня искусство гжели вновь возродилось, и даже более того, получило мощный толчок в развитии благодаря новым современным технологиям.
Дымковские игрушки
Дымковская игрушка – оригинальный глиняный промысел, зародившийся и сохранившийся исключительно на территории Вятского края (Кировской области), в слободе Дымково, где издавна селились печники и гончары. Мало какой другой регион России имеет столь яркий и самобытный символ, какой имеет Вятский край в виде дымковской игрушки.
История дымковской игрушки насчитывает около 400 лет. Первыми дымковскими игрушками были свистульки в виде коней, баранов, козлов и уточек, изготавливаемые к ежегодному празднику "Свистуньи", или "Свистопляски" – проводимому в честь погибших в битве 1418 года между вятчанами и устюжанами у стен Хлыновского кремля (Хлынов – старое название Кирова). Согласно преданию, ночью, не узнав друг друга, вступили в бой два дружественных друг другу войска. По случайно погибшим ежегодно справляли тризну. Позже она переродилась в народные гуляния. Празднество продолжалось несколько дней и было наполнено свистом вятчан из разноцветных свистулек. «Когда попадаешь на площадь и идешь среди свистящей толпы, кажется, что ходишь по воздуху. У всех смеющиеся и какие-то дерзкие лица. Идущие люди бережно держат перед лицами глиняную небольшую игрушку, ценой в три или пять копеек, изображающую двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану и свистят...» («Вятские записки», В. Лебедев.).
В прошлом изготовление дымковской игрушки было семейным промыслом. В летние месяцы заготавливали глину, толкли вручную или растирали в краскотерках комовой мел, в остальное время - лепили, сушили, обжигали изделия, ближе к «Свистунье» белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали ромбиками золотистой потали. А весной на лодках привозили дымковскую игрушку в город на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых.
В конце 19 века промысел пришел в упадок. В 30-е годы 20 столетия в рамках возрождения некоторых народных промыслов была оказана поддержка возрождению и промысла дымковской игрушки. Несколько потомственных мастериц организовали артель "Вятская игрушка" при поддержке первого исследователя промысла – художника А.И. Деныпина. Игрушка лепится из местной красной глины по частям (в отличие от других игрушек, которые лепятся из единого куска глины). Перед обжигом игрушки высушивают и только потом обжигают. Раньше игрушки обжигали в настоящей русской печи, теперь обжигаются в муфельных печах.
Ранее обжиг игрушки производился русских печах. Сегодня обжиг производится в муфельных печах. |
|
Обожженная дымковская игрушка имеет красно-коричневый, обыкновенный для глины цвет. Для побелки используется смесь мела и молока, в которую окунают дымковскую игрушку. При этом поверхность покрывается плотным белым слоем. Для раскрашивания использовали сухие краски, растертые на яйце. Сейчас используется гуашь, разведенная на яйце. За 400 лет развития промысла, несмотря на разнообразие композиционных решений, устоялись определенные сюжеты дымковской игрушки, закрепились определенные оформительские приемы и определенная цветовая гамма. Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Неразбавленные яркие краски создают ощущение радости жизни. Узоры имеют простые геометрические формы: круги, клетку, волны. В целом в каждой игрушке может быть использовано до 10 цветов. Вплоть до сегодняшнего дня дымковская игрушка изготавливается вручную, каждая игрушка – неповторимая авторская работа. По-прежнему основными мотивами дымковской игрушки являются кони, барыни, индюки, бараны, петухи, олени, а также групповые композиции. Исторически сначала основной тематикой были все-таки животные и женские фигурки. Позже, с развитием промысла, возникли и городские мотивы. Дымковской игрушке по-прежнему свойственна некоторая ирония: козлы и бараны наряжены в яркие шаровары, медведи играют на музыкальных инструментах.
Сегодня мастера соблюдают традиции дымковской игрушки, но все равно каждая мастерица (а промысел этот исключительно женский) старается выработать свой особый авторский стиль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-творческий проект для детей старшей группы «Народные промыслы России».
Цель: обобщать знания детей о декоративно - прикладном искусстве; - развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству; - обобщить результаты коллективной творческой деятельности...
Информационно - творческий проект для детей старшей группы « Народные промыслы России»
Информационно-творческий проект для детей старшей группы «Народные промыслы России». Тип проекта: информационно - творческий; Продолжительность проекта: среднесро...
Конспект занятия – по народному декоративно-прикладному искусству в старшей группе. «Народные промыслы России»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Коммуникация»Цель:Знакомство детей с изделиями народных п...
Конспект занятия в старшей группе "Народные промыслы России"
С детьми закрепили знания о народных промыслах(Хохломской,дымковскои,гжельской росписи и дригих...
Конспект занятия – по народному декоративно-прикладному искусству в старшей группе«Народные промыслы России»
Знакомство детей с изделиями народных промыслов....
Конспект занятия – по народному декоративно-прикладному искусству в старшей группе. «Народные промыслы России»
Конспект занятия...
Конспект занятия по народному декоративно-прикладному искусству в старшей группе. «Народные промыслы России»
Знакомство детей с изделиями народных промыслов несет в себе много возможностей. . Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народ...